Из недр Донской земли
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя образовательная школа № 17
с.Крученая Балка
«Из недр Донской земли»
(разработка урока)
3 класс
Вариативный курс «Доноведение»
Разработала:
Сукачева Наталья Александровна
Педагог дополнительного образования
с.Крученая Балка
2013г.
Тема: Из недр Донской земли
Цель: показать многообразие полезных ископаемых Ростовской области.
Задачи:
обучающие:
сформировать представление учащихся о полезных ископаемых, их свойствах, использовании;
познакомить с основными полезными ископаемыми Ростовской области.
развивающие:
развивать логическое мышление учащихся при решении проблемных задач.
воспитывающие:
воспитывать бережное отношение к природе, уважение к труду людей, занятых в добыче полезных ископаемых.
Тип занятия: Урок изучение нового материала.
Методы: словесный, наглядный.
Оборудование: ПК, презентация «Богатства недр Донской земли», Школьный атлас Ростовской области, образцы полезных ископаемых, рабочая тетрадь «Доноведение».
ХОД УРОКА:
Организационный момент.
Педагог: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычное занятие. Мы погрузимся в таинственный и удивительный мир недр нашей Донской земли. (Слайд 1)
Мотивация деятельности и актуализация знаний.
Педагог: (Слайд 2) Посмотрите на нашу планету Земля! Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства лежат на поверхности, другие спрятаны глубоко в недрах
- А как вы думаете, что это за богатства? (Дети высказывают свои предположения)
Педагог подводит детей к итогу, читая стихотворение:
Какие хитрые секреты
Таят обычные предметы:
Блестят в солонке минералы!
Снежинки – это же кристаллы!
Фольга, скрывавшая конфету -
Металл такой же, как в ракетах.
Таит его простая глина,
Сестра сапфира и рубина!
А коль споткнешься ты о камень,
Не думай, что виной булыжник,
И тут всесильная природа
Тебе подсунула породу!
Изучение нового материала.
Педагог: Ребята, так, а что за «породу нам подсунула всесильная природа»? (возможные варианты детей: камень, горная порода)
Правильно, это горная порода – твердая сплошная масса, составляющая основу «каменного слоя Земли» – литосферу (от греч. Litos – камень).
- А почему говорят именно «горная порода»? (возможные варианты детей: это понятие появилось с давних пор, когда руду добывали только в горах)
- А как называются горные породы, которые использует человек? (возможные варианты детей: полезные ископаемые)
- А что же такое «полезные ископаемые»? (Слайд 3)
Полезные ископаемые – это природные богатства, которые человек добывает из глубины Земли или ее поверхности и использует. (учащиеся записывают определение в тетради)
- Какие полезные ископаемые вы знаете? (возможные варианты детей: нефть, газ, уголь, железная руда)
- А как и где человек использует эти богатства? (Слайд 3, беседа по схеме)
- Богата ли наша Ростовская область полезными ископаемыми? (Слайд 4, Атлас стр.3)
Педагог: Из недр нашего края добывается много полезных ископаемых, но особенно богата донская земля запасами каменного угля (Слайд 5). А когда же стало известно о таких богатствах в нашем краю? Представьте, стояла холодная весна 1696 г., недалеко от городка Черкесска (ныне станица Старачеркасская) расположились русские войска, готовясь к штурму Азова. Каждую ночь пылали тысячи костров. Камыш, валежник (упавшие на землю деревья) – все шло в огонь. У одного огня грелся Петр 1, подошедшие казаки принесли куски черного камня и бросили в огонь, отчего через некоторое время он запылал еще жарче. Увидев это, Петр 1 сказал: «Сей минерал, если не нам, то потомкам нашим зело полезен будет».
А в 1721 году для исследования Верхнего и Среднего Дона был послан крепостной рудознатец Г.Г. Капустин, он обнаружил много месторождений каменного угля. Это и положило начало работам по разведке угля на территории нашей области. На Украине в г.Макеевка установлен памятник этому великому рудознатцу. (Педагог демонстрирует образец каменного угля учащимся)
На территорию нашей области заходит восточная часть Донецкого угольного бассейна, где преобладают высококачественный антрацит и коксующийся угли.
- В какой части нашей области расположен Донбасс? (Атлас, стр.3)
- А как же на нашей территории образовался уголь на территории нашей области?
(Слайд 7) Уголь образовывался в различные периоды развития Земли. Что происходило в то время и как образовался уголь? Уголь располагается в земной коре в виде пластов длиной до нескольких километров и толщиной до трех метров между скальными породами.
Уголь представляет собой остатки древнейших деревьев и растений, которые росли в болотистых джунглях в теплом влажном климате сотни миллионов лет назад. В таких болотах преобладали быстрорастущие тростники и папоротники гигантских размеров. Со временем они отмирали и падали в болото. Это спасало их от гниения. Бактерии перерабатывали некоторые части деревьев, превращая их в газ, который улетучивался. Оставалась черная масса, состоящая в основном из углерода. В дальнейшем она превращалась в пласт угля. Буйная растительность постепенно наращивала этот пласт до толщины в несколько метров. В конце концов этот процесс останавливался, когда данный участок покрывался водой. В результате пласты угля покрывались слоями донных отложений и песка.
Со временем давление верхних слоев вытесняло жидкость, оставляя пастообразную массу, которая, медленно застывая, превращалась в уголь. На нашей территории этот процесс повторялся насколько раз. Образовавшийся слой осадков покрывался водой, на этом месте заново образовывалось болото. Опять появлялся слой растительности, и снова он затоплялся. Таким образом создавались слои угля, разделенные между собой и лом и песком, со временем затвердевшими. Для превращения дерева в уголь требуются многие тысячи лет. Легко видеть подтверждение того, что уголь произошел от дерева. Изредка в угле находят хорошо сохранившиеся отпечатки папоротника, коры деревьев, а также окаменелые куски стволов и пни.
Итак, на территории Ростовской области уголь лежит глубоко в земле, поэтому что бы его добыть строят шахты. (Слайд 8) Но во время добычи из недр достается очень много ненужной пустой породы, ее ссыпают вблизи шахт, формируя терриконы. (Слайд 9)
Педагог: На Донской земле открыто несколько месторождений нефти и природного газа. (Слайд 10)
- Назовите их условные обозначения? В какой части в области они находятся?
(Педагог демонстрирует образец железной руды)
Педагог: Ребята, как вы думаете, что это за полезное ископаемое? (возможные варианты детей: железная руда) (Слайд 11)
Педагог: Большинство рудопроявлений Ростовской области находится на значительных глубинах (500-1000м) и содержит низкие концентрации металлов, поэтому при существующих технологиях добыча не возможна.
Педагог: Давайте отдохнём.
Физкультминутка.
Упражнение «В космосе»
Цель: развитие координации движений.
Всех родных оставив дома,
Я поднялся с космодрома. (Руки постепенно тянутся вверх)
И послав привет Земле (прощальный жест руками)
Улетел на корабле. (Взмахи руками)
Долго вокруг Земли вращался, (круговые вращения туловищем)
Делал множество витков. (Очерчивают рукой витки)
Я крутился, крутился (вращательные движения туловищем), а потом я приземлился.(Приседают).
Педагог: Продолжим знакомство с полезными ископаемыми Ростовской области. Давайте посмотрим на карту, какие полезные ископаемые есть на территории области?
(Слайд 12,13 Беседа о неметаллических и строительных полезных ископаемых, подкрепленная демонстрацией образцов)
Педагог: Так же в Ростовской области имеются запасы целебных грязей и минеральных вод. (Слайд 14) Целебные грязи давно известны в Маныческих озерах. Озеро Пеленкино, вблизи города Азов, богато сероводородным илом. Целебные глины найдены и вблизи города Новочеркасска. Также в регионе более 20 минеральных источников. Многие воды хорошо известны вам – «Аксу», «Аксинья», «Иверская» и др.
Педагог: Как должен человек относиться к полезным ископаемым? Как их сохранить для наших потомков? (экономнее использовать)
Закрепление пройденного материала.
Педагог: Как вы думаете хорошо для нашей области иметь запасы различных полезных ископаемых и почему? (ответы учащихся)
(Обучающиеся в рабочей тетради записывают основные полезные ископаемые нашей области Каменный уголь, природный газ, фосфориты, стекольные пески, песчаник, мел, глина.
Педагог: Разгадайте кроссворд (Приложение 1)
(на решение кроссворда отводится не более 6-8 минут, затем учащиеся меняются и происходит взаимопроверка (Слайд 16).
Рефлексия.
Педагог: Как вам понравился наш урок? (Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске (Слайд 17)
Подведение итогов. Домашнее задание.
Педагог: Рабочая тетрадь «Доновдение» с. 64 описать полезное ископаемое – каменный уголь (или мел) по плану.
Педагог: Не все богатства нашего региона еще выявлены, геологи до сих пор продолжают поиски. Может быть, в будущем кто-то из вас станет геологом и обнаружит новое месторождение полезного ископаемого. (Слайд 18)
До свидания!
Список литературы.
Астапенко М.П. Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края: Книга для чтения в начальной школе. Ростов н/Д. 2011.
Мартынова М.И., Алексенко В.Н. География Ростовской области. Ростов-на-Дону, 2010.
Сухаревская Е.Ю. Доноведение: Методические разработки уроков и празников мероприятий для учителей начальных классов. 3 класс. Ростов н/Д. 2009.
Сухаревская Е.Ю. Программа вариативного курса «Доноведение» для начальной школы. 2-4 классы. Программа патриотического клуба «Дончата». 1-4 классы. Ростов-на- Дону, 2013.
Сухаревская Е.Ю. Доноведение: Рабочая тетрадь(3 класс), Ростов-на-Дону, 2013.
Хрусталев Ю.П., Смагина Т.А., Меринов Ю.Н., Кизицкий М.И., Кутилин В.С. Житников В.Г. Природа, хозяйство и экология Ростовской области. Батайск. 2002.
Школьный атлас Ростовской области. М. 2004.
Физкультминутки: упражнения, игры, комплексы движений, импровизации. – Вып.3/ Авт.-сост. Ю.А. Вакуленко. – Волгоград: Учитель, 2007.
15