Рабочая программа по русскому языку (7 класс) для больных детей, обучающихся на дому
Город Кропоткин Кавказский район Краснодарский край
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1 имени С.В.Целых
города Кропоткин муниципального образования Кавказский район
УТВЕРЖДЕНО
решение педагогического совета
от 31августа 2015 года протокол №1
Председатель__________Л. И. Рябцева
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По русскому языку
для больных детей, обучающихся на дому
Уровень образования (класс) основное общее образование 7 класс
Количество часов 102
Учитель Полубейникова Светлана Анатольевна
Программа разработана на основе: Федерального
компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы
основного общего образования по русскому языку и программы М.Т..Баранова, Т.А.Ладыженской,
Л.А.Тростенцовой (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089) Информационная система «Единое окно доступа к информационным ресурсам», http//www.edgov.ru1.Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе Федеральногокомпонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по русскому языку и программы М.Т..БарановаТ.А.Ладыженской, Л.А.ТростенцойРабочая программа учебного предмета «Русский язык» на уровне основного общего образования разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
1.Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2.Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 (ФБУП-2004);
3.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004, №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (для VI - XI (XII) классов, ФКГС – 2004);
4. Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от29.12.2010 г. № 189 «Об утверженииСанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
5. Примерная программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне по русскому языку.
6. Приказ от 24 января 2012 г. № 39 «О внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089
7. Примерная основная образовательная программа начального общего образования и основного общего образования, внесенных в реестр образовательных программ, одобренных федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015г. №1/5).
8. Основная образовательная программа МБОУ СОШ № 1 им.С.В.Целых.
9.Письмо Министерства образования и науки Краснодарского края от 17.07.2015 года № 47-10474/15-14 «О рекомендациях по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов и календарно-тематического планирования»;
10.Письмо Министерства образования и науки Краснодарского края от 20.08.2015 №47-12606/15-14 «О внесении дополнений в рекомендации по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов и календарно – тематического планирования».
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализа-
цию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к
обучению родному языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как
явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человече-
ской деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и
навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и
ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи
учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию,
потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных
сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах
русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые фак-
ты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений
работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
2.Общая характеристика учебного предмета.
Язык – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации,
средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством
приобщения к богатствам русской культуры и литературы. Русский язык – государственный язык
Российской Федерации, средство межнационального общения.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место:
является не только объектом изучения, но и средством обучения. Русский язык обеспечивает развитие
интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и
воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и
самореализации личности. Он неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество
усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей
профессией.
В 6 классе продолжает формироваться и развиваться коммуникативная, языковая, лингвисти-
ческая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция– овладение всеми видами речевой деятельности и основами
культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно
важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции– освоение необходимых
знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и
функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение
словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и
оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться
различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной
культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка,
владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для 6 класса основной школы направлен на совершенствование речевой
деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его
употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного
языка, речевого этикета. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика,
воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно
выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.
Рабочая программа для 6 класса предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как
различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных
источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие
учащихся. Русский язык представлен в рабочей программе перечнем не только тех дидактических
единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность.
Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих
языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет
основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий.
Таким образом, рабочая программа создает условия для реализации деятельностного подхода к
изучению русского языка в школе.
Разделы, указанные в программе, неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, напри-
мер, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают
необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные
коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-
культурном феномене.
3.Описание места учебного предмета.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка в 7 классе отводится 170 часов.
По учебному плану МБОУ СОШ № 1имени С.В. Целых для индивидуального обучения на дому ученика 7 класса Долуханянца Сергея на изучение данного предмета отведено 102 часа.
4.Содержание учебного предмета 7 класс
Тема 1. Русский язык – как развивающееся явление. (1ч)
Тема 2. Повторение пройденного в V-VI классах.(10ч)
Система стилей в русском языке.
Сочинение по картине в художественном стиле.
Тема 3. Морфология. Орфография. Культура речи.(43ч)
Тема 3.1. Причастие.(18ч)
I.Причастия. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастия в
предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные
причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующаяроль причастий .Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий.
Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.
Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных прича-
стий. Одна и две буквы Н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от
глаголов. Одна буква Н в кратких причастиях.
II. Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях, правильно
употреблять причастия с суффиксом –СЯ-, согласовывать причастие с определяемым существи-
тельным, строить предложения с причастным оборотом.
III. Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности. Устный пересказ
исходного текста с описанием внешности. Выборочное изложение с описанием внешности.
Описание внешности знакомого по личным впечатлениям.
Виды публичных общественно – политических выступлений. Их структура.
Тема 3.2. Деепричастие.(6ч)
I. Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль дееприча-
стия в предложении. Текстообразующая роль деепричастия. Деепричастный оборот; знаки
препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми. Деепри-
частие совершенного и несовершенного вида и их образования.
18
НЕ с деепричастиями.
II. Умение правильно строить предложения с деепричастным оборотом.
Ш. Рассказ по картине.
Тема 3.3. Наречие.(15ч)
I. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречия в предложении. Степени сравнения
наречий и их образования. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.
Правописание НЕ с наречиями на –о –е; НЕ и НИ в наречиях. Одна и две буквы Н в наречиях на –о
–е.
Буквы –о и –е после шипящих на конце наречий. Суффиксы –о и –а на конце наречий. Дефис
между частями слова в наречиях. Слитное и раздельное написание наречий. Буква Ь после
шипящих на конце наречий.
II. Умение правильно ставить ударение в наречиях. Умение использовать в речи наречия –
синонимы и антонимы.
III. Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ
исходного текста с описанием действий. Сочинение – описание действий.
Тема 3.4.Категория состояния.(4ч)
I. Категория состояния как часть речи. Её отличие от наречий. Синтаксическая роль категории
состояния.
II. Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.
Тема 4. Служебные части речи. Культура речи.(38ч)
Тема 4.1. Предлог.(8ч)
I. Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлога в предложении. Непроизвод-
ные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль предлогов.
Слитное и раздельное написание предлогов. Дефис в предлогах.
II. Умение правильно употреблять предлоги В и НА, С и ИЗ. Умение правильно употреблять
существительные с предлогами ПО, БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ.
Умение пользоваться в речи предлогами - синонимами.
III. Доклад на лингвистическую тему.
Тема 4.2.Союз.(12ч)
I. Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союза в предложении. Простые и состав-
ные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы - соединительные,
разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном
предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующаяроль союзов.
Слитное и раздельное написание союзов. Отличие на письме союзов ЗАТО, ТОЖЕ, ЧТОБЫ отместоимений с предлогом и частицами и союза ТАКЖЕ от наречия ТАК и частицы ЖЕ.
II. Умение пользоваться в речи союзами – синонимами.
III. Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности. Сочинение – рассуж-
дение на публицистическую тему с привлечением научных сведений.
Тема 4.3. Частица.(16ч)
I. Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частицы в предложении. Формообразу-
ющие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц.
Различение на письме частиц НЕ и НИ. Правописание НЕ и НИ с различными частями речи.
II. Умение выразительно читать предложение с модальными частицами.
Тема 5. Междометие.(2ч)
I. Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометия в предложении.
Звукоподражательные слова и их отличия от междометий.
Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак
при междометиях.
II. Умение выразительно читать предложение с междометиями.
Тема 6. Повторение и систематизация пройденного в VII классе.(10ч)
Текст. Стилистический анализ теста (практикум). Комплексный анализ языковой структуры текста.
5.Таблица тематического распределения количества часов
7 класс
№ Название раздела Кол-во часов
1 Введение 1
2. Повторение пройденного в 5-6 классах 10
3. Морфология.Орфография.Культура речи. 43
3.1. Причастие 18
3.2. Деепричастие 6
3.3. Наречие 15
3.4. Категория состояния 4
4. Служебные части речи.Культура речи 38
4.1. Предлог 8
4.2. Союз 12
4.3. Частица 16
4.4. Междометие 2
5. Повторение и систематизация пройденного в 7 классе 10
И того 102
6.Описание материально – технического обеспечения образовательной деятельности .Русский язык. 7 класс. М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская , Л.А.Тростенцова и др.-М.: Просвещение, 2013.
2.Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе. Книга для учителя. –
М.:Просвещение, 2014.
Согласовано
Протокол заседания
методического объединения
учителей русского языка и литературы
от «__» _________ 2015 г
№______________Орсик Ю.И. Согласовано
Заместитель директора по УВР
____________ Бойко Е.В.
«__» _________ 2015г