Рабочая программа индивидуального обучения на дому по технологии (Занимательный ручной труд) для учащихся 4 класса
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа индивидуального обучения на дому по технологии (Занимательный ручной труд) для учащихся 4 класса, имеющих отклонения в состоянии здоровья, составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе учебной программы по технологии программы коррекционно-развивающего обучения VIII вида И.М. Бгажноковой под редакцией В.В. Воронковой 2012 года издания.Рабочая программа обеспечена учебным пособием, рекомендованным в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273
«Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждений, реализующих образовательные программы в 2013-2014 учебном году».Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «Новолядинская СОШ», Положением о рабочих программах учебных курсов и дисциплин начального общего образования (утв. 16 мая 2011 года приказом по школе № 106/1, с изм. от 22 декабря 2012 года приказ №166).
Рабочая программа составлена О.Г. Коноплевой, Л.В.Андреевой учителями начальных классов.
Структура документа
Рабочая программа включает: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание учебного предмета, планируемые результаты изучения предмета, учебно-методическое и информационное обеспечение, материально-техническое обеспечение.
Общая характеристика учебного предмета
Настоящая программа будет реализована в условиях классно-урочной системы обучения. Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся.
В четвёртом классе у 100% учащихся прослеживается недостаточная сформированность мелкой и общей моторики. Работая над методической темой «Система работы по развитию мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья» и учитывая важность проблемы, на каждом уроке провожу целенаправленную специальную работу по коррекции и развитию тонких координированных движений рук.
Необходимо обращать особое внимание на соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при проведении практических работ.
При оценке знаний, умений учащихся по труду следует учитывать правильность приемов работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление объекта, качество готового изделия, организацию рабочего места).
В целях ознакомления учащихся с видами и характером профессионального труда предусмотрены экскурсии в мастерские школы. Формирование умений учащихся должно включать дозированную (с постепенным уменьшением) помощь в ориентировке и планировании работы. Для формирования оперативного образа объекта труда используются натуральные образцы, которые в зависимости от сложности изделия дополняют макетами и рисунками.
Цели обучения
В процессе обучения технологии в 4 классе реализуются следующие цели:
учебные:
формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда;
освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий.
развивающие:
развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида.
общеучебные:
формирование умения искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических текст, рисунок, схема; информационно-коммуникативных).
Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит не менее 34 учебных часов для обязательного изучения технологии в 4 классе, из расчета 1 час в неделю.
Рабочая программа по технологии рассчитана на 34 часа, при этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 3 часов.
Учебные часы распределяются в течение года примерно таким образом: I триместр – 10 ч., II триместр – 11 ч., III триместр – 13 ч.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
В результате освоения предметного содержания по технологии у учащихся, оканчивающих 4 класс, формируются учебные действия:
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
положительное отношение к труду и профессиональной деятельности человека в городской среде;
бережное отношение к окружающему миру и результату профессиональной деятельности человека;
потребность соблюдать правила безопасного пользования инструментами и материалами для качественного выполнения изделия;
могут быть сформированы:
умение признавать собственные ошибки;
умение объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера;
уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;
понимать исторические традиции ремесел, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
планировать предстоящие практические действия;
прогнозировать, отбирать оптимальные способы деятельности;
получат возможность научиться:
оценивать собственные успехи деятельности;
планировать шаги по устранению пробелов.
Познавательные
Учащиеся научатся:
анализировать, наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;
получат возможность научиться:
видеть аналогии и использовать их при изготовлении различных поделок;
сопоставлять информацию, представленную в разных видах;
выбирать задание из предложенных, основываясь на своих интересах.
Коммуникативные
Учвщиеся научатся:
задавать вопросы с целью получения нужной информации;
получат возможность научиться:
организовывать взаимопроверку выполненной работы;
высказывать свое мнение при обсуждении задания.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
воспринимать современную городскую среду как продукт преобразующей и творческой деятельности человека – созидателя в различных сферах на земле, в
воздухе, на воде, в информационном пространстве;
называть основные виды профессиональной деятельности человека в городе: экскурсовод, архитектор, инженер – строитель, прораб, модельер, закройщик, портной, швея, садовник, дворник и др.;бережно относиться к предметам окружающего мира;
организовывать самостоятельно рабочее место для выполнения изделия в зависимости от используемых инструментов и материалов;
соблюдать правила безопасной работы с инструментами при выполнении изделия;
отбирать материалы и инструменты, необходимые для выполнения изделия в зависимости от вида работы, заменять их (с помощью учителя);
выполнять разметку материала с помощью циркуля, по линейке, через копировальную, калькированную бумагу, с помощью шаблонов, на глаз;
готовить пищу по рецептам, не требующим термической обработки;
проводить самостоятельный анализ простейших предметов быта по используемому материалу;
проводить анализ конструктивных особенностей простейших предметов быта (под руководством учителя и самостоятельно);
осваивать доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда;
определять самостоятельно этапы изготовления изделия на основе анализа готового изделия, текстового или слайдового плана, работы с технологической картой;
пользоваться правилами безопасного использования компьютера, правила набора текста;
владеть элементарными действиями с компьютером (включение, выключение, сохранение информации на диске, вывод информации на печать);
печатать простой текст в текстовом редакторе, работать с текстом и
редактировать его, создавать и копировать рисунок на компьютере;
формулировать запрос для поиска информации в Интернете по разным основаниям;
получат возможность научиться:
объяснять понятие «городская инфраструктура»;
осуществлять коллективную проектную деятельность (под руководством учителя).
реализовывать свой замысел с учётом особенностей и формы материала.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/пНазвание темы, раздела Кол-во
часов Характеристика основных видов деятельности обучающихся (на основе учебных действий)
1 2 3 4
1 Работа с природными материалами 6 Уметь по вопросам учителя анализировать природный материал, рисунок и образец изделия, выполнять поделки по инструкции, ориентироваться в пространстве с помощью учителя при выполнении объёмных изделий, отчитываться о работе, оценивать своё изделие Знать технические термины. Уметь самостоятельно ориентироваться в задании. Сравнивать самостоятельно образец с натуральным объектом, чучелом, игрушкой. Придерживаться плана при выполнении изделия. Выполнять изделия с помощью учителя и самостоятельно.
2 Комбинированные работы 10 Называть материалы для работы и характеризовать их свойства. Знать приемы отрезания проволоки, использования кусачек. Выполнять рисунок на фольге (по шаблону или по представлению). Заготавливать основания из картона. Окантовывать основания фольгой. Размечать рамки в две линии. Размечать рисунок двойным контуром. Подготавливать рабочее место для изготовления нитяной заготовки. Соблюдать правила гигиены при работе с клеем. Надувать оправки различной формы, завязывание. Прокалывать флакон с клеем, вытягивать из него положенной туда нити. Подвешивать заготовки для просушки. Заготавливать детали для отделки игрушек.
3 Техническое моделирование 7 Знать основные приемы работы с различными материалами. Знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы. Составлять самостоятельно план работы самостоятельно и по вопросам учителя. Придерживаться плана при выполнении изделия. Анализировать свое изделие и изделие товарища. Отвечать простыми предложениями, употребляя в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов. Анализировать образец изделия. Уметь получать квадрат из прямоугольника путем складывания по диагонали. Проводить внутри квадрата две линии соединяющие противоположные углы (диагональ). Собирать изделие.
4 Работа с текстильными материалами 3 Уметь подбирать планки по счёту отверстий. Устанавливать скобы, соединять детали винтами и гайками. Завинчивать и отвинчивать рукой и инструментами. Правильно держать инструмент. Разбирать конструкции, проверять комплектность набора. Отчитываться о выполненной работе, контролировать сборку по образцу и рисунку
5 Работа с бумагой и картоном 8 Знать основные приемы работы с различными материалами. Знать санитарно-гигиенические требования. Уметь самостоятельно ориентироваться в задании. Составлять самостоятельно план работы самостоятельно и по вопросам учителя. Подбирать самостоятельно материал и инструменты для работы вначале с помощью учителя, а затем самостоятельно. Выполнять изделия с помощью учителя и самостоятельно. Придерживаться плана при выполнении изделия. Уметь выполнять разметку бумаги и картона по шаблонам. Резать картон по кривым и прямым линиям. Прорезать отверстия в картоне. Пришивать тесьму и другие материалы к деталям из картона. Размещать аппликацию на заготовке.
Итого: 34 содержание УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Работа с природными материалами (6ч)
Свойства материалов, используемые при работе: цвет, форма, величина, твёрдость. Виды соединений. Инструменты, применяемые при работе. Клеящие составы. Применение и назначение материалоотходов в сочетании с природными.
Организация рабочего места и соблюдение санитарно - гигиенических навыков. Правила безопасной работы Разметка картона и бумаги по шаблонам. Резание картона ножницами по кривым и прямым линиям. Прорезание отверстий в картоне. Пришивание тесьмы и др. материалов к деталям из картона.
Комбинированные работы (10ч)
Подготовка рабочего места для изготовления нитяной заготовки. Правило гигиены при работе с клеем. Надувание оправок различной формы, завязывание. Покалывание флакона с клеем, вытягивание из него положенной туда нити. Подвешивание заготовки для просушки. Заготовка деталей для отделки игрушки. Выполнение игрушки.
Выполнение рисунка на фольге (по шаблону или по представлению). Заготовка основания из картона. Окантовка основания фольгой. Разметка рамки в две линии. Разметка рисунка двойным контуром. Точечное выдавливание рисунка (выполняется от уголка к середине) стержнем шариковой ручки без пасты. Нарезание деталей для бумажных цветов из полосок шириной 5 см., заготовленных учителем. Отмеривание полосок по линейке и прикладывание иже отрезанных деталей. Заготовка полосок бумаги для сплетения стебельков. Формирование заготовки в цветок. Связывание проволокой основания цветка, оклеивание места связки и далее – всего стебля. Изготовление упаковочной ленточки, подбор обрезков бархатной бумаги, вырезание 4 фигурок (сердечек) по шаблону, склеивание их попарно на концах ленточки
Техническое моделирование (7ч)
Элементарные сведения о назначении и применении проволоки. Виды проволоки. Свойства проволоки. Инструменты для работы с проволокой.
Организация рабочего места и соблюдение санитарно - гигиенических требований.
Правильная хватка инструмента. Сгибание проволоки плоскогубцами, молотком. Резание проволоки кусачками.
Работа с текстильными материалами (3ч)
Назначение косого обмёточного стежка. Нитки, ткани их свойства и назначение. Инструменты, применяемые при работе. Организация рабочего места и соблюдение санитарно - гигиенических навыков. Правила безопасной работы.
Правильное пользование иглой и напёрстком. Выполнение косого обмёточного стежка. Пришивание вешалки и обмётывание боковых срезов мешочка, подушечки - прихватки косыми стежками. Правильное пользование иглой и напёрстком. Выполнение косого обмёточного стежка. Пришивание вешалки и обмётывание боковых срезов мешочка, подушечки - прихватки косыми стежками.
Работа с бумагой и картоном (8ч)
Назначение окантовки в изделиях из картона Материалы, применяемые для окантовки, клеящие составы.
Организация рабочего места и соблюдение санитарно - гигиенических навыков. Правила безопасной работы Сорта картона, применяемые для оформительских работ. Применение других материалов в сочетании с картоном и бумагой (нитки, тесьма и др.)
Учебно-методическое И ИНФОРМАЦИОННОЕ обеспечение
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида 0-4 классы И.М. Бгажноковой, 3-е издание, исправленное, М: «Просвещение», 2011г.- 240с.
Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционных школ VIII вида. Учебное пособие. Т.С.Жидкина. М.: Академия, 2005.
А. Кикбуш.Поделки из природных материалов, М: «РОСМЕН», 2007.
Л.А.Кузнецова. Методические рекомендации. Пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида и родителей. М.: Просвещение, 2011.
С.Ю.Раделов . Лепим сами.. М.: Кристалл,2003.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Рекомендуется использовать оптимальный уровень материально-технического обеспечения по технологии в соответствии с Перечнем учебного оборудования начальной школы (Письмо Министерства образования и науки РФ «О Перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений» от 01.04.2005 № 03-417; Требования к оснащению учебных и административных помещений образовательного учреждения, реализующего образовательную программу начального общего образования).
Необходимый минимум оборудования:
Компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Индивидуальные наборы для ручного труда.
Конструкторы для изучения простых конструкций и механизмов. Действующие модели механизмов.
Конструкторы для изучения простых конструкций и механизмов. Действующие модели механизмов.
Таблицы в соответствии с основными разделами курса «Технология».