Статья Системная подготовка учащихся к ОГЭ, ЕГЭ и ГВЭ по предметам. Совершенствование традиционных форм контроля и диагностики учебных достижений учащихся в условиях подготовки к итоговой аттестации в форме ОГЭ, ЕГЭ, ГВЭ


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Славкинская средняя школа»
муниципального образования «Николаевский район» Ульяновской области




Системная подготовка учащихся к ОГЭ, ЕГЭ и ГВЭ по предметам. Совершенствование традиционных форм контроля и диагностики учебных достижений учащихся в условиях подготовки к итоговой аттестации в форме ОГЭ, ЕГЭ, ГВЭ
(из опыта работы)



Кузьмина Людмила Викторовна,
учитель русского языка и литературы









2016г.

Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс. И от того, насколько грамотно он будет построен, зависит наш результат.
С момента введения новой формы экзамена по предметам , тема подготовки к ОГЭ, ЕГЭ, ГВЭ стала одной из самых актуальных.
У меня сложилась определенная система подготовки учащихся к итоговой аттестации. И этим опытом я хочу поделиться.
Свою работу по подготовке учащихся к итоговой аттестации я базирую на «трех китах»:
- психологическое просвещение;
- информационная работа;
- учебно-тренировочная подготовка.
Эти «три кита» тесно связаны между собой и отсутствие хотя бы одного из них не может привести к положительному результату.

1. Важность психологической подготовки
Государственная итоговая аттестация является не только проверкой знаний, но и своеобразным испытанием социальной и психологической готовности школьников к постоянно меняющимся условиям современной жизни. В этой связи психологическая устойчивость обучающихся является одной из основных характеристик, способствующих успешной аттестации в формеОГЭ, ЕГЭ, ГВЭ. Наиболее значимыми причинами волнения выпускников являются:
сомнение в полноте и прочности знаний;
сомнение в собственных способностях;
неумение анализировать, концентрировать и распределять внимание;
быстрая утомляемость, тревожность, неуверенность в себе.
Даже отлично подготовленный в плане ЗУН ученик может показать недостаточно высокий результат, например, по причине тревожности, связанной с самой процедурой экзамена.

2. Информационная работа.
Важным условием формирования психологической устойчивости обучающихся является организация информационной работы по подготовке к ГИА.
В течение учебного года с девятиклассниками и одиннадцатиклассниками и их родителями проводится изучение нормативно - правовых документов по итоговой аттестации.
В ходе подготовки к ГИА необходима тесная связь с родителями. Подготавливая обучающихся к экзаменам , неоднократно проводим родительские собрания, в том числе и совместно с учащимися, с приглашением администрации, учителей-предметников. На этих собраниях информируем родителей о структуре и содержании контрольно-измерительных материалов, о процедуре проведения экзамена, о критериях оценивания, о ходе подготовки и уровне готовности каждого выпускника. Также для родителей проводился анализ пробного ОГЭ, ЕГЭ. Родители должны быть в курсе состояния уровня подготовки их детей к итоговой аттестации.
В рамках информационной работы ежегодно в кабинете оформляется стенд, отражающий общую информацию, связанную с ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку, также на стенде представлены демонстрационные варианты КИМов, инструкции по выполнению работы, инструкции по заполнению бланков, рекомендации для выпускников, список литературы и адреса сайтов.
Целесообразно знакомить выпускников с критериями оценивания ГИА (прежде всего, части С: №25-ЕГЭ, №1, 15- ОГЭ). Знание данных критериев позволяет избежать ошибок в построении текста изложения и сочинения, выделении микротем, помогает ученику объективно оценивать собственную работу.
В процессе подготовки можно предложить учащимся проанализировать готовые варианты экзаменационных работ. В ходе такой работы возникает понимание того, как правильно писать, на что нужно обратить внимание. И уже при написании собственной работы ученик ориентируется на те требования, которые к нему предъявляются. Данный аналитический подход будет полезен как ученику, так и учителю.

3. Учебно-тренировочная подготовка.

Тестирование как новая форма экзамена накапливает свой опыт и требует предварительной подготовки. В связи с этим активно ввожу тестовые технологии в систему обучения уже с 5 класса. Тренировки в выполнении тестовых заданий позволяют реально повысить тестовый балл. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик практически не будет тратить время на понимание инструкции. Кроме того, во время таких тренировок формируются соответствующие навыки психологической саморегуляции и самоконтроля, позволяющие мобилизовать себя в решающей ситуации, овладеть собственными эмоциями, способствуют развитию навыков мыслительной работы.
Тестовая работа должна быть выполнена в строго отведенное время. Поэтому нужно учить детей правильно ориентироваться во времени. Для этой цели могут проводиться диагностические замеры – небольшие проверочные работы, требующие выполнения заданий в уме и фиксирование только окончательного ответа, причём в строго отведённое время.
Например, при изучении темы «Правописание приставок» в начале урока вывожу на 3-4 слайдах задания в форме ОГЭ или ЕГЭ. Слайд задерживается несколько секунд, за это время ученики должны проанализировать мысленно 4 предложенных варианта и записать в тетрадь только цифру правильного ответа.
Такая форма позволяет учителю быстро провести проверку усвоения изученного материала (при необходимости можно проанализировать допущенные ошибки), а ученику – привыкнуть к распределению времени.
Особое внимание следует уделять работе с формулировками, характерными для экзаменационных материалов. Часто непривычная формулировка сбивает с толку даже вполне подготовленного ученика. Важной составляющей работы является сведение к минимуму эффекта неожиданности. Подбирая тренировочные задачи, нужно предлагать возможно большее число вариантов формулировок. Ученик постепенно привыкает к этому разнообразию, учится вдумчиво читать условие, искать неявные смыслы в тексте.
Одним из направлений организационно-методической работы является создание банка тестовых заданий, подбор учебно-методической литературы. За последние годы мой кабинет пополнился материалами для использования тестовых технологий в разных классах с 5 по 11. Учащимися 5-8 классов приобретаются пособия, в которых тестовый материал не просто помогает проверить усвоение знаний по определенной теме, но и сформулирован в формате ОГЭ и ЕГЭ. В 9,10 и 11 классах приобретаем учебно-методические пособия ФИПИ и пособия, авторами которых являются разработчики контрольно-измерительных материалов. Эти пособия позволяют эффективно организовать фронтальную работу в классе, самостоятельную работу дома, осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход, составлять свои тестовые задания.
При подготовке к ЕГЭ в 10 классе работаем с тематическими заданиями, а в 11 классе переходим на типовые варианты.
Использую тестовые технологии на этапах изучения нового материала, закрепления, обобщения и проверки знаний. Применяю различные виды тестов: с выбором ответов и без выбора ответов, с развёрнутым ответом, на заполнение пропусков
Интернет-тестирования, всероссийская игра –конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех» также способствуют внедрению тестовых технологий и оказывают существенную помощь в подготовке к ЕГЭ.
Более сложной задачей, чем обучение работе с тестом, является формирование комплекса умений на основе работы с готовым текстом и создание собственного текста. Этому способствует использование метода межпредметной интеграции. На уроках литературы предлагаю такие формы деятельности, как конспектирование, реферирование, составление планов и отзывов. Результаты показывают, что учащиеся, систематически выполняющие данные виды работ, успешнее овладевают речевыми навыками.
Кроме того, при работе с художественным текстом на уроке литературы предлагаю уже с 5 класса задания по формулировке темы и проблемы текста, авторской позиции, подбору аргументов к той или иной проблеме. Так как один из аргументов в части С должен опираться на читательский опыт, уже с 7-8 класса собираем базу аргументов по разным проблемам
В своей работе активно использую ИКТ технологии (цифровые образовательные ресурсы, а также Интернет ресурсы), которые очень эффективно  помогают в подготовке  к экзамену моим ученикам. Применяю специально разработанные интерактивные тренажеры. Они позволяют осуществлять контроль выполнения задания без вмешательства преподавателя.
Применение новых информационных технологий позволяет разнообразить и комбинировать средства педагогического воздействия на учащихся, усилить мотивацию обучения и улучшить усвоение нового материала, дает возможность качественно изменить самоконтроль и контроль над результатами обучения.
Не имея технической возможности проводить в рамках урока тренировочные и диагностические работы в режиме on-line, предлагаю старшеклассникам выполнить их в домашних условиях. Опыт показывает, что наиболее заинтересованные в результатах итоговой аттестации учащиеся активно выполняют работы в режиме on-line и обращаются за консультацией по поводу трудностей или ошибок.
Предложенная система позволяет каждому учащемуся выполнять задания в необходимом для него количестве и в доступном для него темпе.
Важным элементом подготовки к ЕГЭ является обучение заполнению бланков. Учащиеся даже к концу учебного года допускают ошибки при их заполнении, кто от волнения, кто по невнимательности. Поэтому работа в этом направлении ведётся с отдельными учащимися на индивидуально-групповых занятиях.
Немаловажным моментом является создание реальных условий проведения ОГЭ и ЕГЭ. Совместно с администрацией в школе ежемесячно проводятся пробные экзамены. Опыт свидетельствует, что такая организация деятельности позволяет выпускникам регулировать темп своей работы над тестом, снижает уровень тревожности перед итоговой аттестацией, вселяет веру в свои силы, позволяет адаптироваться в условиях ОГЭ или ЕГЭ.
В качестве вывода могу сказать, что средств для помощи в подготовке выпускников к итоговой аттестации много. Остается лишь один момент – положительная мотивация учащихся на данную подготовку. Вот над ней и нужно работать на всех этапах подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Ученик должен иметь определенную цель, которая поможет ему в сдаче экзаменов.






15