Статья. Развитие вычислительных навыков у умственно отсталых младших школьников на уроках математики.
Развитие вычислительных навыков у умственно отсталых младших школьников на уроках математики
Учитель начальных классов МКС(К)ОУ
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 2
VIII вида» Смирнова О.В.
Актуальность проблемы состоит в том, чтобы добиться овладения умственно отсталыми младшими школьниками доступными математическими знаниями, умениями и навыками, необходимые в повседневной жизни и в будущей профессии, так прочно, чтобы они стали достоянием учащихся на всю жизнь.
В специальных исследованиях В.А. Крутецкого показано, что для творческого овладения математикой как учебным предметом необходима способность к формализованному восприятию математического материала (схватыванию формальной структуры задачи), способность к быстрому и широкому обобщению математических объектов, отношений, действий, способность мыслить свернутыми структурами (свертывание процесса математического рассуждения), гибкость мыслительных процессов, способность к быстрой перестройке направленности мыслительного процесса, математическая память (обобщенная память на математические отношения, методы решения задач, принципы подхода к ним).
Именно эти способности, необходимые для успешного овладения математическими знаниями, у учащихся школы VIII вида развиты чрезвычайно слабо. Известно, что математика является одним из самых трудных предметов для этой категории учащихся.
Следует отметить, что для детей с нарушением интеллекта характерна конкретность мышления, слабость регулирующей роли мышления, ее не критичность.
Наблюдаются недостатки памяти, причем эти недостатки касаются всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. Они распространяются на запоминание как наглядного, так и словесного материала, что не может не сказаться на успеваемости.
Внимание детей характеризуется неустойчивостью, повышенной отвлекаемостью, недостаточной сконцентрированностью на объекте. Наблюдается сравнительно низкий уровень восприятия. Об этом свидетельствует прежде всего недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний детей об окружающем мире.
Обучая математике учащихся вспомогательных школ, надо учитывать, что усвоение необходимого материала не должно носить механического заучивания и тренировок.
Знания, получаемые учениками, должны быть осознанными. От предметной наглядной основы, следует переходить к формированию доступных математических понятий. Вести учащихся к обобщениям и на их основе выполнять практические работы.
Многие ученые (А.А. Хилько, А.Н. Лященко, М.И. Согатов и др.) убедительно показывают необходимость заданий репродуктивного характера для воспитания уверенности в самостоятельных действиях и формированию прочных знаний и умений.
Однако по мере развития и коррекции познавательных способностей школьников показана необходимость заданий, требующих самостоятельного поиска, умозаключений, переноса знаний в новые и нестандартные ситуации, а также заданий практического характера (несложное моделирование, дидактические игры, экскурсии и т.д.).
В своих исследованиях Ю.Ю. Помпутис пришел к выводу, что когда действия учеников мотивированы, когда они могут полученные на уроках знания применять в своей бытовой или трудовой деятельности, качество усвоения математического материала возрастает.
Поиски наиболее эффективных путей коррекции дефектов детей с нарушением интеллекта происходили во все времена. Актуальность этой проблемы не уменьшилась и в настоящее время, так как ее дальнейшая разработка служит основой совершенствования процесса обучения учащихся во вспомогательной школе.
Исходя из вышеперечисленных фактов, мы сформулировали тему нашего исследования: «Формирование вычислительных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта».
Цель исследования: разработать систему задач и упражнений на формирование вычислительных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.
Объект исследования: особенности математических знаний у учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Предмет исследования: содержание работы учителя по формированию вычислительных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.
Гипотеза: трудности усвоения математических знаний детьми младшего школьного возраста с нарушением интеллекта обусловлено не только нарушениями в их познавательной деятельности. Характер обучения не способствует в должной мере формированию необходимых обобщений и развитию пространственного мышления учеников.
Задачи исследования:
1. Провести анализ литературы по проблеме формирования вычислительных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта
2. Выявить особенности формирования математических представлений и знаний у детей с нормальным интеллектом.
3. Разработать систему задач и упражнений на формирование вычислительных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.
Формирование вычислительных навыков – одна из главных задач, которая должна быть решена в ходе обучения детей в начальной школе. Эти навыки должны формироваться осознанно и прочно, так как на их базе строится весь начальный курс обучения математике, который предусматривает формирование вычислительных навыков на основе сознательного использования приемов вычисления. Последнее становится возможным благодаря тому, что в программу включено знакомство с некоторыми важнейшими свойствами арифметических действий и вытекающими из них следствиями.
Полноценный вычислительный навык имеет следующие характеристики: правильность, осознанность, рациональность, обобщенность, автоматизм и прочность.
За период обучения в школе VIII вида учащиеся должны получить следующие математические знания и практические умения:
представления о натуральном числе, нуле, натуральном ряде чисел, об обыкновенных и десятичных дробях;
представление об основных величинах (длине отрезка, стоимости, массе предметов, площади фигур, емкости и объеме тел, времени), единицах измерения величин и их соотношениях;
знание метрической системы мер, мер времени и умение практически пользоваться ими;
навыки простейших измерений, умение пользоваться инструментами (линейкой, мерной кружкой, весами, часами и т.д.);
умение производить четыре основных арифметических действия с многозначными числами и дробями;
умение решать простые и составные (в 3-4 действия) арифметические задачи;
представление о плоскостях и объемных геометрических фигурах, знание их свойств, построение этих фигур с помощью чертежных инструментов (линейки, циркуля, чертежного угольника, транспортира).
Для успешного обучения учащихся школы VIII вида математике учитель должен хорошо изучить состав учащихся, знать причины умственной отсталости каждого ученика, особенности его поведения, определить его потенциальные возможности, с тем, чтобы наметить пути включения его во фронтальную работу класса с учетом его психофизических особенностей, степени дефекта. Это даст возможность правильно осуществить дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся, наметить пути коррекционной работы, т.е. обеспечить их всестороннее развитие.
Для более точного определения психологических основ формирования вычислительных навыков у умственно отсталых младших школьников на базе муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №2 VIII вида» было проведено исследование, в котором приняли участие 11 обучающихся 2 класса в возрасте 9-10 лет.
Результаты исследования контрольной работы второклассников показали, что у учащихся недостаточно сформированы вычислительные навыки и практически не развито наглядно-образное мышление, они с трудом представляют образ того геометрического объекта, о котором идет речь. Следовательно, работу нужно начинать уже в с обучающимися первого класса: сформировать представления о числе, счете, дать понятия о некоторых первоначальных свойствах натурального ряда чисел, образы геометрических понятий, соответствующих действительному образу геометрического объекта.
В представленном исследовании представлены методики формирования вычислительных навыков на примере раздела «изучение чисел первого десятка» и даны рекомендации для педагогов по формированию вычислительных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.
Методика обучения математике строит модель учебной деятельности, опираясь на психологические, дидактические концепции деятельности и учитывая специфику творческой математической деятельности. Чтобы деятельность привела к формированию личности, ее нужно организовать и разумно ею управлять. Деятельностный подход предопределяет такую модель, которая «имитирует» творческую математическую деятельность, что позволяет приобщить учащихся к этой деятельности, овладеть соответствующим опытом на уровне своих индивидуальных способностей.
Важно отметить так же, что трудности в закреплении математических представлений испытывают все учащиеся с нарушением интеллекта не только в начальных классах, но и старших.
Анализ математической подготовки учащихся с нарушением интеллекта в ходе эксперимента, а также организации и содержания обучения математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида по данным литературы позволяет сделать следующие выводы:
У учеников практически не развито наглядно-образное мышление, они с трудом представляют образ того геометрического объекта, о котором идет речь.
В отличие от нормально развивающихся учащихся, у них нет потребности в составлении чертежа при выполнении определенных заданий, уже составленный чертеж не является для них необходимым.
Образы геометрических понятий нечетки, расплывчаты и обычно не соответствуют действительному образу геометрического объекта.
Школьники плохо владеют действиями по преобразованию, моделированию геометрических фигур.
Учащиеся не могут дать четкого определения понятия, затрудняются указать в определении существенные признаки понятия, при воспроизведении определения понятия и рассмотрении соответствующего ему образца в большинстве случаев не могут установить связи между ними.
Для школьников с нарушением интеллекта является типичным неумение пользоваться чертежными и измерительными инструментами. Ученики испытывают затруднения при построении при помощи линейки и чертежного угольника параллельных и перпендикулярных прямых, с трудом измеряют транспортиром градусную меру углов и др.
Обобщая сказанное, можно утверждать, что плохое усвоение математических знаний школьниками с нарушением интеллекта обусловлено не только нарушениями в их познавательной деятельности. Характер обучения не способствует в должной мере формированию необходимых обобщений и развитию пространственного мышления учеников. Тем самым выдвинутая гипотеза полностью подтвердилась в ходе теоретико-прикладного исследования, а поставленные задачи решены.