Особые образовательные потребности детей с различными нарушениями
Особые образовательные потребности детей с различными нарушениями.
Дети с нарушением слуха
Особые образовательные потребности детей с нарушенным слухом обусловлены:
- трудностями понимания обращенной речи,
- характером межличностной коммуникации,
- ограничением объема вербальной информации.
Ведущую роль в преодолении последствий первичного дефекта и обеспечении успешности образования лиц с нарушениями слуха играет формирование средств речевого общения и познания окружающего мира. В связи с этим к специальным для них образовательным потребностям относятся:
- слухозрительное (чтение с губ) восприятие обращенной речи говорящего человека;
- мотивированное употребление единиц языка;
- членораздельное, внятное произношение;
- для оглохшего – педагогическая помощь по предотвращению распада сформированной речи;
- развитие слухового восприятия и его использование в образовательных, познавательных и коммуникативных ситуациях;
- обучение ориентировке в пространстве при отсутствии возможности свободно воспринимать речевые и неречевые звучания;
- обогащение жизненного опыта и формирование житейских понятий как основы овладения знаниями, умениями и навыками и др.
Дети с НОДА
Особые образовательные потребности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата задаются спецификой двигательных нарушений, а также спецификой нарушения психического развития, и определяют особую логику построения учебного процесса. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем обучающимся с НОДА:
потребность в регламентации деятельности с учетом медицинских рекомендаций;
потребность в особой организации образовательной среды, характеризуются доступностью образовательных и воспитательных мероприятий;
потребность в использовании специальных методов, приемов и средств обучения и воспитания, обеспечивающих реализацию обходных путей развитии;
потребность в предоставлении услуг тьютора;
потребность в помощи по коррекции двигательных, речевых и познавательных и социально-личностных нарушений;
потребность в индивидуализации образовательного процесса с учетом структуры нарушения и вариативности проявлений;
потребность в максимальном расширении образовательного пространства – выход за пределы образовательной организации с учетом психо-физиологических особенностей детей указанной категории.
Дети с ЗПР
коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения («пошаговое» изучение материала);
развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков;
развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;
формирование произвольной регуляции деятельности и поведения;
коррекция нарушений устной и письменной речи.
Дети с умственной отсталостью
Наиболее важным является обеспечение доступности содержания учебного материала. Содержание обучения должно быть адаптировано с учетом возможностей этих учащихся. Дается менее широкая система знаний и умений, чем нормально развивающимся сверстникам, ряд понятий не изучается.
Используются специфические методы и приемы, облегчающие усвоение учебного материала. Например, сложные понятия изучаются путем расчленения на составляющие – метод маленьких порций. Широко используется предметно-практическая деятельность.
Одной из важных задач учителя является формирование системы доступных знаний, умений и навыков. Например, известно, что изучение исторических событий вызывает большие трудности у обучающихся, поэтому учебный материал может быть представлен как яркий рассказ из прошлого.
Дети с нарушением интеллекта нуждаются в постоянном контроле и конкретной помощи со стороны учителя, в дополнительных объяснениях и показе способов и приемов работы, в большем количестве тренировочных упражнений во время усвоения нового материала.
Необходимость коррекции и развития психических процессов, речи, мелкой и крупной моторики. Данную работу должны проводить специалисты: олигофренопедагог, логопед, специалист ЛФК.
Необходимо формирование знаний и умений, способствующих социальной адаптации . Трудовое обучение рассматривается как мощное средство коррекции имеющихся у детей с нарушениями интеллекта. Оно является основой нравственного воспитания, а так же важным средством их социальной адаптации.
Необходимо создание психологически комфортной для школьников с нарушениями среды: атмосфера принятия в классе, ситуация успеха на уроках или во внеклассной деятельности.
Дети с расстройствами аутистического спектра
К особым образовательным потребностям в школьном возрасте относят:
Потребность в психолого-педагогической поддержке ребенка с РАС в школе
-Потребность в разработке адаптированной образовательной программы
Потребность в организации и реализации занятий коррекционно-развивающей направленности (с дефектологом, логопедом, психологом)
Потребность в использовании дополнительных средств, повышающих эффективность обучения детей с РАС
Потребность в определении наиболее эффективной модели реализации образовательной практики
Потребность в определении форм и содержания психолого-педагогической поддержки семьи
Потребность в дозированной учебной нагрузки с учетом темпа и работоспособности
Потребность в особенно четкой и упорядоченной временно-пространственной структуре образовательной среды.