Использование информационно-компьютерных технологий на уроках в начальной школе, как средство развития познавательного интереса.

Крапивенских М.Г.,
учитель начальных классов
МБОУ гимназии №11
г.Ельца, Липецкой области
Использование информационно-компьютерных технологий
на уроках в начальной школе, как средство развития познавательного интереса.
В наше время, время высоких технологий значительно возросла степень влияния информатизационных технологий на учебный процесс подрастающего поколения. Учителя обязаны использовать все возможные ресурсы для приобщения учащихся к информационной культуре. Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. К.Д. Ушинский писал: «Детская природа требует наглядности». Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки, а более близкая детской природе игра, пусть даже и научно-познавательная.
Интерес ребёнка – важнейший источник его активности в познавательном процессе, один из наиболее эффективных побудителей внимания. Наличие познавательного интереса к предмету способствует повышению активности учеников, повышению успеваемости, самостоятельности.[6]
Компьютерные технологии качественно изменили содержание, методы, формы обучения, значительно преобразовали преподавание многих предметов в начальной школе, что оказывает положительное влияние на познавательную активность школьников. Учение становится захватывающим процессом познания, активности школьников. [2]
Современный дидактический процесс начальной школы не может осуществляться без обращения к информационно-компьютерным технологиям. Учащимся начальной школы очень нравятся уроки с использованием компьютера. С его помощью они быстрее усваивают учебный материал. Компьютер органично занимает место нового универсального технического средства обучения и развития.
Применение информационных технологий на уроках повышает уровень познавательных интересов учащихся, формирует положительную мотивацию в обучении, самообразовании, развивает творческие способности, улучшает учебный процесс.
Важнейшим фактором в развитии познавательной деятельности является создание эффективных условий для развития познавательных способностей детей, их интеллекта и творческого начала, расширения кругозора являются использование компьютерной презентации. [4]
Учитель, осознающий преимущества ИКТ, становится интересным современным педагогом, который старается разнообразить свой урок, доводит его до совершенства.
Разрабатывая урок с использованием ИКТ, учителя ждёт огромная работа: продумывание последовательности технологических операций, подбор форм и способов подачи информации на большой экран; решение, как будет управляться учебный процесс, каким образом будет обеспечиваться педагогическое общение на уроке, как будет прослеживаться обратная связь с учащимися; как достигается развивающийся и познавательный эффект обучения. [5] Для этого можно включать в компьютерные презентации видеозаписи, совершать с учащимися виртуальные путешествия в мир природы, наглядно показывающие взаимосвязь с другими наукам.
Презентации ко многим урокам состоят из учебных эпизодов, каждый из которых является самостоятельной дидактической единицей. Цель презентации – донести информацию в наглядной, легко воспринимаемой форме. [2] Такие презентации могут использоваться для объяснения новой темы, закрепления пройденного материала, на итоговом уроке с целью проверки качества знаний учащихся, во внеклассной работе.
Одним из очевидных достоинств уроков с использование ИКТ является усиление наглядности, что способствует воспитанию художественного вкуса учащихся, совершенствованию их эмоциональной сферы.
В своей работе я часто использую наглядную презентацию на таких уроках как литературное чтение, внеклассное чтение, окружающий мир, краеведение (см. презентацию «И.А.Бунин «Стихи о Родине»). Психологические особенности младших школьников, их природная любознательность, отзывчивость, особая расположенность к усвоению нового, готовность воспринимать всё, что даёт учитель, создают благоприятные условия для развития познавательной деятельности.
Разрабатывая самостоятельно презентации, учителю необходимо уделять внимание цветовому решению слайдов, учитывать влияние цвета на познавательную деятельность учащихся. Обращать внимание на возрастные особенности младшего школьника.
Уроки, с использованием ИКТ, имеют высокую плотность, интенсивность смены видов деятельности учащихся, приобретают новую окраску, проходят эмоционально, выразительно, в игровой форме, что в итоге способствует повышению качества усвоения учебного материала. Поиски путей развития активизации познавательной деятельности у младших школьников, развитие их познавательных способностей и самостоятельности – задача, которую призваны решать многие педагоги, психологи, методисты и учителя.
· [1]
Чтобы проводить уроки с использованием компьютерных технологий, учителю необходимо овладеть рядом пользовательских умений и навыков.
Компьютерные технологии позволяют дополнить почти все традиционные технические средства обучения. Во многих случаях это дает возможность учителю оперативно сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономит время урока, насыщает его информацией. [2]Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности.
Применение компьютерных презентаций позволяет сделать уроки наиболее интересными, в процесс восприятия учебного материала включается не только зрение, но и слух, воображение, всё это помогает учащимся лучше усвоить изучаемый материал. Мультимедийным средствам обучения отводится задача обеспечения эффективной поддержки игровых моментов урока. Использование в презентациях анимационных изображений героев мультфильмов, сказок, рассказов создает обстановку психологического комфорта на уроке. [2]
Например, на уроке русского языка, при изучении темы «Двойные согласные в русских словах и словах иноязычного происхождения», компьютерная презентация мне помогла в учебно- исследовательской работе. [3] Учащиеся самостоятельно, при компьютерной поддержке, искали ответы на поставленные проблемные вопросы: Где в словах могут находиться двойные согласные? Всегда ли звук, изображённый двумя буквами, можно определить по произношению? От чего зависит долгота произношения звука?
Отрывок презентации урока.
- Где в слове могут находиться двойные согласные? (Слайд 9).

Разбор слов по составу. (Слайд 10-11)




- В какой части слова находятся двойные согласные?
Вывод: (Слайд 12)


1 – одна буква в приставке, вторая – в корне, т.е. на стыке морфем (частей слова)
2 – обе буквы находятся в корне слова, т.е. не на стыке морфем.

– Всегда ли удаётся определить слова с двойными согласными? (Слайд 14)
- Спишите слова, расставляя ударения.
касса бассейн
ванна коллекция
сумма рассада
- На что вы обратили внимание?
(В 1 столбике ударения падают на гласную перед двойной согласной,
а во 2 столбике - на гласную после двойной согласной.)
- Давайте сравним произношение слов 1 столбика и 2-го?
(Они отличаются произношением: 1- произносятся длинно, а во 2 – коротко)
Вывод. (Слайды 15-16)


(Слайды 17-18)
- А ещё от чего зависит долгота произношения звука?
Наблюдение за словами :
ссора, жжёт – двойная согласная в начале слова - долго
металл, грипп – двойная согласная в конце слова - кратко

Работа над памяткой. (Слайд 19)


Посменная смена слайдов и их деталей, в заданном учителем порядке, позволяет логически подводить учащихся, направлять к вытекающим выводам, которые в свою очередь указывают на последовательность шагов самих учащихся, к результатам поиска самих учеников, что повышает роль познавательных интересов учащихся.
Проведение урока с использованием компьютерных технологий требует от учителя начальных классов огромной подготовительной работы, но все затраты окупаются высокими результатами – улучшается качество обучения, повышается мотивация учащихся. Активизация познавательной деятельности на уроках с использованием ИКТ – одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики.




Литература

1. Гаврилычева Г.Ф. Развитие познавательной активности школьников во внеклассной работе: Начальная школа №12, 1986г. М. Просвещение с. 18-27.
2. Информатизация системы российского образования. http://ric.cross-ipk.ru/
3. Леонтович А.В., Монахов Д.Л. опыт организации исследовательской деятельности в образовательном учреждении // Внешкольник. -1997. - №3
4. Мазуров С.Г. Развитие познавательной деятельности учащихся через выполнение исследовательских проектов //РОСТ. – 2007, №3. – с.33-36.
5. Мохначева И. Поощрение как фактор активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников: Начальная школа №12, 1999г. М. Просвещение с.13, 14, 15.
6. Р.С. Немов “Психология” / Познавательные процессы
с. 104-184//Возрастная психология с.236-259/. М. Просвещение 1990г.



15