Программа элективного курса Планирование карьеры 2015-16 уч.год (9класс)
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №7» с углубленным изучением отдельных предметов Городского округа Стрежевой
Утверждено: Согласовано:
Директор МОУ «СОШ № 7» Зам. Директора по УВР
Портнова Г.П. Осинская Н.Н.
______________________ ______________________
«___»_______________2015 «___»_______________2015
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС
«ПЛАНИРОВАНИЕ КАРЬЕРЫ»
Ступень обучения: 2
Класс: 9 классы
Срок реализации: 1 год
Примерная программа: развернутое тематическое планирование составлено на основе программ Н.Р.Огневой, Симоненко Л.А, Резапкиной Г.В.
Составитель: Коломиец Ю.Г.
Педагог-психолог МОУ «CОШ№ 7»
г. Стрежевой - 2015
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс……………………………………………………………............3
Пояснительная записка
Актуальность
Практическая значимость
Связь с уже существующими по данному направлению программами
Вид программы
Цель и задачи программы……………………………………………………………………3
Отличительные особенности программы…………………………………………….……4
Базовые теоретические идеи.
Ключевые понятия
Этапы реализации, их обоснование и связь
Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа…………….4
Возраст детей и их психологические особенности
Особенности набора
Число обучающихся по годам обучения
Режим занятий: общее количество часов в год, число часов
и занятий в неделю, периодичность занятий
Прогнозируемые результаты и способы их проверки
Уровень результатов работы по программе……………………………………………….5
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей……………………5
Ресурсное обеспечение программы………………………………………………………....5
Кадровое
Материально-техническое.
Краткий перечень оборудования, инструментов, материалов
Финансовое
Информационно-методическое (пособия, методическая
литература и т.п., интернет)
Содержание программы……………………………………………………………………...6
Список литературы…………………………………………………………………………6-7
Литература, используемая педагогом для разработки
программы и организации образовательного процесса
Литература, рекомендуемая для детей и родителей
Учебно-тематический план………………………………………………………………..7-8
Приложение: Анкета готовности к профессиональному самоопределение «Путь в профессию»………………………………………………………………………………..9-11
ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ ПРОГРАММЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность
С 2006/2007 учебного года начался период перехода на профильное обучение в старших классах общеобразовательных учреждений Российской Федерации и соответственно с 2005/2006 учебного года – введение предпрофильной подготовки в 9 классах. На сегодняшний день по данным социологических исследований каждый третий подросток покидает школу, не имея представления о том, кем он будет работать, второй после окончания ВУЗа работает не по специальности.
Практическая значимость
Элективный курс «Планирование карьеры» помогает учащимся 9 классов определиться с выбором будущей профессии посредством самодиагностики своих профессиональных способностей, склонностей, ценностей. На основе полученных знаний обучающиеся на уроках проводят самоанализ собственной профпригодности к той или иной сфере профессиональной деятельности. Посредством современных методик и технологий учатся строить, планировать и прогнозировать траекторию своего личного профессионального плана. Полученные знания позволяют сформировать осознанное и адекватное представление о себе как о субъекте будущей трудовой деятельности. Все перечисленное формирует у старшеклассников высокий уровень готовность к профессиональному самоопределению, которое в свою очередь обеспечивает уверенность в себе и своих силах.
Связь с уже существующими по данному направлению программами
Программа представляет собой углубленный модуль курса «Основы социализации личности». Помимо этого, элективный курс «Планирование карьеры» (как психологический) тесно связан с такими школьными предметами как история, обществознание, биологией, литературой и русским языком.
Вид программы
Программа является коррекционно-развивающей и общеобразовательной, поскольку дети получают навыки профессионального самоопределения, а также базовые психологические знания о профессиональных способностях, склонностях, ценностях и т.д., которые помогают успешному планированию своей профессиональной карьеры.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
Цели курса:
1) Формирование психолого-педагогический условий для осознанного и адекватного выбора будущей траектории профиля обучения.
2) Актуализация процесса личностного и профессионального самоопределения, включающего в себя получение знаний о себе как о субъекте выбирающего профессию и мире профессий.
Задачи курса:
Повышение психологической компетентности обучающихся за счет развития уровня профессионального самосознания, определения профессиональной позиции в жизни.
Формирования адекватного оценивания себя и своих способностей и склонностей к той или иной профессии.
Формирование готовности к профессиональному самоопределению (информационному, эмоциональному, волевому).
Развитие навыков построения профессиональной карьеры.
Развитие у обучающихся готовности свободно выбирать тот или иной вариант своего профессионального будущего.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ
Базовые теоретические идеи
Программа элективного курса «Планирование карьеры» основана на идеях таких известных психологов: Климова, Пряжникова, Борейши, Холланда, Йовайши.
Ключевые понятия.
Карьера – это сложное и многообразное явление, которое имеет несколько разновидностей. Принято различать административную (управленческую) и профессиональную карьеру, а также вертикальную и горизонтальную карьеру.
Самоопределение – процесс развития человека.
Профессиональное самоопределение – определение критериев профессионализма.
Успех – ощущение счастья, удачливости, везения, гармонии, спокойствия жизни в целом.
Этапы реализации, их обоснование и связь.
Программа элективного курса «Планирование карьеры» состоит из 2-х учебных разделов:
Секреты выбора профессии и карьеры (программа экспресс - диагностики Г.В. Резапкиной).
Профессиональный успех и карьера (продолжение курса «Основы социализации личности»).
Учебный раздел «Секреты выбора профессии и карьеры» предназначен для актуализации процесса профессионального самоопределения, развития навыков самопознания, совершенствования и психокоррекции профессионального выбора и готовности к профессиональному самоопределению. Профессиональное самоопределение возможно только на основе глубокого изучения своих интересов, возможностей, качеств характера и т.д. данный раздел оснащен обширным психодиагностическим материалом, который анализируют и с которым работают сами обучающиеся под руководством педагога-психолога.
Раздел «Профессиональный успех и карьера» предназначен для развития и совершенствования навыков планирования своей профессиональной карьеры. Данный раздел включает развивающие игры «в профессию». Игровые занятия, способствующие развитию личности обучающихся, построены с целью оказания им психологической помощи в выборе будущей профессии и в целом направлены на развитие умения строить жизненную перспективу.
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ДЕТЕЙ, КОТОРЫМ АДРЕСОВАНА ПРОГРАММА
Возраст детей, их психологические особенности
Программа адресована для учащихся 9-х классов в возрасте от 15 до 16 лет. Потребность в самопознании, самопонимании является особо актуальной для подростков, поскольку в этот период наблюдается кризис рефлексии сопутствующий этому кризису поиск ответов на вопросы о самом себе, жизненном смысле, перспективах собственного развития и самоопределения (личностного, профессионального, социального, семейного и жизненного). В 9 классе возрастает тревожность, связанная с самооценкой. Дети чаще воспринимают относительно нейтральные ситуации как содержащие угрозу их представлениям о себе из-за этого переживают страх, сильное волнение. Главным образом, такое повышение тревожности вызвано особым положением выпускного класса, предстоящими экзаменами, отбором в 10 класс и, возможно, началом нового жизненного пути.
Особенности набора детей на курс
Элективный курс «Планирование карьеры» является углублением в области спихологических знаний и коррекциооно-развивающим. Набор детей осуществляется по желанию, т.е. формируются группы. Также данный элективный курс предлагается учащимся из других школ. По окончании курса ставиться зачет.
Число обучающихся по годам обучения.
Максимальное число детей в группе – до 20 человек. Группы набираются каждую четверть.
Режим занятий: общее количество часов в год, число часов и занятий в неделю, периодичность занятий.
Количество занятий в год – 64 часа. Общее количество занятий в четверть – 16 часов. В неделю – 2 часа. Периодичность занятий – 1 раз в неделю.занятия проводятся каждую пятницу. Время проведения занятий – 40 минут.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ
Обучающиеся владеют:
Навыками построения и планирования профессиональной карьеры.
приемами самопознания и самосовершенствования.
Обучающиеся умеют:
определять свои способности,
соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями профессии к человеку,
строить стратегию своего будущего.
У обучающихся 9 классов сформированы:
представления о своем личностном и профессиорнальном потенциале,
профессиональная стратегия дальнейшего развития.
Результаты обучения проверяются с помощью методов тестирования и анкетирования.
УРОВЕНЬ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ
Уровень результатов работы оценивается с помощью анкетирования и тестирования показателей готовности к профессиональному самоопределению следующим образом:
1 уровень – высокий (высоко сформированы)
2 уровень – средний (достаточно сформированы)
3 уровень – низкий (слабо сформированы)
СИСТЕМА ОТСЛЕЖИВАНИЯ И ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ
Достигнутые результаты и их динамика проверяются при помощи диагностической методики 2 раза в четверть: в начале и в конце курса. Для сбора и анализа результативности элективного курса используется анкета «Путь в профессию», целью которой является определение готовности к профессиональному самоопределению (информационной, эмоциональной, волевой).
ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ
В ходе работы с обучающимися предусмотрено использование современных психологических методик (диагностические, проективные, развивающие, игровые, арт-терапевтические и т.д.).
В процессе преподавания курса используются разнообразные формы организации занятий и методы обучения: комбинированный урок, индивидуальные и групповые беседы, диалог, дискуссия, метод проблемного обучения, профориентационные игры и упражнения, практические занятия, метод конкретных ситуаций.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Кадровое
Реализация программы реализуется педагогом-психологом, курирующим начальную школу.
Материально-техническое
Реализация программы осуществляется в обычном кабинете школы с достаточной площадью. Кабинет должен быть оснащен ученическими партами, стульями.
Краткий перечень оборудования, инструментов, материалов.
Для демонстрации обучающих видеофильмов слайдовых презентаций кабинет должен быть оснащен интерактивной доской, проектором, компьютером, музыкальным проигрывателем. Дидактическим и раздаточным материалом, тетрадями для записей, бумагой формата А4, ватманами, канцелярскими принадлежностями.
Финансовое
Финансовое обеспечение реализуется администрацией школы, но часть материалов (методические пособия, книги, канцелярию на практике психолог приобретает на собственные средства).
Информационно-методическое
Выход в интернет, современные, разработанные УМК – учебно-методические комплекты, включающие в себя: рабочие тетради, методические пособия, дидактический материал.
Литература для учителя.
Арефьев. И.П. Технология. Профориентация: Тесты.- М,2005.
Борейша В.Б. Курс «Планирование карьеры», «Альфаплан 2015». Комплект материалов для преподавателя.
Леонтьев Д. А., Шелобанова Е. В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего. //Вопр. психол. № 1, 2001. стр.57 – 66.
Методические материалы для психолога-профконсультанта. Под общей редакцией О.И. Шендель, Томск.-2004.
Психологическое сопровождение выбора профессию научно-методическое пособие. Под редакцией Л.М. Митиной, М.-2003г.
Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника.- М.: Генезис, 2005.
Экспресс - игры по профориентации. Вып.1: Сборник развивающих и активизирующих игр и упражнений по профориентации. – ТОЦРОМиППН. – Томск, 2004.
Литература для учащихся
Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника.- М.: Генезис, 2005.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ПЛАНИРОВАНИЕ КАРЬЕРЫ» 9 КЛАСС
№ Тема урока Кол-во часов Дата (сроки) Используемый ресурс/содержание Вид контроля
Раздел 1. СЕКРЕТЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ И КАРЬЕРЫ (8 часов).
1 Знакомство. Введение в элективный курс «Планирование карьеры». 1 час сент Упражнение «Снежный ком», игра «Автопортрет» Записи в тетрадях. Анкета «Путь в профессию»
2 В мир профессии «по компасу» (продолжение) 1 час сент Лекция, обсуждение, тест Дж. Голланда Упражнение «Визитка», дискуссия Выполнение упражнений
3 Знакомство с миров профессий 1 час сент Лекция, обсуждение, профориентационая игра «Или-или» Климова, тест «Цвет и профессия» Записи в тетрадях
4 Знакомство с миром профессий (продолжение) 1 час сент Упражнение «Молекула профессионального будущего», обсуждение Выполнение упражнения в тетрадях
5 Здоровье и профессия 1 час сент Лекция, тест «Вегетативная лабильность», обсуждение Записи, выполнение теста
6 Медицинские противопоказания 1 час сент Упражнение «Профессия и здоровье» Выполнение упражнения
7 Знания и карьера 1 час сент Мини-лекция, тест «Эрудит», упражнение «Реклама профиля» Записи, тестирование
8 Тип мышления и профессия 1 час сент Лекция, обсуждение, тест «Тип мышления» Записи, тестирование
Раздел 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ УСПЕХ И КАРЬЕРА (8 часов).
9 Внутренние ресурсы успешной карьеры 1 час окт Лекция, обсуждение, тест «Социальный интеллект» Записи, тестирование
10 Внутренние ресурсы успешной карьеры (продолжение) 1 час окт Тесты «Трудно ли вас вывести из равновесия?», «Решительный ли вы?», «Подвержены ли вы стрессу?», «Ваше отношение к карьере» Выполнение тестов в тетрадях
11 Ценности как основание личной и профессиональной стратегии 1 час окт Мини-лекция, обсуждение, упражнения: «Донорское сердце», упражнение «Колесо жизни», Записи, выполнение упражнений
12 Ценности как основание личной и профессиональной стратегии (продолжение) 1 час окт Арт-методика «Мой герб», упражнение «Миллион долларов» Выполнение упражнений
13 Цели как основание личной и профессиональной стратегии 1 час окт Упражнения: «Линия жизни», «Что есть цель?»,
«Техника целеполагания», «4 цели» Выполнение упражнений в тетрадях
14 Цели как основание личной и профессиональной стратегии (продолжение) 1 час Окт Упражнения «Ресурсы для успеха», «План достижения цели», «Радуга» Выполнение упражнений в тетрадях
15 Итоговое занятие. Защита проектов «Мой план карьеры». 1 час Окт Методика «ЛПП»
(сл. презентации) Выполнение зачетного задания
16 Итоговое занятие. Зачет. 1 час Окт Упражнение «Чемодан»
Анкета «Путь в профессию» Итоговая диагностика.
Анкета обратной связи
Приложение: Анкета готовности к профессиональному самоопределению
«Путь в профессию».
Дорогой друг! Выбор профиля обучения по профессии – дело не простое. Необходимо разобраться в своих способностях и склонностях, познакомиться с интересующими профессиями, научиться отстаивать свою точку зрения. Нам важно знать, как ты осуществляешь свой выбор. Предлагаем тебе ответить на вопросы.
Информационная готовность (знание мира профессий)
Знаешь ли ты, какие профессии востребованы сегодня на рынке труда?
Да, знаю.
Могу перечислить эти профессии______________________________________
Какие профессии тебя интересуют______________________________________
Знаю, но очень мало.
Практически ничего не знаю.
Можешь ли ты сейчас определить, к какому типу относится интересующая тебя профессия?
Профессия предполагает работу:
с людьми
с техникой
знаками, формулами, языками
с живой природой
с искусством, творчеством
Затрудняюсь ответить
Никогда не думал об этом
Что ты знаешь о предполагаемой профессии?
У меня достаточно глубокие знания:
Требования к данной профессии
Требования к уровню образования
Виды работ, выполняемые специалистом на данном рабочем месте
Знаю только внешнюю сторону профессии:
Условия работы
Уровень оплаты труда
Практически ничего не знаю о профессии
Какими источниками о профессиях ты пользуешься?
Мои источники информации достаточно обширны:
Справочники, энциклопедии, буклеты
Периодические издания: газеты, журналы
Интернет
Профессиограммы
Беседы со специалистами, работающими по той или иной профессии
Консультации психолога, профконсультанта
Я получаю нужную мне информацию от людей из моего окружения:
Беседы с родителями, родственниками
Беседы с друзьями, знакомыми
Беседы с учителями
Никакими источниками информации я не пользуюсь
Волевая готовность (самостоятельность выбора профиля, уровень действования и планирования)
В сегодняшней ситуации про себя могу сказать:
Да, я могу принять решение о том, какой профиль обучения выбрать, и могу обосновать свой выбор.
Я могу принять такое решение только при чье-либо поддержке, но обосновать свой выбор не могу.
Мне достаточно сложно принять такое решение и тем более обосновать его.
С каким утверждением ты полностью согласен:
Мой выбор сферы деятельности достаточно хорошо спланирован, продуманы все шаги к достижению цели и запасные варианты выбора и я с легкостью могу их перечислить: 1)________2)________3)______ Запасные варианты:______________
Мой выбор сферы деятельности спланирован, но не все мои шаги (действия) хорошо продуманы, нет запасных вариантов выбора
У меня нет четкого плана выбора сферы деятельности
Знаешь ли ты, что такое «портфолио»?
Да, знаю. Могу перечислить основные требования к его составлению___________
Знаю лишь в общих чертах
Не знаю
Можешь ли ты защитить свой планируемый профиль перед приемной комиссией?
Да, смогу
Вряд ли смогу
Нет, не смогу
Эмоциональная готовность (социальное самочувствие в ситуации выбора)
Выбери одно утверждение, с которым ты полностью согласен:
Я испытываю положительные эмоции, когда начинаю представлять свое профессиональное будущее.
Иногда у меня возникает чувство тревоги, когда я представляю свое профессиональное будущее.
Когда я пытаюсь представить свое профессиональное будущее, меня охватывают отрицательные эмоции (страх, раздражение, тоска и т.п.).
Знание себя (соответствие)
Задумываешься ли ты, к овладению какой профессией у тебя есть способности?
Да, я думаю об этом
Лишь, тогда, когда заходит об этом разговор
Нет, никогда не задумывался
Как ты считаешь, насколько твои качества, способности соответствуют предполагаемой профессии?
Полностью соответствует
Скорее соответствуют
Не знаю
Выбери одно утверждение, с которым ты полностью согласен:
Я достаточно хорошо знаю свои недостатки и достоинства и, исходя из них, я выбрал свой профиль
Я не всегда учитываю свои особенности
Я считаю, что необязательно учитывать свои особенности при выборе профессии
Выбери одно утверждение, с которым ты полностью согласен:
При выборе профиля нужно учитывать как свой талант, так и востребованность будущей профессии
Я считаю, что очень важно выбрать профиль, который поможет выбрать профессии которые тебе близки
При выборе профессии нужно ориентироваться только на престижность данной профессии, и ее востребованность
Обработка и интерпретация данных мониторинга готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению.
Перед обработкой данных все ответы переводятся в баллы:
Вариант a - 2 балла, вариант b – 1 балл, вариант c – 0 баллов
Параметр готовности № вопросов Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Информационная
1-4 7-8 баллов 4-6 баллов 0-3 баллов
Волевая 5-8 7-8 баллов 4-6 баллов 0-3 баллов
Эмоциональная 9 2 балла 1 балл 0 баллов
Соответствие способностей и выбираемого профиля 10-13 7-8 баллов 4-6 баллов 0-3 баллов
Общий уровень готовности к профилю 1-13 20-26 13-19 0-12