Проект по технологии Декоративная штора к Дню рождения Ханты Мансийского округа — Югра


Тюменская область
Ханты – Мансийский автономный округ – Югра
Муниципальное образование – Кондинский район
______________________________________________
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Мулымская средняя общеобразовательная школа







ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по технологии
«Декоративная штора»







Выполнил: Секисов Виктор Игоревич
МКОУ
Мулымская СОШ
Руководитель: Секисова Нина Николаевна








I Введение

1.Обоснование идеи и потребности

«Всё живое и неживое создано
Творцом и дано нам в виде
бесценного подарка»
(Феофан Затворкин)

Сельский быт, трудовой уклад жизни всегда отличались от городского. Российское село и сегодня сохранило народные традиции: деревянное зодчество Севера, резьба по дереву, резьба по кости, золотое шитьё и др. Недавно мы построили свой дом, в котором многие предметы обихода и интерьер кухни сделаны своими руками, при этом они выполнены в народном стиле. И это не дань моде, а уют и комфорт. Не хватало лишь яркости, привлекательности на окне. Подумав, у меня возникла идея: разработать проект изготовления декоративной шторы из древесины с изображением на карнизе орнамента народа манси. Ведь русская культура всегда развивалась благодаря взаимодействию с другими культурами. Поэтому, изготовленная мною штора будет не только украшением нашей кухни, но она будет и подарком ко Дню рождения нашего Ханты – Мансийского округа. Ещё я хочу предложить украсить такими шторами окна нашей школьной столовой, что будет вызывать интерес у учащихся к культуре разных народов. Работа над проектом поможет и мне глубже понять традиции, быт северного народа, приобщиться к национальным ценностям, приобрести новые умения и навыки. Думаю, что моё изделие будет глубоко индивидуально, но сможет найти широкое применение в практике.

2. Цель и задачи проекта

Обосновав возникшую проблему и потребность, я поставил перед собой
Цел ь:
- сконструировать, изготовить и представить учащимся, учителям и родителям декоративную штору, выполненную из древесины с изображением на карнизе орнамента народа манси.

Задачи:
- оценить свои возможности в области проектной технологии;
- изучить историю создания мансийских орнаментов;
- выявить различия в орнаменте в разных региональных группах манси.
- познакомиться с работами мастеров по декоративно- прикладному искусству;
- разработать и выполнить проект;
- изготовить изделие, оценить проделанную работу.


Требования к изделию

Доступность материалов
Надёжность конструкции
Небольшие габаритные размеры
Небольшие материальные затраты
Декоративная штора должна быть красивой, оригинальной, соответствовать требованиям и национальным традициям
Должна иметь низкую себестоимость, быть качественно выполненной

Выработка концепции

При разработке проекта я учитывал:
- уровень своего мастерства;
- необходимость данного изделия;
- затраты на приобретение материалов;
- количество времени, необходимое для выполнения изделия.
Чтобы не упустить какие-либо вопросы выполнения творческого проекта, была создана схема, в которой отражены основные этапы выполнения проекта (см. приложение 1)

3. Исследование и развитие идеи

Функционально окно нужно лишь для того, чтобы в помещение проникал солнечный свет. Но если творчески подойти к оформлению окна, оно может стать основным элементом интерьера. К тому же благодаря этой своей функции окно занимает доминирующее положение в каждом помещении и потому заслуживает особого внимания при его оформлении.
При выборе стиля оформления окна я учитывал в первую очередь расположение и размеры окна, а затем корректировал выбранный стиль под обстановку кухни, исходя из условий быта.
Издавна существовало разделение труда по производству и отделке бытовых предметов у северного народа-манси. Мужчины обычно занимались изготовлением и отделкой изделий из кости, дерева и металла, а женщины орнаментировали их. В последние годы возрос интерес к национальным ценностям, художественным традициям северного народа. Поэтому я решил, что изучение декоративно- прикладного искусства народа манси позволит мне расширить кругозор, будет развивать чувство гордости за народных мастеров.
Изучая на практике декоративно-прикладное искусство народа-манси, сочетая знания технических приёмов с художественной фантазией, происходит развитие творческой личности, пробуждается интерес к истории своего народа.
В недавнем прошлом хозяйство северного народа манси было натуральным. Всё необходимое для быта и промыслов они изготавливали сами, стремясь полнее использовать свойства материала, отбирая то, что ему соответствует, внося свои варианты оформления. Вот почему предметы, изготовленные мастерами глубоко индивидуальны, неповторимы. А вещи, обрамлённые орнаментом, становятся более заметными.( см. приложение 2)
Орнаментальное искусство составляет важную часть современной культуры манси. «В орнаменте в яркой форме раскрываются художественные особенности народа, его эстетические вкусы, богатство и национальное своеобразие искусства, чувство ритма, понимание цвета и формы».1
Орнаментальное искусство манси обычно рассматривалось в комплексе с орнаментальным искусством ханты как декоративное искусство обских угров, так как различия между хантыйским и мансийским орнаментом незначительны.
Однако орнамент манси имеет и свой национальный характер. Орнаментируют изделие «головками», «заячьими ушами», «беличьими ушами», «лапками чайки», «заячьими лапками» и др. (см.приложения 3, 4) Материалы для изготовления орнаментов используют самые разные. От выбора материала зависит и выбор орнаментальных мотивов, их композиция.2
Различия в орнаменте наблюдаются и в региональных группах манси. Орнамент северных манси, в сравнении с южными, отличается особой строгостью, чёткостью. В орнаменте преобладает чаще всего несколько цветов, хотя в языке манси более 60 названий цветов. Оттенков только одного красного цвета шестнадцать, синего – одиннадцать, зелёного, жёлтого и коричневого – более двадцати.3
Любой орнамент состоит из равнобедренных прямоугольных треугольников, квадратов, прямоугольников, причём в каждом прямоугольнике содержится целое число квадратов. Орнаменты передаются из поколения в поколение вместе с их названиями. И каждое поколение вводит свои орнаменты, создавая их интуитивно.4

4. Выбор материала для изготовления изделия
Декоративные шторы можно изготовить из разных материалов: древесины, пластика, фанеры. А так как в основе моего изделия лежит принцип: простота, практичность, польза, то наиболее подходящим, на мой взгляд, является древесина, а именно – сосна. Основанием для этого может являться следующее:

а) народы ханты и манси в прошлом из дерева изготавливали лодки, вёсла, чашки, корытца для рыбы, курительные трубки, игрушки. Использовали для этого чаще всего берёзу, лиственницу, осину, сосну. Иногда эти изделия
____________________________________________________________________
1. Иванов С. А. Орнаменты народов Сибири как исторический источник. М.: издательство АН СССР, 1963
2. Очерки «Культорогенеза народов Западной Сибири» стр. 93
3. Шешкин П.Е., Шабалина И.Д. Мансийские орнаменты. «Просвещение», 1993. с.
4. Ерныхова Е.А. Декоративно – прикладное икусство обско – угорских народов. Учебное пособие. / Мар. гос. университет. - Йошкар – Ола. – 2000.
с. 23.
орнаментировали. Инструментом служил нож.5
б) древесина, особенно сосна, наиболее широко распространенный в нашей местности материал; в) древесина наиболее дешевый конструкционный материал;
г) древесина – экологически чистый материал; д) распространенность данного материала дает возможность выбора заготовок, не имеющих дефектов, а это дает данной конструкции необходимый и достаточный запас прочности; е) древесина – достаточно легкий материал, поэтому изделие получается достаточно легким; ж) древесина – материал, легко поддающийся технологической обработке; з) при художественной обработке древесина приобретает красивый цвет и рисунок, благодаря своей текстуре; и) широкая распространенность и доступность материала дает возможность быстрой замены той или иной части изделия вследствие поломки или каких-либо других причин;
к) сосна широко применяется для изготовления оконных переплётов, дверей, мебели. Мебель из сосны обладает особой привлекательностью, теплотой и красотой натурального дерева. Поэтому я изготовил своё изделие из сосны.

5. Обоснование цветовой гаммы

Цветовое решение – это нечто большее, чем один из оформительских элементов. Оно может стать ключевым звеном в создании в помещении определённой атмосферы. В цветовом решении интерьера кухни предпочтение отдано естественным тонам. Поэтому здесь использован натуральный материал древесины, который придаёт помещению тепло и уют. Из всех возможных комбинаций цветов наиболее гармонично смотрятся сочетания «родственных» оттенков. Так бодрящий оранжевый цвет заставляет кухню лучиться светом, усиливает благоприятное воздействие на организм. Чтобы выделить фактуру древесины и сохранить её натуральный цвет, я частично покрыл изделие бесцветным лаком.

6. Выбор оборудования, инструментов и приспособлений

Для получения качественного изделия необходимо правильно выбрать материал: -древесина должна быть сухой -древесина должна быть без брака
Выполнив эти требования, можно быть уверенным, что изделие получиться прочным и лёгким.
____________________________________________________________________5. Шешкин П.Е., Шабалина И.Д. Мансийские орнаменты. «Просвещение», 1993, с. 10.

Для выполнения основных технологических операций мне потребовались различные инструменты и приспособления.

Верстак
Фрезерная машина
Сверлильный станок, сверла
Электрический лобзик
Рубанок
Молоток
Ножовка
Кусачки
Шлифовальная колодка, наждачная бумага
Линейка, угольник, карандаш, шаблоны
11. Морилка, лак, кисть

























II Поисково – экспериментальная часть проекта

Варианты и окончательный выбор конструкции

Правильно подобрать штору для окна в кухне не так просто. Обдумывая процесс изготовления декоративной шторы, её внешний вид, мне пришлось просмотреть много книг, журналов, особенно из серии «Сам себе мастер»
(см. приложение 5)
Для украшения окон существует немало средств, начиная с классических штор и гардин свободной драпировки и заканчивая романтическими портьерами и современными жалюзи. И, конечно, все их можно комбинировать друг с другом. Меня заинтересовали три варианта: жалюзи, ставни изнутри и шторы с разными подвесками. (см. приложение 6) В настоящее время строительный рынок предлагает великое множество жалюзи. Вариант их изготовления был отклонён из-за материальных затрат и экологических соображений. Второй вариант отклонён из-за большого количества времени, необходимого для их изготовления. Также они больше подходят для высоких узких окон. Шторы с металлическими подвесками и с подвесками из пенопласта малопривлекательные и не очень интересны.
Идеальное для этого случая решение: декоративная штора из древесины с орнаментом на карнизе. Тёплый цвет натуральной древесины сочетается с деревенским стилем кухни, а орнамент оживляет обстановку, делает вещи более заметными и красивыми. В этом заключается новизна и оригинальность изделия. Весь материал, который я буду применять при изготовлении штор, экологически безопасен и экономически выгоден. Все детали можно изготовить самому.


















III Технологическая часть проекта

1. Техника безопасности при работах (см. приложение 7)

Сверление
Сквозные и несквозные (глухие) цилиндрические отверстия в заготовках из древесины выполняют с помощью специальных режущих инструментов – сверл.
Сверла бывают разных форм и размеров. Сверла закрепляют в патроне дрели или сверлильного станка. Перед сверлением размечают карандашом или шилом центр будущего отверстия.
Перед сверлением отверстий необходимо надежно закрепить заготовку и подкладную доску на столярном верстаке.
Сверло в патроне должно быть закреплено без перекосов. Нельзя держать коловорот или дрель сверлом к себе.
Подачу сверла при работе надо осуществлять плавно, без рывков.
Нажим на упор коловорота (дрели) в начале и конце сверления должен быть небольшим, вращение рукоятки – медленным. Стружки с поверхности изделия сдувать нельзя, их надо сметать специальной щеткой.

Для ручного пиления используют столярную ножовку – пилу с зубьями – резцами треугольной формы. Различают пилы для продольного, поперечного и смешанного пиления. Ручные пилы выпускают с мелкими и крупными зубьями.
При пилении полотно пилы трется о стенки отделяемых частей древесины. И чтобы его не зажимало в пропиле, зубья пилы должны быть разведены, то есть поочередно отогнуты в разные стороны. Благодаря этому пропил становится немного шире и пиление облегчается.
При распиливании заготовок отступают от линии разметки на 2-3 мм.
Полотно ножовки должно перемещаться под прямым углом к заготовке. Контроль за пилением проводится по линии разметки.
Размеченную заготовку кладут на доску на столярном верстаке, имеющую упор. Левой рукой прижимают заготовку к упору, а правой делают запил. При этом ножовку прижимают к упору и делают несколько коротких плавных движений к себе, после запиливания ножовку двигают на всю длину.
При пилении необходимо соблюдать правильную рабочую позу и хватку инструмента, использовать простое приспособление – упор.
Пилить исправной и остро заточенной пилой.
Пользоваться приспособлением: упором, стуслом и др.
Надежно удерживать заготовку.
Не допускать резких движений пилой, её перекоса, не держать левую руку близко к полотну.
Класть пилу на верстак, зубьями от себя.
Зачищать изделие напильником с исправной и прочно насаженной ручкой.
Не захватывать носок напильника пальцами левой руки.
Не сдувать опилки и не сметать их рукой, а пользоваться щеткой – сметкой.
Строгание
Строгание заключается в срезании рубанком с заготовки слоя древесины для получения заданных размеров, формы и ровных поверхностей. Для первоначального, грубого строгания используют шерхебель с узким и закругленным ножом. Это дает возможность без особых усилий строгать вдоль, поперек, наискось.
Прежде чем начинать строгание, следует выяснить, правильно ли налажен рубанок.
Надежно закреплять заготовку на верстаке.
Работать рубанком с остро заточенным ножом.
Крепко удерживать рубанок при строгании.
Начинают строгание с базовой стороны заготовки, соблюдая правильную хватку инструмента и рабочую позу.
Строгать следует на весь размах руки, с силой посылая рубанок вперед.
При перемещении рубанка не касаться пальцами заготовки.
Не проверять качество строгания движением пальцев по отстроганной поверхности.
Класть рубанок на верстак лезвием от себя.

Шлифование

Зачистку деталей после изготовления производят шлифовальной шкуркой. Основу её составляет хлопчатобумажная материя или плотная бумага, на одну сторону которой приклеены мелкие зерна стекла или твердых минералов. Для удобства работы кусок шлифовальной шкурки прикрепляют к деревянному бруску. Также существует механическое шлифование.
Механическое шлифование проводят на шлифовальных станках. Режущим инструментом является шлифовальная лента. Она движется поступательно и снимает неровности на заготовке, которую прижимают к столу и упору. С помощью шлифовальных станков деталям и изделиям очень быстро придают гладкую поверхность.
После работы инструмент, которым производят зачистку неровностей на поверхности изделий, следует очистить от опилок.
Шлифование также можно проводить рашпилем с прочно насаженной ручкой.
После окончания работы надо тщательно вымыть руки с мылом.
Опилки и шлифовальную пыль с поверхности изделия надо удалять специальной щеткой.







2. Спецификация деталей декоративной шторы
таблица 1


п\п
Наименование деталей
Количество шаблонов
Количество деталей

1
карниз
1
1

2
основание для карниза (ДВП)
1
1

3
штанга круглого сечения
1
1

4
фигурная консоль
1
2

5
подвеска
1
397

6
Крючки S – образной формы
1
397


7
Медные колечки
1
27
































3. Технологическая карта. Изготовление декоративной шторы
таблица 2





д.



п/п



Последовательность выполнения работы









Графическое изображение



Инструменты,
приспособления

1
2
3
4
5

Изготовление карниза




I





































1



Выбрать заготовку
(15 140 1073 мм)










2



Прострогать базовую кромку под углом 90 к базовой пласти







Верстак, рубанок, угольник





3






Выполнить разметку по шаблону





Верстак, шаблон, карандаш


4
Выпилить электрическим лобзиком, сохраняя разметочную линию


Верстак, электрический лобзик






























5




















































Выполнить разметку
для отверстий и просверлить сверлом



Верстак,
Линейка, карандаш, угольник, сверлильный станок,
сверло 4 мм

1
2
3
4
5







6

Зачистить торцы, кромки и фаски. Отшлифовать пласти



Верстак, шлифовальная колодка, наждачная бумага


7
Покрыть карниз лаком


Верстак,
лак, кисть

Изготовление основания для карниза



II


8


Выбрать заготовку (ДВП)
(15 140 1073 мм)






9
Покрыть основание краской, лаком

Верстак, краска, лак, кисть



10
Прибить основание к карнизу

Верстак, молоток, гвозди 20 мм


11
Отшлифовать кромки

Верстак, наждачная бумага

Изготовление фигурных консолей

































III






12






Выбрать заготовку (фанера)
(20 70 240мм)






13


Выполнить разметку по шаблону



Верстак,
карандаш, шаблон



14
Выпилить электрическим лобзиком и просверлить отверстия сразу в обеих консолях

Верстак, электрический лобзик, сверлильный станок, сверло
пёрка 28мм


15
Зачистить торцы, кромки и фаски. Отшлифовать пласти



Верстак, шлифовальная колодка, наждачная бумага


16
Покрыть консоль лаком

Верстак,
лак, кисть

Изготовление штанги круглого сечения

IV
17
Выбрать заготовку с основой брусок
(30 30 1070 мм)




18
Прострогать брусок до круглой основы 28мм

Верстак, рубанок


19
Выполнить разметку для отверстий под чёпики 7мм

Верстак,
линейка, карандаш, дрель,
сверло 7мм


19
Зашлифовать штангу и покрыть лаком

Верстак, наждачная бумага,
лак, кисть

Изготовление подвесок



V




































20


Выбрать заготовку с основой брусок
(50 50 500 мм)























21



















Выполнить разметку по шаблону






























Верстак, шаблон, карандаш




22
Прострогать плоскости до линии разметки

Верстак, рубанок




23


Профрезеровать полукруглой фрезой














Верстак, фрезерная машина




24


Разметить заготовку по длине и распилить её, сохраняя разметочную линию
























Верстак, линейка, угольник, карандаш, ножовка






25




Выполнить разметку и просверлить отверстия







Верстак, линейка, карандаш, сверлильный станок,
сверло 4 мм.


26
Зашлифовать детали



Верстак, наждачная бумага


27
Покрыть детали лаком

Верстак, лак, кисть



VI










28
Выбрать медную проволоку 1 мм






29


Намотать проволоку
на два стержня 8 мм так, как показано
на чертеже







Верстак, 2 стержня


30
Разделить проволоку на одинаковые детали S – образной формы

Верстак, кусачки

Изготовление колечек


VII
31
Выбрать медную проволоку 1 мм




32
Намотать на
стержень 28мм

Верстак, стержень 28мм


33
Разделить проволоку на одинаковые колечки


Верстак, кусачки

Сборка изделия

IV
19
Сборка изделия










4. Технологический процесс изготовления. Сборка

Карниз сделан из натуральной древесины, подходящей по текстуре к обстановке кухни. Он состоит из двух фигурных консолей, поддерживающих сам карниз, и штангу круглого сечения, вставленную в отверстия консолей. На штангу накинута ткань (креп-сатин). Фигурные консоли выпилены электролобзиком. Чтобы навесить карниз на стену, нужны 2 комплекта фурнитуры из металлической планки с прорезью (навески) и саморезы. Саморезы вкручиваю в стену (при необходимости дюбелями). На тыльных кромках консолей под фурнитуру узкой стамеской вырезаю пазы. Штангу вставляю в отверстия в фигурных консолях, которые сверлю сверлом сразу в обеих консолях за один проход. Осталось накинуть крючки с подвесками на медные колечки. А их в свою очередь – на карниз. Подвески имеют форму ромбиков
(см. приложение 8) т. к. в основе орнаментов у народа манси лежит математика. Изготовляя изделие, не зная математики, они создавали её сами.

5. Результаты испытаний и выводы. Правила безопасности

Когда я изготовил изделие и повесил его в школьной столовой, то учащимся, учителям и родителям оно очень понравилось (приложение 9) Руководитель сказал, что декоративная штора придала столовой удивительные черты элегантности, создала атмосферу уюта и хорошего настроения. Я тоже доволен своей работой. Считаю, что я добился своей цели.

! Внимание! При креплении карниза к стене следует убедиться в отсутствии в стене электропроводки. Случайное просверливание электропроводки опасно для жизни.

6. Экономическое обоснование

Расчет материальных затрат

Краска- 0,5л по 120 руб. За 1л. Сумма равна 60 руб.
Лак- 1 бутылка 0,5л по 40 руб. Сумма равна 40 руб.
Доска для карниза по 3700 руб. за 1куб. м. Сумма равна 28 руб.
Фанера для консоли по 350руб. 1 лист. Сумма равна 44руб. 40 коп.
Брусок для подвесок по 3700руб. за 1 куб. м. Сумма равна 46 руб. 70 коп.
Брусок для штанги по 3700 руб. за 1 куб. м. Сумма равна 18 руб. 60 коп.
ДВП по 170 руб. за 1 лист. Сумма равна 10 руб. 18 коп.
Саморезы 8 штук по 1руб. 50 коп. Сумма равна 12 руб.
Ткань можно использовать по выбору
Итого: 259 руб. 88 коп.
Расчет электроэнергии

1 квт для предприятий составляет 1,43 руб с учетом НДС

а) работа элекролобзиком – N- 0,5 кВт. ч 0,5ч цена 1руб. 43 коп.
0,25 *1,43=0,35руб.
б) работа фрезерной машинкой N-0,5кВт.ч 0,1ч цена 1руб. 43 коп.
0,05*1,43= 0,07руб.
в) работа сверлильным станком N- 0,350кВт 0,5ч цена 1руб.43 коп.
0,175 *1,43= 0,25руб.
г) ручная работа 10 ламп по 100 ват 30ч цена 1 руб.43коп.
30кВт*1,43= 42, 90коп.

Затраты электроэнергии составили: 43руб. 57коп.

Общая цена (без учёта ткани) составила: 303 руб. 45 коп.

Эта цифра не превышает стоимости изделия, если его заказать в столярной мастерской или купить, поэтому данная проектная работа экономически целесообразна.
Проведя анализ выполненных экономических расчётов, я убедился, что изготовленное мною изделие выгодно для тех, кто умеет работать с древесиной. Умения и навыки, которые я приобрёл на уроках, на кружковых занятиях помогли мне сэкономить бюджет семьи.

Экологическое обоснование

Готовое изделие, выполненное в данном варианте, экологически чистое и не
будет наносить вреда ни окружающей природе, ни тем людям, которые
будут его эксплуатировать.
Изделие выполнено из экологически чистого материала – из древесины сосны. Даже если декоративная штора придет в негодность из-за длительной эксплуатации или при неблагоприятных условиях эксплуатации, её можно просто использовать как топливо для костра после последнего применения. Это не вызовет никакого загрязнения окружающей среды.
Что касается шурупов и проволоки, то они через некоторое время «растворятся» в земле и перейдут в разряд «полезных ископаемых».

8. Требования к эксплуатации

Конструкция изделия накладывает следующие правила эксплуатации изделия:
1. Нельзя располагать изделие вблизи открытого огня.
2. После эксплуатации необходимо изделие очистить от загрязнения.
3. Хранить изделие между периодами эксплуатации необходимо в затемненном сухом месте.

! ВНИМАНИЕ! Эти шторы можно повесить не только на окне, но и на дверях. А такими подвесками можно оформить абажур, сделать из них сувенир к любому празднику. Всё зависит от фантазии.


9. Слова – термины

Столярная ножовка – это пила с зубьями-резцами треугольной формы.
Отделка – это окончательная обработка собранного изделия с
целью улучшения его внешнего вида и защиты от действия влаги.
Напильник – это металлический стержень с насажанной на него деревянной ручкой.
Шлифовальная шкурка – это гибкий режущий инструмент, представляет собой бумажное или тканое полотно с приклеенными к нему острыми зернами специального абразивного материала, которые и срезают все мелкие неровности.
Припуск – это слой древесины, который снимается при обработке заготовки (при пилении обычно дают припуск до 10 мм, при строгании – до 5 мм).
Долото – это инструмент, предназначенный для долбления гнезд и проушин.
Чертеж – это условное изображение изделия, выполненное по определенным правилам с помощью чертежных инструментов (чертеж – язык техники).
Шуруповерт – это специальный электроинструмент, работающий от аккумуляторов, и предназначенный для закрутки шурупов и сверления отверстий



IV Список использованной литературы

1. Ерныхова Е.А. Декоративно – прикладное икусство обско – угорских народов. Учебное пособие. / Мар. гос. университет. - Йошкар – Ола. – 2000. с. 23.
2. Васнецова Н.Ю. «365 советов Юному мастеру», издательство «Астрель», 2001 год
3. Журнал «Делаем сами» №10 2005, №6 2006.
4. Журнал «Идеи вашего дома» №7, №8, №11 1998.
5. Журнал «Сам себе мастер» № 1 2006(с. 15 -16), №3, 2006(с. 7 -9), №2(с.9) 2006, №4(с. 8) 2006, №5(с. 6)2006, №6(с.6) 2006.
6. Журнал «Югра», №9 – 10, 2003.
7. Иванов С. А. Орнаменты народов Сибири как исторический источник. М.: изд-во АН СССР, 1963, с. 6.
8. Карабанов И.А. Технология обработки древесины.: Учеб. для уч – 5 – 9 кл. М.: «Просвещение» 2000.
9. Очерки «Культорогенеза народов Западной Сибири» с.93.
10. Пинигин В. «Между нами мальчиками», Нижний Новгород, «Три богатыря»
11. Симоненко В.Д. Технология. Трудовое обучение: Учебник для учащихся 8 класса общ – ой школы. М.: «Вентана – Граф», 1998.
12. Симоненко В.Д. «Технология, 5 класс. Издательский центр «Вентана-Граф», Москва,2002 г
13. Шешкин П.Е., Шабалина И.Д. Мансийские орнаменты. «Просвещение», 1993. с. 5.

















приложение 1
V Схемы, фотографии, приложения
этапы выполнения проекта

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415







приложение 2



Мансийские орнаменты


«Лапка взрослой чайки»



«Лапка молодого зайчика»



«Ушки взрослого зайца»



«Ушки молодого зайчика»


приложение 3

«Крылья чёрного ворона»


«Берёзовая ветка»


Тэлыгтым ханса «Смешанный орнамент»


Саграп кер ханса «Лезвие топора»


Хоса сорпа тотап ала ханса «Удлиненный орнамент сундука»


приложение 4













приложение 5
Варианты конструкций

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
приложение 6
Техника безопасности

пиление



шлифование сверление




































Декоративная штора









VI Реклама

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


Десятого числа наш округ отметил день рожденья,
И я ему в подарок дарю своё творенье.
Морозным инеем декабрь окно разрисовал,
А я из дерева, друзья, орнамент создавал.
Нужны мне доски и фуганок,
Станок, линейка и рубанок.
Узор мансийский я срисую,
На обрезной доске карниз
Красиво нарисую.
Его я выпилю и отшлифую,
Бесцветным лаком весь залакирую,
Пока он сохнет, секрет о древесине вам раскрою:
Экологически чиста, в морозный день она тепла,
В жару прохладой одарит чудесная лесина-
Принцесса- древесина.
Сейчас нарежу ромбы я, узорные, витые,
Соединю их так, друзья, чтоб были как литые.
Консоль к карнизу прикреплю, детали дружно соберу-
Чудеснейшая штора практически готова.
Она на свете лучше всех,
От ветерка звенит как смех.
И пусть холодною зимой
Всем душу согревает.











13 PAGE 14115













Безопасность труда















Оборудова-ние










Исследование,
развитие идеи

Материалы, инструменты








Выбор конструкции










Цветовая гамма








Технология изготовления


Потребность, проблема








Декоративная

штора

Экономически невыгодно

Очень просто и
не оригинально

Интересно, но трудоёмко

Не гармонирует с обстановкой

Идеальное решение



 
 
      Заголовок 415