Казённое учреждение «Нефтеюганская коррекционная начальная общеобразовательная школа VIIвида»


Особенности речи слабоуспевающих учащихся 3 в класса:
ограниченность и недиференцированность словарного запаса, трудности в подборе слов, неточное их употребление;
несовершенство грамматического строя речи, трудности при словообразовании, словоизменении, употреблении предложно-падежных конструкций;
наблюдается медленный темп чтения. Частыми ошибками при чтении являются пропуски, перестановки, добавления звуков, делают неправильное ударение,их чтение является маловыразительным, монотонным.
нарушения письма являются более распространенными, чем нарушения чтения.В основном, смешивают звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, особенно аффрикаты ш-ц, ч-ц. Замены, как правило, носят нестойкий характер. Ошибочное обозначение мягкости согласных с помощью гласных второго ряда и с помощью мягкого знака. Проявления дисграфии носят нестабильный, характер. Ошибки обнаруживаются чаще всего в условиях усложнения способа выполнения задания, при усложнении речевого материала. Это свидетельствует о недостаточной автоматизированности, неустойчивости операций, языковых процессов, входящих в состав сложной деятельности, каким является письмо. Всякое усложнение деятельности приводит к тому, что отдельные процессы, не будучи автоматизированными, выходят из-под контроля, расстраиваются.
В процессе письма отмечаются и нарушения моторного акта письма, нарушения каллиграфии. Дети часто соскальзывают со строки. Отмечается непропорциональность величины букв, неравномерное соотнесение элементов буквы. Страдает плавность, ритмичность моторного акта письма.
отсутствие познавательного интереса к учебе. Им трудно подчинить свои эмоциональные реакции школьным требованиям, быстро устают во время урока, отвлекаются, становятся пассивными, вялыми.
Вывод: необходимо уделить внимание темам, которые требуют больше времени для понимания и качественного усвоения учениками. Это обусловлено особенностями усвоения учебного материала детьми, испытывающими стойкие трудности в обучении. Причиной их является задержка психического развития. У детей недостаточно сформирован уровень развития мыслительных операций ( анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение).Это влияет на формирование умений: преобразовывать формы слов, обозначающих предмет, признак предмета, действие предмета в начальную форму. У большинства обучающихся в образовательном учреждении нарушены фонетико-фонематические процессы, отмечаются слабые знания по предмету, детей беден словарный запас, нарушено словообразование, не развита связная речь. Среди обучающихся много детей, для которых русский язык не является родным.
Характеристика Б……. НуриятОшибки при объяснении значений слов (опора на внешние характеристики предмета). Не ко всем предъявленным словам подбирает синонимы и антонимы, либо подбирает их не верно. Допускает ошибки при образовании прилагательных от существительных и других новых слов при воспроизведении слогов может ошибаться, звуковой анализ выполняет, допускает ошибки при определении количества слогов в словах и при определении количества слов в предложениях с предлогами. При повторении предложения пропускает отдельные слова и словосочетания. При словоизменении сложных форм допускает ошибки. Рассказ по серии картин соответствует ситуации. Предложения стереотипны. При пересказе отмечается искажение смысла, выпадение смысловых звеньев, неточное словоупотребление. Отмечается неадекватные предложения, встречаются грамматические ошибки, замены букв (акустические ш – ж, щ – ч), единичные замены букв (оптические б – д), слитное написание предлогов.
Нарушения письма, обусловленные недостаточной сформированностью средств языка.
Рекомендации: индивидуальные занятия по русскому языку, фронтальные логопедические занятия.
совершенствование фонематического слуха;
совершенствование навыков языкового анализа;
обогащение словаря;
формирование словоизменения;
развитие связной речи;
развитие ВПФ.
Характеристика К……. А.:оперирует обобщающими словами, называет части предметов, объясняет значения слов по функцтональному признаку. При подборе синонимов допускает ошибки. При словоизменении сложных форм допускает ошибки. Не знает некоторых предлогов. Несоблюдение иероглифического принципа письма, пропуски и перестановки букв, обозначение мягкости согласных при помощи ь.
Выводы: Нарушения письма, обусловленные недостаточной сформированностью средств языка, у ребёнка с дизартрическим компонентом.
Рекомендации: индивидуальные занятия по русскому языку, индивидуальные логопедические занятия.
совершенствование навыков языкового анализа;
обогащение словаря;
формирование словоизменения;
развитие связной речи;
развитие ВПФ.
Характеристика: О……. Ф.:высказывания составляет самостоятельно, рассказ соответствует ситуации, но допускает выпадение смысловых звеньев, составление неадекватных предложений. При пересказе - искажение смысла.
Темп и плавность речи (особенности речи, связанные с заиканием): без особенностей.
Письменная речь: несоблюдение иероглифического принципа письма, пропуски букв, не дописывания элементов букв, замены гласных и – ы, нарушения границ предложений, слитное написание предлога.
Выводы: Нарушения чтения и письма, обусловленные недостаточной сформированностью средств языка.
Рекомендации: индивидуальные занятия по русскому языку, фронтальные логопедические занятия.
совершенствование фонематического слуха;
совершенствование навыков языкового анализа;
обогащение словаря;
формирование словоизменения;
развитие связной речи;
развитие ВПФ.
Характеристика Д……… М.
Связная речь-ограничена рамками обиходно – бытовой тематики. Неточно подбирает обобщающие слова.
Допускает ошибки при образовании прилагательных от существительных и других новых слов. Трудности при объяснении значений слов, при назывании частей предметов, при подборе синонимов.
При воспроизведении слогов допускает ошибки. Неверно определяет количество слов в предложениях с предлогами (т.к. не вычленяет предлог как отдельное слово).
В письменных работах допускает замены оптически схожих букв о– а, Т – П, слитное написание предлогов, нарушения границ предложений, неправильное использование мягкого знака.
Выводы по результатам обследования: общий уровень речевого развития ниже среднего. Нарушение письма, обусловленное недостаточной сформированностью средств языка, у ребёнка с дизартрическим компонентом.
Рекомендации: индивидуальные занятия по русскому языку, фронтальные логопедические занятия.
совершенствование фонематического слуха;
совершенствование навыков языкового анализа;
обогащение словаря;
формирование словоизменения;
развитие связной речи;
развитие ВПФ.
Характеристика Ч………. А.
Письменная речь: В письменных работах ошибки смешения парных согласных г–к, д–т, замены оптически схожих букв.
Выводы по результатам обследования: общий уровень речевого развития средний. Нарушение письма, обусловленное недостаточной сформированностью средств языка, у ребёнка с дизартрическим компонентом.
Рекомендации: индивидуальные занятия по русскому языку, индивидуальные логопедические занятия.
совершенствование фонематического слуха;
совершенствование навыков языкового анализа;
обогащение словаря;
формирование словоизменения;
развитие связной речи;
развитие ВПФ.
Характеристика Л……… А.
Составляет простые предложения, недостаточно правильно использует предлоги. При повторении предложений может искажать смысл и структуру.
Неточно повторяет предложения за взрослым. Ошибки словоизменения, в образовании уменьшительно – ласкательной формы существительных. При составлении предложений из слов в начальной форме допускает ошибки грамматического характера.
Письмо: пропуски букв, замены оптически схожих букв ж – х, нарушение границ предложений.
Выводы обследования: общий уровень речевого развития ниже среднего. Нарушения чтения и письма, обусловленные недостаточной сформированностью средств языка.
Рекомендации: индивидуальные занятия по русскому языку, фронтальные логопедические занятия.
совершенствование фонематического слуха;
совершенствование навыков языкового анализа;
обогащение словаря;
формирование словоизменения;
развитие связной речи;
развитие ВПФ.
Особенности речевого развития Девлетова М.
Устная речь.
Общее звучание речи: речь маловыразительна, голос звонкий.
Понимание речи: сохранно.
Активный словарь: уровень ниже среднего - ограничен рамками обиходно – бытовой тематики. Неточно подбирает обобщающие слова.
Допускает ошибки при образовании прилагательных от существительных и других новых слов. Трудности при объяснении значений слов, при назывании частей предметов, при подборе синонимов.
Особенности речевого развития Ч……. А.
Устная речь.
Общее звучание речи: речь выразительна, разборчива, голос тихий.
Понимание речи: сохранно.
Активный словарь: средний уровень - достаточный словарный запас, владеет навыками словообразования, оперирует обобщающими словами, подбирает синонимы и антонимы. Подбирает прилагательные и глаголы к заданным словам. Трудности при объяснении значений слов.
Звукопроизношение: норма.
Фонематическое восприятие, звуковой анализ, синтез: уровень выше среднего - воспроизводит цепочки слогов неточно. При подборе слов с заданным звуком не допускает ошибки, в письменных работах не дифференцирует парные согласные. Правильно выполняет все виды языкового анализа.
Слоговая структура слов: без особенностей.
Грамматический строй речи: средний уровень - Самостоятельно конструирует предложения из слов, предъявленных в начальной форме. Может вставить в предложение пропущенный предлог со стимулирующей помощью.
Связная речь: уровень ниже среднего - при составлении рассказа по серии сюжетных картинок самостоятельно раскладывает картинки. Рассказ соответствует ситуации, в правильной последовательности. При пересказе допускает незначительные отклонения от текста, использует только простые предложения, встречаются единичные рамматические ошибки, включает постороннюю информацию.
Темп и плавность речи (особенности речи, связанные с заиканием): без особенностей.
Чтение: Темп чтения 39 слов в минуту, послоговое и целыми словами, монотонное, быстрое. Понимание прочитанного поверхностное, неточное. Ошибок при чтении нет.
Письменная речь: В письменных работах ошибки смешения парных согласных г–к, д–т, замены оптически схожих букв.
Выводы по результатам логопедического обследования: общий уровень речевого развития средний. Нарушение письма, обусловленное недостаточной сформированностью средств языка, у ребёнка с дизартрическим компонентом.
Рекомендации: индивидуальные логопедические занятия.
совершенствование фонематического слуха;
совершенствование навыков языкового анализа;
обогащение словаря;
формирование словоизменения;
развитие связной речи;
развитие ВПФ.
Особенности речевого развития Л…….. А.
Устная речь.
Общее звучание речи: речь недостаточно выразительна, разборчива.
Понимание речи: сохранно.
Активный словарь: уровень ниже среднего - ограничен рамками обиходно – бытовой тематики. Неточно подбирает обобщающие слова. Допускает ошибки в образовании новых слов. Трудности при объяснении значений слов.
Звукопроизношение: норма.
Фонематическое восприятие, звуковой анализ, синтез: средний уровень - умеет дифференцировать все звуки. Допускает ошибки при определении количества слов в предложениях с предлогами (т.к. не вычленяет предлог как отдельное слово). Правильно определяет границы слогов, количество звуков в словах.
Слоговая структура слов: без особенностей.
Грамматический строй речи: уровень ниже среднего. Составляет простые предложения, недостаточно правильно использует предлоги. При повторении предложений может искажать смысл и структуру.
неточно повторяет предложения за взрослым. Ошибки словоизменения, в образовании уменьшительно – ласкательной формы существительных. При составлении предложений из слов в начальной форме допускает ошибки грамматического характера.
Связная речь: низкий уровень – высказывания составляет самостоятельно, допускает нарушении последовательности событий, просто пречисляет то, что видит на картинках. Пересказ возможен после повторного чтения, составлен со значительными сокращениями, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей, неадекватное словоупотребление.
Темп и плавность речи (особенности речи, связанные с заиканием): без особенностей.
Письменная речь
Чтение: Темп чтения 28 слов в минуту, послоговое, монотонное, допускает ошибки при чтении. Понимание прочитанного поверхностное, неточное
Письмо: пропуски букв, замены оптически схожих букв ж – х, нарушение границ предложений.
Выводы/рекомендации по результатам логопедического обследования: общий уровень речевого развития ниже среднего. Нарушения чтения и письма, обусловленные недостаточной сформированностью средств языка.
Рекомендации: фронтальные логопедические занятия.
совершенствование фонематического слуха;
совершенствование навыков языкового анализа;
обогащение словаря;
формирование словоизменения;
развитие связной речи;
развитие ВПФ.