Социальное обучение и воспитание детей детьми с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью в рамках интернатного учреждения
Социальное обучение и воспитание детей детьми с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью в рамках интернатного учреждения
Во все времена остро стоял вопрос помощи детям с тяжелой и глубокой умственной отсталостью. В настоящее время разрабатываются новые организационные формы работы с такими детьми, выявляются способности этих детей к учебной деятельности, всевозможными способами исследуются возможности их социализации в обществе. Проблемы потенциальных возможностей детей с тяжелой умственной отсталостью, приспособления их в жизни приобретают большую социальную значимость.
Особую категорию умственно отсталых детей представляют инвалиды, не способные к самостоятельной жизни, нуждающиеся в опеке, однако при оказании своевременной специальной педагогической помощи им частично может быть привита способность к труду и в определенной степени они могут быть социально адаптированы.
Опыт показывает, что так называемый «необучаемый» ребенок при особой организации коррекционно-образовательной работы способен адаптироваться в ближайшем для него окружении, что, безусловно, является показателем и результатом его общего психического развития, в том числе и интеллектуального. Благодаря обозначенному в ФГОС варианту образования все обучающиеся, вне зависимости от тяжести состояния, включаются в образовательное пространство, где принципы организации предметно-развивающей среды, оборудование, технические средства, коррекционных технологий, а также содержание и методы обучения и воспитания определяются индивидуальными возможностями и особыми образовательными потребностями ребенка.
Для меня, как воспитателя дома-интерната, проблема работы с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР), и детьми с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью представляет практический интерес. Работа в учреждении строится по адаптированной обще - образовательной программе, включающие разделы, соответствующие определенным целям воспитания. Сенсомоторное развитие, социальная тренировка, самообслуживание, хозяйственно – бытовой труд (соответствующий индивидуальным способностям и умениям), музыка, развитие речи, письмо, счет. Федеральный государственный закон от 2013г говорит: «АООП общего образования учащихся с умственной отсталостью – это программа, которая учитывает: особенности психофизического развития; индивидуальные возможности; особые образовательные потребности. Обеспечивает комплексную коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. (АООП для учащихся-
инвалидов с умственной отсталостью дополняется индивидуальной программой реабилитации инвалида) АООП для учащихся с умственной отсталостью самостоятельно разрабатывается и утверждается организацией, осуществляющей образовательную деятельность в соответствии с ФГОС и с учетом примерной АООП.. »При этом нам, педагогам, работающим с данной категорией воспитанников приходиться искать свои методы, приемы, формы работы, в более дифференцированном, «пошаговом» обучении с учетом индивидуальных особенностей и способностей каждого отдельно взятого ребенка, чтобы максимально адаптировать их к повседневной жизни и нахождению в социуме.
Опыт показывает, что, чем раньше начинается специальная коррекционная работа, тем больше возможностей имеется для эффективного продвижения аномального ребенка.
Что касается непосредственно практической работы с детьми в нашем учреждении, то ее можно разделить на этапы.
Первый этап включает в себя привитие санитарно – гигиенических навыков, предметно – практической деятельности, умение координировать движения, приучение к адекватному поведению в группах, столовой, и других общественных местах учреждения.
Гигиеническая культура осваивается через создание условий для формирования у детей гигиенических навыков: ухода за своим телом, культуры еды, бережного отношения к личным вещам, к предметам и игрушкам, поддержания порядка в окружающей обстановке. При содействии формированию навыков самообслуживания используются дидактические игры на занятиях, в повседневных режимных моментах. В занятие включены следующие этапы:
1. Создание положительно-эмоционального отношения к навыку.
2. Обыгрывание навыка с персонажем.
3. Показ на себе и комментирование каждого действия.
4. Совместные действия с ребенком.
5. Действие ребенка по подражанию действиям взрослого.
6. Самостоятельные действия ребенка.
Главная особенность состоит в том, что задания предлагаются в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом.
Я ставлю пред собой задачу не просто научить воспитанников самостоятельно и аккуратно есть, умываться, раздеваться и одеваться, но и вселить в них уверенность в том, что они могут делать это хорошо, заслуживая одобрение взрослого.
На втором этапе особое внимание привитию воспитанникам хозяйственно – бытовых и социальных навыков.
Обучение обслуживающему труду, происходит ежедневно в ходе наблюдений за работой воспитателя и младшего воспитателя. Обращаем внимание воспитанников на то, в какой последовательности происходит уборка комнаты. (Протираем пыль, пылесосим ковры, правильно делаем влажную уборку пола). Следует познакомить со средствами, которыми можно пользоваться при уборке, а так же о способах их использования и хранения. С видами мебели, находящейся в помещении, воспитанники знакомятся в процессе проживания. Им сообщаются элементарные сведения: название, предназначение, где и как используется. Демонстрируя мебель, указываем и показываем ее части, из каких материалов сделана. Воспитанники знакомятся с новыми терминами, заучивают их, так как в дальнейшем будут ими пользоваться.
Для более прочного усвоения, вышеперечисленных, понятий систематически повторяется пройденный материал, при выполнении различных упражнений. Например, дети узнают на иллюстрациях и называют виды мебели, рассказывают о ее назначении.
Уделяется внимание воспитанников на навыки и умения в уходе за своей одеждой, способами ее хранения. Дети учатся стирать мелкие вещи (носки, нижнее белье). Закрепляются навыки ухода за обувью и способами ее хранения.
Начиная обучений детей уборке, нужно объяснить, что влажная уборка это более качественная уборка помещении. Сначала работаем сухой ветошью, затем влажной, объясняем, что пыль прилипает к ней лучше, чем к сухой.
Непосредственно практическую деятельность начинают с подметания пола влажным веником, что представляет для них определенную сложность. Поэтому объясняя действия, изначально говорим о последовательности операции и показываем, в каком направлении следует мести (от себя), обратить внимание на то, что нельзя пропускать части поверхности пола. После этого задания приступают к влажной уборке столов подоконников, плинтусов. С этой простейшей работой справляются относительно самостоятельно.
Особую сложность представляет мытье полов. Здесь необходимо проведение специальных тренировочных упражнений. Для этого поверхность пола делится на участки, где сразу несколько воспитанников могут овладевать данным навыком. Следует показать и объяснить, как намочить и отжать тряпку, правильно надеть ее на швабру. Обращать внимание на то чтобы дети не терли одно и то же место, а своевременно переходили с одного участка на другой. Практическое повторение можно организовать в спальных комнатах либо игровых.
Таким образом, в результате обучения обслуживающему труду, воспитанники могут содержать в чистоте свои комнаты, вещи, обувь, оказывать взрослым посильную помощь в сервировке стола, уборке посуды. Тем самым у детей вырабатываются практические навыки крайне необходимые в ежедневной жизни.
Также на этом этапе, большая роль отводится социальной ориентировке воспитанников, расширению их социальных связей. В ходе экскурсий, на прогулках закрепляются правила поведения в общественных местах, в транспорте, что дает возможность в определенной степени приспособиться к жизни. В своем большинстве, к данному периоду, воспитанники овладевают элементарными навыками ориентировки в окружающем: Знают назначение различных помещений интерната, могут правильно их назвать, в состоянии справится с несложными поручениями воспитателя. Возрастает общий уровень их познавательной деятельности.
На третьем этапе усиливается трудовая подготовка. Трудовое воспитание в системе коррекционной работы с воспитанниками, имеющими глубокую и тяжелую умственную отсталость, имеет одно из наиважнейших мест, так это является основой для их адаптации и дальнейшей социализации в обществе.
На базе интерната имеются учебно-производственные мастерские (столярные, гончарные), где воспитанники на практике изготавливаются различные изделия из дерева и глины, занимаются сборочными работами. В процессе обучения они получают простейшие представления и умениями, которыми смогут воспользоваться в выполнении простых работ в специально созданных для них условиях. В ходе обучения формируется большое количество личностных качеств, например такие как, способность сосуществовать в коллективе, выбрать правильную и допустимую для общества модель поведения, иметь способность оказывать помощь несправляющемуся товарищу, с желанием и настроением выполнять работу. Иными словами воспитанник приобретает навыки, которые впоследствии, могут стать чертами характера, и определять его дальнейшую жизнь и отношения в коллективе.
В расположенном на территории ОО конном дворе, воспитанники помимо иппотерапии, осуществляют посильную трудовую деятельность по уходу за животными. Наряду с трудовыми навыками, ухаживая за лошадью, воспитанники учится быть внимательным, чутким, заботливым, вырабатывает желание и способность прислушиваться к мнению и потребностям близких.
Таким образом, труд для умственно-отсталого ребёнка имеет большое значение: в процессе знакомства с назначениями, свойствами и качествами материалов и инструментов, овладения действиями с ними, планирования последовательности операций
развиваются восприятие, представления, различные формы мышления и мыслительные операции. В процессе трудового воспитания расширяются и конкретизируются представления детей о жизни и занятиях людей, о пользе и результатах их труда.
Можно сделать вывод, опыт работы с детьми, имеющими тяжелую умственную отсталость, показал, что их потенциальные возможности довольно значительны. Они овладевают социальными нормами поведения и несложными видами труда, способны к навыкам самообслуживания, понимать обращенную к ним речь и выражать свои чувства, т.е. эти дети, несомненно, обучаемы. В результате воспитания и обучения многие воспитанники к подростковому возрасту усваивают определенные социально-бытовые и трудовые навыки.
Литература:
1.Малер А.Р. «Социально – трудовая адаптация глубоко умственно отсталых детей» М.1990
2. Малер А.Р.Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью/А.Р.Малер, Р.В.Цикото.М.;Академия.2003
3.МалерА.Р.Ребенок с ограниченными возможностями в развитии. А.Р.Милер.-М.:Аркти.1992
4.Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. М.1992
5.Шпек Отто. Люди с умственной отсталостью; обучение и воспитание. Академия 2003