Научно-исследовательский проект Компьютерная зависимость детей и подростков
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Биджан»
Проект для участия в муниципальной научно-практической конференции младших школьников «Юный исследователь»
Тема: «Компьютерная зависимость
детей и подростков»
44615103492500Авторы: Будиян Виктория Викторовна, ученица 4 класса
44615108255000Полубнев Дмитрий Константинович, ученик 4 класса
Руководитель проекта: Полубнева Мария Викторовна, учитель начальных классов
2017 г.
ВВЕДЕНИЕ
Когда-то люди всё гадали: «Чем Мона Лиза хороша?
Найдет ответы ли принц датский на все вопросы бытия?»
Сейчас у нас одна проблема: «Сеть слишком занята.
Сегодня получил я двойку и не увидеть мне компа».
Век инноваций и прогресса, век технологий и Сетей
Что делать в 21-ом веке, чтоб уберечь своих детей?
Мы сочинили эти строки, мы дружно сели за проект,
Мы постараемся ответить: «Компьютер друг нам или нет?».
Проблема компьютерной зависимости детей и подростков в наше время - одна из самых актуальных. Компьютеры, ноутбуки, смартфоны, планшеты и многое другое, без всего этого сейчас ребенок и тем более подросток просто не представляет свою жизнь. Дети проводят большее количество своего времени в виртуальном мире.
Главная проблема, исследуемая в проекте: «Возможно ли сформировать правильное здоровое отношение к компьютеру путем проведения информационно-просветительской работы?».
Гипотеза: Мы предположили, что так как компьютеры и гаджеты вызывают не химическую и физиологическую зависимость, а психологическую, то основным профилактическим мероприятием является информационная работа, формирование правильного здорового отношения к компьютеру и виртуальному миру.
Цель нашего исследования – изучение эффективности информационно-просветительской работы в борьбе с компьютерной зависимостью.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- ознакомиться с литературой по данной теме и получить представление о компьютерной зависимости, ее причинах, симптомах, способах борьбы с ней;
- провести тестирование среди учащихся на выявление компьютерной зависимости;
- провести ряд информационно-просветительских мероприятий, чтобы ознакомить учеников с сущностью явления «компьютерной зависимости» и рекомендациями по ее профилактике;
-провести повторное тестирование и взять интервью среди учеников школы;
-проанализировать результаты опросов и определить насколько эффективны проведенные мероприятия.
При подготовке проекта мы использовали различные методы исследовательской работы: теоретические (изучение и обобщение), экспериментально-теоретические (анализ), эмпирические (тестирование, социологический опрос - интервьюирование, фотографирование).
Основная часть
Компьютерная зависимость детей и подростков
Различные виды зависимостей человека исследуют ученые, занимающимися проблемами психических расстройств, но термин «компьютерная зависимость» так и не принят ими. Изучая литературу по теме проекта, мы так и не нашли точного определения компьютерной зависимости. Зато в работах многих авторов термин «компьютерная зависимость» приравнен к термину «аддикции». Что же это такое?
Аддикция – формирование стремления человека к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций. Таким образом, мы пришли к выводу, что компьютерная зависимость детей и подростков - это в первую очередь постоянный уход от реальности путем компьютерных игр, просмотра различных сайтов интернете, общения в социальных сетях.
Для начала мы решили найти ответ на вопрос: «Почему для подростков так привлекателен этот виртуальный мир?». В подростковом возрасте ребенок пытается как-то самоутвердиться в мире, показать, что он что-либо из себя представляет. В реальной жизни это сделать гораздо сложнее, а вот в социальных сетях многие оказываются более раскрепощенными. Да и общение по средствам интернета действительно очень удобно, так как не нужно смотреться в глаза собеседнику, не нужно переживать за свой внешний вид и т.п.
Специалисты выделяют три вида компьютерной зависимости в детском возрасте: беспорядочный просмотр сайтов (веб-серфинг); нездоровое увлечение общением в социальных сетях и знакомствами, вызывающее пренебрежение к реальным взаимоотношениям; повышенная заинтересованность в виртуальных играх.
Известно, что зависимости наркотическую, никотиновую и алкогольную вызывает определенное действующее вещество. В случае с глобальным Интернетом подобное вещество отсутствует, он воздействует на человека чисто психологически.
Различают некоторые причины, способствующие возникновению компьютерной зависимости: круг общения ребенка, наследственный фактор, неблагоприятная обстановка в кругу семьи подростка, серьезная занятость родителей.
Симптомы зависимости: с каждым разом ребенок все больше времени проводит за монитором компьютера; его успеваемость по школьным дисциплинам заметно снизилась; ему неинтересно все, что происходит вокруг него; сон ребенка нарушен; настроение меняется резко и часто; на просьбу отвлечься следует неадекватная реакция, он ведет себя на грани истерики.
Чем же именно опасен компьютер?...Мы выделили следующие негативные факторы: вред излучения; влияние на психику, часто появление агрессии, выработанной во время «игр-стрелялок» и иных игр; влияние на сознание; отсутствие интереса к чтению книг; отсутствие потребности в реальном общении; потеря способности общаться с людьми; малоподвижный образ жизни; повышение утомляемости; снижение аппетита, замедление роста и впоследствии возникновение проблем с массой тела.
Рассмотрев теоретические вопросы, мы решили на практике оценить масштабы распространения компьютерной зависимости. Для этого мы протестировали 100 учеников нашей школы (форма теста – Приложение-1). Полученные результаты представлены в диаграмме № 1.
На основе результатов проведенного тестирования мы сделали выводы:
-должна вестись активная профилактическая работа, чтобы не допустить переход учеников из «группы риска» в группу «страдающих компьютерной зависимостью»;
-проводимая работа, учитывая особенности данной психологической зависимости, должна носить информационно-просветительский характер.
В целях проведения профилактической работы и практической реализации проекта нами:
-разработан и выдан 100 учащимся школы буклет «Компьютерная зависимость детей и подростков» (Приложение - 2);
-разработана презентация «Компьютерная зависимость детей и подростков», представленная на тематическом информационном часе с охватом 80 человек (Приложение-3).
Чтобы увидеть практические результаты проделанной работы, мы провели повторное тестирование 100 человек. Результаты представлены в диаграмме № 2.
Диаграмма № 1 Диаграмма № 2
Как мы видим, проведенная профилактическая работала дала положительный результат и число детей «группы риска» уменьшилось на 11 человек.
В целях совершенствования проводимых в рамках проекта мероприятий мы провели интервьюирование 30 учащихся школы. На вопрос: «Полезна ли информация, размещенная в буклете и презентации?», -все опрашиваемые единогласно ответили: «Да». На вопрос: «Вы узнали что-нибудь новое на мероприятиях, посвященных компьютерной зависимости?», - 25 учеников ответили утвердительно. На вопрос: «Изменилось ли ваше отношение к гаджетам?», -18 человек ответили положительно. В пожеланиях указали: привести интересные статистические данные, подробнее рассказать о влиянии компьютера на психику человека, рассказать об видах ответственности за размещение информации в сети Интернет. Все это будет учтено в нашей дальнейшей исследовательской работе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наше исследование было посвящено самой острой на сегодняшний день проблеме - компьютерной зависимости детей и подростков.
Цель исследования достигнута. Все поставленные задачи нами выполнены:
-изучена литература;
- проведено тестирование 100 учащихся на выявление компьютерной зависимости;
- ученики ознакомлены с сущностью явления «компьютерной зависимости» и рекомендациями по ее профилактике с помощью разработанного буклета и информационного часа с презентацией;
-проведено повторное тестирование 100 учеников и взято 30 интервью, что позволило количественно и качественно оценить положительные результаты проведенной информационно-просветительской работы.
В ходе подготовки проекта мы научились применять на практике эмпирические методы исследования, такие как тестирование и интервьюирование, также нами получены новые знания о природе компьютерной зависимости, ее видах, симптомах и последствиях.
Мероприятия по профилактике разработанные в ходе проекта могут реализоваться и далее, чтобы охватить всех учащихся школы и уменьшить количество детей, имеющих риск развития компьютерной зависимости. И детей уже зависимых.
В перспективе дальнейших исследований в рамках данного направления мы планируем исследовать возможности объединения в профилактической работе двух главных сфер влияния на ребенка - школу и семью.
Список используемой литературы
1. Воронов, Д.И. Компьютерная зависимость и социально-психологические закономерности ее проявления// Вестник Череповецкого государственного университета. – 2013. - № 3 (50) том 2. – С. 167 – 170.
2. Гришина, А.В. Психологические факторы формирования компьютерной игровой зависимости в младшем подростковом возрасте// Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. – 2008. - №88. – С. 78-81
3. Гуреева, А.Ю., Сизов, С.В. Интернет-зависимость: современное состояние и проблемы//Бюллетень медицинских интернет-конференций. -2015. - № 2 (том 5). – С. 127 – 130.
4. Емельяненко, В.Д. Мировоззрение и игровая компьютерная зависимость: поиск и взаимосвязи//Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. – 2016. - №1 (11). – С.43-61
5. Кочуров С., Кочурова, О.И. Исследование «феномена компьютерной зависимости» учащихся в возрасте 11-13 лет//Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2008. - №2. – С. 53-56
6. Малыгин, В.Л., Смирнова, В.А., Хомерики, Н.С. Факторы риска формирования компьютерной зависимости// Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». – 2009. - № 1 (том 11). – С. 37
7. Маслова, Ю.В. Позитивные и негативные аспекты использования компьютерных технологий у детей и подростков//Образовательные технологии и общество. – 2013. - № 4 (том 16) – С.493-501
8. Петрова, Е.И. Дети и компьютер//Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. – 2012. - №1-С.133-141
9. Рогова. Е.Е., Суворова, Е.В. Интернет-зависимость – проблема современной молодежи
10. Семено, А.А. Игрозависимая молодежь и ее психологические особенности//Вестник Международного института экономики и права. – 2013. -№ 4 (13). - С. 39-47
11. Фадеева, С.В. Факторы риска развития наркотической и компьютерной зависимостей в подростковой среде//Сибирский педагогический журнал.- 2010. - № 5. –С.217-224
12. Юрьева, Л.Н. Компьютерная зависимость – аддикция общества, основанного на знаниях// Тюменский медицинский журнал. – 2014. - №1 (том16). – С. 54-55
13. http://centrgerda.ru/napravleniya/kompyuternaya-zavisimost/pochemu-podrostki-tak-zavisimy-ot-sovremennyh-gadzhetov.html14.http://centrgerda.ru/napravleniya/kompyuternaya-zavisimost/vse-o-zavisimosti-podrostkov-i-detej-ot-interneta-kak-raspoznat-i-predupredit.html15.http://centrgerda.ru/napravleniya/kompyuternaya-zavisimost/kompyuternaya-zavisimost-u-rebenka-kak-vyyavit-i-vovremya-prinyat-mery.html16.http://centrgerda.ru/napravleniya/kompyuternaya-zavisimost/10-priznakov-kompyuternoj-zavisimosti-u-rebenka.html17.http://centrgerda.ru/napravleniya/kompyuternaya-zavisimost/kompyuter-horoshij-li-drug-dlya-rebenka.html18.https://infourok.ru/statya_issledovatelskiy_proekt_kak_sredstvo_dostizheniya_rezultatov_fgos_po_biologii-412043.htm