Интегрированный урок Имя числительное


Повторительно-обобщающий урок
По теме «Наречие».
Цель урока: обобщение и расширение сведений о наречии как части речи, повторение орфографии, связанной с изучением наречия, наблюдение за употреблением наречий в текстах различного стиля. Составление своих текстов с наречием.
Оборудование.
Выставка книг, вопросы к уроку, словарь наречий, репродукции картин.
Форма урока. Семинар.
Ход урока.
Сообщение о теме семинара и его цель.
– Какой литературой вы пользовались, готовясь к семинару и много ли ее в сравнении с литературой о других частях речи?О наречиях написано гораздо меньше, чем о других частях речи)
- Как это объяснить? (у наречий нет столько грамматических признаков как,например. У существительного).- Какой главный грамматический признак наречия? (неизменяемость)
_академик Виноградов писал о том, что некоторые ученые «подвергают сомнению право наречий на звание самостоятельной части речи», «что орфографические ошибки в наречиях – следствие неопределенности этой категории».потому так часто путают эту часть речи с деепричастием, существительным и предлогом.
Но так или иначе эта удивительная часть речи обогащает наш язык,делает его живым и живописным.
-Сегодня мы с вами совершим путешествие в страну Грамматику в город Наречие. Вы уже знаете, по каким грамматическим законам живут жители этого города.Мы побываем в гостях у них и убедимся. Какие они разные. Но каждый путешественник. Собираясь в дорогу, должен знать историю того места, которое собирается посетить. Так первым пунктом нашего путешествия будет 2. Станция «Историческая» см. с. 249 «Тайны родного языка».
- Пока наш поезд двигается к следующей станции, мы, чтобы не скучать проведем
3.Конкурс «Фантазеры».
- Готовясь к семинару, вы дома сочиняли сказки о наречии,некоторые из них мы прочитаем.
(выставка сочинений).
4.-Прибыв на станцию «Этимологическая», мы отравим ребят в справочное бюро о получении некоторой информации :1.Дефис в наречиях.
2.Не с наречиями на о,е.
3. Из,до, с в наречиях.
А сами послушаем этимологов.
В «Кратком этимологическом словаре» Шанского мы познакомились с происхождением некоторых наречий.
Дотла –слияние предлогов с формой Р.п. ед.ч. от тьло –почва,пол,основание,этимологически = тлеть.
Невзначай –собст. Русский, корень тот же,что и в час, отчаяться ( отъчаяти – «Терять надежду, от от чаяти – ждать).
Невмоготу – собст. Русский ,является сращением сочетания не в моготу, в котором могота – сила,мочь, возможность.
Начеку – собст. Русский, возникло в результате сращения предлога на и формы П.п. сущ. Чек – стража,ожидание.
Наружу – собст. Русский. Образовалось путем слияния на и В.п. ед.ч. сущ. Ружь – внешность, вид.
- а сейчас из справочного бюро выступят с информацией о трудных случаях правописания наречий. ( выступление учащихся)
-Жители нашего горда часто сетуют на неправильное употреблелие и в речи. Ежегодно они проводят конкурс дикторов, в котором поучаствуем и мы.
(Запись и расстановка ударений словосочетаний)
Пиши красивее, сядь удобнее, вытри дочиста, сделай иначе, уехать надолго.
- А какие еще встречаются случаи неправильного употребления наречий нам покажут артисты в инсценировке «Рецепт»
-В каком классе ты учишься, молодой человек? – спрашивает врач пришедшего ученика.
-В седьмом.
-А дружно вы живете в своем классе?
-Нормально. Жутко дружно. Ужасно весело.
-Жутко дружно,ужасно весело! А учитесь-то хорошо?
-Нормально! Особенно девчонки стараются. Их учительница в пух и прах хвалит.
-Да, болезнь серьезная,у тебя больной язык .Тут врач не поможет.Вылечиться ты мможешь только сам.
-