Интегрированный урок русского языка и математики в 5 классе Тема: Имя числительное Цели:
Интегрированный урок русского языка и математики в 5 классе
Тема: "Имя числительное"
Цели:
повторить разряды, строение и особенности правописания числительных;
развивать умение пользоваться справочными материалами;
развивать интерес к двум наукам (русскому языку и математике) на базе получения дополнительной информации;
совершенствовать мыслительные (обобщение, классификация, установление аналогий) и общеучебные умения и навыки;
дать целостное представление об окружающем мире, показав взаимосвязь разных наук.HYPERLINK "http://files.1september.ru/festival/articles/414078/pril1.ppt"
Тип урока: повторение и систематизация изученного материала.
Оборудование: презентация Power Point, стихотворения, тексты, математические задачи, песня «Дважды два - четыре»
I. Оргмомент. Позитивный настрой. Прослушивание песни «Дважды два - четыре»
- О какой части речи поется в песне?
Вступительное слово учителя русского языка.
Удивительная тема: "Имя числительное"! С числами вы каждый день встречаетесь на уроках математики, а на уроках русского языка мы изучали эту тему в 4 классе. Уникальная особенность числительных состоит в том, что все они могут быть перечислены (их всего 50 с небольшим). А можно ли перечислить все существительные, прилагательные, глаголы? Нет! Все новые и новые слова появляются в языке, пополняются словари. А вот новые числительные вряд ли уже появятся: ведь для всех, даже самых огромных чисел, уже в древности люди придумали названия. Выполним 1-ое задание.
Задание 1. Мозговая атака.
На слайде представлены слова разных частей речи. Учитель русского языка просит учащихся определить, какие из данных слов не относятся к числительным, записать в тетради только числительные.
пятерка
пять
пятак
впятером
пятый
После ответов учащиеся в тетради записывают по памяти определение имени числительного, затем обмениваются мнениями в парах и зачитывают ответы. Затем на слайде появляется определение числительного как части речи.
Задание 2. На слайде 2 опорная таблица. Проверим, как вы умеете определять части речи.
Таблица. “Части речи”
Части речи:
Имя существительное
Имя прилагательное
Имя числительное
Глагол Вопросы:
Кто? Что?
Какой? Чей?
Который? Какой? Сколько?
Что делать? Что сделать?
- Что обозначает каждая часть речи?
- Достаточно ли грамматического вопроса для определения части речи?
- Прочитайте словосочетания:
Тройка за ответ, три товарища, трехместная лодка, утроить усилия,
десятый по списку, сто деревьев, столетний друг, стал пятиклассником, пять секунд, второй день.
- Определите части речи, пользуясь опорной схемой.
- Ответьте на вопросы:
1) Что общего в словах?
2) Чем они отличаются друг от друга?
(Ученики определяют грамматические отличия слов. Обязательно подчеркнуть взаимосвязь на основе общей семантики – значения числа.)II. Вступительное слово учителя математики.
С помощью языка люди передают друг другу разнообразные сведения, выражают свои мысли и чувства или, как говорят, обмениваются информацией.
В мире существует около 2000 различных языков, на которых говорят, пишут, читают разные народы. Это естественные языки. Они возникли и развивались вместе с народами.
По мере изучения математики вы постепенно знакомитесь с математическим языком. Он относится к искусственным языкам, но неразрывно связан с русским языком. Давайте прочитаем задания и переведем их с русского на математический язык и обратно.
Задание 1.
Математический диктант.
Найти разность чисел 6,36 и 5,42
Первое слагаемое 27,39, сумма равна 61,85. Найдите второе слагаемое.
Я задумала число, прибавила к нему 39,16 и получила 150,79. Какое число я задумала?
Из какого числа надо вычесть 31, чтобы получилось 45,28?
Уменьшаемое 231,5 и вычитаемое 49,54. Найти разность чисел.
Найти сумму чисел 56.38 и 81,65.
Задание 2.
А теперь переводим с математического языка на русский (при этом обмениваемся тетрадями и проверяем, что получилось у соседа по парте).
А) Произведение 25,49 и суммы чисел (12,03 и 8,348).
Б) Сумма 5,67 и произведения чисел 61,31 и 91,57.
III. Слово учителя русского языка.
Попытаемся разобраться, чем число отличается от имени числительного. Прочитайте тексты-отрывки из забавных стихотворений Ванды Хотомской:1. Работа в группах.
1 группа:
Три
Есть у нас 3 сес3цы
Вы не знаете их?
Как бы мне ухи3ться
Рассказать о троих? У одной, что С3жова Над окошком жил с3ж. С3чь она мастерица – Приходи к ней, малыш.
2 группа:
Сто
У про100го 100рожа –Не про100рный дом,Ча100 в нем 100ножкаБродит под 100лом.Дорожит 100ножкаЧи100тою ноги 100личной ваксой.Чистит 100 сапог.Вме100 двух не про100Вычистить все 100Сразу 100лько обувиНе носил никто!
(Перевод Л. Кондратенко.)
- Почему трудно читать эти тексты?
- Когда удобно пользоваться записью числа цифрами и буквами?
- Какая запись числа принята?
- Объясните разницу между понятиями “число” и “имя числительное”. (Число – математическая величина, имя числительное – часть речи, которая обозначает число.)
- Какие цифры обозначают имя числительное (3 сестрицы, 100ножка, 100 сапог, все 100).
- Объясните разницу между понятиями "число" и "имя числительное". (Ученики
самостоятельно делают вывод о значении имени числительного как части речи, обупотреблении его в научном и художественном тексте.)
2. Работа по развитию речи учащихся. Чтение текста.
Известный русский писатель А. Н. Толстой в повести "Детство Никиты", рассказывая о себе, вспоминает, сколько мучений ему принесла математика. Уже в детстве у него было развито воображение - черта обязательная, очень важная для писателя - и оно уносило его в сторону от его задачи.
"Купец продал 10 аршин синего сукна по 3 рубля 64 копейки за аршин и черного сукна..." - прочел Никита. И сейчас же, как и всегда, представился ему этот купец из задачника.
Он был в длинном пыльном сюртуке, с желтым унылым лицом, весь скучный и плоский, высохший. Лавочка его была темная, как щель; на пыльной плоской полке лежат два куска сукна; купец протягивал к ним тощие руки, снимал куски с полки и глядел тусклыми глазами на Никиту.
- Ну, что же ты думаешь, Никита? - спросил Аркадий Иванович. – Всего купец продал двадцать аршин. Сколько рублей было истрачено на покупку синего и
черного сукна?
Никита сморщился, купец совсем расплющился, оба куска сукна вошли в стену, завернулись пылью...
Аркадий Иванович сказал: "Ай-ай!" - и начал объяснять, быстро писал карандашом цифры, помножал их и делил, повторяя: "Один в уме, два в уме". Никите казалось, что во время умножения - "один в уме" или "два в уме" быстро прыгали с бумаги в голову и там щекотали, чтобы их не забыли.
Вопросы к упражнению:
Что мешало мальчику решить задачу?
В каком стиле написан текст?
Что помогло бы мальчику в решении?
Каким должен быть стиль текста?
Каковы приметы научного стиля?
Слово учителя математики: Какая математическая запись поможет мальчику решить задачу?
Краткое условие задачи на доске:
10 аршин по 3 р. 64 к. - ? р.
10 аршин по 2 р. 36 к. - ? р.
Сколько стоит вся покупка?
Ребята записывают в тетрадях решение задачи с устным объяснением, четко проговаривая числительные.
1)364X10=3640 (к.) - стоимость 10 аршин синего сукна.
2)236X10=2360 (к.) - стоимость 10 аршин черного сукна
3)3640+2360=6000 (к.) = 60 (р.) – стоимость всей покупки.
Ответ:60 рублей.
Учитель русского языка корректирует речевые погрешности.
Вывод: надо верно употреблять числительные в речи.
IV. Слово учителя русского языка.
Игра «Четвертый лишний». Задание по русскому языку (убрать лишнее слово в ряду):
1) двое, трое, три, пятеро;
2) одна пятая, десять, одна десятая, две седьмых;
3) восьмой, восемь, восьмидесятый, восьмисотый;
4) двадцать, тридцать сороковых, пятьдесят.
- К какому выводу вас подвело вычеркивание лишнего слова в ряду? (числительные делятся на разряды).
Составьте в тетради кластер «Разряды и строение числительных».Итог: составные
простые
Разряды
Количественные
(сколько?)
Порядковые
(который?)
целые
дробные
собира-
тельные
ныеИмя числительное
Строение
сложные
составные
простые
Разряды
Количественные
(сколько?)
Порядковые
(который?)
целые
дробные
собира-
тельные
ныеИмя числительное
Строение
сложные
2063750480060000V. Запись числа и числительного.
1. Учитель русского языка проводит беседу.
Вопросы:
- Как записывают число в математике и в русском языке?
- В чем разница записи?
- Почему по-разному записывают число?
2.Словарный диктант с устным комментарием учеников об особенностях правописания числительных; указываются виды орфограмм. Повторим, как вы усвоили правописание имен числительных. Сначала запишите последовательность словами, а затем цифрами.
- 100, 11, 71, 60, 19, 16, 300 000, 988, 1993.
- Можете ли вы сказать, первой (число в математике) или второй записью в жизни вы пользуетесь чаще?
VI. Слово учителя математики. И самое важное – с чего мы начали этот урок. Вы должны правильно употреблять числительные в различных речевых ситуациях.
Употребление числительных в речи в процессе решения уравнений.
При чтении уравнений и буквенных выражений помните, что склонять названия букв в математике не принято.
Например:
х+25,7=50,69- сумма икс и двадцати пяти целых семи десятых равна пятидесяти целым шестидесяти девяти сотым.
х=24.99 - икс равен двадцати четырем целым девяноста девяти сотым.
р-18,04=20,2 - разность [пэ] и восемнадцати целых четырех сотых равна двадцати целым двум десятым.
р=38,24 - [пэ] равно тридцати восьми целым двадцати четырем сотым.
Игра "Эксперт".
В ходе игры ребята решают примеры и уравнения устно. При оценке учитываются правильный числовой результат и грамотное речевое объяснение.
Учителя назначают двух ребят из класса экспертами по математике и речи, объяснив предварительно значение этого слова:
Эксперт (от лат. Ехреrtus из "опытный") - специалист, дающий заключение при решении какого-либо вопроса."Эксперты" выслушивают ответы ребят, исправляют ошибки. Эксперт по речи следит за культурой речи, исправляет ошибки в произношении. Эксперт по математике исправляет ошибки в вычислениях.
Решить уравнение устно в группах
а) х+37,5=85,9 в) 85,34 - х=36,15 д) х + 2/5 = 4/5
б) 156,3+у=218,7 г) х-94,5=18,2 е) 1 - у = 5/6
VII. Слово учителя русского языка. Работа в группах. Знакомство с употреблением числительных в различных речевых ситуациях.
1. Выразительное чтение фрагментов художественных произведений.) Из сказки Жуковского "Спящая царевна":И на пир веселый тот
Царь одиннадцать зовет
Чародеек молодых;
Было ж всех двенадцать их;
Но двенадцатой одной,
Хромоногой, старой, злой,
Царь на праздник не позвал.
Отчего ж так оплошал
2) Из поэмы Пушкина "Руслан и Людмила":
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской...
Наш разумный царь Матвей?..
2. Слово учителя математики. Решите устную задачу.
Известно, что рост А.С. Пушкина равен 5 футам 3 дюймам. Вырази его в сантиметрах, если 1 фут = 30, 488 см, 1 дюйм = 2, 54 см. Результат округли до единиц.
Решение: 5*30, 488 + 3*2, 54 = 152, 44 + 7, 62 = 160, 06 = 160 см = 1 м 60 смVIII. Слово учителя русского языка. Работа с текстом «Азиада в Казахстане».
Учитель показывает иллюстрацию. О чем говорит вам символика?
Чтение текста подготовленным учеником.
Азиатские игры - это спортивные соревнования, которые проводятся каждые четыре года среди спортсменов народов Азии. Эти игры называются Азиадой. Первые соревнования прошли в 1951 году в Индии. Каждая игра имеет свою эмблему, флаг, девиз и гимн.
Республика Казахстан впервые завоевала право провести на своей территории седьмые зимние Азиатские Игры. Азиада проходила с 30 января по 6 февраля. В ней участвовали спортсмены из двадцати семи стран.
Снежный барс или Ирби стал талисманом Игр. Во-первых, он - традиционный символ Казахстана. Во-вторых, дикая кошка – это яркое олицетворение главного олимпийского девиза "Быстрее. Выше. Сильнее". Ну и, в-третьих, занесенный в Международную Красную книгу зверь – как подтверждение одного из основных принципов подготовки казахстанцев к соревнованиям - минимум вреда окружающей среде.
Главным событием Азиады явилось шествие огня по всем областным центрам государства.
Казахстан отличился тем, что сделал это традиционное мероприятие масштабным – пустил факелоносцев по всей стране. Участники эстафеты пронесли факел через всю страну не только пешком, но и на автомобилях, вездеходах, коньках, лошадях, вертолётах.
В Усть-Каменогорске огонь стартовал со стадиона «Восток» 25 января. Шестьдесят спортсменов Восточного Казахстана были задействованы в региональном этапе эстафеты огня. Ольга Шишигина зажгла главную чашу игр в Алматы.
Словарная работа
Эстафета-передача чего-либо, эмблема – белгі, факел – огонь.
1)Группы определяют основную мысль текста и тип текста. (Седьмые Азиатские Игры впервые проводились в Казахстане. Тип речи: повествование.)
2)Ответить на вопросы по тексту:
-Как часто проводятся Азиатские игры?
-Сколько стран приняли участие в играх?
-Кто является символом Азиады?
Игра “Кто быстрее?” выявит самого внимательного и трудолюбивого.
- Подчеркните в тексте «Азиада в Казахстане» числительные как член предложения, назовите их разряды и строение.
IX. Итоги урока.
- Чем различается запись числа и числительного?
- Когда и для чего используются числительные в речи?
- Для чего (по мнению учеников) урок русского языка проводился совместно с уроком математики?
- Нужны ли такие уроки при изучении других тем русского языка?
X. Домашнее задание: найти и записать в тетради:
1. пословицы с числительными;
2. название литературных произведений с числительными.
Н-р, семеро одного не ждут; сказка Ю.Олеши «Три поросенка».
XI. Рефлексия
Какие знания помогали вам на уроке?
Что мешало в работе на уроке?
Что нового вы узнали?