Урок русского языка по теме «Имя числительное»
Цели:
познакомить с именем числительным как частью речи. Задачи образовательные: • познакомить с новой частью речи- именем числительным;
• ввести понятие «количественные» и «порядковые» числительные;• формировать, развивать умение находить в тексте и устной речи имена числительные;• активизировать словарь; Задачи развивающие:
развивать логическое мышление, внимание, память, орфографическую зоркость, творческие способности детей (умение вести диалог). Задачи воспитательные: • воспитывать пунктуальность, умение беречь время, употреблять в речи вежливые слова; • воспитывать интерес к изучению русского языка. Методы обучения: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый. Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала. Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная, самостоятельная. Девиз урока:
«Скажи мне- и я забуду,
покажи мне- и я запомню,
вовлеки меня- и я научусь»
Эпиграф «И сильно возлюбив искусство,
Числительное помыслил я,
Что без числа никакое суждение
. Философское не слагается
Всей мудрости матерью его полагая»
(Анания из Ширака-армянский математик VI века)
Ход урока
I. Мотивация
1. Организационный момент
Учитель:
Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуйте, мои друзья! Всех вас рада видеть я!
Сегодня у нас праздник- открытый урок, поэтому к нам пожаловали гости-симпатичные и добрые учителя нашей школы. Они на нашем уроке могут немного отдохнуть от повседневных проблем, а нам предстоит познакомиться с новой частью речи
Сегодня ясный солнечный день. Давайте улыбнемся друг другу и мысленно пожелаем друг другу самое-самое лучшее.
2. Психологический тренинг «Лучик счастья»
Учитель: Я желаю вам хорошего настроения! И с хорошим настроением начнем урок.
II. Реализация
На доске записана дата с использованием имени числительного
Учитель: Ребята, что вы заметили в записи сегодняшней даты?
Верно, дата записана числом, а не словами. Цель урока: познакомить вас с именем числительным, как частью речи.
Все мы с вами употребляем числительные как в устной, так и в письменной речи. На вопросы: Сколько тебе лет? В каком классе ты учишься? Вы ответите, употребив имена числительные. На уроках русского языка, начиная работу в классе, мы записываем число. Например, сегодня четырнадцатое марта, а слово «14» -числительное.
Название этой части речи в латинском языке звучит как «numerous»-число, в казахском же языке «сан есім». Так вот,
Имя числительное-это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов, а также порядок предметов при счете. Отвечает на вопросы: сколько? Какой?
Числительные
Количественные Порядковые
Сколько? Какой? Который?
Шесть, девять, двадцать шестой, девятый, двадцатый
III. Закрепление
1.Работа по учебнику
Стр. 227 упр 8
Задание: от количественных числительных 6,3,4,2,1,10,7,13,19,20
Образовать порядковые числительные
2. Работа с литературными текстами
Не только на письме, но и в устной речи также используются числительные
Многие писатели и поэты в своих произведениях также используют числительные.
Задание: указать числительные, определить разряд
1)«…И на пир веселый тот
Царь одиннадцать зовет
Чародеек молодых:
Было ж всех двенадцать их…»
2) «…Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской…»
3)Из сказки-загадки:
«Много ли получаешь с этой полянки пользы?»-спросил царь.
-Да при хорошем урожае рублей с двадцать будет.
-Куда же ты эти деньги деваешь?
-Двадцать рублей в подать взношу, двадцать- долгу плачу,
Двадцать взаймы даю, да двадцать за окно кидаю»
3. Проверка домашнего задания
Не только в литературных текстах, но и также в народных изречениях, пословицах- поговорках встречаются числительные.
4. Творческое задание «Угадай числительное»
Имя числительное неразрывно связано с такой наукой, как математика
1)Это число- нечетное, оно больше 10, но меньше 15, состоит из одинаковых чисел (11)
2)Это число- нечетное, меньше 20, но больше 10, делится на 3 (15)
3)Это число-четное, меньше 81, но больше 75, сумма этого числа равна 8 (80)
4)Это число-четное, оно больше 500, но меньше 520, делится на 10 (510)
5. Употребление числительных и их синтаксическая роль
Количественные числительные в предложении являются подлежащими или дополнениями, порядковые же-определениями.
Например: Я получила пять.
Пятый урок-история.
6. Работа у доски
Столетний старичок удвоил силы и поднялся на шестой этаж.
Задание: синтаксический разбор предложения
7. Работа с текстом
Задание: вставить пропущенные числительные
Наш класс.
Наш класс появился на свет__________сентября_________года. Тогда нас называли__________, а сейчас мы______. В нашем классе________человек:________мальчиков,______девочек. За каждой партой сидит_____ученика. Каждый день мы получаем по ______ оценок. Мы очень стараемся, потому что хотим быть лучшим классом. Поэтому учимся на _____и _______.
8. Разминка
- Сколько пальцев на руке? (5) - Сколько месяцев в году? (12) - Сколько хвостов у 5 котов? (5) - Сколько колец на Олимпийском флаге? (5) - Сколько пальцев на двух ногах? (10) - Сколько солнышек на небе? (одно) - Сколько лап у двух куриц? (4) - Сколько золотых медалей получили казахстанцы на Олимпиаде в Лондоне? (7) -Сколько глаз у человека? (2) - Сколько углов у квадрата? (4) - Сколько рук у собаки? (ноль) - Сколько времени года? (4) - Сколько дней в неделе? (7) - Сколько сторон у треугольника?(3) - Сколько орехов в пустом стакане? (ноль) - Сколько букв в русском алфавите? (33)
9. Ребус
7Я 40А С3Ж О5 Е210. Имя числительное + имя существительное = сложное прилагательное.
Гитара с семью струнами – Дом в четыре этажа – Самолёт с тремя моторами – Квартира из двух комнат – Лента длиной в девять метров – Велосипед на трёх колёсах – Каникулы на десять дней – Экскурсия на один день – Сиденье на два места – Перерыв на пятнадцать минут – Ребёнок восьми лет – Рабочая неделя из пяти дней –
11. Пословицы и поговорки.
Вспомните пословицы и поговорки, в которых встречаются имена числительные
Один в поле не воин.Одно дерево срубишь – десять посади.Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.Два сапога – пара.Не узнавай друга в три дня – узнавай в три года.Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, чтобы научиться лени –только три дня.Без четырех углов изба не рубится.Семеро одного не ждутСемь раз отмерь, один отрежьВесна да осень – на дню погод восемь.Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
12. Числительные в названиях сказок.
Вспомните названия сказок, в которых встречаются имена числительные (можно воспользоваться помощью интернета)
Маша и 3 медведя.12 Месяцев.Сказка о мертвой царевне и 7-ми богатырях.3 поросенка.Волк и семеро козлят.Али-баба и 40 разбойников.7 Симеонов.3 орешка для золушки.Белоснежка и 7 гномов.Три толстяка.Два мороза.38 попугаев.Двое из ларца одинаковы с лица.
Ш.Рефлексия
1. Мини-тест
1)Числительное-это часть речи, которая обозначает порядок предметов при счете/+/
2)Первый, седьмое, пять, шестой-это все порядковые числительные/-/
3)Количественные числительные отвечают на вопрос сколько?/+/
4)Один, два, три, четвертый, шесть-лишнее слово «шесть» /-/
2. Оценки
3.Итоги
Сегодня на уроке мы с вами провели большую работу. Несмотря на то, что тема уже изучена, я думаю, что вы открыли имя числительное с новой стороны. Какой вид работы сегодня вам понравился больше всего?
4. Фронтальный опрос
Что такое имя числительное?
На какие разряды делятся числительные?
На какой вопрос отвечают порядковые числительные?
Что такое порядковые числительные?
5. Прогноз погоды
Каждый из вас слушает новости по телевидению, после новостей обязательно передают прогноз погоды.
Прогноз погоды на 15 февраля:
Караганда-
Акжал-
Кто-то из вас спросит, а к чему этот прогноз погоды? В этом прогнозе мы употребили числительные, так что употребление числительных в нашей повседневной жизни велико. Будь
-это поход в магазин за покупками,
-это время свидания,
-это номер вашего сотового телефона и т. д.
6. Домашнее задание 1. Поразмышляйте: меняется ли ваше настроение, когда вы сталкиваетесь в быту с определенными числами? Верите ли вы в магию чисел? Обоснуйте свое мнение. left02. Найдите и запишите пять интересных фактов из Книги рекордов Гиннеса. Почему тут так важны числа? А как вы могли бы попасть в Книгу рекордов Гинесса? right0