Технологическая карта урока (с самоанализом) русского языка в 6-м классе по теме Повторение по теме Имя числительное.
Технологическая карта урока русского языка в 6-м классе.
Учитель: Абдуллина О.А. (высшая квалификационная категория).
Тема: «Повторение по теме «Имя числительное».
Тип урока: общеметодологической направленности.
Вид урока: урок-совершенствование.
Цели:
Деятельностная: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы.
Содержательная: научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.
Основной целью урока является формирование грамотного письма.
Предметные результаты:
Личностные: осознавать эстетическую ценность русского языка, стремиться к речевому самосовершенствованию, развивать языковые творческие способности.
Метапредметные:
- анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение, воспринимать и вычленять нужную информацию на слух.
Предметные:
- анализировать и характеризовать значение и морфологические признаки имён числительных, отличать числительные от слов других частей речи (существительных, прилагательных, глаголов, наречий) со значением количества;
- повторить изученное об имени числительном, его правописание и склонение в письменной и устной речи.
Методические заметки:
-работа учащихся в процессе урока осуществляется в тетрадях и в ученическом журнале (со всеми видами заданий урока) в целях экономии времени;
-самооценивание производится после выполнения всех видов заданий в специальной тетради (заведена с 1.09.2016-2017 уч. г.) для самооценки учащихся (нормы оценок записаны на титульном листе);
- в качестве справочного материала используется метод-карта по теме «Имя числительное», составленная учащимися в процессе изучения тем раздела.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание
Мотивационный этап.
Приветствие с использованием элемента сингапурской программы (урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику; урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности): (держась за руки, учитель и учащиеся произносят слова, написанные на табличке: «Я надеюсь на вас – а вы – на меня! Вместе мы с вами – классная семья!»).
Личностные УУД.
Стремиться к речевому самосовершенствованию
Самоопределение.
Девиз урока: «Семь раз отмерь – один раз отрежь!» (Объяснение пословицы.)
Регулятивные УУД
1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
Актуализация знаний и фиксирование затруднений.
Запись числа (Второе марта. Классная работа.) Определение частей речи в данной записи.
Выразительное чтение отрывка из сказки В.А.Жуковского
«Спящая красавица»:
И на пир веселый тот
Царь одиннадцать зовет
Чародеек молодых;
Было ж всех двенадцать их;
Но двенадцатой одной,
Хромоногой, старой, злой,
Царь на праздник не позвал.
Отчего ж так оплошал
Наш разумный царь Матвей?..
Из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»:
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На берег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской
Выпишите все имена числительные из стихотворных текстов.
Выполнение теста по теме «Имя числительное» (См. Приложение) с
последующим определением трудностей по теме.
Познавательные УУД
1. Владеть разными видами аудирования (ознакомительного, выборочного). Уметь анализировать услышанное, систематизировать знания полученные на уроках при изучении темы «Числительные».
Регулятивные УУД
1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Искать пути решения проблемы.
3. Прогнозировать, корректировать свою деятельность.
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные УУД
Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, строить логические рассуждения.
2.Умение объективно, грамотно и аргументированно оценивать свою работу, проявлять сознательность и самостоятельность.
3. Постановка учебной задачи, целей урока.
1.Формулирование темы урока и цели.
Какую тему мы изучили? Сформулируйте тему сегодняшнего урока и цель.
Регулятивные УУД
1. Искать пути решения проблемы.
2. Прогнозировать, корректировать свою деятельность.
4.Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.
Изучение метод-карты по теме, внесение корректировок .
Определение схемы повторения по теме на основе метод-карты (в карте указаны все сведения об имени числительном).
Регулятивные УУД
1. Искать пути решения проблемы.
2. Прогнозировать, корректировать свою деятельность.
5.Реализация выбранного плана.
1. Все ли слова , имеющие числовое значение, являются именами
числительными? Как отличить?
Задание с взаимодиктовкой «Слуховой диктант».
– Запишите номера, в которых указаны имена числительные.
1. десяток 6. пятерка 11. две пятых
2. двойной 7. тройной 12. трехсотый
3. удесятерить 8. полтора 13. пятеро
4. десять 9. единственный 14. тройка
5. удваивать 10. первый 15. шестнадцать
16. семидесятый
Ответ: 4,8,10,11,12,13,15,16.
Физминутная пауза.
Познавательные УУД
1. Владеть разными видами чтения (ознакомительным, изучающим).
2. Анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения, делать выводы.
3. Извлекать информацию, преобразовывать её и передавать в других формах.
6. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.
1. Задание с взаимодиктовкой (продолжение «Слуховой диктант»): выбрать из данных числительных только количественные.
Ответ: 4,8,11,13,15.
Как вы думаете, какие имена числительные называются сложными? (Уточнение отличия составных от сложных имён числительных).
. Запишите имена числительные в таблицу:
Простые
Сложные
Составные
Пять, одиннадцать, сто, семьдесят один, шестьдесят, девятнадцать, десять, триста тысяч восемьдесят восемь, три.
3.- Ребята, значение числа, кроме числительных, могут иметь и другие части речи. Числительные можно записать словами и цифрами, а другие части речи только словами.
Задание: определите части речи, запишите словосочетания:
Тройка (за ответ), три (товарища), Трехместный (корабль «Восток»), утроить (усилия).
Сотый (по списку), сто (деревьев), столетний (дуб).
(Новенький) пятак, (стал) пятиклассником, (громадная) пятерня, пять (секунд), пятый (день), пятиэтажный (дом).
4.Прослушайте небольшой рассказ и скажите, о каких свойствах числительных идёт речь.
Петя читает вслух какой-то рассказ. В комнату входит старший брат Пети, студент, будущий учитель русского языка. Он слышит только последнюю фразу, которую прочитал Петя: « Двое заколачивали щели новыми досками, шестеро удерживали их верёвками».
- Уверен, что среди восьмерых работавших не было ни одной женщины, -сказал брат.
Петя удивленно посмотрел на него:
- Точно! Но как ты догадался? Ведь ты не читал рассказ?
- Нет, не читал. А секрет тут простой: в этой фразе упоминаются необычные числительные, которые имеют одну особенность
Какую? Ответьте.
( об особенностях склонения собирательных числительных)
5. Вопрос профориентационной направленности: «Можно ли обидеть человека числом?» (Направлен на осознание ответственности при работе с числами, с цифрами.)
6.Задание: Все ли здесь правильно? Наведите порядок.
Сестер у Пети только две, и все две окончили школу с золотой медалью.
( Сестер у Пети только две, и обе окончили школу с золотой медалью.)
Четверо студенток получают повышенную стипендию.
( Четыре студентки получают повышенную стипендию).
Договор подписан обоими сторонами.
( Договор подписан обеими сторонами).
У меня есть двое попугаев.
( У меня есть два попугая).
Мы ехали пятеро дней.
( Мы ехали пять дней).
Нас семь в одной квартире – вот так и живем.
( Нас семеро в одной квартире – вот так и живем).
Продано пятьсот сорок трое санок.
( Продано 543 штуки санок. ИЛИ: Проданы санки в количестве 543.)
Регулятивные УУД
1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Искать пути решения проблемы.
3. Прогнозировать, корректировать свою деятельность.
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные УУД
Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, строить логические рассуждения.
2.Умение объективно, грамотно и аргументированно оценивать свою работу, проявлять сознательность и самостоятельность.
Этап рефлексии деятельности.
– Назовите ключевые слова урока. (Количественные числительные, простые, сложные, составные.)
– Дайте к ним небольшой комментарий в любой удобной для вас форме.
- Что вы знаете о разрядах числительных?
- Как изменяются числительные? Что вызнаете о правописании числительных?
– Дайте к ним небольшой комментарий в любой удобной для вас форме.
- Сформулируйте ваше отношение к словам, взятым в качестве эпиграфа.
– Оцените свою работу на уроке, воспользовавшись алгоритмом самооценки (выставляют среднюю оценку за урок по итогам всех видов заданий).
Регулятивные УУД
1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.
2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
к°Инструктаж домашнего задания.
На выбор: составить 7-8 предложений с именами числительными; найти и записать отрывок из художественного произведения (7-8 предложений) с именами числительными.
Приложение (тест).
Тест « Имя числительное»
6 класс
Дополните предложение:
Имя числительное – часть речи, которая обозначает количество ______________, а также порядок________________________.
Отметьте в тексте имена числительные:
Двадцать третьего апреля мы с классом ходили в театр. Нас было девятнадцать человек. Восемь девочек и одиннадцать мальчиков. Нас сопровождали двое взрослых.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Вставьте мягкий знак в числительные там, где это необходимо:
За лето прочитал пят...надцать книг.
В школе пят..сот учеников.
Напечатано восем..сот экземпляров книг.
В продаже есть сем..надцать видов обоев.
Выполнено двад...цать заданий.
Вспахали девят..надцать гектаров земли.
Заработано девят..сот [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
В ателье сшито пят..десят [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
В новом доме восем..надцать этажей.
4.Укажите простые числительные:
1)восемьдесят 2)пять
3)пятьдесят пять 4) шестнадцать
5. Укажите составные числительные:
1) семидесятый 2) шестьдесят
3) четырнадцать 4) тридцать два
6. Укажите составное числительное:
1) пять восьмых 2) триста
3) сорок один 4) семьдесят
7.Укажите пример(ы) с ошибкой в написании числительного, исправьте ошибки:
1) девять 2) тридцать пять
3) шестсот 4) четыре 5) тридцатьвосемь
6) одиннадцать 7) двести 8) четыреста 9) девятьсот
10) десять 11) сем
8. Образовать порядковые числительные от количественных:
5, 19, 36, 567, 500
9. Укажите ряд, в котором все числительные стоят в форме именительного падежа:
1) одиннадцать, миллион, триста, сто, двести
2) триллион, девяноста, четыреста, миллиард
10.Укажите предложение с ошибкой в написании числительного:
1) Как ты готовишься к празднику Восьмое марта?
2) К празднику 8 Марта мы подготовили небольшой концерт.
3) С 8 мартом мы поздравили девочек нашего класса.
11.Укажите пример с ошибкой в написании числительного:
1) с обоими девочками 2) с обоими мальчиками
Самоанализ
открытого урока русского языка в 6 классе.
В классе 3 учащихся. Уровень знаний учащихся: 1- средний (Ильдерякова К.); 1- ниже среднего (Сидорова М.); 1- низкий (Ильдерякова В.).
Тема урока:«Повторение по теме «Имя числительное».
Тип урока: общеметодологической направленности. Вид урока: урок-совершенствование.
Цели:
Деятельностная: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы.
Содержательная: научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.
Основной целью урока является формирование грамотного письма.
Предметные результаты:
Личностные: осознавать эстетическую ценность русского языка, стремиться к речевому самосовершенствованию, развивать языковые творческие способности.
Метапредметные:
- анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение, воспринимать и вычленять нужную информацию на слух.
Предметные:
- анализировать и характеризовать значение и морфологические признаки имён числительных, отличать числительные от слов других частей речи (существительных, прилагательных, глаголов, наречий) со значением количества;
- повторить изученное об имени числительном, его правописание и склонение в письменной и устной речи.
Работа учащихся в процессе урока осуществлялась в тетрадях и в ученическом журнале (со всеми видами заданий урока) в целях экономии времени;
-самооценивание производилось после выполнения всех видов заданий в специальной тетради (заведена с 1.09.2016-2017 уч. г.) для самооценки учащихся (нормы оценок записаны на титульном листе);
- в качестве справочного материала использовалась метод-карта по теме «Имя числительное», составленная учащимися в процессе изучения тем раздела на предыдущих уроках.
Межпредметные связи: литература.
Основной метод ученической деятельности: практическая деятельность по совершенствованию знаний по теме (основное направление – формирование и совершенствование навыка грамотного письма).
Задания направлены на развитие логического мышления учащихся, их аналитических способностей (сравнивать, сопоставлять, делать выводы по теме). Организована самостоятельная деятельность учащихся при выполнении практической работы по журналу заданий, которая является показателем уровня усвоения учащимися темы «Имя числительное». Личностно-ориентированный подход реализовывался в процессе всего урока, чему способствовало проведение урока в форме «Круглого стола совершенствования знаний».
При проведении урока в соответствии с ФГОС были выдержаны все этапы:
-мотивационный (использован элемент сингапурской программы);
-самоопределение (определён девиз урока в форме пословицы, включающей имена числительные);
-актуализация знаний и фиксирование затруднений (выполнено: задание по распознаванию имён числительных в художественном тексте; тест, включающий задания по изученным темам (с последующим анализом и выявлением пробелов по изученному материалу);
-постановка учебной задачи, целей урока (на основе предыдущих этапов учащиеся поставили цели по дальнейшему совершенствованию знаний в ходе урока);
-составление плана, стратегии по разрешению затруднения (проанализирована составленная учащимися в ходе предыдущих уроков метод-карта по теме «Имя числительное», намечена схема повторения по теме);
-реализация выбранного проекта (выполнено задание с взаимодиктовкой «Слуховой диктант»);
-этап самостоятельной работы с проверкой по эталону (выполнены задания по определению грамматических норм, связанных с употреблением имён числительных, в том числе на основе занимательного текста, приближённого к форме реального общения в обыденной жизни);
-этап рефлексии деятельности (осуществлена самооценка учащихся по итогам урока с фиксированием в тетради самооценки; поставлены соответствующие отметки по итогам изучения выполненных заданий: теория, практика);
-инструктаж домашнего задания (задания даны на выбор, способствующие совершенствованию полученных знаний, но после звонка).
Методы и формы обучения, использованные на уроке: проблемные ситуации, диалог, исследовательский метод, информационно – коммуникативная технология.
Создан нужный для работы психологический микроклимат, характер общения с учащимися доброжелательный.
В ходе урока дети усвоили новое знание на основе изученного: сложные имена числительные. Урок плотный, основная характеристика – практическая работа.
УРОКИ ОБЩЕМЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ призваны, во-первых, формировать у учащихся представления о методах, связывающих изучаемые понятия в единую систему, а во-вторых, о методах организации самой учебной деятельности, направленной на самоизменение и саморазвитие. Так, на данных уроках организуется понимание и построение учащимися норм и методов учебной деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексивной самоорганизации. Эти уроки являются надпредметными и проводятся вне рамок какого-либо предмета на классных часах, внеклассных мероприятиях или других специально отведенных для этого уроках в соответствии со структурой технологии деятельностного метода.Отдельные теперь уже предметные уроки должны быть посвящены формированию представлений о методах наук. Например, в курсе математики необходимы уроки, на которых формируются методы измерения, классификации конечных групп предметов по количественному признаку, расширения числовых множеств, математического моделирования, проб и ошибок и др.
Тип №3. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)
Цели:
Деятельностная: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы.
Содержательная: научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.
Структура урока систематизации знаний
Самоопределение.
Актуализация знаний и фиксирование затруднений.
Постановка учебной задачи, целей урока.
Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.
Реализация выбранного проекта.
Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.
Этап рефлексии деятельности.
cђЗаголовок 2cђЗаголовок 315