Разработка урока по русскому языку на тему Имя числительное (I курс)

Министерство образования Республики Башкортостан
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Белебеевский гуманитарно-технический колледж





Методическая разработка урока по дисциплине «Русский язык»


Тема: "Имя числительное как часть речи. Правописание имён числительных".



Разработал: Ижотова Эльмира Загитовна
преподаватель первой квалификационной категории







г. Белебей
2015





Пояснительная записка




Методическая разработка по теме: «Имя числительное как часть речи. Правописание имён числительных» составлена для проведения урока по учебной дисциплине «Русский язык» для студентов 1 курса (10 класс) учебных заведений среднего профессионального образования.
В данной разработке представлен развёрнутый план – конспект урока обобщений знаний с углублением изученного ранее материала по парацентрической технологии
Основными методами изложения учебного материала являются рассказ с элементами беседы, методов проблемных ситуаций с использованием мультимедийного проектора и демонстрацией презентации в виде слайдов.
При повторении и закреплении учебного материала используется выразительное чтение стихотворений, прием «синквейн».
Все вышеуказанные методы позволяют заинтересовать, активизировать студентов, изложить материал в эмоциональной форме.
Разработка содержит материал, который можно использовать при внеклассной работе по учебной дисциплине.






Автор: Ижотова Эльмира Загитовна
преподаватель второй квалификационной категории




















Содержание

Введение 4
Технологическая карта урока «Имя числительное как часть речи. Правописание имён числительных» 6
План-конспект урока «Имя числительное как часть речи. Правописание имён числительных» 9












































Технологическая карта открытого урока по русскому языку
Предмет
Русский язык

Курс
I

Тип урока
урок обобщения знаний


Технология построения урока
Парацентрическая


Тема
Имя числительное. Правописание имён числительных.

Цель
создание условий для закрепления обучающимися знаний о числительных, их классификации по разрядам, склонении и правописании;
для формирования УУД обучающихся


Основные термины, понятия
числительное; количественные, порядковые и дробные числительные; простые, сложные, составные числительные.



Планируемый результат

Предметные умения
- иметь представление о понятиях «имя числительное», «количественные, порядковые и дробные числительные»,;
- уметь определять разряд имён числительных;
- уметь определять группу имени числительного по составу;
- уметь правильно склонять числительные по падежам;
- уметь грамотно писать имена числительные;
- уметь правильно употреблять имена числительные в речи.





Личностные УУД:
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- определять общие для всех правила поведения;
- определять правила работы в группах, парах;
- оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей);
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
- совместно с учителем и однокурсниками давать оценку деятельности на уроке.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике, тетради, справочной литературе;
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, таблицах, используя свой жизненный опыт;
- проводить анализ учебного материала;
- проводить классификацию, указывая на основание классификации;
- проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
-владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.




Организация пространства

Формы работы
Ресурсы


Фронтальная
Групповая
Работа в парах
Индивидуальная







Книгопечатная продукция:
Русский язык. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый уровень/ А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2011.
Путешествие в мир русского языка. / Закирьянов К.З. – Уфа: Китап, 1997
Карточки
Таблицы
Тесты

Программно-педагогические средства, реализуемые с помощью компьютера:
Презентация «Имя числительное»

Технические средства обучения:
Компьютер


Дидактические задачи этапов урока

Этапы урока
Дидактические задачи

Организационный
(этап мотивации)
Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Актуализация опорных знаний и умений
Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память).

Постановка учебной проблемы
Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности.

Формулирование проблемы, планирование деятельности
Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач.

Углубление опорных знаний и умений
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция.

Рефлексия учебной деятельности
Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.








































План-конспект урока
«Имя числительное. Правописание имён числительных»

Ход урока:
I. Организационный момент
- Добрый день, ребята! Сегодня у нас очередной урок русского языка, на котором вы продолжите раскрывать секреты этой интереснейшей науки.
Проверьте, как организовано ваше «рабочее место». У каждого должна быть тетрадь, алгоритм работы, информационный лист и методические инструкции.
II. Актуализация опорных знаний и умений
Битва за Москву.
Поздней осенью года враг подошёл к Москве. Москву защищала вся страна. Много геройских подвигов совершили защитники Москвы. героев-панфиловцев занимали позицию на Волоколамском шоссе. Утром ноября налетели фашистские самолёты, потом пошли танки. часа длился бой. горящих фашистских танков осталось на поле боя. Фашисты не смогли прорваться. Вечером они начали танковую атаку. Шли танков. Но враг не прошёл. декабря года наши войска перешли в наступление.
– Можно ли назвать эту запись текстом? (Нет).
– Почему? (Пропущены слова. Слова и предложения не связаны по смыслу и грамматически.)
– Вставим пропущенные слова. (Слова для справок1941, двадцать восемь, шестнадцатого, четыре, четырнадцать, вторую, тридцать, пятого).
– Получился теперь текст?
– Докажите. (Слова и предложения связаны по смыслу и грамматически, объединены одной темой “Битва за Москву”, основная мысль текста – “много геройских подвигов совершили защитники Москвы”.)
– Благодаря какой части речи мы смогли восстановить текст? (Благодаря имени числительному.)
– Какой вывод можем сделать? (Имя числительное, самостоятельная часть речи, которая имеет большое значение, обозначает количество, порядок предметов при их счёте.)
– Мы провели лингвистический эксперимент. Что значит “лингвистический”? Обратитесь к словарю С.И. Ожегова. (“Лингвистический” – относящийся к лингвистике, науке о языке.)
– Где проводятся эксперименты? (В лаборатории.)
– Итак, сегодня мы с вами находимся не в аудитории, а в лаборатории. Обратимся снова к словарю С. И. Ожегова и выясним лексическое значение слова “лаборатория”. (Лаборатория – помещение для научных и технических опытов, исследований, а также учреждение, где занимаются такими опытами.)
- А работать мы будем в парацентрической технологии
III. Постановка учебной проблемы
- Запишите тему урока.
(Открываем запись темы на доске). Мы уже изучили тему “Имя числительное”, опираясь на полученные знания, попробуйте сформулировать цели нашего урока. (Мы должны повторить изученное об имени числительном, углубить знания по данной теме...).
– Действительно, сегодня мы обобщим знания об имени числительном, а также попробуем открыть другие секреты этой части речи.
IV. Формулирование проблемы, планирование деятельности
-Давайте познакомимся с алгоритмом работы
АЛГОРИТМ РАБОТЫ
Изучи информационный лист учащегося.
Выбери нужное количество средств обучения (СО), с которыми ты будешь общаться, и составь свой маршрутный лист.
Займи место в классе, где находится первое выбранное тобой СО.
Познакомься с методической инструкцией для данного СО.
Начинай работу, делая соответствующие записи в тетради.
После выполнения заданий по данной методической инструкции (МИ) повтори проработанный материал и переходи к новому СО.
Если ты решил после работы с каждым СО выходить на контроль, то подходи на собеседование к учителю.
Если ты решил, что на контроль выйдешь после выполнения нескольких СО или всех СО, то продолжай работу далее, а на контроль выйдешь по окончанию работы над всеми СО.
После контроля в листке учёта результативности напротив каждого выполненного СО ставь «+» и начинай работу с новым СО.
Если место, где находится выбранное тобой СО, занято, то скорректируй свой маршрут и перейди к следующему СО, а потом, когда оно освободится, вернешься обратно.

-Давайте познакомимся с информационным листом
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ

Название средств обучения
Шифр средств обучения
Форма работы

1
Б°Имя числительное. Разряды имён числительных.
СО1
+

2
Дидактическая карточка № 1
СО2
+

3
Дидактическая карточка № 2
СО3
-

4
Синтаксическая роль имен числительных
СО4
-

5
Правописание количественных числительных
СО5
-

6
Склонение количественных числительных
СО6
+

7
Склонение дробных и собирательных числительных
СО7
+

8
Употребление и склонение порядковых числительных
СО8
+

9
Дидактическая карточка № 3
СО9
-

10
Тестирование
СО10
-

11
Классная доска
СО11
-

12
Персональный компьютер
СО12
-

+ - обязательные задания
-- - задания по выбору
Всего надо выполнить 9 заданий: 5 из них обязательные (+) и 4 задания по выбору (-)
1
2
3
4
5
6
7
8
9












-Давайте познакомимся с методической инструкцией
СО1
Тема: «Имя. Числительное. Разряды имён числительных»
Методические инструкции
С этим СО могут работать одновременно трое учащихся
Ознакомься с таблицей № 1
Составь и запиши определение понятия «Имя числительное».
Проверь свою работу по образцу на столе контроля, если надо, исправь свои ошибки и проанализируй задание.

СО2
Дидактическая карточка № 1
Методические инструкции
С этим СО могут работать одновременно трое учащихся
Прочитай текст дидактической карточки №1.
Выпишите сначала сочетания слов с числительными, обозначающими целые единицы, потом – с дробными, затем – собирательными и, наконец, порядковыми.
Проверь свою работу по образцу на столе контроля, если надо, исправь свои ошибки и проанализируй задание.

СО3
Дидактическая карточка № 2

Методические инструкции
С этим СО могут работать одновременно трое учащихся
Прочитай текст дидактической карточки №2.
Найди предлоги и последовательно их выпиши
Определи разряд предлогов по составу
Проверь свою работу по образцу на столе контроля, если надо, исправь свои ошибки и проанализируй задание.

СО4
Тема: «Синтаксическая роль имён числительных»
Методические инструкции
Алгоритм работы над СО4:
Достань из конверта карточку с теоретическим материалом.
Прочитай теоретический материал и выполни задание в тетради
Не забудь убрать карточки в конверт.
Проверь свою работу по образцу на столе контроля, если надо, исправь свои ошибки и проанализируй задание.


СО5
Тема: «Правописание количественных числительных»
Методические инструкции
Алгоритм работы над СО5:
Достань из конверта карточку с теоретическим материалом.
Прочитай теоретический материал и выполни задание в тетради
Не забудь убрать карточки в конверт.
Проверь свою работу по образцу на столе контроля, если надо, исправь свои ошибки и проанализируй задание.

СО6
Тема: «Склонение количественных числительных»
Методические инструкции
Работай в паре с любым однокурсником, следуя алгоритму. Алгоритм работы над СО6:
Работай в паре с соседом-напарником.
Выбери конверт №1 или конверт №2.
Достань из конверта карточку с теоретическим материалом.
Расскажи соседу-напарнику о склонение количественных числительных
Выполни задание в тетради и обсуди его с напарником
Не забудь убрать карточки в конверт.
Выйди на контроль к учителю.

СО7
Тема: «Склонение дробных и собирательных числительных»
Методические инструкции
Работай в паре с любым однокурсником, следуя алгоритму. Алгоритм работы над СО7:
Работай в паре с соседом-напарником.
Выбери конверт №1 или конверт №2.
Достань из конверта карточку с теоретическим материалом.
Расскажи соседу-напарнику о правописании числительных
Выполни задание в тетради и обсуди его с напарником
Не забудь убрать карточки в конверт.
Проверь свою работу по образцу на столе контроля, если надо, исправь свои ошибки и проанализируй задание.

СО8
Тема: «Употребление и склонение порядковых числительных»
Методические инструкции
Алгоритм работы над СО6:
Достань из конверта карточку с теоретическим материалом.
Прочитай теоретический материал и выполни задание в тетради
Не забудь убрать карточки в конверт.
Проверь свою работу по образцу на столе контроля, если надо, исправь свои ошибки и проанализируй задание.


СО9
Дидактическая карточка № 3

Методические инструкции
Алгоритм работы над СО9:
Познакомься с планом и образцом морфологического разбора имени числительного.
Из упражнения выпиши два числительных и сделай их морфологический разбор письменно в тетради.
Выйди на контроль к учителю.

СО10
Тема: Тестирование
Методические инструкции

Работай в паре с любым однокурсником, следуя алгоритму. Алгоритм работы над СО10:
Работай в паре с соседом-напарником.
Выбери конверт №1 или конверт №2.
Достань из конверта тест.
Выполни работу.
Поменяйтесь работами с напарником.
6. Проверь работу напарника по образцу на столе контроля, если надо, исправь ошибки.

СО11
Тема: «Классная доска. Развитие речи»
Методические инструкции
Алгоритм работы над СО11:
Внимательно рассмотри иллюстрации на доске.
Составь и запиши предложение с числительными
Выйди на контроль к учителю.

СО12
Тема: «Персональный компьютер»
Методические инструкции
Алгоритм работы над СО12:
Прочитай предложения.
Найди речевые ошибки.
Исправь предложения, в которых допущена речевая ошибка.
Выйди на контроль к учителю.

V. Углубление опорных знаний и умений. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
СО1 Работа с таблицей.

Таблица № 1
«Разряды имён числительных»
Имя числительное (самостоятельная часть речи)
различаются

по значению :
если отвечают на вопрос
по составу :
если пишутся

сколько?
который?
в одно слово
в несколько слов

и обозначают количество предметов
и обозначают порядковый номер предмета при счете
имеют один корень
имеют два корня


как их совокупность (вместе взятых)
выражаемое






целым числом
дробью





двое
два
две пятых
второй
пять, пятый
пятьдесят, пятидесятый
пятьсот пятьдесят пять


СОБИРАТЕЛЬНОЕ

КОЛИЧЕСТВЕННОЕ

ДРОБНОЕ

ПОРЯДКОВОЕ

ПРОСТОЕ

СЛОЖНОЕ

СОСТАВНОЕ


Контроль:
Имя числительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов и отвечает на вопрос сколько? или обозначает порядковый номер предмета при счете и отвечает на вопрос который? Если обозначает количество предметов как совокупность (вместе взятых), то это собирательное числительное (двое, трое). Если количество предметов выражается целым числом, то это количественное числительное (два, сто). Если количество предметов выражается дробью, то это дробное числительное (две пятых, одна десятая). Если обозначает порядковый номер предмета при счете и отвечает на вопрос который?, то это порядковое числительное (второй, тридцать третий).
Если числительное пишется в одно слово и имеет один корень, то это простое числительное (пять, миллион). Если числительное пишется в одно слово и имеет два корня, то это сложное числительное (пятьдесят, восемнадцать). Если числительное пишется в несколько слов, то это составное числительное (сто сорок пять, одна тысяча девятьсот пятый).

СО2
Дидактическая карточка № 1
Один метр, две трети учащихся, шестеро приятелей, седьмой номер, полтора литра, одна вторая километра, обе девочки, пятеро друзей, полторы недели, оба мальчика, трёхсотый автомобиль, восемнадцатый год, три пятых населения, миллионный билет, семеро смелых, одна десятая листа, две сестры, две целых семь десятых метра, двое очков, два брата.

Контроль:
Один метр, две сестры, два брата.
Две трети учащихся, полтора литра, одна вторая километра, полторы недели, три пятых населения, одна десятая листа, две целых семь десятых метра.
Шестеро приятелей, обе девочки, пятеро друзей, оба мальчика, семеро смелых, двое очков.
Седьмой номер, трёхсотый автомобиль, восемнадцатый год, миллионный билет.
СО3
Дидактическая карточка № 2
Триста тридцать три жильца.
Знал я невысокий дом
В переулке за углом.
Здесь когда-то проживало
Триста тридцать три жильца.
На работу шли, бывало,
Восемьдесят два отца.
Уходили по делам
Девяносто восемь мам.
В школу шли до перекрёстка
Девяносто два подростка.
Тридцать восемь дошколят
В ясли шли
И в детский сад.
Двадцать бабушек вставали,
Всем жильцам носки вязали.
Шли гулять в аллеях сквера
Три седых пенсионера.
Замечательный был дом –
Дружно люди жили в нём.
(Ю.Коринец)
Контроль:
Триста тридцать три – составное
Восемьдесят два – составное
Девяносто восемь – составное
Девяносто два – составное
Тридцать восемь – составное
Двадцать - сложное
Три – простое
СО4
Карточка с теоретическим материалом и с заданием
Сочетания количественных, собирательных и дробных числительных с существительными разбираются как один член предложения. Количественные, собирательные и дробные числительные в сочетании с существительными в предложении чаще бывают:
подлежащим: Семеро одного не ждут.
сказуемым: Все за одного, один за всех.

дополнениями: У семи нянек дитя без глаза.
- - - - - - - - - - - -
Порядковые числительные являются определениями: Второй год они дружили.
Задание:
Спишите пословицы и поговорки в тетрадь. Найдите в них числительные и определите, какими членами предложения они являются.

Славный семнадцатый год разогнал всех господ. Семь раз отмерь, один раз отрежь. У него семь пятниц на неделе. Так было: один с сошкой, семеро с ложкой.

Контроль:
Славный семнадцатый год разогнал всех господ. Семь раз отмерь, один раз
- - - - - - - - - - - - - - - - - - -
отрежь. У него семь пятниц на неделе. Так было: один с сошкой, семеро с ложкой.

СО5
Карточка с теоретическим материалом и с заданием
В числительных от 5 до 20 и 30 мягкий знак пишется в конце слова: пять, шесть, двенадцать, шестнадцать, двадцать, тридцать.
В числительных от 50 до 80 и от 500 до 900 мягкий знак пишется в середине слова: пятьдесят, семьдесят, пятьсот, девятьсот.
Задание:
Запишите числа словами, орфограмму подчеркните.
5,6,7,8,9,10,11,13,19, 20, 60, 80, 600, 700, 800.

Контроль:
Пять, шесть, семь, восемь, девять, десять, одиннадцать, тринадцать, девятнадцать, двадцать, шестьдесят, восемьдесят, шестьсот, семьсот, восемьсот.













 
·