Разработка конспекта урока по русскому языку на тему : Что обозначает имя числительное. (6 класс) по программе М. Разумовской

Урок: Что обозначает имя числительное. 6 класс
Программа М. Разумовской

Ломакина Н.В.
учитель высшей категории
Цель урока: дать представление о понятии числа и научить отличать имена числительные
от других слов;
выработать понимание того, что обозначают количественные числительные
и порядковые;
формирование умения правильно строить словосочетания с числительными;
развивать внимание, память;
воспитывать интерес к урокам русского языка.
Оборудование: учебник под редакцией М.М.Разумовской, 2005г (старый).
тетрадь;
справочник;
попугай;
отпечатанные листы с заданиями.
Форма урока: объяснение нового материала.

Ход урока:
I. Психологическая организация класса, приветствие.
-Здравствуйте, ребята, садитесь! Что я вижу: наш попугай- проказник опять решил над нами подшутить и на магнитной доске закрепил числа, будто мы находимся на уроке математики, да ещё и письмо прислал, просил зачитать, при этом внимательно слушать и запоминать новую информацию.
Учитель читает текст письма.
Везде и во всем человека окружают числа. Люди постоянно что-нибудь считают: дни, месяцы, годы, числа, секунды, остановки, деньги. Без чисел невозможна наука и сама жизнь. Огромную роль в жизни человека играют числа первого десятка. От них фактически и возникло все многообразие числительных, позволяющих вести счёт.
Слова, называющие числа, образуют в русском языке самостоятельную часть речи, обладающую своими грамматическими признаками. Название « Числительное» является производным от слова число. По частоте употребления числительные занимают 8 место. Среди девяти тысяч самых частотных слов 55 числительных. Самыми частотными из них являются один, два, три, четыре, пять, десять, семь, шесть.
-Вы внимательно слушали текст. Ответьте на вопросы.
1. О чем идет речь в тексте?
2. Как называется часть речи, говорящая о числах?
3.Как образовалось слово «числительное»?
4. Скажите, попугай не ошибся, расположив здесь числа?
5. С какой частью речи мы будем с вами знакомиться на уроке?
На доске написано число, классная работа. Что обозначает
- Откроем тетради, запишем сегодняшнее число, классная работа и тему, которую мы с вами сами определили.
Учитель дописывает на доске тему: Что обозначает имя числительное.
-Вот сегодня на уроке мы с вами и должны ответить на вопрос : «Что обозначает имя числительное?»

II. Изучение теоретического материала.
1. Ребята, давайте откроем учебники на стр. 195 (п. 35, №437). Заданием этого текста и является ответ на вопрос нашего урока.
Чтение №437
- Итак, что вы узнали из этого текста? (ответы детей)
2. Для закрепления дается упражнение.
-Наш попугай утверждает, что все эти слова- имена числительные
Согласны ли вы с ним? (нет)
-Прочитаем их вслух по цепочке.
-Запишите только числительные..
-Как вы их узнавали? Зачитайте! ( по грамматическим признакам и вопросам)
Восьмиэтажный, восемь, восьмидесятый, восьмерочка, восемнадцатого, троится, удвоить, четырежды, двойной, один, одинарный, восемьюстами сорока двумя, десяток, единица.
3. Теория
-Ребята , на стр. 196 зачитайте правила, касающиеся нашей темы.
Задание самостоятельное
А) У доски один человек составляет ОК по теории на стр.196
Б) Остальные составляют и записывают вопросы по тексту на стр.196 (например: как изменяются имена числительные) и три вопроса практических (например: каким членом предложения «Два брата отдыхали в деревне» является имя числительное). Работа в парах. Вопросы задаете друг другу. Если вопрос совпал, то вместе составьте другой ( Работают тихо, не мешая остальным)
Ученик, работающий у доски, объясняет теорию по ОК.
Учитель добавляет разряды количественных числительных и разграничение по строению числительных.
В) ОК записывается в справочник. (Примеры подобрать дома)
4. Тренировочная разминка. (Физическая минутка, связанная с темой «Числительные» )
Детям предлагается встать. Читаются СС из №439 . Дети выполняют упражнение: количественное числительное – хлопок в ладоши, порядковое- руки вытянуть вперед. Вспомнить, на какие вопросы отвечают порядковые и количественные числительные.
Три пальмы (к) , пятидесяти человек (к), первый день (п), шестьдесят деревьев (к), одиннадцать часов (к), пятьсот (к), тридцатый по счету (п), семьсот тонн (к), девятнадцатого числа (п),сотый покупатель (п), двенадцать страниц (к).
-Молодцы! Хорошо! Садитесь!
5.
-Ребята, числительные очень часто используются во фразеологизмах. Что такое фразеологизм? Пример? (устойчивое сочетание слов; «сидеть на телефоне»)
- Я сама вам предлагаю фразеологизмы, записанные на доске, а вы одним словом определяете его значение.
Пример: в два счета- быстро.
Как две капли воды (похожи), наговорить с три короба (много), идти на все четыре стороны (куда хочешь), как свои пять пальцев (хорошо, отлично).
- Устно составьте предложение , употребив фразеологизм с числительным.
6. Закрепление. Выборочный диктант
(один, два человека у доски, остальные в тетрадях, учитель читает)
- Сейчас поработаем с пословицами. Дайте определение пословицы.
(Вид фольклора. Передает оценку явления, события, человека.)
-Я вам зачитаю пословицы, а вы должны выписать только числительные. Приготовились. Начали.
1. Один ум хорошо, а два лучше.
2. Семь раз отмерь- одни отрежь.
3.Без четырех углов изба не рубится.
4.Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
5.Двумя ложками кашу не едят.
-Проверяем, сверяем с доской.
-Скажите, к какому разряду мы относим эти числительные, на какой вопрос они отвечают, как могут изменяться? (количественные, сколько, по падежам)
-Молодцы! Может быть вы помните еще пословицы, где употреблены числительные? Объясните смысл пословицы 4 (воспитательный момент)
7.
-Ребята. Следующее задание интересное, поработаем в группах. Каждый из вас будет выполнять задание, а победителем станет целый ряд. Называется «Кто вперед подберет пару количественному числительному».
-Вы должны по цепочке записать числительные второго столбика, образовывая их от числительного первого столбика. Вопросы записаны наверху, если не знаете- передайте другим. Последний приносит листок учителю. Главное- не только- кто вперед, но и правильность выполнения. (Первые получают - о, вторые-
·, третьи-
·)
Сколько? Какой?
Один первый
Два второй
Три третий
Четыре четвертый
Пять пятый
Шесть шестой
Семь седьмой
Восемь восьмой
Девять девятый
Десять десятый

8.
Пока учитель подводит итоги коллективной работы, дети самостоятельно читают задание к №438 и если есть вопросы, задают их потом учителю.
Учитель озвучивает результаты групповой работы, объявляет победителей.
-Есть вопросы по упражнению?!

III. Подводятся итоги урока.
Что нового узнали? С какой самостоятельною частью речи познакомились? Что обозначает? На какие вопросы отвечает? На какие две группы делятся? Как изменяются? Какая синтаксическая роль?
Вывод (может сделать учитель): Мы познакомились сегодня с самостоятельной частью речи- именем числительным, которая обозначает отвлеченное число, количество предметов, порядок их при счете и отвечает на вопросы : Сколько? Какой? Который?
Делятся на количественные и порядковые. Количественные изменяются по падежам, а порядковые по падежам, числам и родам. В предложении количественные числительные могут быть любым членом. А порядковые- определением.
- Вот как много мы узнали , научились даже отличать числительные от других частей речи по вопросу и грамматическим признакам.
-Работали на уроке все хорошо, особенно
-Запишем домашнее задание п.35, ОК- примеры, №438, загадки с числительными «Кто больше?».
- Спасибо за урок.



15