Конспект урока Имя числительное. Глагол (4 класс)
І. Организация класса
1.Каллиграфическая минутка
чи сл число ла го ол глагол
- название какой части речи спряталось в каллиграфической минутке?
- назовите тему урока исходя из каллиграфической минутки
Тема урока : Имя числительное . Глагол.
Цель урока: научить находить в речи имя числительное,; определять порядковое или количественное?
выделять в предложениях глагол?
определять время глагола
СЛАЙД
- Давайте запишем в тетради тему урока Имя числительное. Глагол
ІІ. Актуализация знаний и умений город Числогорск1. Словарный диктант (доска, тетради) - проверка цепочкой
Определить части речи;
Составить 1 вариант повествовательное предложение с числительным ;2 вариант вопросительное предложение с глаголом .Осень, разноцветный, листья, три, наступать, мы, пасмурно,опадать, шесть, золотая.
СЛАЙД
2. Ответы на вопросы:
- на каких уроках встречаемся с именем числительным ? (русский язык в записи числа, математика )
- отгадайте урок фрагмент , которого сейчас увидите.
К доске выходят 5 учеников :
- равняйсь, смирно;
- расчитаться по порядку ! (1 –й, 2 –й, 3 –й, 4-й,5- й)
- какой поставить можно к числительным (который?);
- ключевое слово по порядку, поэтому числительные называются порядковые
- сколько человек стоит у доски? (5 человека)
- ключевое слово сколько ? ( поэтому числительные называются количественные)
СЛАЙД
ІІІ. Открытие нових знаний
3. СЛАЙД
Оценивание : словарный диктант, письмо по памяти, правило по частям речи
Письмо по памяти
Прочитать считалочку, выучить наизусть.
Начинается считалочка,
На берегу сидела галка,
Две вороны, воробей,
Три сороки, соловей.
- Записать считалочку, подчеркнуть числительные
- указать какие это числительные?
-назвать слово с которым согласовывается числительное ? (существительное),показать стрелочкой согласованное слово
ІV.Первичное закрепление знаний
4.Выборочный диктант (имя числительное + имя существительное)
Выполняется самостоятельно.
Задание: указать вид числительных
Шесть мышат в камышах шуршат.
Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.
В печурке – три чурки, три гуся, три утки.
На горе, на пригорке стояли двадцать два Егорки.
Взаимопроверка
- Поменяйтесь тетрадями в парах, проверьте, сверьте с образцом, если необходимо исправьте ошибки.
СЛАЙД
5. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу
Сейчас вы будете работать в паре. Вы должны выбрать цифру, которая обозначает нужное числительное для этих фразеологизмов.
Работа с фразеологизмами.
Вставить необходимые числительные по смыслу. Записать, определить какие числительные.
(3, 7, 5, 1, ,2 ,4)
Наговорить с ________ короба.
Знать как свои _______ пальцев.
Идти на все ______ стороны.
СЛАЙД (проверка)
Физминутка
Продолжаем путешествие по необычным городам .V. Открытие нового знания
Послушайте стихотворение, отгадайте часть речи.
Выполнение комментировано с мест.
Выписать глаголы.
Интересная часть речи
В русском языке живет,
Кто, что сделает, расскажет:
чертит, пишет иль поет.
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам _______! (глагол)
СЛАЙД
Живет, сделает, расскажет, чертит, пишет, поет, забивает, жарит, моет, чистит, расскажет.-какая часть речи называется глаголом?
- что обозначает глагол?
- на какие вопросы отвечает глагол?
- как изменяется глагол?
СЛАЙД (Глагол)
Мы попали в город ГлаголевскVІ. Контроль результатов первичного закрепления
Выполняется самостоятельно.
Упражнение «Четвертый лишний». Объяснить почему лишнее слово?
Запись под диктовку. Лишнее слово спрятать в кружочек.
Трещит, скрипит, воет, скулил. (скулил)
Встречает, облетел, моросил. (встречает)
Пожелтеют, срывал, лил. (пожелтеют)
Морфологический разбор слова СКУЛИЛ
СКУЛИЛ – что делал?, глагол, н.ф.- скулить, прош.вр., ед.ч., м.р., сказуемое.Вывод : глагол изменяется по временам
В конце урока ( если останется время) Следующее задание будет таким, расписать по временам
Доска, тетрадь (самостоятельно)
Играл, поет, будет читать, смеются, засмеются, прочитает, гулял, посмотрит, думаю, закричу, улыбался.Наст.вр.Прош.вр.Буд.вр.
Составить повествовательное предложение с одним из глаголов.
VІІ. Работа по теме
Работа с предложениями. Доска. Комментировано.
Запись под диктовку, выполнить синтаксический разбор, морфологический разбор составить схему, дать словесную характеристику
* Осень разукрасила природу самыми яркими красками.
* Деревья готовятся к зимнему сну, сбрасывают с себя сухую листву.
* Подул легкий ветерок и листья закружились в дружном хороводе.
СЛАЙД
Работа в парах.
Работа с деформированными предложениями.
Составить и записать предложения. Выполнить морфологический разбор 1 –го предложения. Синтаксический разбор 2- го и 3- го предложений.
*сухие, в, листья, саду, падали
*сыпались, печальным, листья, дождем, с, берез
*осенний, сыплет, из, низких, туч, дождь
Поменяться тетрадями, проверить работу. (Оценить работу в тетради)
СЛАЙД
СЛАЙД
VІІІ. Рефлексия деятельности
Тест: (блиц - опрос)
1.Имя числительное
а) часть
б) член предложения;
в) часть речи
2.Найти строку с порядковыми числительными:
а) первый, четвертый, пять;
б) два, шестой, девять;
в) восьмой, двенадцатый, двадцать пятый.
3.Глагол называет:
а) признак предмета;
б) действие предмета;
в) предмет
4. Глагол отвечает на вопросы:
а) что делать? что сделать?
б) кто? что?
в) какой? какая? какие?
ІX. Итог урока: что нового узнали?
- c какими частями речи сегодня работали на уроке?
- можем ли мы обойтись в речи без глаголов и числительных?
Вы читаете много книг, сказок .Назовите пожалуйста сказки в названиях встречаются числительные .
Назовите школьные глаголы , то есть, что вы делаете в школе и назовите глаголы.
X. Домашнее задание: с.71 упр. № 121(2)
Тема : Имя числительное. Глагол.
Цель: ознакомить учащихся с именем числительным и глаголом как частью речи;
-учить различать имена числительные и глаголы среди других частей речи;
-дать определение количественным и порядковым числительным;
-научить определять время глаголов;
-учить правильно употреблять в речи имена числительные и глаголы.
развивать умение удерживать внимание при решении учебной задачи;
-осуществлять самоконтроль за правильностью и последовательностью выполнения отдельных учебных операций;
-мобилизовать в конкретной учебной ситуации полученные знания и опыт;
-развивать интерес к изучению языка.
воспитывать умение работать самостоятельно и коллективно;
-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, самостоятельность,
дисциплинированность.
Методы обучения: наглядный, словесный, самостоятельная работа
Педагогические технологии: ИКТ, технология сотрудничества, проблемное обучение.
Средства обучения: презентация, тетрадь, таблица