Сценарий праздника, посвящённый к 70 — летию Победы Детство опалённое войной для старшего дошкольного возраста
Сценарий праздника, посвящённый к 70 - летию Победы
«Детство, опаленное войной»
Цель: Сформировать у детей уважительное отношение к одному из главных исторических моментов своей страны.
Задачи:
• привлечь внимание детей к праздничной дате;
• воспитывать историческую память, уважение к старшему поколению;
• формировать у детей знания о Великой Отечественной войне 1941-1945г, её защитниках и их подвигах;
• познакомить детей с музыкальными композициями военных лет и произведениями, в которых отражена тема войны.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация»,» Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка».
Предварительная работа:
- чтение художественной литературы по теме;
- прослушивание песен и музыкальных произведений военных лет;
- слушание стихотворений о Севастополе;
- занятия по изобразительной деятельности;
- показ иллюстраций и презентаций о Севастополе.
Оформление: Рисунки, плакаты. «Память пылающих лет», «Спасибо за наше счастливое детство!»
Название на экране мультимедийки: «Детство, опаленное войной»
Эпиграф (слышен голос за кадром) «В огне войны сгорело детство,
Но не прошло, бесследно, нет,
И носим мы в себе наследство -
И боль, и радость грозных лет…»
(На экране 1. слайд с изображением названия «Детство, опалённое войной»)
Звучит запись «Колокольный звон», выходят четверо детей старшей группы.
1.ребёнок. Звенит над миром колокола трель,
В нем места нет военным бедам!
Но остается боль в душе!
Печаль и радость-День Победы!
2.ребёнок.Здравствуйте, воины, здравствуйте зрители,
Дедушки, бабушки, гости, родители!
А ветеранам особый поклон!
Славному празднику он посвящен.
Этот праздник знают все:
Вместе. Великой Победе -70 лет!
3.ребёнок70 лет нашей славной Победе!
Снова майский рассвет, тишина!
.70 лет нашей славной Победе!
.70 лет, как убита война!
4.ребёнок.Трубы поют! Барабаны гремят!
Наш детский сад начинает парад! (Дети выходят из зала)
(На экране видео песни «Главный праздник»)
1.Под торжественную песню «Главный праздник» сл. Н, Мазанова, муз. Н. Мухамеджановой.
в зал входят дети двух групп выполняют перестроение садятся вдоль боковых стен.
1.Ведущая. Война обрушилась нежданно,
Все переполнила собой,
И все смешалось в этом мире,
И смерть носилась над землей.
5 ребенок:А мы не будем памяти перечить
И часто вспоминаем дни, когда
Упала нам на слабенькие плечи
Огромная, недетская беда.
6 ребенок: Была земля и жесткой, и метельной
Была судьба у всех людей одна.
У нас и детства не было отдельно,
А были вместе детство и война.
(На экране видео песни «О той, весне»»)
2.Дети исполняют песню «О той весне» сл. и муз. Е.Плотникова (Приложение 1)
2.ВедущаяИюнь! Клонился к вечеру закат,
И белой ночи разливалось море,
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.
Дети средней группы выбегают с игрушками и начинают играть.
(На экране 2. слайд с изображением «играющих детей»)
Под фонограмму слышатся бомбёжки, дети разбегаются, остаются девочка и мальчик.
Девочка:Что случилось, скажи мне, ветер
Что за боль у тебя в глазах?
Разве солнце не так уж светит,
Или вянут травы в садах?
Мальчик: Почему люди все на рассвете
Вдруг застыли, раскрыв глаза?
Что случилось, скажи нам, ветер,
Неужели это война?
1.Ведущая.Солнечным ранним утром в июне,
В час, когда пробуждалась страна.
Прозвучало впервые для юных
Это страшное слово - война.
Дети садятся на свои места звучит фонограмма, голос Левитана.
(На экране 3. слайд с изображением фотографий «дети, смотрящие в небо»)
Голос. Граждане и гражданки Советского Союза! Сегодня в четыре часа утра без объявления войны германские вооруженные силы атаковали границы Советского союза. Началась Великая Отечественная война.
Под фонограмму песни «Священная война» продолжают ведущие.
(На экране 4. слайд с изображением «летящих немецких самолётов»)
1 Ведущая.Над Родиной война заполыхала,
Прервали взрывы бомб ребячьи сны.
За нас солдаты жизни отдавали
В борьбе с врагами на фронтах войны.
2 Ведущая. Вставай, народ, услышав клич земли!
На фронт солдаты Родины ушли,
С отцами рядом были их сыны,
И дети шли дорогами войны.
Звучит фрагмент Р. Шумана «Грёзы»
(На экране 5. слайд с изображением «плачущих детей»)
2.Ведущая. Война обрушилась не только на взрослых, но и на детей - теми же бомбежками, голодом, холодом, разлуками. Война бесцеремонно вторглась в их детство. Время героическое и трагическое одновременно чеканило их характеры. Многие из них оказались в обстоятельствах выбора между жизнью и смертью.
(На экране 6. слайд с изображением плаката «Родина мать»)
Под фонограмму «Священная война» выходят четыре мальчика старшей группы, и три девочки средней группы. Остальные дети средней группы, которые участвуют в инсценировки, одевают пилотки и берут в руки автоматы. У девочек белая косынка с красным крестом, сумка через плечо.
Девочки:
1.Ах, война, что ты сделала подлая,
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры.
2.На пороге едва помаячили
И ушли за солдатом солдат.
До свидания, мальчики, девочки,
Постарайтесь вернуться назад.
3.Вы не гнитесь, вы будьте высокими,
Не жалейте ни пуль, ни гранат.
И себя не щадите, но все-таки
Постарайтесь вернуться назад.
Мальчики уходят под марш “Прощание славянки”, девочки машут им платочками все возвращаются на свои места.
Выходят дети средней группы показывают инсценировку «Мы военные» С. Михалкова.
Дети размещаются по всему залу (связист, 2. медсестры, моряк, 2. летчика, автоматчик).
Связист (надевает наушники):
Алло, Юпитер!? Я - Алмаз!
Почти совсем не слышу вас...
Мы с боем заняли село,
А как у вас? Алло! Алло!
Медсестра (перевязывает раненого):
1.Что вы ревете, как медведи?
Пустяк осталось потерпеть.
2.И рана ваша так легка,
Что заживет наверняка.
Моряк (смотрит в бинокль):
На горизонте самолет,
По курсу - полный ход, вперед!
Готовься к бою, экипаж!
Отставить! Истребитель наш!
Летчики над картой:
1.Пехота - здесь, а танки - тут.
Лететь до цели семь минут.
2.Понятен боевой приказ,
Противник не уйдет от нас.
Автоматчик:
Вот я забрался на чердак.
Быть может, здесь таится враг.
За домом очищаем дом,
Все вместе: Врага повсюду мы найдем.
Ребёнок (выходит поблагодарить военных)
Благодарим, солдаты, вас За жизнь, за детство, за весну. За тишину, за мирный дом. За мир, в котором мы живем.
Участники инсценировки возвращаются на свои места.
3.Дети исполняют танец «Закаты алые» слова Наталья Осошник, музыка Виталий Осошник
Звучит мелодия Ф. Шуберта «Аве Мария»
(На экране 7. слайд с изображением «воюющих моряков в Севастополе»)
1.Ведущая. Суровым и тяжелейшим испытанием для Севастопольцев и моряков Черноморского
флота стала Великая Отечественная война 1941 - 1945 г. Севастополь один из первых городов СССР
22 июня 1941 г. в 3 часа 15 минут подвергся налету фашистской авиации. На защиту страны
поднялись и стар, и млад, многие уходили на фронт прямо со школьной скамьи
Звучит Ф. Шуберта «Серенада» выходят две девочки из старшей группы.
Девочка.
Девочка Зачем ты, война, у мальчишек их детство украла
И синее небо, и запах простого цветка.
Пришли на заводы работать мальчишки,
Подставили ящики, чтобы достать до станка.
Мальчишки мужали, мальчишки взрослели,
И только бы жить начинать сорванцам,
Как их завертели такие метели,
Какие, пожалуй, не снились отцам.
Звучит фрагмент Р. Шумана «Грёзы»
(На экране 8. слайд с изображением «работающих детей у станка»)
1.Ведущая. Дети и война - два несовместимых понятия. Война ломает и калечит судьбы детей. Но дети жили и работали рядом со взрослыми, своим посильным трудом старались приблизить победу...
Какие только работы ни выполняли с первых дней великой отечественной войны пионеры и школьники Севастополя. Вместе со взрослыми они строили укрепления, оборудовали убежища, следили за светомаскировкой. А позднее стали собирать металлолом и бутылки, готовили для фронтовиков подарки, нянчили малышей.
Трудно вспомнить порой о былом,
О кровавом от битв небосводе
Как под шквальным смертельным огнём
Пронеслись наши юные годы. (Эмилия Шаврова)
(На экране 9. слайд с изображением фотографий Люды и Аллы Тяпкины)
1.Ребёнок. Люде и Алле Тяпкиным в годы войны было всего лишь девять и семь лет. Сёстры с утра до вечера лазили по свалкам и дворам, заходили в квартиры, собирали бутылки. Они относили эти бутылки в специальные мастерские. Там бутылки заполняли горючей смесью и отправляли в войска и партизанам. Их использовали для уничтожения танков.
2.Ведущая. Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Война застала их в больших городах и маленьких деревнях, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере. Им, детям 40-х пороховых предстояло не просто жить, им предстояло выживать в войну.
Я из детства ушёл не как все,
А шагнул через пламя взрыва…
В молодом серебристом овсе
Мина мягкую землю взрыла.
Вновь засеяли землю весной,
От дождей оплыла воронка…
Трудно вырасти из ребёнка
Искалеченного войной.
(На экране 10. слайд с изображение фотографии Валерия Волкова)
2.Ребёнок. Валера Волков собирал на поле боя патроны, автоматы. Не ведая страха, ходил в атаку на врага. Однажды в бою Валера, сжав связку гранат, шагнул навстречу танку. Пуля ударила его в плечо. Из последних сил мальчик швырнул гранаты. Взрыв! Танк завертелся и преградил дорогу другим танкам. Бой был выигран.
1.Ведущая. Многие девочки, не смотря на свой возраст, ушли на фронт сёстрами милосердия, в госпитали, где ухаживали за раненными. Их называли раненные бойцы ласково «сестрица»:
Есть в книге жизни светлая страница,
Особая скрыта в ней краса,
И слово драгоценное «сестрица»
Солдаты произносят неспроста!
Такое слово просто так не скажешь,
Такое слово нужно заслужить,
Такого слова не найдётся краше,
В него всю душу хочется вложить!
(На экране 11. слайд с изображением фотографии Вали Таран)
3 Ребёнок. Валя Таран родилась в Керчи. Когда началась война, ей было 6 лет. Валя вместе с мамой попала в госпиталь, где её мама работала медсестрой. Там она 7-летняя стала бойцом армии, героически защищавшей северный Кавказ. В госпитале Валя ухаживала за бойцами Каждому подавала воду, умывала, приносила книги и газеты, относила письма на почту. Вечерами рассказывала бойцам сказки.
2.Ведущая. Когда фашисты вошли в город Севастополь, многие взрослые с детьми ушли в партизанские отряды. Им не было ещё и десяти лет….
Поднималась на подвиг страна –
Быть солдатом нам сердце велело.
Мы не знали покоя и сна
От фашистских облав и обстрелов.
В партизанском лесу фронтовом
Разрывалися мины - магнитки…
Мы боролись с коварным врагом,
И на возраст здесь не было скидки.
(На экране 12. слайд с изображением фотографии Юрия Рацко)
4. Ребёнок. Юра Рацко. Когда началась война был учеником школы №6 в Севастополе. Он ушёл с родителями в партизанский отряд. Стал юным разведчиком. Вместе с отцом ходил на боевые задания. Вовремя боя Юра незаметно зашёл в тыл врага, и уничтожил пулемётчика, и помог партизанам отбить атаку фашистов. В 1942 году Юра погиб в бою, ему было 14 лет.
Мальчик: Юные, безусые герои,
Юными остались вы навек,
Перед вами, вдруг ожившим строем,
Мы стоим, не поднимая век.
Девочка: Боль и гнев тому причиной –
Благодарность вечная вам всем –
Маленькие, стойкие мужчины,
Девочки, достойные поэм. (Сергей Наровчатов)
(На экране 13. слайд с изображением фотографии «памяти павших»)
4.Дети исполняют песню «Памяти павших» сл. и муз. Л.А.Старченко (Приложение 2)
Звучит фрагмент Ф. Шуберт «Серенада»
1.Ведущая. Четыре долгих года, шла на нашей земле самая страшная война. Враг наступал не только на суше, но и в море. Наши моряки не сдавались. Проявляя героизм, топили вражеские корабли и подводные лодки. В этих морских боях принимали участие дети – юные юнги.
1.ребёнок.Заря засияла над Крымской землею,
Над морем рассеялся сумрак ночной.
Белеет на взгорье, над синей волною,
Краса Черноморья, наш город - герой.
2.ребёнок.Лазурные бухты, жемчужные горы,
Высокий, далекий огонь маяка.
Эх! Черное море, широкое море,
Родной Севастополь - любовь моряка.
3.ребёнок.Здесь кровью святые омыты утесы,
Здесь славой овеян бетон батарей,
Здесь курс на бессмертье держали матросы
В боях за свободу отчизны своей.
4.ребёнок.Идут корабли в черноморском просторе,
Матросская песня над бухтой звенит, -
Ты наше навеки, широкое море,
Свободу твою черноморец хранит. (Сергей Алымов)
1.Ведущая: Героям – морякам посвящается этот танец.
5.Мальчики исполняют танец «Бескозырка белая» муз. О.Газманов..
(На экране 14. слайд с изображением фотографии «Черноморского флота»)
Звучит фоновая музыка выходят четверо детей
5.ребёнок.Есть один чудесный город,
В бухте тёмно-голубой
Залит солнцем, свеж и молод.
Город сердцу дорогой!
6.ребёнок.Он стоит на страже мира,
Но к боям всегда готов,
Город белых бескозырок,
Город смелых моряков.
7.ребёнок.Он стоит, с ветрами споря,
Ясно виден издали,
От него уходят в море,
Боевые корабли.
8.ребёнок.Даст отпор любым задирам
Сокрушит любых врагов,
Город белых бескозырок
Город смелых моряков.
6.Дети исполняют песню «Родной Севастополь» муз. Г.Б.Брыкаловойсл. И.И.Ямщик.
(На экране 15. слайд фотография «Севастополя»)
Фоном звучит музыка чтение стихотворений.
Дети средней группы читают стихи:
1. ребёнок.О чем мечтают дети?
У нас мечта одна:
Пусть будет на планете
Мир добрый, как весна.
2.ребёнок.Мир и дружба всем нужны,
Мир важней всего на свете,
На земле, где нет войны,
Ночью спят спокойно дети.
3.ребёнок.Там, где пушки не гремят,
Там, где солнце ярко светит,
Нужен мир для всех ребят.
Нужен мир на всей планете!
4.ребёнок.Взрослые, вас просят дети,
Чтобы мир вы берегли!
Чтоб светило солнце детям
В каждом уголке Земли!
7.Дети исполняют «Морской танец с шарфами» под песню «Гимн Севастополя»
1.Ведущая. Для нас Великая Отечественная война - история. Но ее должен знать каждый уважающий себя человек, потому что это история нашей Родины, наших родных и близких. Давайте сейчас встанем и почтим минутой молчания память о всех героях, погибших за мир и счастье на Земле.
(На фоне музыки)
Вновь скупая слеза сторожит тишину
Вы о жизни мечтали. Уходя на войну
Сколько юных тогда не вернулось назад
Не дожив. Не допев. Под гранитом лежат
Глядя в вечный огонь – тихой скорби сиянье
Ты послушай святую минуту молчанья.
Минута молчания.
Прошу садиться.
2.Ведущий.Среди тех, кто испил чашу войны, полную горечи, страданий, унижений, голода, побоев, одиночества и полной незащищенности, были не только взрослые, но и дети Севастополя.
Пускай сегодня знают люди
Про тех, кто вырос в дни войны.
Мы никогда не позабудем,
Что были дважды рождены…
(На экране 16. слайд с изображением фотографии «погибших детей»)
Фото детей героев «Юра Рацко, Чекман Вилор, Волков Валера, Боря Токарев»
(На экране 17. слайд фотография «вечного огня»)
2.Ведущая. Война закончилась победой 9 мая 1945 года. На землю пришел мир. Благодарные люди поставили памятники воинам-освободителям. Во многих городах и поселках тоже есть мемориалы, которые называются «Обелисками Славы», «Вечным огнем».
1.ребёнок: Приходят люди к вечному огню.
Приходят, чтобы низко поклониться
Тем, кто погиб в жестокую войну.
Их подвигами Родина гордится.
Горит огонь и в дождь, и в снег, и в град,
Не заметут его метель и ветер.
2.ребёнок:Бессмертен подвиг доблестных солдат
Несут цветы и взрослые и дети,
Тем, кто стоял за Родину свою,
Чтоб не могла война вновь повториться.
Приходят люди к вечному огню,
Приходят, чтобы низко поклонится.
Возложение венка
(На экране 18. слайд фотография «возложение цветов»)
(На экране 19. слайд с изображением фотографии Ветеранов войны)
1.Ведущая. Много лет прошло с тех пор, как кончилась война. Мы от души радуемся Великому празднику Победы. Поздравляем всех тех, кто прошел через эту страшную войну, кто помнит эти суровые годы. К сожалению, их с каждым годом становится все меньше. Так устроена жизнь, что человек стареет и покидает этот мир. И только память о минувшей войне никогда не покинет сердца людей.
1 ребенок.Мы в этот день особо вспоминаем,Ваш подвиг и поклон вам до земли,Как в сорок пятом, жарким маем,Победу одержать вы наконец смогли.
2.ребёнок.Вы прошагали годами войны,В боях себя ни капли не жалея,И говорят вам внуки и сыны,Спасибо от спасённых поколений.
3.ребёнок.Пускай салют гремит не умолкая,И мы не перестанем свято чтить,Неоценим ваш подвиг, - это знаем,Об этом нам нельзя забыть!
Дети вручают гостям цветы
(На экране 20. слайд с изображением фотографии «ветеранов»)
8.Финальная песня «Победа» сл и муз Е.В.Машечковой (Приложение 3)
(На экране 21. слайд с изображением фотографии «праздничного салюта»)
3.ребёнок.Пускай салют гремит не умолкая,И мы не перестанем свято чтить,Неоценим ваш подвиг, - это знаем,Об этом нам нельзя забыть!
Под музыку «День Победы» сл. В.Харитонов, муз. Д. Тухманов
Дети проходят круг почёта.
Ведущий. Дню Победы слава!
ДЕТИ (хором): Слава!
Ведущий: Ветеранам слава!
ДЕТИ (хором): Слава!
Ведущий: Счастью, миру на земле!
ДЕТИ (хором): Слава! Слава! Слава!
Вместе: С праздником Вас, дорогие друзья! С Днем Победы!
Дети под песню «День Победы» выходят из зала.
Использованные материалы:
1. Адамович А., Гранин Д. Блокадная книга. - Л.: Лениздат, 1989 - 527 с.
2. Людмилы Пожедаевой («Война, блокада, я и другие… Мемуары ребенка войны. – СПб. : Кентавр, 2011. – 408с»)
3. Журнал «Ребенок в детском саду» ООО Изд. Дом «Воспитание дошкольника» №2, 2014г - 95с.
4. news/scenarij_literaturno_…
5. Common/raion_gaz_nso/cherepanovskie_…
Приложение 1
Песня «О той весне» сл. и муз Елены Плотниковой
Кино идет,
Воюет взвод,
Далекий год
На пленке старой...
Нелегкий путь,
Еще чуть-чуть
И догорят войны пожары...
Счастливый май,
Любимый край,
Своих солдат встречай скорее...
От ран обид
Земля дрожит
Теплом души ее согреем...
ПРИПЕВ:
И все о той весне
Увидел я во сне,
Пришел рассвет и миру улыбнулся,
Что вьюга отмела,
Что верба расцвела,
И прадед мой с войны домой вернулся...
В лихом бою,
В чужом краю
Пусть берегут
Любовь и вера,
Чтоб больше их
Пришло живых
И рядовых,
И офицеров...
Придут весной,
Как прадед мой,
И в дом родной
Откроют двери...
Я помню свет
Далеких лет,
В свою страну
Я буду верить...
ПРИПЕВ:2 раза