Применение интерактивной доски на уроках в начальной школе (педсовет)

Применение интерактивной доски на уроках в начальной школе
Бирюкова Л.А.
МБОУ СОШ № 2, г. Инсар (педсовет)
В каждом ребёнке с детства горит огонёк любопытства и любознательности, он готов впитывать в себя всё, что ему ещё неизвестно, радуется всем своим новым знаниям и навыкам. Часто нашим урокам не хватает той яркости повествования, чтобы не охладить, а наоборот, разжечь это стремление. Урок должен быть ярким, эффектным, эмоциональным, а главное – продуктивным. Только тогда знания, переданные детям, надолго запомнятся, станут прочной основой того фундамента, на который будет опираться всё его дальнейшее образование. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий.
Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность. Решая проблему информатизации школы, нельзя забывать об основных инструментах работы преподавателя и ученика: доска, мел, ручка, тетрадь – сегодня эти традиционные инструменты предстают в новом исполнении – интерактивная доска. Педагогические возможности электронной доски как средства обучения на много превосходят возможности традиционных средств реализации учебного процесса.Применение интерактивной доски позволяет учителю намного эффективнее управлять демонстрацией визуального материала, организовывать групповую работу и создавать собственные инновационные разработки, при этом не нарушая привычный ритм и стиль работы.
. И вот в конце 2013 года наша школа получила от Министерства образования Мордовии интерактивную приставку Mimio, которая делает любую белую маркерную доску – интерактивной. И работа стала сказкой! Для нас обучение детей никогда ещё не становилось таким привлекательным и захватывающим. Интерактивные средства вдохновляют и призывают детей младшего школьного возраста к стремлению овладеть новыми знаниями, помогают достичь целей обучения. Высокое разрешение цветных изображений на экране привлекает детей, помогает учителю «оживить» урок. Наглядные материалы в форме взаимосвязанных картинок, видеофрагменты, интерактивные уроки «Кирилла и Мефодия», возможность передвигать выделенные объекты – обеспечивают всеобщее внимание.
Использование интерактивной доски позволяет сделать уроки ярче, информативнее и увлекательнее. Действия, происходящие на доске, буквально завораживают малышей, и даже отстающие ученики не отвлекаются на таких уроках. Интерактивная доска на уроке – это ценный способ сосредоточить и удерживать внимание учащихся. Наглядность учёбы особенно ценна для работы с детьми с рассеянным вниманием, она целиком увлекает их. Все ученики класса уделяют больше внимания объяснениям учителя, доска достаточно велика, чтобы видели её все. Применение интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения на разных этапах урока. Интерактивные доски позволяют ускорить темп урока и вовлечь в него весь класс, это гораздо более доходчивый способ преподавания. Все учащиеся, вне зависимости от успеваемости, с появлением интерактивной доски начали проявлять активность на уроках. Ответы учеников перед интерактивной доской позволяют учителю наладить с классом действенную обратную связь. 
Электронная доска помогает ребятам преодолеть психологический барьер, неосознанный страх и стеснение у доски, легко вовлекает их в учебный процесс. Работая с доской, учащиеся легко и уверенно раскрывают свои способности, яркие стороны характера. В классе не остаётся равнодушных, все предметы становятся доступными и увлекательными. За счёт большой наглядности, использование интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения, повышает мотивацию. Как говорят дети: «Интерактивная доска – это класс!» Трудно описать все её достоинства. Учебный процесс происходит достаточно легко, интересно и весело. Детям нравится работать на уроке, им легко и интересно – это самое главное!
Родители утверждают, что образовательный процесс стал более весёлым, интересным и увлекательным. Дети с радостью идут в школу. Интерактивная доска даёт возможность использовать более широкий диапазон визуальных средств при изучении материала, поэтому преподносимый учителем материал становится более понятным для учеников. Нельзя категорически заявить, что результаты всех учеников улучшаются с использованием на уроке интерактивной доски, но большинство учеников становится более заинтересовано и более мотивировано на уроке, быстрее запоминает материал.
Важно понять, что интерактивная доска – не волшебная палочка, которая сама решает все проблемы на уроке и делает занятия интересными и увлекательными. Также не стоит думать, что интерактивная доска должна использоваться на каждом уроке или на каждом этапе урока. Как и с любым другим ресурсом, наибольшего эффекта от использования интерактивной доски можно достичь только тогда, когда она используется соответственно поставленным на уроке задачам. Учителя должны грамотно овладеть программным обеспечением, идущим вместе с интерактивной доской или приставкой Mimio, использовать его потенциал при подготовке к уроку.
Хочется поделиться рекомендациями по оформлению слайдов, предназначенных для работы на интерактивной доске:
Фон слайдов не должен быть слишком ярким.
Изображение в слайдах должны быть высокого качества, не допускается использования нечётких или размытых иллюстраций.
Изображения должны быть достаточно крупными, позволяющими чётко их видеть с любого места.
На каждом слайде может быть размещено не более 7-9 объектов.
Для успешного усвоения содержания слайда изображение не должно быть перегруженным малосущественными деталями, загромождающими картину и отвлекающими внимание детей от главного.
Необходимо учитывать соразмерность объектов относительно друг друга при одновременном размещении на слайде. Например, лошадь больше петуха.
Смена слайдов должна осуществляться с помощью стилуса или управляющих кнопок.
Общее количество слайдов, демонстрируемых на занятии, должно соответствовать возрастным особенностям учащихся. Например, для учеников начальных классов количество слайдов не должно превышать 8-12.
Работая с интерактивной приставкой Mimio, часто используем интернет ресурсы, которые помогают нам при подготовке уроков:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – «Mimio в России» посвящён использованию интерактивных устройств Mimio в современной системе образования. В разделе «Проекты» можно скачать готовые уроки по школьным предметам предназначенные для Mimio.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Содержит большое количество интерактивных разработок по предметам школьной программы.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Сообщество взаимопомощи учителей. Раздел «Начальная школа» содержит материалы уроков по предметам. 
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Открытый класс. База данных цифровых образовательных ресурсов пользователей.
Подводя итог вышесказанному, хочется сказать, что интерактивная доска – это инструмент в руках педагога такой же, как доска, мел, таблица, и то, как этот инструмент «зазвучит», зависит от творчества педагога, его готовности сделать урок интересным, понятным и запоминающимся.


Заголовок 115