Применение интерактивной доски на уроках географии.
Применение интерактивной доски на уроках географии.
Внедрение в образовательный процесс современных информационно-коммуникативных технологий, согласно Национальной доктрине развития образования, является приоритетным направлением, главными целями которого являются интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса, повышение эффективности и качества обучения, выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности обучающихся. Информационно-коммуникативные технологии обновляют содержание образования, позволяют ввести принципиально новый формат проведения учебного занятия, который является социальным заказом общества системе образования. Одним из самых важных и популярных направлений внедрения информационно-коммуникативных технологий в образовательную систему стало использование интерактивных досок.
Что такое интерактивная доска?
Первая в мире интерактивная доска была представлена почти четверть века назад (в 1991 г.) компанией SMART Technologies Inc. Интерактивная доска SMART Board - это сенсорный дисплей, работающий, как часть системы, в которую также входят персональный компьютер и мультимедийный проектор. - Компьютер передает сигнал (изображение) на проектор. - Проектор передает изображение на интерактивную доску. - Интерактивная доска работает одновременно и как обычный экран, и как устройство управления компьютером (в т.ч. программными приложениями). Управлять компьютером можно, прикасаясь к поверхности доски.
Для чего она нужна?
Неудивительно, что в числе первых, их тех, кто оценил педагогические возможности этой новой технологии, были преподаватели.
Использование в образовании электронных интерактивных досок вносит в учебный процесс новое качество, поскольку не только заметно облегчает подготовку и проведение урока, но и открывает такие возможности, которые до появления интерактивных досок просто не существовали. Уроки становятся яркими, увлекательными и динамичными.На уроке географии в качестве фона можно вызвать карту любой страны с названиями населенных пунктов (обычная карта) или без названий (контурная карта). Прикосновением к любой области можно задать ее увеличение для более детального рассмотрения. Более того, поскольку на самом деле работает комплект доска- проектор- компьютер, - то учитель, не отходя от интерактивной доски, может выйти в Интернет и через сеть запросить и отобразить нужную информацию. Важным свойством электронной интерактивной доски при подготовке урока является возможность размещать материал на нескольких страницах. Специализированное ПО, разработанное для интерактивных досок, позволяет легко и быстро составить план урока, подобрать и правильно расположить нужный материал. При этом преподаватель может использовать входящие в комплект поставки различные фоны и богатую библиотеку клип-артов. Когда учитель готовит урок, ему не обязательно использовать интерактивную доску. Достаточно иметь на ПК то же самое ПО, что и для интерактивной доски. Заранее подбираются нужные материалы и размещаются на нескольких (сколько нужно) страницах. Потом, во время урока, вместо того, чтобы, стоя спиной к классу, тратить драгоценное время на стирание одного материала с доски и написание другого, учитель одним щелчком переключается на следующую страницу. Это, кроме всего прочего, позволяет учителю постоянно контролировать ситуацию в классе. Включенные в состав ПО различные спецэффекты (например, Зум, Фонарик, Шторка) позволяют акцентировать внимание учеников на наиболее существенных фрагментах урока, что также способствует пониманию и усвоению материала. Если нужно, чтобы ученики видели не весь материал, а некоторую его часть, то Шторкой можно закрыть с нужной степенью прозрачности часть интерактивной доски. Шторку учитель открывает в конце, чтобы ученики могли проверить правильность своих решений. Еще одним важным свойством электронной интерактивной доски является мультимедийность. На доске можно не только показывать статические изображения, но и демонстрировать слайд-шоу, воспроизводить анимацию и видеоролики, т.е использовать электронную интерактивную доску как экран. Это намного эффективнее по сравнению с использованием школьного ПК. Материал каждого урока со всеми сделанными пометками можно сохранить в файле, чтобы потом скопировать его на носители или распечатать в нужном количестве экземпляров для раздачи ученикам, переслать по электронной почте или поместить в архив для последующего анализа, редактирования и использования. Многие электронные интерактивные доски имеют так называемое антивандальное покрытие, устойчивое к механическим повреждениям. Доску с таким покрытием можно мыть обычными моющими средствами.
Что хорошо, а что плохо в использовании ИД?
Сначала о плюсах:
- представление информации с помощью различных мультимедийных ресурсов;
- классификация и систематизация учебного материала, изучение его на более высоком уровне;
- упрощение объяснения схем, графиков, их наглядность;
- высокая плотность, динамичность и мобильность урока;
- повышение мотивации школьников к обучению;
- возможность выхода за рамки школьной программы;
- оперативный контроль ЗУН и наличие обратной связи.
Минусы тоже присутствуют:
- большая затрата времени учителем на подготовку к уроку;
- проблема здоровьесбережения (в первую очередь для учителя-предметника);
- достаточно высокая степень зависимости урока от внешних факторов (корректная работа
операционной системы ПК, наличия напряжения в сети и т. п.)
Чем определяется степень готовности учителя к внедрению ИД в свою практику?
- личной мотивацией;
- базовыми знаниями ПК (курсы пользователя ПК);
- самостоятельным освоением возможностей инструментов мультимедийных технологий;
- определением места и количества уроков с использованием ИД в рабочих программах;
- навыками разработки уроков с использованием ИД;
- умением использовать интеграцию различных предметных областей;
- планированием ожидаемого результата;
- обменом опытом использования ИД с коллегами.
Какое значение имеет интерактивная доска в моей педагогической деятельности?
Как видим, достоинств у интерактивной доски заметно больше, чем недостатков и свой выбор в пользу этого важнейшего компонента современных информационных технологий я сделал сразу же, как только он появился в школьном кабинете географии.
Использую ИД на разных этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении пройденного материала и при проверке знаний , умений и навыков. Используя интерактивную доску, намного интереснее и продуктивнее осуществляется работа с картой. В нашем кабинете есть 63 интерактивные карты по всем учебным курсам географии, которые успешно дополняют имеющиеся комплекты учебно-методических материалов. Существует три основных вида работы с интерактивной картой – работа со слоями, с дополнительным материалом и использование дополнительных возможностей программы (выполнение надписей, рисунков и т. д.). Распределение информации на карте по слоям позволяет временно убрать не используемый в данный момент слой, тем самым, как бы разгрузив ее информационно, и акцентировать внимание обучающихся на самом важном. Для зачета по номенклатуре, убрав слой с названиями стран и столиц, показать страну, назвать столицу и подписать на карте КМ, АМ, ТМ. А удалив фон и пронумеровав страны, можно распечатать контурную карту для письменного зачета. Функция рисования позволяет добавлять на карту дополнительную информацию, увеличивая степень ее наглядности, например, при составлении схем кооперации в машиностроении и комбинирования в металлургии. Выполняя надписи, например, при обозначении форм рельефа, объектов гидрографии, элементов географического положения материка или страны обучающиеся сами могут создавать карту.
Эффективно интерактивная доска применяется и при тестировании обучающихся. Формат тестовых компьютерных программ дает возможность проверить знания, умения и навыки с помощью различных видов и типов заданий, наборов тематических и итоговых тестов с использованием иллюстраций, графиков, схем, диаграмм, карт.
Более конкретно возможности применения интерактивной доски в обучении географии можно представить на примере одного из урока, развернутый план-конспект которого я предлагаю вашему вниманию.
Комбинированный урок в 9-м классе по теме «Лесная промышленность» позволяет продемонстрировать технологию применения интерактивной доски на всех основных этапах.
На начальном этапе урока, осуществляя контроль за усвоением материала предыдущей темы, параллельно индивидуальному письменному опросу части класса, одному-двум обучающимся предлагается работа на доске с заготовкой схемы. Задание – рассказать о межотраслевых связях химической промышленности и отразить их на данной схеме ( рис. 1, 2 и 3).
Изучение нового материала сопровождается демонстрацией интерактивной карты «Лесная промышленность» ( рис. 4). Здесь же обучающимися выполняются два практических задания «Определение состава лесной промышленности» и «Характеристика химико-лесной базы». Интерактивная доска используется при выполнении первого из них ( рис. 5 и 6).
В заключительной части урока в качестве закрепления проводится электронное тестирование (образец одной из страниц этого интерактивного теста представлен на рис. 8). Варианты выполнения этого теста могут быть различны. Несмотря на то, что приемы и методы, используемые на данном уроке не новы, они, благодаря облачению их в интерактивную мультимедийную оболочку, приобретают новое качество и соответственно, по-новому воспринимаются и усваиваются обучающимися.
Описание разработки
Тема: Лесная промышленность России.
Цели урока: познакомить обучающихся с составом и особенностями размещения отраслей лесной промышленности, их ролью в хозяйстве России. Сформировать представление о лесопромышленном комплексе. Продолжить формирование умения работать с различными источниками географической информации. Воспитание бережного отношения к лесу, как одному из важнейших богатств нашей страны. Формирование умений и навыков использования инструментов интерактивной доски.
Задачи:
Образовательные – проверка теоретических знаний и практических умений и навыков; развитие умений анализировать, обобщать и делать выводы.
Развивающие – развитие устной монологической речи, внимания, памяти; развитие познавательного интереса.
Воспитательные – воспитание умения работать в коллективе, повышение уровня географической культуры; воспитание любви к родному краю.
Используемое методическое оборудование: карта «Лесная промышленность России», географические атласы, учебники, интерактивное наглядное пособие «Лесная промышленность», электронное пособие «Уроки географии» Кирилла и Мефодия, ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска (ИД).
Тип урока: комбинированный.
Ход урока.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
1. Орг. момент
2. Актуализация
Индивидуальный письменный опрос нескольких учащихся по карточкам по теме «Химическая промышленность». Примерные вопросы:
- какие отрасли входят в состав химической промышленности?
- Перечислить продукцию предприятий основной химии.
- Перечислить продукцию предприятий химии синтеза.
- Перечислить базы химической промышленности России.
Параллельно письменному опросу один или два ученика работают со схемой, выведенной на ИД, «Межотраслевые связи химической промышленности» (Приложение, рис.1).
Отвечают письменно на вопросы.
Горно-химическая, основная химия, химия синтеза.
Кислоты, щелочи, удобрения.
Пластмассы, волокна, каучук, резина, шины, краска.
Центральная, Северо-Европейская, Урало-
Поволжская, Сибирская.
1-й ученик стрелками показывает связи (Приложение, рис.2);
2-й ученик подписывает продукцию, которой связаны данные отрасли (Приложение, рис3)
3. Изучение нового материала
Рассказ.
Почти половина территории нашей страны (45%) покрыта лесом. В основном это хвойные леса (тайга). Все они делятся на три группы:
1 гр. (22%) – возможна лишь санитарная рубка и рубка ухода (заповедники, пригородная зона и т. д.);
2 гр. (8%) – рубка может вестись в небольшом объеме годичного прироста;
3 гр. (70%) – возможна сплошная промышленная рубка.
Для определения группы используется коэффициент лесистости – Л = Sл (площадь, занятая лесом) : Sр.(общая площадь района) X 100%
Рубка промышленного масштаба - при Л более 50%.
Задание:
- исходя из этих значений, определите лесоизбыточные районы (Приложение, рис.4).
- какое дерево является самым распространенным в лесах России?
Рассмотрим состав лесной промышленности
(Приложение, рис.5)
Задание:
- используя текст учебника (стр.156), определите принципы размещения этих стадий производства и дополните схему.
Демонстрация на ИД районов лесозаготовок и центров лесной промышленности.
Задание:
Используя карту лесной промышленности в атласах, найдите:
- центры целлюлозно-бумажной промышленности
- центры лесохимического производства
- лесные порты
Комбинирование лесной и химической промышленности ведет к созданию лесо-промышленных комплексов (ЛПК).
Назовите их
В нашей стране есть 4 химико-лесных базы (Приложение, рис7)
По рис.42 в учебнике назовите их.
Задание:
Дать характеристику лесо-химической базы по плану (записан на доске):
Географическое положение;
запасы древесины;
специализация;
центры лесной промышленности;
проблемы.
Рассказ об основных проблемах лесной промышленности (истощение запасов, отходы, загрязнение рек при молевом сплаве, загрязнение водоемов вблизи ЦБК и т.д.)
Записывают тему урока в тетради.
Выполняют задание
Зеленый (30-60%) и темно-зеленый (более 60%) цвет: Север Европейской части России, Архангельская обл., респ. Коми и Карелия, Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток.
Лиственница (1/5 мировых запасов).
Срисовывают схему в тетради.
Выполняют задание, после чего один ученик дополняет схему на доске (Приложение, рис.6).
Отвечают с места и записывают в тетради:
Архангельск, Кондопога, Соликамск, Красноярск, Братск и т.д.
Медвежьегорск, Нижний Новгород, Аша, Новая Ляля и др.
Архангельск, Онега, Нарьян-Мар
Записывают определение ЛПК в тетради
Братск, Усть-Илимск, Асино, Архангельск и др.
Центральная, Северо-Европейская, Сибирская, Урало-Поволжская.
Выполняют работу в группах (каждой группе – своя база), используя текст учебника.
Через 3-5мин. Представитель от группы дает информацию о своей базе.
Кратко конспектируют.
4. Закрепление изученного материала
5. Задание на дом
Электронное тестирование (Приложение, рис.8)
Стр. 154-161, ответить на вопросы.
Отвечают на вопросы теста индивидуально (в более сильных классах) или по группам (в менее сильных).
Записывают домашнее задание в дневники.
Рис. 3
Рис. 5
Рис. 6
Рис. 8
рис. 9
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 4
Рис. 7
15