Применение интерактивной доски на уроках физики
Применение интерактивной доски на уроках физики.
Современный мир становится все более зависимым от информационных технологий, которые широко, интенсивно и эффективно используются во всех сферах человеческой деятельности. Для миллионов людей компьютер стал привычным атрибутом повседневной жизни. Появилось новое поколение молодых людей, которым столь же невозможно представить мир без компьютера, как и без телефона или телевизора.
Информатизация всех сфер жизни общества привела к появлению новой категории культуры – информационной. Овладение этой культурой начинается с раннего детства. Поэтому сегодня главными задачами школьного образования являются подготовка учащихся к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, вооружение их современными средствами и технологиями работы, формирование у них информационной культуры [1].
Кроме этого в условиях информационного общества потребностью человека на протяжении всей его жизни становится самостоятельное непрерывное пополнение знаний и их применение.
Современное интерактивное оборудование позволяет эффективно осуществлять организацию самостоятельной познавательной деятельности школьников, развивать критическое мышление, культуру общения, умение выполнять различные социальные роли.
Такое оборудование, включающее в себя персональный компьютер, мультимедиа проектор и интерактивную доску Interwrite Воаrd в комплекте с программным обеспечением, и было установлено в кабинете физики нашей школы в начале этого учебного года.
Интерактивная доска Interwrite Board основана на электромагнитной технологии и относится к, так называемым, “твердым” доскам. “Твердые” доски отличаются высокой надежностью, износоустойчивостью, эргономичностью и превосходными техническими характеристиками. Благодаря твердой поверхности существует возможность использовать при работе с доской традиционные чертежные инструменты (линейка, транспортир, угольник и т. д.). Поверхность доски чрезвычайно устойчива к механическим воздействиям, можно не бояться поцарапать ее при частом использовании. Даже при повреждении части поверхности доска сохраняет работоспособность.
Интерактивная доска Interwrite Board обладает высоким разрешением активной поверхности, моментальной реакцией на движение электронного маркера, полным отсутствием запаздывания и высокой точностью геометрических построений [2].
Использование интерактивной доски дает новые возможности образовательному процессу, такие как:
Интерактивность – это поочередное взаимодействие учителя и ученика с использованием цифрового образовательного ресурса. Каждое действие или реакция участников взаимодействия отражается на доске, доступно для рассмотрения, осознания и обсуждения всеми участниками образовательного процесса.
Мультимедийность – это представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука, т.е. в комбинации средств передачи информации. Интерактивная доска выводит мультимедийность на качественно новый уровень, включая в процесс восприятия информации не одного человека (как в случае работы ученика с ПК), а весь коллектив обучающихся, что более удобно и целесообразно для последующего процесса обсуждения и совместной работы.
Коммуникативность – это возможность непосредственного общения участников образовательного процесса, оперативность диалога каждого участника, контроль за состоянием процесса.
Моделинг – имитационное моделирование реальных объектов или процессов, явлений. Моделинг реализуется при помощи интерактивной доски, но только при наличии соответствующего цифрового образовательного ресурса. В данном случае функции доски предоставляют возможность как индивидуального, так и коллективного взаимодействия с моделью, обсуждения ее работы и получившихся результатов.
Производительность в контексте использования компьютера означает автоматизацию нетворческих рутинных операций, одновременную работу со всем коллективом в целом, рассмотрение наиболее важных для всех учащихся моментов. [3],[4].
Преимущества преподавания с использованием возможностей интерактивной доски я продемонстрирую на основе разработанного мной методического пакета по теме “Механические колебания” для 10-го класса, включающего как готовые, так и собственные мультимедийные продукты.
Мультимедийные средства я использую на каждом этапе урока:
Этап формирования мотивации обучающихся к деятельности по освоению нового материала.
Одним из аспектов такой мотивации является природное любопытство детей. Невозможность объяснить увиденное из-за недостаточности знаний пробуждает в них азарт к обучению.
Например, при демонстрации видеофрагмента “Катастрофа на Такомском мосту” у учащихся тут же возникает вопрос: “В чем причина разрушения моста?” К этому вопросу мы возвращаемся по мере изучения темы ни один раз.
Функции интерактивной доски позволяют оперативно, используя ссылку вернуться к этому видеофрагменту. Важным преимуществом в работе с интерактивной доской является значительная экономия времени, которую обеспечивают интуитивно понятный, дружественный графический интерфейс, удобство и простота навигации.
Этап активного и сознательного усвоения новых знаний.
Активные методы обучения в сочетании с использованием мультимедиа помогают изменить роль учащегося, превращая его из пассивного слушателя в активного участника учебного процесса.
Основным средством активизации обучения является самостоятельная работа школьников.
Например, самостоятельно учащиеся выводят уравнение движения математического маятника, используя при этом инструктивный план, созданный в виде презентации в программе Microsoft Power Point и демонстрируемый в режиме Офис на интерактивной доске.
Каждый этап вывода формулы появляется с использованием эффекта анимации по клику маркера по доске. При этом можно использовать заранее подготовленные рисунки из Моей Галереи, создавать надписи с применением экранной клавиатуры. В зависимости от уровня подготовки учащихся и особенностей аудитории возможны варианты работы в ходе урока: вывод осуществляется одним или несколькими учащимися, клонируются страницы без рукописного текста для повторного вывода формулы, сохраняются слайды как с ошибочными, так и с нестандартными выкладками для дальнейшей работы.
Активизирует познавательную деятельность обучающихся и проблемное изложение нового материала.
Например, изучение темы “Механический резонанс” я начинаю с создания проблемной ситуации посредством серии вопросов “Почему происходит явление?”.
Удобство использования слайдов презентации состоит в следующем: все вопросы одновременно находятся на экране, во время дискуссии можно установить общие признаки, а затем и причины явлений, в процессе обсуждения для акцентирования внимания на “ключевых” словах применяем текстовыделитель панели инструментов.
После установления причины возрастания амплитуды колебаний (совпадение частот) делаем вывод, который фиксируется на пустом слайде с помощью цветных маркеров. Причем возможности интерактивной доски позволяют значительно повысить эффективность урока: экономия времени возникает за счет использование готовых информационных объектов (чертежей, графиков, схем, диаграмм). Можно использовать и звуковые фрагменты – дикторский текст, например, при формулировке определения резонанса.
Возможность вернуться к предыдущему слайду позволяет проанализировать описанные явления и ответить на вопрос вредное или полезное действие оказывал резонанс? И уже сами учащиеся могут сформулировать новую проблему: где применяется и устраняется механический резонанс в жизни человека. На этом этапе урока я предлагаю ребятам домашнее задание: дополнить презентацию своими слайдами. Активность учащихся проявляется в самостоятельном поиске ресурсов, средств и способов решения поставленной проблемы, в приобретении знаний, необходимых для выполнения практической задачи. Активные методы обучения не только резко улучшают запоминание материала, но и способствуют его реализации в повседневной жизни.
В результате поисковой работы учащихся и использования функции Microsoft Power Point “слияние презентаций” появляется совместный проект, который обсуждается на уроке, при этом в реальном времени на проецируемое изображение можно наносить пометки, делать чертежи и записи.
Этап организации активной познавательной деятельности учащихся при систематизации, обобщении и закреплении учебного материала.
Одним из условий достижения положительных результатов является применение различных способов закрепления знаний, требующих мыслительной активности обучающихся.
использование интерактивных моделей при выполнении практических работ исследовательского характера
Например, по компьютерной модели колебаний груза на пружине, представленной в цифровом ресурсе “Курс физики XXI века” компании “Медиа-Хаус” я составляю задания разного уровня сложности на чтение графиков:
Установить зависимость между изменяющимися в процессе колебаний параметрами.
Эту зависимость удобно представить в виде таблицы, которую можно строить с помощью электронного маркера прямо поверх документа, переносить таблицу и другую важную информацию на следующую страницу с использованием инструмента “Частичная съемка”.
Задание с недостающими или “скрытыми” данными: определить массу колеблющегося груза
Для акцентирования внимания учащихся на недостающих данных используем цветные маркеры, а также инструмент “Прожектор”, который позволяет выделить только нужную часть экрана.
Используя интерактивную доску, я организую и такую форму активной деятельности учащихся с интерактивными моделями: в качестве домашнего задания учащиеся получают индивидуальные задачи или составляют их тексты сами (с учетом функциональных возможностей модели и диапазонов изменения числовых параметров величины).
Выполненная работа сканируется, а на уроке правильность решения проверяется с помощью компьютерного эксперимента. Возможна корректировка работы с помощью маркера в режиме Офис. В процессе подготовки к уроку можно создать несколько страниц с детскими работами, что значительно повышает производительность урока.
организация выступлений учащихся с мультимедийным сопровождением.
В основе этой работы лежит использование метода информационного ресурса, основная цель которого- закрепление и расширение теоретических знаний путем ориентации обучающегося в огромном количестве самой разнообразной информации. Главное достоинство этого метода -возможность для обучающегося многократно обрабатывать учебную информацию в доступном для него темпе и в удобное время. Деятельностью ученика при подборке и систематизации мультимедиа-ресурсов, оформлении презентации руководит учитель.
Интерактивное устройство дает возможность работать непосредственно у доски, без использования мыши и клавиатуры, что делает сообщение учащихся более зрелищным, приучает их к публичным выступлениям.
Результатом организации такой работы явились презентации “Время часов” об истории маятниковых часов и “Акустический резонанс”.
формирование умений и навыков при выполнении тренировочных заданий.
Все собственные мультимедийные продукты выполнены в программах сопровождения интерактивной доски.
Использование инструмента “Шторка” позволяет скрыть решение или ответы к задаче, что применяется при поэтапной или самостоятельной проверке решения.
Перемещение объектов позволяет учащимся составлять логические цепочки, схемы, размещать информацию в сравнительных и обобщающих таблицах, диаграммах и многое другое. При этом используется функция клонирования, перетаскивания объектов; построение таблиц заданного формата осуществляется в PowerPoint, затем они переносятся на страницу Interwrite Board.
Учащимся могут быть предложены следующие задания:
Перемещая объекты, заполните таблицу “Полная механическая энергия системы”.
Заполните таблицу, перемещая буквы, соответствующие правильным ответам теста. Прочитайте термин, обозначающий распространение колебаний в пространстве. Правильный ответ спрятан за “шторкой”.
Страницы конспекта, где используется перемещение объектов, изменение их размеров я создаю в интерактивном режиме доски. Слайды же презентаций, выполненные в программе Microsoft Power Point, для этой цели можно использовать только в режиме редактирования, но при этом слайды имеют малый масштаб, что затрудняет их использование.
Цвет можно использовать для акцентирования внимания учащихся на чем-то важном, для обозначения связи между элементами схем, рисунков, формул, для построения нескольких графиков в одной плоскости.
Например, учащимся могут быть предложены задания, при выполнении которых используются разные цвета маркеров:
Постройте график колебаний цветом, соответствующим цвету задания.
Заполни таблицу соответствующим цветом.
Выберите правильные и неправильные утверждения и обозначьте их стрелками соответствующего цвета.
При отработке умения чтения графиков, их сортировке по общим признакам очень удобно пользоваться Галереей, где заранее создана папка с комплектом всевозможных графиков. Их легко можно перенести в любое место на новой странице конспекта, изменить размеры, клонировать. Всё, что учащиеся делают на доске, можно сохранить и использовать в последующем. Страницы можно разместить сбоку экрана, как эскизы, при этом всегда имеется возможность вернуться к предыдущему этапу урока и повторить ключевые моменты занятия. Хорошо использовать созданный материал на уроках повторения, подготовки к контрольной работе, практической работе, в качестве мотивации к уроку.
Вставка или вырезка частей изображения наряду с отменой и повтором действия позволяют создавать на уроке ситуацию успеха, ведь ученик знает, что всегда может исправить свои ошибки.
Этап организации контроля знаний.
Выполнение интерактивных упражнений, тестов, проверочных и контрольных работ.
В своей работе я использую готовые цифровые образовательные ресурсы, такие, как полный интерактивный курс физики “Открытая физика 2.6”, “Интерактивные творческие задания. Физика 7-9”, “Библиотека наглядных пособий. Физика 7-11”, компании “Новый диск”, “Курс физики ХХI века” компании “Медиа-хаус”.
Конечно, на первом этапе время на предварительную подготовку учителя при использовании интерактивной доски увеличивается, но постепенно накапливается методическая база, которая значительно облегчает подготовку к урокам в дальнейшем.
Таким образом, использование интерактивной доски помогает не только создать позитивный эмоциональный настрой и положительную рефлексию, но и обеспечить устойчивую мотивацию обучающихся к получению знаний, повысить их познавательную активность.
Но все же в ряде случаев важно отдавать предпочтение традиционным методам обучения, средствам наглядности. Современные компьютерные технологии должны помогать обучению предмету, а не заменять его.
Большее разнообразие учебных ситуаций достигается на традиционных уроках с самостоятельными построениями с помощью карандаша и линейки и переосмыслением изученного.
Никакая модель или видеофрагмент о математическом маятнике не заменит реального физического эксперимента.
Компьютер никогда не заменит общения с настоящим, реальным учителем.
Список литературы:
Костецкая С.Е. Машина должна работать, а человек думать. Журнал “Ментор”№1'2008
“Быстрый старт” Руководство пользователя
Савченко Н.А. Использование мультимедиа-технологий в общем среднем образовании. http://www.humanities.edu.ru/db/msg/80306
Кондратова О.А. Уроки физики с интерактивной доской. Стр.93-94 // XVII конференция-выставка “Информационные технологии в образовании”: Сборник трудов участников конференции. Часть III. – М.: “БИТ про”, 2007 – 248 с.