Классный час К 410-летию со Дня рождения Великого художника
Сценарий классного часа на тему «Рембрант. Его жизнь и художественная деятельность». (К 410-летию со дня рождения великого художника).
Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Рембранта, с нравственными позициями великого художника, его умением выжить в трудных жизненных условиях; формировать у школьников нравственное отношение к окружающим людям, стремление к самоусовершенствованию.
Оборудование: репродукции великого художника, газета, записи Бетховена выставка книг о художнике.
Эпиграф: Рафаэль посредством красоты обращается к нашей душе,
Рубенс живостью красок влияет на чувства, а Рембрант уносит
нас в царство поэзии и грёз.
Шарль Блан, французский художественный критик.
Вступительное слово классного руководителя
Рембрант Харменс Ван Рейн- великий голландский художник. Особенности голландской нации наиболее полно выявились в личности и творчестве Рембрантавеличайшего из представителей её искусства. Все грёзы своей могучей фантазии, все образы, созданные его бессмертным гением, он воплотил в форме, близкой, понятной и дорогой для его соотечественников. С другой стороны, в созданных им образах столько общечеловеческого, что его картины стали достоянием всего цивилизованного мира. 15 июля 2016 года исполнится 410 лет со дня рождения художника. Настоящей биографии Рембранта не сохранилось, едва ли она когда –либо была написана. Сведения о нем кратки, сбивчивы, противоречивы. Вскоре после смерти о нем забыли. В последнее время появилась целая «рембрандтская» литература. Многие писатели, поклонники его творчества, посвятили долгие годы изучению его жизни и деятельности. Сегодняшний наш классный часдань памяти великому художнику.
Звучит музыка. Бетховен. «Эдмонт».
II. Сообщения учащихся о Рембранте.
В 1606 году, 15 июля, в городе Лейдене, что в Голландии, у мельника Хармена Ван Рейна родился сын, названный при крещении довольно редким именем Рембрант. Хотя у мельника было пятеро детей, рождение шестого ребенка не огорчило, а обрадовало родителей. Хармен Ван Рейн был человеком состоятельным, дела у него шли хорошо, он не знал нужды. Человеком был разумным, хорошим хозяином, любил детей, заботился об их воспитании. Мальчики ходили в школу , помогали отцу; девочки работали дома под присмотром матери. Эта кроткая, почтенная женщина, очевидно, имела большое и благотворное влияние на сына. Самые лучшие произведения Рембрантапортреты его матери.
Рембрант учился в Латинской школе (тип гимназии), но учебе уделял мало внимания, т.к. он хотел заниматься живописью. Тем не менее он закончил школу и поступил в Лейденский университет, было ему всего 14 лет.
Через год он стал брать уроки живописи, отец Рембранта заметил склонность сына , решил дать ему возможность последовать своему призванию. Иначе не могло быть: ведь в Голландии в то время живопись пользовалась высоким уважением.
Первый учитель Рембранта Якоб Ван Сваненбюрх был родственником семьи. Пробыв в его мастерской около трех лет, Рембрант отправляется в Амстердам к живописцу Ластману. Затем возвращается в Лейден, открывает свою мастерскую, к 1628 году он уже сложившийся художник, имел своих учеников. Голландия, освободившись от испанского владычества, переживала общественный подъём. Голландское искусство было проникнуто демократическими тенденциями. В этой атмосфере творчество художника стало необыкновенно актуальным. Рембрантом в это время создано много картин: это портреты семьи, заказные работы, сцены, сцены из библейских историй. В 1631году Рембрант написал картину «Святое семейство» . Мы видим скромное жилище Назаретского плотника. Сколько чудной поэзии и духовной красоты в этой сцене. Святая Дева у колыбели Спасителя мира! Сколько любви и нежности во взгляде молодой матери.
В 1634 году , 22 июля, рембрант женился на Саскии Ван Эйленбюрх. Она происходила из древней, хорошей семьи, пользовавшейся большим почетом. Отец её был человек безупречной честности, всю свою жизнь посвятил труду и заботам о родине. Когда он умер, Саскии не было и 13 лет. Она воспитывалась сестрами, жила по очереди в их домах. В доме одной из сестер она встретилась с Рембрантом. Он полюбил милую сироту, она ответила взаимностью. Несмотря на неравенство их общественного положения, семья Саскии с радостью согласилась принять в свою среду известного уже художника. Саския стала невестой, а потом и женой. Этой женитьбой открылась самая счастливая пора жизни художника. С водворением юной хозяйки в доме молодого художника жизнь его преобразилась. Любимая жена внесла в одинокое жилище скромного художника свет счастья и сердечного довольства. Саския была богата, Рембрант тоже зарабатывал много, что могсвою молодую жену княжеской роскошью. Саския была вдохновителем своего мужа, его утешением среди забот и неудач, опорой в работе. Жизнь сложилась легко и радостно.
Бетховен. «Лунная соната».
Все свое счастье Рембрант излил в картине «Автопортрет с Саскией». Молодой художник сидит перед роскошно накрытым столом за обедом. Играя с женой, он посадил её к себе на колени и держит, слегка обняв её стан рукой . На нем богатый шитый золотом кафтан, черный бархатный берет со страусовыми перьями, косо надвинутый на густые кудри, придают лицу выражение задорной удали. На боку большая шпага на парчовой перевязи. Высоко подняв в правой руке бокал с шипучим вином, он смотрит на зрителя, как бы приглашая его принять участие в веселой пирушке. Сколько добродушия, силы и бодрости в его открытом лице! Так и кажется , что слышишь его веселый смех. Все улыбается ему: слава, богатство, все эти блага с ним разделит его верная , горячо любимая подруга.
Саския не вполне отдается настроению мужа. Выражение её лица сдержанно и серьезно. Она не совсем довольна тем, что художник изобразил её в положении, не вполне согласном со строгими приличиями и тем достоинством, что должно быть присуще матроне, протестантке и знатной гражданке славного города Амстердама. Она едва прикасается к коленам мужа, готовая ежеминутно, при появлении первого посетителя, вскочить и убежать, чтобы скрыть свое смущение от посторонних. Эта картина хранится в Дрезденской галерее.
Семейная жизнь великого художника была крайне скромна и проста. Рембрант и Саския жили душа в душу. Он работал без устали, а все силы любящей жены принадлежали мужу и детям, но не все было безоблачно в их семье. Из четырех детей трое (сын и две девочки) умерли в раннем возрасте. Остался в живых лишь один сын Титус. Часто хворала Саския. Пока было возможно, она скрывала свои страдания, чтобы не беспокоить мужа и не отрывать от дела.
5 июня 1642 года Саския скончалась. Один с тяжелым сердцем вернулся Рембрант с кладбища в свой опустевший дом, где ожидал его сирота-сын. Все счастье, как солнечный свет, озарявшее и согревавшее в продолжение 8 лет его трудовую жизнь, исчезло вместе с любимой женщиной. Мрачным показалось жилище. Его единственным утешением стало искусство. Рембрант всецело отдался ему.
В 1660 году Рембрант женился второй раз на простой крестьянской женщине, которая присматривала за сыном. Но через три года в возрасте 40 лет умирает его вторая жена. Новая утрата не остановила неутомимой руки Рембранта , его творчество могло угаснуть только с жизнью. Несмотря на свалившиеся на его голову беды, он по-прежнему много работает. Судьба наносит все новые и новые удары. Через семь месяцев после свадьбы умирает сын, затем Рембрант хоронит невестку. Наступил хаос в денежных делах, который привел его к полному разорению.
Осенью (октябрь) 1669 года тихо, незаметно скончался Рембрант, величайший из мастеров голландской школы. Даже день его смерти неизвестен.
Рембрант – замечательный портретист. Он создал серию портретов, изумительных по художественной правде и тщательности исполнения. Несравненны его портреты по глубокой проникновенности в характер и душевное состояние людей. Рассматривая их, будто читаешь историю человеческой жизни. В «Портрете жены брата» трепетными струями света выделено лишь её бледное лицо. Взор темных глаз неподвижен, словно ничего не замечает вокруг. Женщина погружена в воспоминания, но печаль её проникнута глубокой старческой мудростью.
С особой любовью Рембрант относился к простым людям , к « униженным и оскорбленным», погибающим под бременем жизни или в непосильной борьбе. Он видит красоту души простого человека. «Портрет старика в красном»-- один из лучших портретов 1650-х годов. Человек прошел долгий и нелегкий жизненный путь. На лицеслезы забот и тягостных раздумий, лоб взрыт глубокими морщинами, В задумчивом взгляде видна усталость, тяжело покоятся на коленях большие , узловатые руки. Но весь облик старика дышит огромной внутренней силой, духовной мощью. Именно поэтому портрет одно время считали изображением древнегреческого мудреца Зенона. Перед нами умудренный жизненным опытом человек, который вобрал в свою жизнь судьбы многих людей, целых поколений. «Портрет старика» находится в Эрмитаже с 1769 года.
В галерее рембрантовских образов безымянных представителей простого народа «Портрет старушки»-- один из наиболее привлекательных и убедительно жизненных. С проникновенной человечностью и глубокой симпатией рисует художник пожилую женщину, в облике которой зритель читает грустную повесть её нелегкой жизни. Лицо старушки избороздено морщинами, в потухшем взоре , скорбно опущенных уголках губ и ссутулившихся плечах чувствуется бесконечная усталость. Но тяжелая жизнь не отняла у этой женщины высоких качеств человеческой души от её облика веет большой мягкостью и добротой. Художественные средства исключительно лаконичны и выразительны. Все внимание сосредоточено на лице, выделенном светом, и тяжело нагруженных руках.
Вот ещё один портрет «Молодая женщина, примеряющая серьги». Полотно написано более трех столетий назад, изменилась за это время жизнь, одежда, взгляды, но и сегодня эта картина так понятна каждому. Перед зеркалом сидит молодая женщина и примеряет серьги. Сколько кокетства , радости и удовольствия испытывает она. Как знакомы эти чувства каждой девочке и женщине сегодня.
Рано состарившийся под ударами судьбы, одинокий, потерявший всех своих родных и близких, Рембрант пишет две последние картины на библейские сюжеты. Картина «Ассур, Аман и Эсфирь».Эта легенда о простой и прекрасной еврейской девушке Эсфирь, ставшей женой царя в Вавилоне, куда были угнаны в рабство иудейские племена. Рембрант выбрал напряженный психологический момент. Эсфирь закончила речь , разоблачающую коварный замысел Амана, царского любимца, решившего истребить её родной народ. Решение царя ещё не высказано, но участь каждого предрешенасияющим светом озарена Эсфирь, в глубокий мрак уходит фигура поникшего Амана. Картина хранится в музее изобразительных искусств имени Пушкина в Москве.
«Возвращение блудного сына» является одним из шедевров мировой живописи. На склоне лет Рембрант создает свое последнее произведение, самое гениальное, проникнутое любовью к людям и верой в человеческое счастье. В основе картины лежит притча о возвращении блудного сына. Легкомысленный юноша, взяв причитающуюся ему долю отцовского имущества, покинул родной дом в поисках развлечений. Проведя жизнь, полную мытарств и позора, разоренный, оставленный неверными друзьями, он , наконец, решает вернуться в отчий дом, где находит прощение, любовь и отдых. Замечателен первый момент свидания. Неожиданное счастье подкосило силы отца. Охваченный стыдом и раскаянием, сын упал перед отцом на колени. Тело юноши покрыто лохмотьями, ноги изранены. Маленькой и жалкой выглядит его обритая голова. Он ощутил ласковое прикосновение отцовских немощных рук, в блаженстве прикрыл глаза. Отец и сын еще не говорят друг с другом, но для примирения им уже не понадобятся слова. Молча, потрясенные величием человеческого всепрощающего сердца, застыли невольные свидетели сцены.
Идея любви и прощения к обездоленному и страдающему человеку пронизывает картину. В картине нет ни одной ненужной детали, ни одного беспокойного движения, ни одного лишнего красочного пятна ничего, что отвлекало бы внимание зрителя от главного – глубокой человечности чувств отца.
Картина в документах впервые упоминается в 1747 году . Хранится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Она была приобретена для Эрмитажа в Париже в 1766 году.
Заключительное слово учителя.
Сегодня мы немногое узнали о Рембранте. Составить себе ясное представление о нем как о человекезадача вовсе не легкая. Он не оставил обширной переписки, не был любимцем королей и пап, не был придворным живописцем. Современники мало говорили о нем в мемуарах. хотя он покрыл славой имя своей родины. Сдержанный и скромный , он весь отдавался искусству. Он не искал дружбы с сильными мира, не заискивал ни перед кем. Отличительными свойствами этого великого труженика были неизменное трудолюбие и преданность искусству. В дни торжества и счастья и в годину испытаний он работал без устали, не терял ни одной минуты. Веселый и беспечный в минуты отдыха, всегда готовый на шутку, Рембрант был неумолим за работой.
Немало полезных уроков дает нам, людям 21 века, жизнь и деятельность Рембранта. Его неутомимое трудолюбие , твердость в несчастье, скромность, полное отсутствие заносчивости – вот те качества, которые окружают его имя неугасимым сиянием, которые не утратили своей ценности и сегодня.
15