Интегрированный урок русского языка, литературы и истории, посвященный 700-летию со дня рождения Сергия Радонежского (урок-повторение)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ПАВЛОВО-ПОСАДСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
ЭЛЕКТРОГОРСКОЕ ОБОСОБЛЕННОЕ СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ
==============================================================================================
Всероссийский профессиональный конкурс методических разработок «Методический потенциал в современном профессиональном образовании»
Номинация «Конспект учебного занятия»
Интегрированный урок русского языка, литературы и истории, посвященный 700-летию со дня рождения Сергия Радонежского (урок-повторение)
автор Карнизова Наталья Владимировна,
преподаватель русского языка и литературы высшей категории
ГБПОУ МО ПППЭТ ЭОСП
2014-2015 учебный год
Цели: дать знания о преподобном Сергии Радонежском, объектах духовной культуры, связанных с его именем, дать знания о святых учениках преподобного Сергия, используя тексты русских писателей; совершенствовать навык анализа художественных и документальных текстов; создать атмосферу творчества, способствующей развитию творческих функций личности учащихся; выявить взаимосвязь русского языка, литературы и истории
Задачи: образовательные: дать представление учащимся об особенностях житийной литературы на примере «Жития Сергия Радонежского», рассмотреть этапы духовного пути игумена, выяснить, как создаётся идеальный образ святого в литературе, закрепить навыки раскрытия образа святого;
развивающие: развивать культуру устной речи, навыки анализа текста, навыки выразительного чтения и пересказа, внимание, логическое и творческое мышление, развивать умение сравнивать и делать выводы;
воспитательные: формировать духовный мир учащихся, их нравственных принципов, эстетических вкусов силой воздействия художественного слова и исторической действительности на примере образа Сергия Радонежского; воспитать любознательного, эстетически развитого, творческого читателя; воспитывать интерес к урокам литературы, русского языка и истории; приобщить учащихся к исконно русской культуре.
Приемы: беседа, фронтальный опрос, самостоятельная работа по русскому языку, демонстрация конкретных предметов, наблюдение, выразительное чтение; работа творческих групп учащихся и экспертов в области истории и литературы первого и второго курсов.
Оборудование: оборудование для показа презентации; словари русского языка; книги с текстами русских писателей о Сергии Радонежском.
Участники
-студенты первого курса (10 класс) - ответственные за презентацию слайдов, анализ текстов о Сергии Радонежском, оформление кабинета литературы; творческая группа № 1;
- студенты второго курса (11 класс) – оформители стендов выставки по маршруту Москва – Сергиев Посад; составители качества личности человека, которые на Руси называли положительными (вера, мужество, духовный подвиг, ратный подвиг) и отрицательными (предательство, нарушение обычая крестного целования), творческая группа № 2.
Индивидуальное домашнее задание: прочитать тексты «Жития» преподобного Епифания Премудрого и «Богомолье» Ивана Сергеевича Шмелева, где говорится о Сергии Радонежском; рассказать о подвижничестве Сергия.
Ход урока
1.Проверка домашнего задания. Вступительное слово преподавателя: В 2014 году весь православный мир праздновал 700-летие со дня рождения Сергия Радонежского. Великий старец не оставил будущим поколениям русских людей писаний и поучений. Но поучением для нас стала вся его жизнь, все его наставления и пророчества. Имя Сергия Радонежского знали в самых отдаленных уголках Древней Руси, он по праву считался всенародным учителем и наставником. Еще при жизни шли к нему бояре и мужики, военачальники и простые люди, бедные и богатые. Великий старец принимал всех, каждому давал утешение и всякого просящего наставлял. Есть какая-то тайна в том, что такие духовные светочи появляются в самые тяжелые для народа времена, когда особенно нужна их поддержка. Расскажите о подвижничестве преподобного Сергия (фронтальный опрос).
Ответы студентов: В XIV – XV веках недалеко от Москвы, в Троицком
монастыре было положено начало беспримерному в истории христианскому православному подвижничеству. Много святых прославили своими подвигами землю Русскую. Но только одного из них называет Православная Церковь «Игуменом земли Русской». Такое имя дано преподобному Сергию Радонежскому. Игумен – значит ведущий. Он не был ни общественным, ни государственным деятелем, не оставил после себя письменных документов, всегда сторонился откровенного учительства. Но его дело – это его жизнь, а его влияние – определяется той высотой духа, который он носил в своем сердце и являл в своей жизни. Этому человеку посвящали стихи, о нем писали книги, его рисовали великие художники, его имя дали лавре и городу. Историю его жизни мы узнали из жития, написанного его современником и учеником, преподобным Епифанием Премудрым. Варфоломей – так звали преподобного Сергия до принятия монашества – родился в 1314 году в селе Варницы, недалеко от Ростова Великого, в семье благочестивых бояр Кирилла и Марии. В детстве Варфоломей никак не мог научиться читать. Родители огорчались, а учитель строго наказывал его. Мальчик усердно просил Бога помочь ему: «Господи, научи меня читать!» Как-то отец послал Варфоломея искать лошадей. Он долго бродил по полям и вдруг увидел старца (проецируется слайд «Видение отроку Варфоломею» М.В. Нестерова). Тот стоял под деревом и молился. Увидев мальчика, старец спросил: «Что хочешь и чего ищешь, отрок?» И Варфоломей ответил ему, что больше всего на свете он хочет научиться читать Слово Божие. Старец помолился и сказал: «С этого дня Бог просветит (научит) тебя и дарует знание грамоты». И случилось чудо: Варфоломей открыл книгу и начал внятно читать. Тот старец был не простой человек, а ангел. Варфоломей был вторым сыном в семье, его старшего брата звали Стефаном, а младшего – Петром. После смерти родителей вместе со старшим братом Стефаном он построил келью (дом) на горе Маковец, которая стояла в стороне от дорог. И уже в 1340 году был построен Троицкий храм, положивший начало прославленной в веках Троице – Сергиевой лавре. Когда молва о строгом подвижнике стала распространяться по окрестным местам, потянулись к Преподобному люди, стремившиеся послужить Богу. Они построили кельи, обнесли их частоколом для спасения от диких зверей, разработали около обители огород. Но главным делом было молитвенное служение Богу. В 1354 году по настоянию монахов был поставлен преподобный Сергий игуменом. Обычаи обители были просты: игумен трудился вместе с другими иноками, терпел наравне со всеми лишения и нужду. Кротость и смирение преподобного Сергия удивляло современников. Крестьянин, пришедший однажды поглядеть на святого Сергия, не узнал его в нищенской одежде. И только появление князя, и его земной поклон перед игуменом рассеяли его сомнения. В другой раз Сергий нанимается к одному из своих монахов строить сени в его келье за решето гнилых хлебцев, а крестьянину, смеявшемуся над его убожеством, он кланяется в ноги и сажает его с собой за трапезу. Сергий был поистине великий человек. Много чудес совершил он, помогая страждущим. В «Житии Сергия» описано, как дал отец Сергий слепому епископу прозрение, молитвой воскресил отрока. Чудеса исцеления продолжались и после его кончины – прозрел слепец у гроба Сергия Радонежского. Может быть, народная молва и вера допустили какие-то неточности, но вся долгая жизнь отца Сергия была отдана служению великой Руси.
2. Чтение текстов и работа с понятиями. Слово преподавателя: Прочитаем фрагменты из «Жития» преподобного Сергия «Воскрешенное дитя» и «У Троицы» И.С. Шмелева (учащиеся читают вслух фрагменты из указанных произведений). Центральным понятием в данных текстах, является понятие «святости», которое рассматривается в контексте событий русской истории, позволяя показать взаимосвязь духовного подвига и подвига ратного (благословение преподобного Сергия – ратные подвиги Дмитрия Донского, святых иноков – воинов Пересвета и Осляби. Основа христианского подвига – православная вера. Из «Жития» преподобного Сергия можно узнать о тех христианских добродетелях, которые были присущи преподобному Сергию. Назовите одну из самых красивых из них (ответ учащихся: «смирение). В толковом словаре русского языка В.И. Даля найдем значение слова «видеть»: 1.Познать чувством зрения, глядеть распознавая, ощущать глазом, зреть, усматривать и другие значения.
Самостоятельная работа студентов по русскому языку. Задание для учащихся, сидящих на первом ряду: найти самостоятельно значения слов из текста «Жития» преподобного Сергия «Воскрешенное дитя» в толковом словаре русского языка В.Даля: обитель, Преподобный, келья, воскресать, божий, святой (см. Приложение 1, работа учащихся со словарями). Задание для учащихся, сидящих на втором ряду: найти самостоятельно значения слов из текста И. Шмелева «У Троицы» в толковом словаре русского языка В.Даля: обедня, приобщиться, батюшка, риза, благословение, мощи, рака, образ Угодника, прикладываться (см. Приложение 2, работа учащихся со словарями). Задание для учащихся, сидящих на третьем ряду: найти самостоятельно значения пяти любых слов из текста «Жития» преподобного Сергия «Воскрешенное дитя» и пяти любых слов из текста И. Шмелева «У Троицы» в словарях русского языка С.И.Ожегова и А.П. Евгеньевой (см. Приложение 3, работа учащихся со словарями, фото № 1).
3. Работа творческих групп (строится по форме: вопрос преподавателя – ответ учащихся).
На что оказало влияние подвижничество Сергия Радонежского?
Ответ творческой группы № 1: Подвижничество преподобного Сергия Радонежского оказало сильное влияние на дальнейшее развитие духовной культуры России. Незадолго до смерти Сергий завещал своим ученикам «иметь чистоту душевную и телесную и любовь нелицемерную», «смирением украшать себя», «единомыслие друг с другом хранить». Преподобный примером своей жизни доказывал окружающим – жизнь можно устраивать только добром и любовью, ибо, отвечая злом на зло, человек порождает новое зло. Одно из условий высокой христианской жизни преподобный Сергий видел в единомыслии и любви. Для обители – это единство мыслей и действий всех иноков, которые своим подвигом умножают любовь на земле и подают пример остальным людям. Для общества – это идея единства Руси, благодаря которому Русь только и может спастись. Неслучайно, что обитель, основанная Сергием, была посвящена Святой Троице, так как он видел в Троице высший христианский образ единства и любви. Святая Троица, в честь которой и была основана лавра, становилась и символом единства Руси.
В чем виделась истинная государственная польза России преподобному Сергию?
Сергий жил в трудное для Руси время. Много пришлось претерпеть ей от внешних врагов. Будучи духовно опытным человеком, Сергий как никто другой видел и понимал, в чем истинная государственная польза России. А она была – в объединении разрозненных, враждующих княжеств вокруг Москвы, центра будущего государства. Поэтому в деле державного строительства Преподобный всегда стоял на стороне Москвы, увещевая, вразумляя, а иногда и запрещая строптивым князьям враждовать против великого князя Московского (См.фото №2).
Расскажите о благословении Преподобного Сергия на битву с татаро-монгольскими завоевателями.
Ответ творческой группы № 2: В «Житии» Преподобного описано, как он благословил великого князя Дмитрия (позже он был прославлен Церковью как святой благоверный) на битву с татаро-монгольскими завоевателями:
Не кроткой мольбой, не молитвой,
А памятной вот до сих пор
Большой Куликовскою битвой
Закончился тот разговор (И.Кобзев)
Это сражение произошло 8 сентября 1380 года на Куликовском поле, у реки Дон (с тех пор князя стали звать Донским). Учил Преподобный князя молитвой к Богу побеждать страх перед врагами. А затем призвал к себе двух монахов лавры – Александра Пересвета и Родиона Ослябю – и сказал им: «Дети мои, оба вы в мирской жизни знали военное дело. Возьмите в руки оружие и будьте вместо меня на поле Куликовом под началом князя Димитрия. Но не в мечах ваша ратная сила. Силой духа вашего вы сокрушите врагов. Духовной крепостью одолеете ордынцев». А князя благословил и предсказал ему победу над врагами: «Князь, твой долг заботиться о Родине. Бог вручил тебе эту землю. Знай: Мамая ждет гибель, а русское войско – победа. Ты возвратишься невредимым, но многие из русских людей падут на поле брани. Смело иди князь на борьбу с врагами Руси и победишь. В том тебе порукой будут эти иноки – Пересвет и Ослябя». Перед походом великий князь молился у могил своих предков, московских князей. Прощаясь с народом, он сказал: «Бог – наш заступник!» В день великой битвы по всей Руси народ не выходил из храмов, вознося молитвы о даровании победы. Уже стоя у реки Дон, на поле Куликовом, смутился князь видом несметных полчищ татарских. В эту минуту прискакал от преподобного Сергия гонец с наказом немедля сразиться. «Боже, даруй победу!», - неслись клики. Из войска хана Мамая перед рядами русских воинов, насмехаясь и вызывая их на единоборство, выступил ордынский великан Челубей, страшный своей силой. Разомкнулись русские ряды и выезжал вперед монах – воин Александр Пересвет. Не было на нем доспехов богатырских, шлема. Был одет он в одеяние монашеское с нашитыми крестами, знаменующими воина Христова, в одной руке держал тяжелое копье, в другой – деревянный щит. Осенив себя крестным знамением, он понесся навстречу Челубею. Столкнулись воины и от удара Пересвета, вылетел великан мертвым из седла. По рядам русичей пронеслось громкое «ура». И никто среди всеобщего ликования не заметил, что не выдержал деревянный щит Пересвета сильного удара, насквозь пробило его копье, вонзившись прямо в сердце. И только воля русича, его любовь к Родине, благословение преподобного Сергия удержали Пересвета в седле. Когда шла битва, преподобный Сергий молился за русских воинов. Находясь в лавре, он мысленно был на Куликовском поле, видел и называл павших воинов. Ученик Сергия Епифаний свидетельствовал о сверхъестественном даре преподобного видеть внутренними очами то, что происходило за сотни верст, «с расстояния во много дней ходьбы, словно находился поблизости». Время от времени игумен прерывал молебен, чтобы поведать братии о ходе битвы, называл имена погибших и тут же читал по ним заупокойные молитвы. Так он сообщил о гибели инока Пересвета и о временных неудачах нашего воинства, призывая братию помолиться усерднее. О победе он возвестил первым: «Великая победа над врагами дарована нам! Служите благодарственный молебен». После сражения всех убитых русских воинов похоронили недалеко от реки Непрядвы. Монахов Пересвета и Ослябю похоронили в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Москве. Символом русского духа явились такие люди, которые сами не могли держать оружие в руках, но, держа крест, благословляли на ратные подвиги своих земляков, своих соотечественников. После битвы князь Дмитрий, получивший прозвище Донской, приехал в Троицкий монастырь совершить поминовение по шестидесяти тысячам русских, сложивших головы на поле битвы (См.фото № 3).
Каково было значение победы, одержанной в Куликовской битве и роль преподобного Сергия?
Значение это, прежде всего – моральное. «Народ, привыкший сто лет дрожать при одном имени татарина, - писал историк Василий Ключевский, - собрался, наконец, с духом, встал на поработителей и не только нашел в себе мужество встать, но и пошел искать татарские полчища в открытой степи и там повалился на врагов несокрушимой стеной, похоронив их под своими многотысячными костями. Как могло это случиться? Откуда взялись, как воспитались люди, отважившиеся на такое дело, о котором боялись и думать их деды? Мы знаем одно, что преподобный Сергий благословил на этот подвиг главного вождя русского ополчения, и этот молодой вождь был человек поколения, возмужавшего на глазах преподобного Сергия». Преподобного Сергия называли светильником, дарованным русской земле в те черные времена, возгоревшимся среди кровавых усобиц и разорений, бесправия и грубости нравов. Благодарные потомки нарекли Сергия Радонежского «благодатным воспитателем русского народного духа», потому что в нем еще не все доброе погасло и замерло, помог ему заглянуть в свой собственный внутренний мир и разглядеть в нем тлевшие искры того же огня, которым сгорел сам он».
Какие еще вы знаете предания о чудесной помощи преподобного Сергия, его явлении разным людям?
Ответ первой творческой группы: в 1584 году умер царь Иван Грозный. Началась длительная борьба за царский престол. Претенденты на Московское княжество пытались навязать своего ставленника – Лжедмитрия и изменить православную веру русских. В 1608 году враги окружили Троице-Сергиеву лавру и послали осажденным ультиматум об условиях сдачи: «…Покоритесь…Если же не покоритесь и не отдадите нам града, мы возьмем его сами и ни один из вас милости от нас не увидит. Каждый умрет злой смертью!» Однако русские люди отказались предать веру своих отцов и заветы преподобного Сергия. Все жители окрестных земель сошлись под защиту Троице – Сергиевой лавры. Предание сохранило память о чудесной помощи преподобного Сергия, его явлении в то время разным людям. Он предупреждал о тех местах обители, в которых будет совершено вражеское нападение и защитники успевали приготовиться к обороне. Раз, явившись в видении келарю Авраамию Палицыну, Преподобный благословил его и с ним двух монахов скакать за помощью в Нижний Новгород, где в то время собирались воины под начало князя Дмитрия Пожарского и посадского человека Козьмы Минина. Передал Авраамий Палицын князю Пожарскому евангельские слова, сказанные Преподобным: »Помни, князь, Господне слово: "Не бойтесь убивающих тело, души не могущих убить!» Сам преподобный Сергий велел идти вам на Москву без промедления для освобождения Руси православной от иноземцев!» Стены лавры оказались неприступными для врагов.
Кому служил Преподобный Сергий – князьям или Руси?
Ответ второй творческой группы: Преподобный Сергий никогда не служил лично князьям. Он служил только Руси и делу собирания русских земель вокруг Москвы. Едва ли справился бы с этим делом в одиночку князь Дмитрий Московский без помощи Церкви и ее служителей – митрополита Алексия и Сергия Радонежского. Дмитрий Донской был незаурядным человеком и политиком, но, как и все люди, имел слабости и недостатки. В 1385 году рязанский князь Олег, призвав на помощь литовские отряды, нанес поражение московскому войску. Сразу же подняли голову и другие князья, враждующие с Москвой. Возникла угроза их объединения против Дмитрия. Дмитрий вынужден был отправиться с поклоном к Олегу, предложив мир и дружбу. Олег стал упиваться унижением великого князя и выдвинул совершенно неприемлемые условия. Дмитрий верил в мудрость и прозорливость преподобного Сергия и стал молить его о помощи, так как речь шла не о княжеских раздорах, а о гражданской войне, в которой православные христиане были вынуждены убивать друг друга. Преподобный Сергий вместе с московскими боярами поехали к Олегу в Рязань. До этого многие посольства от князя Дмитрия побывали у Олега и «ничтоже успеша», - писал летописец. И только Сергию удалось после долгой беседы убедить князя Олега сменить «свирепство свое на кротость» и «заключить» с великим князем Дмитрием Ивановичем «вечный мир». Подлинные слова Сергия, без сравнения, были простыми и сердечными. А могучая сила их воздействия объяснялась тем, что они освещались обаянием его светлой личности и особым даром благополучно влиять на людей. Конфликт был улажен. Незадолго до смерти Дмитрий ухитрился поссориться с двоюродным братом Владимиром Серпуховским. Было это в 1389 году. Но преподобный Сергий сумел затушить этот костер, пока он не разгорелся. Не прошло и месяца, как братья примирились, конечно, не без вмешательства святого старца. Ведь он был любимым духовником князя Дмитрия. Когда князь Дмитрий тяжело заболел, то у постели больного преподобный Сергий подписал его завещание – документ огромной государственной важности. Дмитрий «перед святыми отцы, перед игуменом перед Сергием, перед игуменом перед Савостьяном» передал великий престол своему старшему сыну Василию. Отныне он закрепил новый принцип престолонаследия – от отца к старшему сыну и положил конец княжеским распрям. Единовластие, за которое боролись князь Дмитрий и преподобный Сергий, и создало великую российскую государственность.
4. Работа экспертов в области литературы и истории. Слово преподавателя: Сергий Радонежский не оставил после себя никаких писаний или учений. Сама жизнь Святого является примером для нас. Он не стремился к признанию, к власти, отказывался от церковных степеней и лишь при сильнейшем напоре своих учеников принимал почести как Божью волю. Сергий стремился к самосовершенствованию и делал лучше тех, кто окружал его. Как вы думаете, зачем нам, людям 21 века, таким самоуверенным и мало верящим, читать литературу такого рода как «Жития святых» и изучать их подвижничество и христианские добродетели?
Работа экспертов в области литературы: Существуют духовные ценности
которые мы должны знать, которым должны следовать все люди. Примеры святых учат нас быть лучше. И пока будут помнить люди об простодушных седобородых отшельниках с ясными и чистыми, как у детей, душами, не сгинет Россия! Святые и после смерти помогают людям. Главный источник, откуда мы черпаем сведения о Преподобном Сергии Радонежском – житие, написанное его учеником Епифанием. Это не историческая книга и не биографический очерк. В этом удивительном повествовании органично переплетаются чудесное с обыденным, рисуя яркий образ Сергия. Святой Сергий не был приверженцем кровопролитий. Прежде чем благословить Дмитрия, он спросил, все ли возможные мирные пути исчерпаны и, только услышав положительный ответ, дал благословление, в одном из источников - прислал ему грамотку и просфору. Своими деяниями Сергий Радонежский способствовал главному — объединению Руси, становлению единой нации. В одной из книг о Святом хорошо сказано: «...на Куликово поле пришли костромские, суздальские, ярославские, псковские, а ушли — русские». Мы составили духовный портрет Преподобного Сергия Радонежского, на которого должны быть похожи мы, христиане (См.фото №4).
Сергий Радонежский



Праведник защитник


мудрый милосердный идеальный

радел за православную самоотверженно помогал людям исцелял людей
веру служил народу


образец нравственных и духовных ценностей
Работа экспертов в области истории: Мы хотим рассказать об учениках преподобного Сергия Радонежского. В каждом православном храме есть иконы преподобного Сергия Радонежского. На них часто изображаются эпизоды жития святого. В Троице – Сергиевой Лавре можно увидеть настенную роспись, повествующую о чудесном событии (проецируются слайды с видами на Троице – Сергиев монастырь, «Видение Сергию множества птиц»). Однажды ночью, когда Сергий молился о братии, он услышал голос: «Сергий!» Он открыл окошко и увидел: небо ярко озарилось дивным светом. И вновь он услышал голос: «Ты молишься за учеников своих – Господь принял твою молитву. Посмотри, как много иноков собралось во имя Святой Троицы!» И тут Сергий увидел великое множество прекрасных райских птиц. А голос пояснил: «Как много птиц на небе, так много будет у тебя учеников и при твоей жизни. И после нее». Преподобный Сергий воспитал много учеников. Он научил их высоте духовной жизни, завещав им всегда стремиться к преображению своей души действием Святого Духа. Преподобный непрестанно молился о своих учениках, чтобы Бог сохранил их в стремлении к Богу, в любви к людям. Его ученики основали более 40 монастырей: Симонов в Москве, Киржачский во Владимирских землях, Голутвин, Высоцкий Серпуховской, Саввино - Сторожевский Звенигородский в Подмосковье, Борисоглебский близ Ростова Великого, Покровский Боровский, Дубенский, Авраамиев Чухломской, Ферапонтов, Кирилло-Белозерский, Соловецкий, Железноборский близ Галича, Воскресенский Обнорский и множество других. Они зажгли по всей Руси огоньки святой христианской жизни. Многие ученики Преподобного были прославлены как русские святые. Среди них: преподобный Савва Сторожевский, основавший монастырь в Звенигороде под Москвой; преподобный Андроник, воспитавший знаменитого иконописца преподобного Андрея Рублева. А преподобного Павла Обнорского из Москвы, как и учителя его – преподобного Сергия, не боялись живые создания. Люди видели, как часто стаи птиц вились около святого, иные садились на голову, и он кормил их из рук. Тут же стоял медведь. А лисы и зайцы ожидали своей очереди.
5. Закрепление материала (проводится на основе работы по картине М.В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею»). Слово преподавателя: Михаил Васильевич Нестеров родился семье, жившей по старинному укладу: ходили в церковь, соблюдали посты, радовались праздникам. Все переживания детства Нестерова, его представления о высшей правде, о совершенной красоте связывались с религиозным чувством, что не могло не отразиться в его художественном творчестве (проецируются слайды). Нестеров рано стал самим собой — художником, сказавшим свое слово в искусстве. Героями своих картин художник выбирает людей особого склада, натуры чистые в своих помыслах, а «людей духовного подвига» пишет особенно любовно. Летом 1888 г. М.В. Нестеров живет в Сергиевом посаде при Троице-Сергиевой лавре, где пишет картину «Видение отроку Варфоломею», которую сразу же приобретает для своей галереи П.М. Третьяков. Этим произведением Нестеров начал ряд картин, посвященных жизни и трудам Сергия Радонежского, выдающегося деятеля древней Руси, способствовавшего ее объединению. Для Нестерова образ Сергия был воплощением правильной, чистой и подвижнической жизни. Он вспоминал: «Я писал жизнь хорошего русского человека XIV века, лучшего человека древних лет Руси, чуткого к природе и ее красоте, по-своему любившего родину и по-своему стремившегося к правде. Эту прекрасную жизнь я и пытался передать» (См.фото 5).
Почему при работе над этой картиной для Нестерова был очень важен выбор пейзажа?
Пейзаж в картине тесно связан с человеком, с настроением мальчика. Тишина осенней природы как бы сливается с настроением Варфоломея. Найдя нужный пейзаж, и уже написав фигуру мальчика и некоторые пейзажные детали картины, художник все еще искал подходящую модель для головы отрока, однако вскоре удалось и это. Ею послужила девочка лет десяти, стриженая, с большими, широко открытыми удивленными глазами. Художник начал писать этюд с этой девочки. Бледное, осунувшееся, с голубыми глазами лицо девочки моментами казалось ему прекрасным. Обращали на себя внимание и ее руки — худенькие, с нервно сжатыми пальцами. Через два-три сеанса этюд был готов. Придавая большое значение этому образу, Нестеров писал: «Я пишу «Варфоломея», его голову, самое ответственное место в картине. Удастся голова — удалась картина. Нет — не существует и картины». На картине мы видим поэтическое изображение поздней осени: нивы сжаты, рябина, тронутая утренним холодом, покраснела, золотые листья березки облетают, темные островерхие ели четко выделяются среди пожелтевшего леса; видны мягкие очертания холмов и перелесков. Это типичный пейзаж средней полосы России. Природа охвачена чуткой осенней тишиной. Задумчиво грустны нежные тона золотой осени. Мы видим дома деревни, сараи, красноватую крышу деревенской часовенки с серебристо - голубыми главками. Красота и гармония пейзажа как бы являются воплощением идеала спокойствия и чистоты. Грустный мотив осеннего пейзажа, трепетная тишина природы созвучны недетской печальной внимательности мальчика, какому-то тихому душевному ожиданию. И в герое его картины угадывается жажда духовного совершенства, готового к испытаниям и лишениям ради этого. Утверждая своей картиной реальность чуда, даже естественность его в духовной жизни отрока, показывая душевную чистоту мальчика, художник связывает его стремление к возвышенной гармоничной жизни с представлениями о духовных идеалах русского народа.
Что легло в основу сюжета картины М.В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею»?
В основу сюжета легло религиозное предание. Однажды отец послал Варфоломея искать пропавших лошадей. В лесу под дубом юный отрок увидел «старца черноризца». Варфоломей приблизился к нему и в ответ на ласковые расспросы старца поведал свою печаль — неспособность овладеть грамотой. Тогда старец, протянув мальчику кусочек просфоры, повелел вкусить, заверив его, что с этого времени, по благословению Божьему, постигнет он грамоту. И действительно, вернувшись из леса домой, Варфоломей, к удивлению родных, сумел правильно прочесть и складно пропеть псалом. Таким образом, по благословению Бога получив разум к книжному учению, он стал преуспевать в нем, обретая мудрость.
Как художнику удалось передать трогательную беззащитность отрока?
Хрупкая фигурка мальчика среди далеко простиравшейся местности чем- то похожа на молодую березку на ветру. Худенькие руки с плотно сжатыми пальцами сложены в молитве.А как изобразил художник старца-монаха? Видим ли мы его лицо?
Нам не видно его лицо, так как оно почти целиком закрыто капюшоном. Художнику важно было показать не выражение лица, а общий облик старца. Он стоит, слегка наклонив голову. Вокруг головы круг как солнечное сияние. С особой тщательностью художник изобразил руки с тонкими пальцами, держащие дароносицу. Образ монаха не конкретен, как бы нереален: он — видение отроку.
5.Подведение итогов урока. Слово преподавателя: Россия многим обязана Радонежскому чудотворцу. Сергий Радонежский предсказал Дмитрию Донскому победу над татарами на Куликовом поле, вдохновил и поддержал князя в минуты сомнений и колебаний. Эта победа стала переломной в истории страны не потому, что положила конец владычеству татар – еще целое столетие они хозяйничали на Руси и собирали дань. Значение этой победы больше нравственное: русский народ после Куликова поля словно очнулся после вековой спячки, поверил в себя и стал себя уважать. Вместе с митрополитом Алексием и Дмитрием Донским Сергий всю жизнь «собирал Русь» - мирил князей, увещевал, грозил карой Божией за нескончаемые раздоры и междоусобицы. Летописи полны сказаний о вражде между соседями, о коварстве, предательствах и кровавых войнах. Не раз Сергий брал в руки посох и шел в Ростов, Нижний Новгород, Рязань с миссией посла и миротворца. Но был он не только миротворцем и молитвенником, но и великим деятелем. Оставил после себя Троице-Сергиеву лавру, заложил и построил еще несколько монастырей. А его ученики учеников создали десятки пустынь и обителей.
6.Домашнее задание: Расскажите о том, через какой город Московской области и куда раньше проходила Троицкая дорога, ведущая в духовный центр России. Начиная с Дмитрия Донского, великие князья Московские, цари, императоры России следовали тем же путем на богомолье. Напишите эссе на тему: «Традиции на Руси в жизни благочестивых христиан».
Использованная литература
1.Антонова Е.С. Русский язык: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования /Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013, стр.21-25.
2.Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок.57 000 слов/ Под ред. докт. филол. Наук, проф. Н.Ю. Шведовлй. – 16-е изд., испр. – М.: Рус.яз., 1984.
3.Сайты ИНТЕРНЕТа.
4.Словрь русского языка: В 4-х т./ АН СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. А.П. Евгеньевой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Русский язык, 1981.
5.Учебное пособие «Подмосковье. На север от Москвы». Авторы: Н. Г. Скегина, Г.И. Дробот, Г. И. Колпакова, Н.Н. Авраменко, Н.К. Барковец, М.В. Черных, Издательский центр АЗ МСК, Москва, 1998.
6.Шевченко Л.Л. Духовное краеведение Подмосковья. (История и культура религии (Православие). Под ред. Л.Н. Антоновой. Методическое пособие для учителя. Издание 3. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2010.
7.Шевченко Л.Л. Духовное краеведение Подмосковья. (История и культура религии (Православие). Под ред. Л.Н. Антоновой. Учебное пособие для учащихся основной школы общеобразовательных учреждений. Издание 3. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2010.
Приложение 1
Работа учащихся первого ряда с толковым словарем русского языка В.И. Даля:
1.Обитель – община, монастырь, общежитие, пристанище для странников, гостиница, постоялый двор. Неусыпаемая обитель, монастырь с непрерывною службой или молитвами, денно и нощно.
2.Преподобный (о человеке: святой, праведный, угодник, монах, иногда священник).
3.Келья – комната инока, покойчик монаха, одинокий, удаленный покойчик.
4.Воскресать – восстать из мертвых, возвращаться от смерти снова к жизни вещественной и духовной. Воскресать телом, ожить; оправиться после тяжкой болезни.
5.Божий – принадлежащий, свойственный Богу; к Нему относящийся, согласный с волею.
6.Святой – духовно и нравственно непорочный, чистый, совершенный; все, что относится к Божеству, к истинам веры, предмет высшего почитания, поклонения нашего, духовный. Божественный, небесный.
Приложение 2
Работа учащихся второго ряда с толковым словарем русского языка В.И. Даля:
1.Обедня – богослужение, во время которого совершается Таинство Причащения (церковная служба после утрени, литургия у В. Даля).
2.Приобщиться – участвовать в Таинстве Причащения.
3.Батюшка – так христиане называют православного священника.
4.Риза – здесь: нарядное украшение (оклад) иконы (одежда, одеянье, платье вообще, особ. Верхнее. Верхняя одежда, облачение священника при богослужении. Ризы надевают на рясы, на подризник. Оклад на иконах, накладная одежда на образах, покрывающая всю доску, кроме тела).
5.Благословение – помощь Божия.
6.Мощи – нетленные останки святого.
7.Рака – гроб (гробница, ковчег с мощами св. угодника).
9.Образ Угодника – икона Преподобного Сергия.
10.Прикладываться – с почтением и молитвой прикасаться к святыне: мощам, иконе, кресту и другим священным предметам.
Приложение 3
Работа учащихся третьего ряда со словарями русского языка С.И. Ожегова и А.П.Евгеньевой:
1.Видение – видеть; способность воспринимать окружающее (словарь С.И. Ожегова).
2.Келья – отдельная комната монаха в монастыре (словарь С.И. Ожегова).
3.Обитель –то же, что монастырь (устар.); место, где кто-н. живет, жилище (устар. И шутл.) (словарь С.И. Ожегова).
4.Преподобный – у верующих: определение, прибавляемое к именам святых из монахов и пустынников (словарь С.И. Ожегова).
5.Святой – 1.Проникнутый высокими чувствами, возвышенный, идеальный (высок.). 2.Заветный, истинный, величественный и исключительный по важности (высок.) 3.В религиозно – мистических представлениях: обладающий божественной благодатью. 4.в знач. сущ. Святой, святая. У христиан: человек, посвятивший свою жизнь церкви и религии, а после смерти признанный образцом христианской жизни и носителем чудодейственной силы (словарь В.И. Даля).
6.Батюшка – разг. Священник (словарь А.П. Евгеньевой).
7.Благословение – 1.Действие по глаг. Благословить – благословлять; 2.Разг. Шутл. Одобрение, поощрение; 3.Устар. Благодарность, хвала (словарь А.П. Евгеньевой).
8.Обедня – главная церковная служба у христиан, совершаемая утром или в первую половину дня; литургия (словарь А.П. Евгеньевой).
9.Образ – то же что икона (словарь А.П. Евгеньевой).
10.Мощи -1.Высохшие, мумифицировавшиеся останки людей, почитаемых церковью святыми, имеющие (по суеверным представлениям) чудодейственную силу. 2.Разг. Об очень худом, изможденном человеке (словарь А.П. Евгеньевой).