Эссе Кем быть, каким быть
Я слегка отодвинул стул, встал и начал своё движение к доске. По пути я чуть не наступил на портфель одноклассника Леши, постоянно бросающего сумку рядом с партой, прямо в проходе. Я бросил взгляд на вываливающиеся учебники и парту. Как ни странно, красивый извивающийся металлический крючок был на месте. Сколько раз уже просили вешать портфели, чтобы они не мешали другим ученикам и учителю?!
У меня сразу появилась идея использовать эту ситуация как яркий пример использования металлургии, а точнее результатов её производства, для улучшения нашей повседневной жизни, но это немного выбивалось из плана моего выступления.
Ах да, я и позабыл сказать читателю, зачем меня вызвали к доске. Это был классный час, посвященный металлургии. Я подготовил небольшой доклад о зарождении и развитии металлургии, чтобы начать обсуждение и подготовить базу для следующих докладчиков.
Итак, я подошел к доске, развернулся и не задумываясь поприветствовал аудиторию, улыбнувшись всем присутствующим, хотя еще утром поздоровался со всеми одноклассниками. Для меня это хороший способ привлечения внимания и создания дружелюбной атмосферы на время выступления.
Наконец я мог начать свой доклад.
Когда я впервые познакомился с периодизацией истории, меня очень удивило, что ученые выделяют эпохи, в корне которых присутствуют металлы: медный, бронзовый, железный века. Эти три периода сменяли друг друга и покрывают период примерно с IV тысячелетия до н.э. до середины первого тысячелетия н.э. Большой пласт в истории человечества. Кончено, мы и сейчас используем металлы, но названий, связанных с ними, больше не вводилось. Кто знает, может быть, однажды наши потомки выделят эпохи, основываясь на преимущественном использовании других металлов, а кто-то выйдет к доске и расскажет, что на смену железному веку наступило не средневековье, а эпоха развития сплавов?
Но вернемся существующей периодизации. В самом начале медного века человек впервые познакомился с металлами. Это произошло через самородки, которые принимались за камни (каменный век уже заканчивался, хотя древние люди этого не осознавали, ведь периодизация была создана лишь около 200 лет назад). Древние люди ударяли по самородкам тяжелыми камнями в попытках обработать металл. От самородков не откалывались куски, но нужная форма при этом придавалась. Этот момент в истории можно назвать зарождением металлургии, потому что появилась так называемая холодная ковка.
Сплавлять самородки меди с другими металлами, получать из них бронзу еще не умели, но человек заметил, что при обжиге изделия из меди лишаются некоторых дефектов, становятся более прочными. В регионах, богатых самородками, медь стремительно начала вытеснять камень. Хоть изделия и были значительно мягче, чем камень, медные копья, ножи и прочие предметы всегда можно было починить в отличие от каменных, которые изготавливались заново.
Археологи находили изделия из меди в Восточной Азии, Южной и Средней Америке. Народы Анд достигли большого мастерства в металлургии меди. Уже во II тысячелетии до н.э. они стали выплавлять изделия из мышьяковой и оловянной бронзы, а государство небезызвестных инков может быть по праву названо цивилизацией развитого бронзового века. Примерно с такими же темпами происходило развитие металлургии в Евразии. На данный момент ученым не удалось точно определить, кто же был первооткрывателем бронзы.
Бронзовый век, сменивший медный, закончился около 1200 г. до н.э. К этому времени период первичного развития металлургии (обнаружение самородков меди и создание бронзовых изделий) прошли уже практически все государства, племена и народы.
Самородки железа – это значительно более редкое явление, чем медь. Наши предки научились выплавлять железо из руды, что является трудоёмким занятием. Железо не сразу завоевало популярность не только из-за сравнительно высокой технологичности процесса выплавки, но и из-за более низкой твердости и антикоррозийной стойкости, чем бронза.
Но, как считают ученые, однажды доступные источники для создания меди и бронзы закончились, поэтому взоры человечества обратились на железо. Научившись обуглероживанью и закалке, люди перешли на качественно новый этап развития металлургии, создав сталь из железа.
Каждый новый из этапов, о которых шли речь, открывал возможности для создания более качественных, долговечных, сложных орудий труда, что расширяло разнообразие, создавало новые возможности и повышало производительность человеческого труда.
Мы и по сей день активно пользуемся медью, бронзой, железом и сталью. Безусловно, конец рамок, которые разделяют рассмотренные эпохи истории, не означает конец пользования металлом. Медный и бронзовый века уже давно позади, железный век закончился более 1500 лет назад, но из меди по-прежнему производится огромное количество проводов и кабелей, труб, ёмкостей для транспортировки жидкости и пара, скульпторы делают произведения искусства из бронзы, а объемы производства стали трудно представить. Согласно данным Всемирной ассоциации стали, мировое производство этого металла только в 2014 году составило 1,662 млрд. тонн.
Представление о трёх веках (каменном, бронзовом и железном) существовало ещё в античном мире, оно упоминается в работах Тита Лукреция Кара. Однако сам термин «железный век» появился в научных работах в середине XIX века, его ввёл датский археолог Кристиан Юргенсен Томсен. Он был директором Национального музея Дании и все экспонаты разделял по материалу на каменные, бронзовые и железные. Эта система получила признание не сразу, но постепенно её приняли на вооружение и другие учёные.
Закончив этой небольшой исторической справкой свой доклад, я остался у доски для ответа на возникшие вопросы. Всех интересовало моё собственное отношение к вопросу развития металлургии. Я так увлекся рассказом, что и позабыл упомянуть это.
Я считаю, что зарождение и развитие металлургии сделало мир именно таким, каким мы видим его сегодня. Не менее сложно представить и дальнейшее развитие человечества без совершенствования металлургии.
Металлы используются повсюду. Невозможно представить мир без машин, поездов, современных домов, космических кораблей, телефонов и крючков для рюкзаков. Я бросил взгляд на тот самый пустующий крючок и развалившийся в проходе портфель. Класс тоже повернулся в эту сторону и рассмеялся. Смутившийся Леша всё-таки повесил сумку, класс поблагодарил меня за доклад, а я, довольный, пошел на своё место, теперь уже спокойно, не смотря под ноги, шагая к парте.
Учительница позвала следующего докладчика для рассказа о современных сплавах. Я поправил пиджак и приготовился к продолжению увлекательной беседе о металлургии…