Методическая разработка урока по географии Земная кора – верхняя часть литосферы (5 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа г.Горбатов
Методическая разработка урока
Земная кора – верхняя часть литосферы
Предмет: география
Класс: 5
Тип урока: усвоение новых знаний
Разработана:
Учителем географии
Забродиной Ларисой Владимировной
2016 г.
Пояснительная записка
Психолого-педагогическая характеристика класса
В 5 классе обучается 17 человек, из них 8 девочек и 9 мальчиков.
10 человек – 2004 года рождения, 7 человек – 2005 года рождения.
11 учащихся 5 класса воспитываются в полных семьях. Двое детей - из семей, потерявших кормильцев, двое воспитываются матерями-одиночками и один ребенок, в силу семейных обстоятельств, живет с бабушкой. Четверо детей воспитываются в многодетных семьях.
В основном материальный достаток в семьях средний.
Есть дети из малообеспеченных семей – 2 человека.
Учащиеся имеют разные способности. На основании анализа результатов наблюдений, проведенных диагностик класс можно разделить на три группы с разным уровнем развития:
1 группа – обучающиеся с высоким уровнем развития - 6 человек (35 %)
Они владеют произвольным и послепроизвольным вниманием. У них хорошо развито восприятие (зрительное, слуховое), все виды памяти, особенно образная, словесно-логическая, эмоциональная, долговременная. Эти дети владеют осмысленным запоминанием, легко воспроизводят ранее изученный материал. У них присутствует практическое, образное, логическое мышление, хорошо развита речь. Она эмоциональна, выразительна. Обучающиеся умеют отвечать на вопросы, давать полные и логические ответы. Эти дети всегда активно работают на уроке, находчивы, сообразительны, умеют отстаивать свою точку зрения, способны критично оценивать свои и чужие мысли. Они владеют научной терминологией, обнаруживают осознанность усвоенного, могут переносить знания с одних явлений на другие, могут аргументировать свой ответ. У них развит самоконтроль, адекватная самооценка, взаимооценка. Им нравится учиться , они работоспособны, настойчивы, усидчивы, самостоятельны.
2 группа – обучающиеся, имеющие средний уровень развития – 7 человек (41 %)
Обычно такие дети на уроке менее активны. Чаще всего они отвечают тогда, когда их спросят. У них, наряду с познавательными мотивами учебной деятельности присутствуют эмоциональные и социальные мотивы. Эти учащиеся быстро включаются в работу, но концентрация и устойчивость внимания у них средние. Хорошо развита механическая память, они способны хорошо заучивать правила, но при этом не всегда используют логические приемы, что снижает продуктивность долговременной памяти. Преобладает кратковременная память. Порой эти учащиеся с трудом делают выводы и обобщения. Мышление репродуктивное, практическое. Учащиеся легко используют отработанные приемы, неплохо выполняют задания по образцу, но усложненные или творческие задания даются им с трудом. Эти дети усваивают учебный материал, но не сразу. Для полного усвоения им необходимо 1-2 раза повторить нужные определения, правила, выводы. Они выделяют существенные признаки, анализируют, сравнивают, обобщают, но не всегда могут правильно установить причинно-следственные связи. Эти дети любят учиться, они умеют отвечать на вопросы, имеют хороший словарный запас, уравновешены, способны к волевому усилию, общительны.
3 группа – дети с низким уровнем развития – 4 человека (24 %)
Они практически не имеют мотивации к учебе, чаще всего на уроках они пассивны. Для этих детей характерно непроизвольное внимание, низкая его распределяемость и переключаемость, невысокая концентрация. У них преобладает образная память, низкий уровень развития логического мышления. Они быстро утомляются. Память кратковременная, недостаточно развиты зрительная и слуховая память. Этим детям необходимы упражнения с комментариями, задания по образцу, частое повторение изученного материала. Они нуждаются в постоянном внимании, индивидуальной помощи и контроле со стороны учителя. У этих детей речь развита слабо, они не могут объяснить свой выбор решения проблемы, затрудняются выражать свои мысли. Для них характерна слабая организация умственной и познавательной деятельности, низкая волевая регуляция деятельности и самоконтроля. Осмысленное запоминание материала затруднено, поэтому они медленно и не всегда результативно усваивают учебный материал. Среди сверстников ведут себя по-разному: одни замкнуты, другие общительны и раскованы, иногда проявляют агрессивность.
Обучающиеся 5 класса изучают географию по УМК:
Программы общеобразовательных учреждений по географии для 6-9, 10-11 классов линии «Полярная звезда» (Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина) , Москва, Просвещение, 2009г.
Учебник: А.И Алексеев и др. География 5-6 кл. Учебник для общеобразовательных организаций, М: «Просвещение» 2015г.
Оборудование:
1.Интерактивная доска или ПК, проектор
2. Магнитная доска
2.Картина «Внутреннее строение Земли»
3.Для групповой работы: карточки-инструкции, оценочные листы, листочки на клейкой основе, фломастеры.
4.Фигура Дракона
Земная кора – верхняя часть литосферы
Цель урока: формирование представлений о внутреннем строении Земли, о различиях строения земной коры на материках и под океанами, о проявлении внутренних и внешних сил Земли, о движении литосферных плит.
Задачи урока:
Образовательные: дать возможность ученикам познакомиться с внутренним строением Земли, с типами земной коры, с проявлением внутренних и внешних сил Земли, с движением литосферных плит и выявлением процессов, сопровождающих взаимодействие литосферных плит.
Воспитательные: формировать научное мировоззрение обучающихся.
Развивающие: развивать коммуникативные умения работать в группе, умение самостоятельной работы с учебником, умение преобразовывать текст в схему, развивать творческие способности учащихся, умение логически мыслить, анализировать информацию и делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
Планируемые результаты:
Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами.
Предметные: представление о внутреннем строении Земли, о различиях строения земной коры на материках и под океанами, о проявлении внутренних и внешних сил Земли, понимание следствий движения литосферных плит и их взаимодействие друг с другом.
Универсальные учебные действия:
Личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.
Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Познавательные: извлекать информацию о типах литосферных плит, делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
Ход урока:
№ п/п Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Время
1 Организационный этап Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку. Приветствие учителя, подготовка к уроку. 1 мин
2 Актуализация знаний Ребята, какую тему мы закончили изучать на прошлом уроке?
Что же мы о себе узнали?
Если о себе мы свои знания расширили, то о чем нам далее нужно увеличить свои знания?
В начале учебного года мы говорили о том, что у Земли выделяют внешние оболочки. Кто вспомнит какие?
Отвечают: Человек на Земле.
Предполагаемые ответы:Как люди расселялись по планете?Какие расы и народы на Земле проживают. Вкаких странах и городах люди живут.
Ответ: О нашей планете Земля.
-Литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера, географическая оболочка.
3 мин
3 Постановка цели и задач урока Отгадайте, какую же из этих оболочек мы начнем изучать сегодня:
Полезная, без нее современная жизнь людей невозможна
Надежная, устойчивая, но во многих местах ее трясет
Твердая, состоит из множества горных пород
Ребята, какова же цель нашего урока?
А для достижения этой цели какие вопросы (задачи) мы должны решить?
Конкретизирует: Цель нашего урока – выяснить, что такое литосфера
Задачи:
1.из каких слоев она состоит
2. что с ней происходит во времени и в пространстве
Ответ: литосфера
Предполагаемые ответы:
Узнать, что такое литосфера
Нужно узнать из чего она состоит.
Что с ней происходит, т.е. изменяется она или нет.
5 мин
4 Первичное усвоение новых знаний
Первичная проверка понимания Как вы думаете: литосфера и земная кора – это разные понятия или одно и то же?
Я предлагаю вам прочитать пункт 1 параграфа 20 и найти ответ на этот вопрос.
Вернемся к поставленному вопросу.
Везде ли одинакова земная кора?
В чем разница между ними: Ответ: одно и тожеЧитают п.1.
Ответ: это разные понятия. Земная кора –это самая верхняя часть Земли, а литосфера включает в себя еще и верхнюю часть мантии, которая находится тоже в твердом состоянии.
Ответ: нет. Выделяют 2 типа земной коры: материковую и океаническую
Океаническая тоньше (5-10 км) и состоит из 2-х слоев (осадочного и базальтового). А материковая толще (35-80 км) и состоит из 3-х слоев (осадочного, гранитного и базальтового)
7 мин
5 Первичное закрепление А теперь я попрошу вас дополнить схему «Внутреннее строение Земли» В тетради рисуют схематический рисунок и дополняют его. 3 мин
6 Физкультминутка Солнце глянуло в окно,
Время отдохнуть пришло.
Надо всем нам дружно встать.
Раз присесть, достать до пятки.
И плечами покачать.
А затем, как на зарядке,
Прямо и красиво встать.
Руки вытянуть поширеИ на месте поскакать.
На носок, потом на пятку.
Физкультминутка, как зарядка Выполняют упражнения за учителем 1 мин
7 Актуализация знаний
Первичное усвоение новых знаний.
Первичная проверка понимания
Первичное закрепление
Первичное усвоение новых знаний
Первичное закрепление
Ребята, как вы думаете, изменяется ли облик нашей планеты? Если да, то приведите примеры.
Что же изменяет облик нашей планеты?
Все силы, изменяющие облик нашей планеты принято делить на внутренние и внешние.
Внутренние силы - это энергия недр Земли, которая проявляется в землетрясениях, извержениях вулканов, источниках горячих вод.
Внешние силы действуют на поверхности Земли. Их действие на земную кору принято называть одним словом – ВЫВЕТРИВАНИЕ.
Сейчас я вам предлагаю поработать в группах. Вместе мы будем сочинять сказку, каждая группа будет писать свою главу. При этом надо использовать п.2 параграфа 20, карточку-инструкцию. (Приложение 2)Помните, что ваша работа в группе будет оценена старшим по группе) (Приложение 3)
Я начинаю.
В тридевятом царстве на планете Земля жила-была гора. Была она высокая, стройная, с крутыми склонами, острой вершиной. Любила она красоваться на солнышке, блистая шапкой белоснежных ледников и расхваливать себя. Но рядом с нею в глубокой темной пещере жил дракон, которому надоело хвастовство красавицы –горы и решил он ее проучить. Подлетел он незаметно к горе и за действие взялась первая голова дракона –
Физическая
Консультирует учащихся
Вторая голова дракона-ХимическаяОрганическая
На магнитной доске прикрепляет макет дракона.
Почти совсем уничтожил дракон гору. Стала она низенькой, дряхленькой. Жалко вам, ребята, ее? Если так, то дома нужно придумать счастливый конец этой сказке
(Полная версия сказки см.Приложение 1)
Ребята, вернемся обратно к внутренним силам Земли. Рассмотрим рис.44 на стр 70 учебника.
Что на этом рисунке изображено?
Помогает делать вывод.
Итак, ребята, давайте вспомним поставленную нами на урок цель и задачи. Все ли мы с вами выполнили? Предполагаемые ответы:
Да. Появляются овраги, разрушаются горы, происходят оползни, обрушиваются берега рек
Ветер, текучая вода, землетрясения, человек и др.
Слушают объяснение учителя
1гр. Выбирают факторы физического выветривания , записывают их на отдельные листочки и сочиняют свою главу сказки
2гр. Выбирают факторы химического выветривания , записывают их на отдельные листочки и сочиняют свою главу сказки
3гр. Выбирают факторы органического выветривания , записывают их на отдельные листочки и сочиняют свою главу сказки
От каждой группы выходит ученик и прикрепляет «у своей головы» дракона листочки с факторами, объясняя «сказочно» их действие
Анализируют рис.44.
Отвечают на вопросы учителя
Литосферные плиты (читают название крупных литосферных плит), места их расхождения, схождения, разломы
Делают вывод:
Литосфера – это не сплошная «корочка» на поверхности Земли, а она разбита на отдельные участки – плиты, которые постоянно медленно передвигаются по пластичному слою верхней мантии.
Анализируют, все ли поставленные задачи были выполнены. 15 мин
5 мин
9 Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Предлагаю вам следующее домашнее задание:
Базовый уровень:
Прочитать параграф 20.
Ответить на вопросы 1-8 после параграфа (Устно)
Повышенный уровень: Придумать счастливый конец сказке. Записывают домашнее задание в дневник, слушают инструктаж по его выполнению. 3 мин
10 Рефлексия Ребята, у каждого из вас на парте лежит 2 смайлика (веселый и грустный) Поднимите, пожалуйста, тот смайлик, который больше всего соответствовал вашему настроению на уроке.
Что вам сегодня особенно понравилось на уроке? Что не понравилось?
Поднимают смайлик.
Высказывают свое мнение об уроке. 2 мин
Методики, применяемые на уроке:
Технология личностно-ориентированного обучения.
Обеспечивает развитие качеств личности, которые помогают человеку занять активную жизненную позицию на основе осознанного целенаправленного саморазвития.
Дифференцированное обучение.
Создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для продуктивного обучения тех, кто способен учиться с опережением.
Информационные технологии.
Они позволяют качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения .
Технологии сотрудничества
реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание занятия, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.
Игровые педагогические технологии
Педагогическая игра обладает существенным признаком – четкого обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованны в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.
Педагогические методы и приемы:
Исследовательский метод обучения — организация поисковой, познавательной деятельности учащихся путём постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. Сущность его обусловлена его функциями. Он организует творческий поиск и применение знаний, обеспечивает овладение методами науч. познания в процессе деятельности по их поиску, является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности, в самообразовании.
Создание ситуации успеха - задача учителя состоит в том, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.Переживание учеником ситуации успеха:
повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;
стимулирует к высокой результативности труда;
корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку;
развивает инициативность, креативность, активность;
поддерживает в классе благоприятный психологический климат
Метод проектов.
Дает возможность учащимся размышлять, сопоставлять различные точки зрения, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов, законов, закономерностей, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт.
Приложение 1
Сказка
В тридевятом царстве на планете Земля жила-была гора. Была она высокая, стройная, с крутыми склонами, острой вершиной. Любила она красоваться на солнышке, блистая шапкой белоснежных ледников и расхваливать себя. Но рядом с нею в глубокой темной пещере жил дракон, которому надоело хвастовство красавицы-горы и решил он ее проучить. Подлетел он незаметно к горе, и за действие взялась первая голова дракона – физическая
1гр. Обрушила Физическая голова на гору сильные потоки воды. Вода течет, камень точит, стали крепкие склоны горы размываться. Затем дунула голова сильным ветром на гору, повылетали мелкие частицы, а трещины стали еще глубже. Не унимается физическая голова: то пламенем огненным гору опалит, но мороз сильный на нее напустит. Трещит гора из-за перепада температур, а все свое твердит: «Все равно я самая красивая!»
2гр. Взялась за дело Химическая голова. Она знала, что под влиянием солей и кислот, содержащихся в воде и воздухе, разрушаются горные породы, даже самые прочные. Промыла она «раны» горе слабым раствором кислоты, подышала на нее чистым азотом, но не лучше от этого стало горе, а только хуже, рассыпаться она стала прямо на глазах, но все равно не сдается.
3гр. Самой хитрой была Органическая голова. Она прикинулась добренькой, «пожалела» гору и предложила: «Давай я покрою твои склоны зелеными растениями, чтобы не видны были твои трещины. Множество животных поселю на тебе и тогда тебе не будет скучно.» Поверила гора органической голове, но корни растений, проникая корнями в горные породы, продолжали их разрушать, а животные копытами да рогами царапали гору.
Почти совсем уничтожил дракон гору. Стала она низенькой, дряхленькой. Поняла гора, что зря хвасталась своей красотой и молодостью. Взмолилась она о пощаде, а дракон только рассмеялся и улетел.
(Счастливый конец)
Пожалела гору фея подземного царства. Призвав подземные силы мантии, начала она гору приподнимать, вливая в нее свежие потоки магмы. Гора опять начала расти, расправила плечи, подняла голову навстречу солнцу и засияла как прежде. Только теперь гора не хвасталась своей красотой, а помнила, что где-то рядом живет дракон Выветривание.
Приложение 2.
Карточка – инструкция
1гр. Физическое выветривание
1. Используя текст (стр.69 учебника), среди перечисленных внешних факторов, разрушающих горные породы, выберите те, которые относятся к физическим:
Растения, ветер, текучие воды, животные, колебания температур, деятельность человека, соли и кислоты, содержащиеся в воде и воздухе.
2.Как факторы физического выветривания способствуют разрушению горных пород? (сочинить свою главу к сказке)
3. Написать факторы физического выветривания на отдельных листочках и прикрепить их к соответствующей голове Дракона.
Карточка-инструкция
2гр. Химическое выветривание
1. Используя текст (стр.69 учебника), среди перечисленных внешних факторов, разрушающих горные породы, выберите те, которые относятся к химическим:
Растения, ветер, текучие воды, животные, колебания температур, деятельность человека, соли и кислоты, содержащиеся в воде и воздухе.
2.Как факторы химического выветривания способствуют разрушению горных пород? (сочинить свою главу к сказке)
3. Написать факторы химического выветривания на отдельных листочках и прикрепить их к соответствующей голове Дракона.
Карточка-инструкция
3гр. Органическое выветривание
1. Используя текст (стр.69 учебника), среди перечисленных внешних факторов, разрушающих горные породы, выберите те, которые относятся к органическим:
Растения, ветер, текучие воды, животные, колебания температур, деятельность человека, соли и кислоты, содержащиеся в воде и воздухе.
2.Как факторы органического выветривания способствуют разрушению горных пород? (сочинить свою главу к сказке)
3. Написать факторы органического выветривания на отдельных листочках и прикрепить их к соответствующей голове Дракона.
Приложение 3
Оценивание работы членов группы
Оценка Критерии оценивания
5 Предлагает свои идеи,
активно участвует в обсуждении,
дает высказаться другим,
вежлив
4 Активно участвует в обсуждении
Прислушивается к мнению других
вежлив
3 Не участвует в обсуждении,
но слушает других,
выполняет поручение группы
2 Ничего не предлагает,
ничего не делает,
мешает другим
№ п/п Ф.И.ученика Оценка
1 2 3 4 5 6