Развитие речи дошкольников средствами малых фольклорных форм
Проект «Развитие речи детей средствами народного фольклора».
Совместно с музыкальным руководителем, логопедом определили основные цели своей работы:
Повысить уровень развития связной речи старших дошкольников в результате проведения работы по развитию речи средствами малых форм фольклора.
Приобщать детей к традициям и культуре родного края через развитие речи средствами малых форм фольклора.
Перед нами были поставлены следующие задачи:
Проанализировать психолого-педагогические основы развития речи детей старшего дошкольного возраста.
Определить основные методы, формы использования малых форм фольклора в процессе речевого развития детей и разработать методику их комплексного применения.
Обогатить словарный запас детей. Развивать образную и связную речь детей. Познакомить детей с историей, культурой, народными традициями и обычаями родного края.
Проследить динамику изменения уровня речевого развития в процессе работы.
Свою работу мы начали с выявления уровня развития речевых умений детей. Нас интересовало, насколько дети владеют малыми формами фольклора. Для этой цели была выбрана методика О.С. Ушаковой. Для выявления понимания старшими дошкольниками смысла слова О. Ушакова предлагает разные задания, на основе которых мы составили свою диагностику.
Для детей на начальном этапе работы некоторые вопросы оказались сложными. Дети мало знакомы с пословицами и поговорками, не могли объяснить их значение. Старшие дошкольники практически не знали колыбельных песен. Некоторые дети употребляли слова и выражения, не понимая их смысла. Это говорит о том, что у них сравнительно небольшой активный словарь при наличии значительного пассивного словаря. Некоторые дети, верно произнося звуки, затрудняются в различении их на слух, что в дальнейшем приводит к затруднениям в овладении грамотой.
Диагностика на начальном этапе работы показала, что высокий уровень имеют -12% детей, средний уровень - 50%, низкий уровень - 38%.
Кроме того в начале работы мы провели анкетирование родителей. Родители практически не знают колыбельных песен, редко загадывают детям загадки, читают потешки, не употребляют в речи пословицы и поговорки. Но родители показали большую заинтересованность в направлении работы предложенной нами.
Мы выяснили, что работа по использованию малых форм фольклора со старшими дошкольниками организована у нас недостаточно. Следовательно, необходима комплексная методика развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора.
Работу по речевому развитию детей мы начали с пополнения развивающей среды в группе. Добавили в уголок речевого развития, новые дидактические игры на тему народного творчества: «Что лишнее?», «Чего не бывает?», «Кто что делает?», «Найди ошибку», «Цепочка слов», «Собери пазлы», «Русские промыслы» и т.д.
Создали альбомы с участием детей и родителей: «Традиционная народная кукла» ( плюс презентация), «Разные виды матрешек», «Сказки – загадки» ит.д.
Подобрали серии картинок:
Расскажи сказку по серии картинок.
Серии картинок по развитию связной речи.
Предметные и сюжетные картинки по развитию речи.
Пополнили библиотеку новой литературой: русскими народными сказками, пословицами, поговорками, потешками, загадками и т.д. Совместно с детьми и родителями создали театрализованную зону: костюмерную, декорации, различные виды театров.
Развитие речи дошкольников мы старались дополнить использованием малых форм фольклора на музыкальных занятиях. Детский фольклор дает нам возможность приобщать ребёнка к народному творчеству. Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, восприятие жизни. Нами разработан перспективный план для старших дошкольников на два года. Работа ведётся систематически как на музыкальных занятиях, так и на занятиях логоритмикой.
Знания по развитию речи малых форм фольклора дети получали в непосредственной образовательной деятельности, во время прогулок, экскурсий, праздников и развлечений, во время бесед, чтения книг, в изодеятельности, в театрализованной деятельности, игровой и другой совместной деятельности. Познакомили детей с новыми поговорками и пословицами, затем сами подбирали их по смыслу. Создали альбом «Пословицы и поговорки». Детей старшего возраста следует приучать слышать, понимать, запоминать и использовать в речи пословицы и поговорки. Активировать в речи такие выражения как «водить за нос», «дать волю рукам», «нос повесить», «сказать – узлом завязать», «зарубить на носу». Мы старались, чтобы дети поняли, что пословицы и поговорки это неделимая единица, которая дает определенный смысл.
Для совершенствования дикции в непосредственной образовательной деятельности по развитию речи использовали заучивание скороговорок. Совместно с родителями ребята изготовили альбом скороговорок в рисунках детей и родителей.
Каждый ребенок рассказывал свою скороговорку, в результате чего дети выучили все скороговорки друг от друга. В свободное время старшие дошкольники с удовольствием рассматривают этот альбом, озвучивая рисунки. Произнесение скороговорок носит творческий характер: произнеси четко, с изменением темпа и силы голоса, выразить настроение, желание или намерение (огорчение, удивление, просьбу, нежность, ласку). С этой целью мы в своей работе использовали не только скороговорки, но и потешки.
Дети с удовольствием используют в речи потешки, любят рассматривать «Альбом потешек с иллюстрациями». Также предложили родителям совместно с детьми проиллюстрировать любимые потешки, создав «Альбом потешек в рисунках детей и родителей».
Нами была проведена работа по развитию у детей навыков речи-доказательства и речи-описания посредствам загадки. Чтобы вызвать у детей потребность в доказательстве, надо при отгадывании загадок ставить перед ребенком конкретную цель: не просто отгадать загадки, но и обязательно доказать, что отгадка правильна. В совместной деятельности с детьми мы создали альбом загадок. Схемы составления загадок.
Для полного использования развивающего потенциала малых форм фольклора мы применяли их в режимных моментах с целью создания благоприятной речевой среды. Это концовки, частушки, дразнилки, заклички и поговорки, прибаутки и небылицы, частушки и скороговорки.
Большой раздел устного народного творчества русского народа составляет народный календарь. В своей работе мы старались его придерживаться. Так организовали календарно-обрядовые праздники: «Осеннюю ярмарку», «Колядки», «Посиделки», «Музей русская изба», «Пасха». Разработали конспекты праздников и развлечений. С ребятами проводили различные литературные развлечения: игру-викторину «Русские народные сказки», игру-путешествие «Русская изба», мастерская «Народная кукла». Составили по ним конспекты.
В непосредственно образовательной деятельности познавательного цикла решали речевые задачи, задачи обогащения словаря. Цель данной деятельности: обратить внимание детей на жанровые и языковые особенности: «В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу…» (знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками о русском быте и гостеприимстве), «Русские потешки», «Счастливая рыбка», «Баю-баю-баю-бай! Поскорее засыпай», «Знакомство с народной куклой», «Семейные обычаи на Руси», «Путешествие в старину сказок», «Загадка – то интересно», «Путешествие по русской ярмарке. Потешки, поговорки, пословицы», «Мастерская слова. Частушки, прибаутки, небылицы, заклички».
Данная непосредственно образовательная деятельность позволяет использовать произведения фольклора различных жанров, сочетание различных видов деятельности. Таким образом, они носят интегрированный характер.
Интерес детей к колыбельным песням усилился после того, как мы стали использовать их в непосредственно деятельности и сюжетных играх.
В своей работе мы широко использовали народные игры. Дети знают русские народные игры, с удовольствием в них играют вместе с воспитателями и могут организовать самостоятельно. Водящего в играх дети выбирают с помощью считалки, которая также относится к одной из малых форм фольклора.
Ребята совместно с воспитателями и родителями изготавливали композиции по мотивам русских народных сказок. Дети могут назвать и пересказать знакомую сказку воспитателю, друг другу, родителям.
Совместно с воспитателями сочинили сказку-перевертыш « Колобок – великан»; сказки на новый лад: «День рожденье колобка»; «Дружные звери». А затем в свободной деятельности проиллюстрировали эти сказки.
С детьми инсценировали спектакли по мотивам русских народных сказок «Гуси-лебеди», «Колобок на новый лад», кукольный спектакль «Крылатый, мохнатый, масляный», русские народные сказки пальчиковый театр «Кот, петух и лиса», «Теремок», а также спектакли настольного театра, на фланелеграфе, из бисера и другие. Ребята с удовольствием принимали участия в этом занимательном творческом процессе. Разработали конспекты праздников, спектаклей, инсценировок с использованием фольклора. Для постановки спектаклей широко использовали декорации, костюмы собственного изготовления, различные виды театров.
Побывали в детской библиотеке, где нам рассказали о истории древней Руси, создали с помощью родителей и сотрудников мини-музей «Русская изба».
Проблему развития речи средствами малых форм фольклора мы решали в тесной связи с родителями: сочиняли сказки, делали рисунки к потешкам и скороговоркам, ставили спектакли, готовили выставку фотографий, создавали уголок народного быта в группе. Родители принимали активное участие в праздниках и развлечениях, исполняли роли героев сказок, показывали кукольный спектакль.
Чтобы убедиться в эффективности работы по развитию речи старших дошкольников средствами малых фольклорных форм, мы провели диагностику на промежуточном этапе работы, в результате которой мы увидели положительную динамику в повышении уровня речевых умений старших дошкольников.
Диагностика речевых умений и навыков детей на контрольном этапе показала следующие результаты: высокий уровень – 65 %; средний – 35 %.
В процессе работы были замечены такие изменения:
- у детей повысился интерес к устному народному творчеству; они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно организуют игры-забавы с помощью считалок;
- у родителей также замечен повышенный интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют их смысл.
Исходя из анализа проведённой работы можно сделать вывод, что проделанная нами работа благоприятно воздействует на развитие речи детей, средствами малых форм фольклора и при правильно созданных педагогических условиях.