Конспект воспитательного часа Для кого и для чего мы учимся

Класс 8-А
Классный час на тему «Для кого и для чего мы учимся?»

Цель: помочь учащимся осознать и сформулировать мотивы и цели обучения, выявить соотношение познавательных и социальных мотивов.
Задачи:
- воспитывать уважения к себе,
- способствовать развитию аналитического мышления,
- учить формулировать собственное мнение и аргументировать его.
Образовательные:
Познавательные универсальные учебные действия
Формирующие умственные операции:
·- Сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства;
·- Сопоставлять  объекты по нескольким признакам;
Формирующие поисковую и исследовательскую деятельность:
·- Высказывать предположения;
·- Выявлять известное и неизвестное;
Универсальные учебные действия (регулятивные, коммуникативные)
·- Формировать умение оценивать результаты своей деятельности;(Р)
·- Формировать умение работать в малых группах;(К)
·- Формировать умение объяснять свой выбор, отвечать на поставленный вопрос;(К)
·- Формировать умение корректировать свои действия и других;(Р)
·- Формировать вербальные и невербальные способы коммуникации.(К)
Универсальные учебные действия (личностные)
·- Формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру;
·- Формировать личностную мотивацию учебной деятельности;
Форма проведения: беседа, тренинг.

План:
1. Вступительное слово учителя. Просмотр презентации (слайд 1 – 2).
2. Построение лесенки «Зачем я учусь?» (слайд 3).
3. Тренинг «Составление коллективного образа». Защита проекта (слайд 4).
4. Тренинг «Ладошки» (слайд 5).
5. Наши секреты (слайд 6-7).
6. Обсуждение притчи (слайд 8).
Заключительное слово учителя. Рефлексия.

Ход проведения
Организационный момент. Вводная часть.
Вступительное слово учителя.
- Здравствуйте, ребята, уважаемые гости!
- Я рада приветствовать вас на классном часе. Тему которого вы сможете сформулировать, прослушав стихотворение
этап. Актуализация знаний.
Чтение стихотворения. Беседа по его содержанию.
Скажи, мой друг, а к жизни ты готов,
К такой, чтоб за нее ты не стыдился,
Чтоб в час любой и день любой
Ты и себе и людям пригодился?
И что же слышу я в ответ?
- Скорее нет, пока что нет.
Но ты ведь думаешь о том,
Что впереди дорога жизни,
Что надо «Я» свое сказать
И послужить своей Отчизне?
И что услышал я тогда?
- Конечно, думаю я, да.
А знаешь, что такое воспитать
Себя для жизни, счастья и признанья?
Как умным и достойным стать?
В ответ – заняться самовоспитаньем!
- О чем говорится в стихотворении? Что главное в самовоспитании? Что делает человек, занимаясь самовоспитанием? А через какие формы деятельности может научиться человек?
Вот мы и подошли к теме нашего классного часа.
- Учиться, а что это значит? (ответы детей )
- А зачем человек и каждый из вас учиться мы выясним, выполняя следующие задания.
Беседа. Слайд 1.
Сегодня я хотела бы предложить вам задуматься над таким важным вопросом «Зачем я учусь?» Вы каждый день ходите в школу, это вошло у вас в привычку, но не каждый из вас сможет ответить на этот вопрос.
Некоторые скажут, что учатся для родителей, другие – не смогут ответить, а третьи - что для себя, чтобы интересно было жить.
Народная мудрость гласит Слайд 2:
«Не надейся на силу, надейся на ум». (Башкирская пословица)
«Ученый водит, неученый следом ходит». (Русская пословица)
Как вы понимаете пословицы? Согласны ли вы с ними?
Какие пословицы о знаниях и учебе вы знаете?
1. Умная голова сто голов кормит. Худая и себя не прокормит.
2. Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
3. Идти в науку – терпеть муку.
4. Без муки – нет науки.
5. Корень учения горек, да плод его сладок.
6. Красна птица пером, а человек ученьем.
7. Ученье свет, а неученье тьма.
8. Ученье в счастье украшает, а в ненастье утешает.
9. Учиться всегда пригодится.
10. Не учась, и лаптя не сплетешь.
11. Учи сына, пока поперек лавки лежит. А как вдоль ляжет – тогда поздно учить.
12. К мягкому воску печать, а к юну ученье.
13. Чему смолоду не научился, того и под старость не будешь знать.
14. Учиться никогда не поздно.
15. Век живи, век учись.
16. Недоученный и переученный хуже неученого.
17. Азбука наука, а ребятам мука.

этап. Основной этап классного часа.
Работа с рейтингом мотивов. Слайд 3.
Чтобы ответить на вопрос «Зачем я учусь», давайте построим с вами лесенку. Делятся на две группы. На листочках написаны предложения, их надо расставить в виде лесенки. На самой верхней ступени будет стоять САМОЕ ВАЖНОЕ, для чего ты учишься. На ступеньке ниже – менее важное, на следующей ступени – еще менее важное и так, пока не заполните все восемь ступенек. Раздать группам.
На доске записаны мотивы (познавательные и социальные):
Я учусь для того, чтобы все знать.
Я учусь, потому что мне нравится процесс учения.
Я учусь для того, чтобы получать хорошие оценки.
Я учусь для того, чтобы научиться самому решать задачи.

Я учусь для того, чтобы быть полезным людям.
Я учусь для того, чтобы учитель был доволен моими успехами.
Я учусь для того, чтобы своими успехами радовать родителей.
Я учусь для того, чтобы за мои успехи меня уважали товарищи.
Обсуждение. Кто из вас хочет продемонстрировать рейтинг мотивов, который он выстроил?
Анализ рейтинга
Таким образом, на первое место человек ставит познавательные или социальные мотивы. (Листочки с ответами учитель может собрать и обсудить результаты с родителями.)
(Результаты, свидетельствуют о соотношении социальных и познавательных мотивов учения школьника, которые определяются по тому, какие мотивы занимают первые четыре места в иерархии. В случае если эти места занимают два социальных и два познавательных мотива, делается вывод об их гармоничном состоянии у школьника. Если эти места занимают три или четыре мотива одного типа, делается вывод о доминировании данного типа мотивов учения (например, социальных).
Тренинг «Составление коллективного образа». Коллаж. Слайд 4.
Цель тренинга – показать учащимся негативное влияние плохой учёбы на будущее человека.
Составление коллективного образа – символа успешного ученика и ученика, который не хочет учиться. С двух сторон доски учитель прикрепляет ватманы с изображением. Учащиеся каждой группы прикрепляют карточки, которые характеризуют учеников. Защита проекта.
Учащиеся при работе опираются на следующий план:
Внешний вид
Черты характера
Отношения с родными
Отношения с друзьями
Увлечения
Духовная жизнь
Физическое самочувствие и т.д.
Тренинг «Ладошки». Слайд 5.
Попросите учащихся взять лист чистой бумаги и обвести карандашом кисть руки. Дать инструкцию к выполнению:
- в центре ладони написать основную причину, по которой, на ваш взгляд, вы плохо учитесь, т.е. что вам мешает учиться;
- внутри каждого пальца написать последствия, связанные с плохой учёбой;
- на внешней стороне пальцев, как заинтересовать. Коллективное обсуждение.
Секреты хорошей учебы.
Учеба – это труд. Для кого-то он легче, для кого-то сложнее. Но у каждого есть свои секреты хорошей учебы. Что же помогает вам легче осваивать учебный материал, получать хорошие оценки? Поделитесь своими секретами. Слайд 6-7.
Подведём итог.
Памятка успешного ученика
Не отвлекайтесь на уроках по пустякам и не отвлекайте других, так как услышанное и понятое на уроке во многом облегчит усвоение материала урока и подготовку домашнего задания.
Задавайте вопросы учителю, если вы не поняли что-то или если вы хотите получить дополнительную информацию; будьте “соучастником” учебного процесса.
Работая дома с информацией учебника, выделяйте главное, можно даже записывать на листочек то, что вы выделили. Эти знания прочнее закрепятся в памяти.
Готовьтесь ко всем предметам. Почувствуйте, насколько комфортно и спокойно будет вам на уроках. Оцените это.
Постарайтесь не списывать. Списанное – это чужие знания, не твои, ты их “украл”. Это интеллектуальное “воровство”.
Работа с притчей. Слайд 8.
Я хочу рассказать вам притчу.
Однажды к мудрецу постучали. Он открыл дверь и, по своему обыкновению, спросил: 
Ты зачем пришёл? 
Я пришёл учиться у тебя, ответил человек. 
Мудрец захлопнул дверь и сказал: 
Поищи другое место. Я не учитель. Найдёшь себе другого, с кем изучать Писание. 
Но почему же? спросила мудреца его жена. Почему ты прогнал его? Он производит впечатление искренне жаждущего. 
Те, кто интересуется изучением Писания, глупы. Они хотят "спрятаться", сказал мудрец. 
На другой день постучал другой человек. Мудрец открыл дверь и спросил: 
Почему ты здесь? Что тебе надо? 
Я пришёл, чтобы рядом с вами научиться служить человечеству, ответил тот. 
Проваливай, сказал мудрец. Ты ошибся дверью. 
Жена была поражена: 
Он же не просил изучать с ним Писание. Из него получился бы великий преобразователь общества или что-то подобное.
Он хотел служить человечеству. Такая чистая, верующая душа. Почему ты отказал ему? 
Тот, кто не знает сам себя, сказал мудрец, не может никому служить. От его служения в итоге одно несчастье. 
На третий день постучал ещё один человек. Мудрец открыл дверь и спросил: 
А тебе чего? 
Я очень глуп, ответил тот. Нельзя ли мне немного помочь избавиться от этого? 
Мудрец поцеловал его и сказал: 
- Входи. Я жду тебя. 
Обсуждение притчи. 
- Как вы думаете, почему мудрец прогнал первого ученика?
- Почему прогнал второго ученика?
- И почему принял третьего?
Вывод по притче:
Не надо стремиться получить только определённые знания, нужно учиться всему.
Все наши знания нам пригодятся. Я желаю вам удачи, успехов в учебе, радости познания.
Итог классного часа
Рефлексия.
– Что больше всего запомнилось?
– Чему вы научились?
- Как умным и достойным стать?
- Думаю, что вы сегодня пусть немного, но приблизились к своей цели по самовоспитанию.
И в заключение я хочу обратиться к вам словами американского поэта Уолта Уитмена: «Ни у кого нет таких дарований, которых бы не было у тебя, ни такой красоты, ни такой доброты, какие есть у тебя, ни дерзания такого, ни терпения, какие есть у тебя». Я желаю вам удачи, успехов в учебе, радости познания.
Метод "ХИМС". Слайд 9.
Этот метод позволяет быстро выяснить впечатления участников тренинга по следующим вопросам:
Хорошо...
Интересно...
Мешало...
Возьму с Собой
Каждый участник должен, по возможности, откровенно ответить на эти вопросы, включая и свое личное самочувствие, которое тоже влияет на продуктивность работы на классном часе.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


Символ неуспешного ученика

Символ успешного ученика