Рабочая программа по истории России к предметной линии учебников Данилова А.А, Косулиной Л.Г и истории Нового времени Ревякина А.В.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Место и роль исторического знания в образовании школьников обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека.
В современной России историческое образование служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан.
Роль учебного предмета «История» в подготовке семиклассников к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет «История» дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества.
История, основанная на достоверных фактах и объективных оценках, представляет собирательную картину социального, нравственного, созидательного, коммуникативного опыта людей. Она служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, об общественном существовании.
Для полноценной реализации дисциплины используются УМК по истории России Данилова А.А., Косулиной Л.Г. (Данилов А.А.,Косулина Л.Г. История России : Конец XVI- XVIII век. 7 класс– М.: Просвещение, 2009), Рабочая программа по истории России к предметной линии учебников Данилова А.А, Косулиной Л.Г М.: Просвещение, 2014. Программа взята с офицального сайта издательства - http://www.prosv.ru/ ; новой истории – Ревякина А.В,. Новая история, 1500-1800: Учебник для 7 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2010. Рабочие программы по истории нового времени к предметной линии учебников под редакцией А.О.Чубарьяна 5-9 классы- М; «Просвещение» 2011 г.
Главная цель изучения истории - образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.
Задачи обучения.
Предметные задачи:
овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
формирование умения воспринимать событие, явление в пространстве и времени, в историческом движении, вычленять периоды и этапы исторического процесса.
овладение законченным систематизированным комплексом социально значимой информации, почерпнутой также на уроках обществознания, географии, литературы, естествознания.
формирование у учащихся ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Общая характеристика учебного предмета
Изучение истории должно формировать у учащихся целостное представление об историческом пути народов, основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях истории. При этом отбор фактологического материала осуществляется таким образом, чтобы он способствовал воспитанию гражданских и патриотических качеств учащихся, содействовал формированию личностного отношения к истории своей страны, стимулировал желание самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своей Родины.
В 7 - ом классе задачей курса истории является «погружение» учащегося в эпоху, формирование понимания ее «духа» через мысли людей, вещи, события, процессы и явления. Программа предполагает знакомство учащихся с некоторыми документальными источниками (они используются с учетом познавательных возможностей школьников и лишь в отрывках). На элементарном уровне происходит ознакомление учащихся с путями формирования исторического знания, вследствие чего у школьников складывается критический взгляд на события и их оценки, на мотивы поступков исторических деятелей. Семиклассник должен овладеть законченным систематизированным комплексом социально значимой информации по истории изучаемого периода, необходимой для ориентации в историческом и жизненном пространстве и в то же время являющейся базой для наращивания исторических и обществоведческих знаний в следующем классе. В то же время при построении курсов истории учитывается в первую очередь не логика фундаментальной науки, а задачи и особенности данной ступени школьного образования. Не допускается перегрузка учащихся излишней информацией.
Внутренняя периодизация в рамках этих курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала.
Место учебного предмета «История» в Базисном учебном (образовательном) плане.
Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5–9 классах в общем объеме 350 часов, в 7 классе по 2 часа в неделю.
Предмет «история» в 7 – ом классе включает два курса: первое полугодие изучается новая история – 30 часов; второе полугодие – истории России – 40 часов. Рабочая программа составлена с учетом данных особенностей преподавания курса истории. Предполагается последовательное изучение двух курсов. Результатом изучения истории в 7 классе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
Требования к уровню подготовки выпускников
По результатам изучения дисциплины учащиеся должны знать:
хронологию, работу с хронологией;
исторические факты, работу с фактами: характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
Работу с историческими источниками: читать историческую карту с опорой на легенду; проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.); сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
Описание (реконструкция): рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках; характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи; на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
Анализ, объяснение: различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка); соотносить единичные исторические факты и общие явления; называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий; сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия; излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
Работу с версиями, оценками: приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе; определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
Уметь:
соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории; указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий
рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
применять знания и умения в общении, социальной среде:применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий; использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
применять знания и умения в общении, социальной среде: применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий; использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде; способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Основу курса истории в 7 классе составляют следующие содержательные линии:
1. Историческое время — хронология и периодизация событий и процессов.
2. Историческое пространство — историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.
3. Историческое движение: эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники; изменение характера экономических отношений; формирование и развитие человеческих общностей — социальных, этнонациональных, религиозных и др.; динамика социальных движений в истории (мотивы, движущие силы, формы); образование и развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и механизмы смены власти; взаимоотношения власти и общества; тенденции и пути преобразования общества; основные вехи политической истории; история познания человеком окружающего мира и себя в мире; становление религиозных и светских учений и мировоззренческих систем; развитие научного знания и образования; развитие духовной и художественной культуры; многообразие и динамика этических и эстетических систем и ценностей; вклад народов и цивилизаций в мировую культуру; развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность); проблема войны и мира в истории.
Сквозная линия, пронизывающая и связывающая все названное выше, — человек в истории. Она предполагает характеристику: а) условий жизни и быта людей в различные исторические эпохи; б) их потребностей, интересов, мотивов действий; в) восприятия мира, ценностей.
Новая история. Конец XV—XVIII В. 30 ч.
Понятие «Новая история», хронологические рамки Новой истории.
Великие географические открытия и их последствия
Путешествия В. да Гамы, Х. Колумба, Ф. Магеллана. Открытие европейцами Америки, торговых путей в Азию. Захват и освоение европейцами Нового Совета. Порабощение населения завоеванных территорий. Э. Кортес. Ф. Писарро. Начало создания колониальных империй. Пиратство. Ф. Дрейк.
Эпоха Возрождения
Духовные искания эпохи Возрождения. Гуманизм. Данте Алигьери. Э. Роттердамский. Ф. Рабле. Т. Мор. В. Шекспир. Искусство Ренессанса. Переворот во взглядах на природу. Н. Коперник. Дж. Бруно. Г. Галилей. Р. Декарт. Начало процесса модернизации в Европе в XVI-XVII вв. Зарождение капиталистических отношений. Буржуазия и наемные рабочие. Совершенствование техники. Возникновение мануфактур, развитие товарного производства. Торговые компании.
Реформация. Утверждение абсолютизма
Причины Реформации. Протестантизм. М. Лютер. Ж. Кальвин. Распространение идей Реформации в Европе. Контрреформация. И. Лойола. Религиозные войны. Европейские государства в XVI-XVII вв. Утверждение абсолютизма. Укрепление королевской власти в Англии и Франции. Генрих VIII. Елизавета I. Кардинал Ришелье. Людовик XIV. Испанская империя при Карле V. Тридцатилетняя война и Вестфальская система.
Первые буржуазные революции
Нидерланды под властью Испании. Революционно-освободительная борьба в провинциях Нидерландов. Создание Голландской республики. Английская революция середины XVII в. Король и парламент. Гражданская война. Провозглашение республики. О. Кромвель. Реставрация монархии. «Славная революция».
Страны Европы и Азии в эпоху Просвещения
Эпоха Просвещения. Развитие естественных наук. И. Ньютон. Английское Просвещение. Д. Лок. Французское Просвещение. Вольтер. Ш. Монтескье. Ж.Ж. Руссо. Д. Дидро. Художественная культура XVII-XVIII вв.: барокко, классицизм, сентиментализм. Просвещенный абсолютизм в Центральной Европе. Австрия и Пруссия в XVIII в. Фридрих II. Семилетняя война. Английские колонии в Америке. Война за независимость и образование США. Т. Джефферсон. Б. Франклин. Дж. Вашингтон. Конституция 1787 г. Кризис абсолютизма во Франции. Великая французская революция. Начало революции. Революционные политические группировки. «Гора» и «жиронда». Ж. Дантон. М. Робеспьер. Ж.П. Марат. Свержение монархии. Революционный террор. Якобинская диктатура. Термидорианский переворот. Директория. Революционные войны. Наполеон Бонапарт. Итоги и значение Великой французской революции, ее влияние на страны Европы. Ослабление Османской империи. Держава Великих Моголов в Индии и ее распад. Начало европейскогоавоевания Индии. Покорение Китая маньчжурами. Империя Цин. Образование централизованного государства в Японии. И. Токугава.
История России. 40 ч.
ТЕМА 1. РОССИЯ НА РУБЕЖЕ XVI-XVII вв. (4 ч)
Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова. Внутриполитическое положение в стране после смерти Ивана Грозного. Царь Федор Иоаннович. Борьба за власть. Борис Годунов. Учреждение патриаршества. Пресечение династии Рюриковичей. Избрание на царство Бориса Годунова. Социально-экономическая политика. Голод 1601 — 1603 гг. Обострение социальных противоречий. Международная политика. Торговые и культурные связи со странами Западной Европы.
Смута. Причины и суть Смутного времени. Лжедмитрий I. Поход на Москву. Внутренняя и внешняя политика Лжедмит-рия I. Боярский заговор. Воцарение Василия Шуйского. Восстание Ивана Болотникова. Лжедмитрий П. Тушинский лагерь. Вторжение Польши и Швеции. Семибоярщина. Освободительная борьба против польских и шведских интервентов. Ополчение Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы. Земский собор 1613 г. Начало династии Романовых.
Основные понятия темы
Смута, патриаршество, крестьянское восстание, самозванчество, интервенция, Семибоярщина.
ТЕМА 2. РОССИЯ В XVII в. (9 ч)
Политический строй. Первые Романовы: усиление самодержавной власти. Ослабление роли Земских соборов и Боярской думы. Начало становления абсолютизма. Возрастание роли государственного аппарата и армии. Реформаторская деятельность А. Л. Ордина-Нащокина и В. В. Голицына, царя Федора Алексеевича.
Экономическое и социальное развитие. Экономические последствия Смуты. Усиление роли барщины и оброка. Новые явления в экономике. Рост товарно-денежных отношений. Развитие мелкотоварного производства. Возникновение мануфактур и наемного труда. Развитие торговли. Ярмарки. Формирование всероссийского рынка. Рост городов.
Усиление позиций дворянства. Соборное уложение 1649 г. Окончательное закрепощение крестьян. Основные категории городского населения. Духовенство. Казачество.
Народы России в XVII в. Освоение Сибири.
Народные движения. Причины и особенности народных волнений. Городские восстания (Соляной бунт, Медный бунт). Восстание под предводительством Степана Разина.
Власть и церковь. Церковь после Смуты. Патриарх Филарет. Патриарх Никон. Церковный раскол. Протопоп Аввакум. Церковный собор 1666—1667 гг.
Внешняя политика. Россия и Речь Посполитая. Смоленская война. Присоединение Левобережной Украины и Киева к России. Русско-польская война 1653 —1667 гг. Русско-турецкие отношения. Русско-турецкая война 1676—1681 гг. Крымские походы.
Образование и культура в XVII в. Усиление светского характера культуры. Образование. Научные знания. Русские первопроходцы. С. И. Дежнев. В. Д. Поярков. М. В. Стадухин. Е. П. Хабаров. Литература. Сатирические повести («О Шемя-кином суде», «О Ерше Ершовиче»). Автобиографические повести («Житие» протопопа Аввакума). Зодчество. Б. Огурцов. Шатровый стиль. Коломенский дворец. Церковная архитектура. Живопись. Симон Ушаков.
Сословный быт. Обычаи и нравы. Царский двор. Боярский и дворянский быт. Жизнь посадского населения. Повседневный быт и обычаи крестьян.
Основные понятия темы
Мелкотоварное ремесло, мануфактура, фабрика, ярмарка, всероссийский рынок, протекционизм, тягло, белые слободы, крепостное право, абсолютизм, крестьянская война, церковный раскол, старообрядчество, обмирщение культуры, парсуны.
ТЕМА 3. РОССИЯ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII в. (11 ч)
Преобразования Петра I. Предпосылки петровских преобразований. Личность Петра. Великое посольство 1697— 1698 гг.
Реорганизация армии. Упразднение Боярской думы и приказной системы. Учреждение Правительствующего сената, коллегий, Тайной канцелярии. Указ о единонаследии. Табель о рангах. Губернская реформа. Изменение системы городского управления.
Церковная реформа. Упразднение патриаршества. Учреждение Святейшего Правительствующего синода.
Утверждение абсолютизма. Провозглашение России империей.
Реформы в экономике. Политика протекционизма и меркантилизма. Использование зарубежного опыта в сельском хозяйстве, мануфактурном производстве, судостроении. Ремесленные цехи. Денежная реформа. Налоговая реформа. Подушная подать. Развитие путей сообщения. Начало строительства Вышневолоцкого, Ладожского обводного, Волго-Донского каналов.
Цена и последствия реформ Петра I.
Внешняя политика Петра I. Северная война 1700—1721 гг. «Нарвская конфузил». Полтавская битва. Победы русского флота у мыса Гангут и острова Гренгам. Ништадтский мир.
Восточное направление внешней политики. Прутский поход. Каспийский поход.
Итоги внешней политики Петра I.
Народные движения. Причины народных восстаний в Петровскую эпоху. Астраханское восстание. Восстание под руководством К. А. Булавина. Башкирское восстание. Религиозные выступления. Восстания работных людей. Значение и последствия народных выступлений.
Изменения в культуре. Культура «верхов» и культура «низов». Распространение просвещения, научных знаний. Я. В. Брюс. Л. Ф. Магницкий. Развитие техники. А. К. Нартов. Создание Академии наук, Кунсткамеры, Военно-морского и Артиллерийского музеев. Открытие первой научной библиотеки.
Архитектура. Петропавловская крепость, Дворец двенадцати коллегий в Петербурге. Начало сооружения дворцового ансамбля в Петергофе. Д. Трезини. В. В. Растрелли. И. К. Коробов.
Изобразительное искусство. Гравюра. А. Ф. Зубов. Светская живопись. И. Н. Никитин.
Изменения в быту. Новый порядок летосчисления. Внедрение европейской одежды и кухни. Ассамблеи. «Юности честное зерцало». Значение культурного наследия Петровской эпохи.
Основные понятия темы
Рекрутская система, «потешные войска», посессионные крестьяне, приписные крестьяне, подушная подать, протекционизм, меркантилизм, камерализм, ассамблеи, политес, кунсткамера, цифирные школы, домовитое казачество, голут-венное казачество, прелестные письма.
ТЕМА 4. РОССИЯ В 1725-1762 гг. (4 ч)
Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Фаворитизм. Елизавета Петровна.
Внутренняя политика. Изменение системы центрального управления. Верховный тайный совет. Кабинет министров. «Конференция при высочайшем дворе». Расширение привилегий дворянства. Ужесточение политики в отношении крестьянства, казачества, национальных окраин. Экономическая политика. Рост мануфактурного производства. Учреждение Дворянского и Купеческого банков.
Внешняя политика. Основные направления внешней политики. Русско-турецкая война 1735—1739 гг. Русско-шведская война 1741—1742 гг. Присоединение к России казахских земель. Россия в Семилетней войне 1757—1762 гг. П.А.Румянцев. П. С. Салтыков.
Основные понятия темы
Кондиции, олигархия, фаворит, дворянские монополии, Дворянский банк.
ТЕМА 5. РОССИЯ В 1762-1800 гг. (10 ч)
Екатерина П. Внутренняя политика Екатерины П. Особенности внутренней политики. Политика просвещенно- го абсолютизма. Вольное экономическое общество. Уложенная комиссия. Золотой век российского дворянства. Жалованные грамоты дворянству и городам. Ужесточение внутренней политики в 70—90-е гг. XVIH в.: причины и последствия. Губернская (областная) реформа. Ужесточение крепостничества.
Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева. Причины войны. Пугачев и его программа. Основные этапы борьбы. Значение и последствия войны.
Экономическое развитие. Начало разложения феодально-крепостнической системы. Сельское хозяйство. Рост мануфактур и промыслов. Предпринимательство, торгово-промышленные компании. Торговля. Финансы. Итоги экономического развития.
Развитие общественной мысли. Проникновение либеральных идей в Россию. Н. И. Новиков. А. Н. Радищев. Борьба самодержавия с вольнодумством.
Павел I. Внутренняя политика Павла I. Изменение порядка престолонаследия. Ставка на мелкопоместное дворянство. Политика в отношении крестьян. Комиссия для составления законов Российской империи. Репрессивная политика.
Внешняя политика. Основные направления внешней политики. Русско-турецкие войны. Русское военное искусство. А. В. Суворов. Ф. Ф. Ушаков. Присоединение Крыма, Северного Причерноморья. Греческий проект Екатерины II. Г. А. Потемкин. Георгиевский трактат. Участие России в разделах Речи Посполитой. Присоединение Правобережной Украины, Белоруссии, Литвы, части Латвии. Русско-шведская война 1787—1791 гг. и ее значение. Политика «вооруженного нейтралитета». Борьба с революционной Францией. Внешняя политика Павла I.
Культура и быт во второй половине XVIII в. Развитие образования. Зарождение общеобразовательной школы. Открытие Московского университета (1745 г.). Становление отечественной науки. Академия наук. М. В. Ломоносов. М. И. Шеин. Г. В. Рихман. В. Н. Татищев. Академические экспедиции. В. Беринг. С. П. Крашенинников. Освоение Русской Америки. Развитие техники. И. Ф. и М. И. Моторины. И. И. Ползунов. К. Д. Фролов. И. П. Кулибин.
Литература. Новое стихосложение. В. К. Тредиаковс-кий. Драматургия. А. П. Сумароков. Русские просветители. Д. И. Фонвизин. Г. Р. Державин. А. Н. Радищев. Н. И. Новиков. Русский сентиментализм. Н. М. Карамзин.
Театр. Ф. Г. Волков. Крепостные театры. П. И. Ковалева-Жемчугова. Т. В. Шлыкова-Гранатова.
Музыка. Д. С. Бортнянский. В. А. Пашкевич. Е. И. Фомин. Русская народная музыка.
Изобразительное искусство. Историческая живопись. А. П. Лосенко. Г. И. Угрюмов. Портрет. А. П. Антропов. И. П. и Н. И. Аргуновы. Ф. С. Рокотов. В. Л. Боровиковский. Крестьянский быт в картинах М. Шибанова. Зарождение русской скульптуры. Ф. И. Шубин.
Архитектура. Барокко. В. В. Растрелли (Зимний дворец, Большой Петергофский дворец, Большой Екатерининский дворец в Царском Селе). Русский классицизм. В. И. Баженов (Дом Пашкова, Царицынский ансамбль, Гатчинский и Павловский дворцы). М. Ф. Казаков (здание Сената в Московском Кремле, Московский университет, Петровский дворец, дом князей Долгоруких в Москве). И. Е. Старов (Александро-Невская лавра, Таврический дворец). Начало ансамблевой застройки городов.
Перемены в жизни крестьян и горожан: жилище, одежда, питание, досуг, обычаи.
Основные понятия темы
Просвещенный абсолютизм, Манифест о вольности дворянства, секуляризация церковных земель, Уложенная комиссия, месячина, отхожие промыслы, капиталистые крестьяне, ассигнации, крестьянская война, классицизм, сентиментализм, деспотия.
Итоговое повторение и обобщение (1 ч). Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв.
Тематическое планирование по дисциплине «История» в 7 классе
Наименование разделов Максимальная нагрузка на учащегося, ч.
Теорет. обучение, ч. Практ.
работы, ч. Контрольные
работы, ч. Самостоятельная работа, ч.
Мир в начале нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация 17 14 2 - 1
Эпоха Просвещения. Время преобразований 8 6 1 - 1
Традиционные общества Востока. Начало колонизации 2 2 - - -
Обобщающий урок «Мир в первый период Нового времени» 1 - 1 - -
Россия на рубеже XVI-XVII вв. 4 3 1 - -
Россия в XVII в. 10 7 2 1 -
Россия в первой четверти XVIII в. 11 7 2 1 1
Россия в 1725-1762 гг. 4 3 - 1 -
Россия в 1762-1800 гг. 11 7 2 1 1
Итоговое повторение и обобщение 2 2 - - -
Всего 70 49 12 4 4
Тематический план по курсу «История». 7 класс
№
п\п Наименование
разделов и тем Вид занятия Кол-во
часов Виды самостоятельной работы
Новая история. 30 часов
Мир в начале нового времени. Великие географические открытия.
Возрождение. Реформация. (18 часов)
1 От средневековья к Новому
Времени. Урок изучения нового материала 1 Составление плана
2 Технические открытия и выход к Мировому океану Комбинированный урок 1 Заполнение таблицы
3 Великие географические открытия и их последствия. Практикум 1 Работа по карте
4 Усиление королевской власти в XVI—XVII вв. Абсолютизм в Европе. Комбинированный урок 1 Работа по источникам
5 Зарождение капиталистических отношений. Урок с использование ИКТ 1 Работа по тестам
6 Европейское общество в раннее Новое время. Повседневная жизнь. Комбинированный урок с использованием аудио-рассказа 1 Составление вопросов по теме
7 Эпоха Возрождения. Гуманизм. Урок с использованием цифровых образовательных ресурсов 1 Подготовка тезисов выступлений
8 Художественная культура эпохи Возрождения. Комбинированный урок 1 Работа по источникам
9 Рождение новой европейской науки. Комбинированный урок 1 Заполнение таблицы
10 Начало Реформации в Европе. Комбинированный урок с использованием аудио-рассказа 1 Оценка личности
11 Распространение Реформации в Европе. Контрреформация. Практикум 1 Работа по карте
Работа по источникам
12 Королевская власть и Реформация в Англии. Комбинированный урок 1 Составление вопросов по теме
13 Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции. Урок изучения нового материала 1 Ответы на вопросы к документам
14 Нидерландская буржуазная
революция Урок изучения нового материала с использованием ИКТ 1 Работа по карте
Составление плана
15 Английская буржуазная революция. Комбинированный урок 1 Составление вопросов по теме
16 От республики к конституционной монархии Комбинированный урок с элементами работы по источникам и с использованием аудиолекцииОтветы на вопросы
17 Международные отношения в XVI – XVIII вв. Комбинированный урок 1 Работа по карте
18 Обобщающий урок «Мир в начале нового времени» Практикум 1 Работа с тестами
Эпоха Просвещения. Время преобразований.( 8 ч.)
19 Эпоха Просвещения. Урок изучения нового материала 1 Заполнение таблицы
20 Художественная культура Европы эпохи Просвещения Урок изучения нового материала с использованием ИКТ 1 Подготовка тезисов выступлений
21 На пути к индустриальной эре. Урок изучения нового материала 1 Заполнение таблицы
22 Английские колонии в Северной Америке Практикум Урок изучения нового материала с использованием ИКТ 1 Работа по карте
23 Война за независимость. Образование США
Комбинированный урок с использованием аудио-рассказа 1 Работа по карте
Работа по источникам
24 Великая
Французская революция. Причины и начало.
Комбинированный урок Заполнение таблицы
25 Великая
Французская революция. От монархии к республике Комбинированный урок 1 Заполнение таблицы
26 Великая
Французская революция. От диктатуры к консульству Наполеона Бонапарта
Комбинированный урок
1 Заполнение таблицы
27 Обобщающий урок «Эпоха просвещения» Практикум 1 Работа по тестам
Традиционные общества Востока. Начало колонизации (2 ч)
28 Государства Востока в раннее Новое время Урок изучения нового материала 1 Работа по карте
29 Государства Востока в раннее Новое время Комбинированный урок 1 Составление вопросов по теме
30 Обобщающий урок «Мир в первый период Нового времени» Практикум 1 Работа по тестам
История России.40 часов
Россия на рубеже XVI-XVII вв. 4 ч.
1 Россия в конце ХVI века Урок - практикум 1 Практическая работа по документам
2 Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова. Комбинированный урок с использованием аудио-рассказа 1 Работа по тестам
3 Смутное время. Комбинированный урок с использованием аудио-рассказа 1 Оценка личности
4 Окончание Смутного времени. Комбинированный урок с использованием аудио-рассказа 1 Работа по источникам
Россия в XVII в. 10 ч.
5 Новые явления в экономике. Урок изучения нового материала 1 Ответы на тесты
6 Основные сословия российского общества Практикум 1 Работа по источникам
7 Политическое развитие страны в XVII в. Урок изучения нового материала с использованием ИКТ 1 Работа по тестам
8 Церковный раскол. Комбинированный урок 1 Составление плана
9 Народные движения ХVII века. Практикум 1 Заполнение таблицы
10 Внешняя политика России в XVII веке. Комбинированный урок 1 Выполнение заданий по карте
11 Образование и культура в XVII в. Комбинированный урок с использованием аудио-рассказа 1 Работа по иллюстрациям
12 Образование и культура в XVII в. Урок изучения нового материала 1 Работа по источникам
13 Сословный быт в XVII в. Обычаи и нравы. Практикум 1 Работа по иллюстрациям и источникам
14 Контрольная работа Урок контроля знаний 1 Работа по тестам
Россия в первой четверти XVIII в. 11 ч
15 Предпосылки реформ первой четверти XVIII в. Урок изучения нового материала 1 Работа по источникам
16 Петр I.
Россия на рубеже веков. Комбинированный урок 1 Работа по тестам
17 Северная война. Комбинированный урок 1 Работа по карте
18 Реформы Петра Великого. Урок изучения нового материала 1 Работа по тестам
19 Экономика России в первой четверти XVIII в. Урок с использование ИКТ 1 Работа по карте Работа по иллюстрациям
20 Народные движения первой четверти XVIII в. Урок с использованием цифровых образовательных ресурсов 1 Работа по иллюстрациям
21 Практическая работа по источникам Практикум 1 Работа по источникам
22 Русская культура
эпохи Петра Практикум 1 Работа по тестам
23 Русская культура
эпохи Петра Практикум 1 Работа по иллюстрациям
24 Обобщение по теме «Россия при Петре I».
Обобщающий урок 1 Составление развернутого плана темы
25 Контрольная работа Урок контроля знаний Работа по тестам типа ГИА
Россия в 1725-1762 гг. 4 ч.
26 Дворцовые перевороты. Урок изучения нового материала 1 Работа по источникам
27 Внутренняя политика в 1725 – 1762 гг. Комбинированный урок 1 Выполнение заданий по карте
28 Внешняя политика
России в 1725 – 1762 гг. Урок с использование ИКТ 1 Составление вопросов по теме
29 Контрольная работа Урок контроля знаний 1 Работа по тестам типа ГИА
Россия в 1762-1800 гг. 10 ч.
30 Внутренняя политика Екатерины II Урок с использованием цифровых образовательных ресурсов 1 Работа по источникам и иллюстрациям
31 Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева. Комбинированный урок с использованием аудио-рассказа 1 Составление плана
32 Экономическое
развитие России
во второй полови-
не XVIII в. Урок изучения нового материала 1 Работа по тестам
33 Внешняя политика Екатерины II Практикум 1 Выполнение заданий по карте
34 Россия при Павле I Комбинированный урок 1 Задание «Исторический портрет»
35 Наука и образование во второй половине XVIII в. Урок изучения нового материала с использованием ИКТ 1 Заполнение таблицы
36 Художественная культура второй половины XVIII в. Урок изучения нового материала 1 Выполнение заданий по карте
37 Быт и жизнь во второй половине XVIII в. Практикум 1 Выделение последствий опричнины
38 Обобщение по теме «Россия в XVIII в.» Обобщающий урок 1 Работа по тестам
39-40 Итоговое повторение и обобщение Обобщающий урок 1 Выполнение заданий по источникам
Всего 70 часов
Учебно-методическое и материально-техничесакое обеспечение
образовательного процесса:
УМК по предмету включает:
Программы Примерная программа основного общего образования на базовом уровне по истории. 2004.
-А.В.Ревякин .Новая история 1500-1800. Рабочая программа под редакцией Чебаркуля. Программа взята с офицального сайта издательства - http://www.prosv.ru/ .-Рабочие программы по Истории России к предметной линии учебников Данилова А.А, Косулиной Л.Г М.: Просвещение, 2014. Программа взята с офицального сайта издательства - http://www.prosv.ru/ .Учебники тетрадь А. А. Данилова и Л. Г. Косулиной. История России конец XVI-XVIII век. Просвещение-2010 г.
А. А. Данилова и Л. Г. Косулиной. Рабочая тетрадь История России конец XVI-XVIII век. Просвещение-2015 г.
А.В.Ревякин .Всеобщая история. История нового времени 1500-1800 год. Просвещение-2010 г.
Дидактическое обеспечение учителя. -А.В.Ревякин .Новая история 1500-1800. Методические рекомендации.
-Рабочие программы по Истории России к предметной линии учебников Данилова А.А, Косулиной Л.Г М.: Просвещение, 2014. Программа взята с офицального сайта издательства - http://www.prosv.ru/ .Рабочие программы по истории нового времени к предметной линии учебников А.В.Ревякина под редакцией А.О.Чубарьяна 5-9 классы- М; «Просвещение» 2011 г.
Для изучения учебного предмета ИСТОРИЯ используются следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:
оборудование:
ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебных пособий, дидактических материалов;
технические средства обучения:
классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер, музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, CD и DVD, мультипроектор, диапроектор, экспозиционный экран);
вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в том числе принтер, сканер, фото- и видеотехника;
экранно-звуковые пособия:
электронное пособие;
дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;
библиотечный фонд:
учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного предмета ИСТОРИЯ (комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая/справочная литература для учителя и др.);
нормативные документы;
специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи (учебники, книги для учителя по истории, обществознанию, мировой художественной культуре, окружающему миру, литературе и др.);
научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;
хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием;
документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников);
энциклопедическая и справочная литература (философские словари, справочники, биографии деятелей и значимых персоналий и др.);
художественные альбомы, содержащие иллюстрации;
• печатные пособия, в том числе картографические издания, иллюстративные материалы.
Приложение к программе
Виды, методы и формы контроля результатов обучения
При оценке ЗУН обучающихся могут использоваться следующие виды контроля:
Входной - проводится в начале учебного года для определения уровня подготовленности обучающихся к продолжении образования.
Текущий - для оценки результатов повседневной работы с целью анализа хода формирования ЗУН и принятия необходимых мер к устранению причин отставания.
Итоговый - для оценки результатов обучения за определенный период обучения - четверть, полугодия, год. Итоговый контроль регламентируется Положением о промежуточной аттестации учащихся школы и Федеральным Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX, XI, (XII) классов общеобразовательных учреждений РФ.
Методы и формы контроля:
Устный контроль - проверка умений воспроизводить изученное, обосновывать отдельные понятия и законы. При этом могут использоваться такие формы, как:
фронтальный опрос (опрашивается весь класс)
индивидуальная форма (ответ ученика на один или серию вопросов);
групповая форма (ученики среднего звена спрашивают друг друга);
дифференцированно-групповая форма (опрос с учетом учебных возможностей обучающихся.
Письменный контроль - осуществляется в конкретные отрезки времени. При этом используются такие формы, как:
Самостоятельная работа (письменная проверка ЗУН по небольшой теме на 15-20 минут). Могут проводиться фронтально, небольшими группами, индивидуально.
Контрольная работа - используется при фронтальном, текущем и итоговом контроле с целью проверки ЗУН по достаточно крупной и полностью изученной теме программы.
Тестирование - проверка ЗУН по достаточно крупной и полностью изученной теме или всем темам, изученными за полугодие, год по специально подготовленным заданиям (тестам) с выборочным ответом или свободным ответом.
Зачет (зачетная работа)- контроль ЗУН в устной или письменной форме по итогам изучения ряда тем учебной программы. При этом используется безотметочная или пятибалльная системы оценки ЗУН.
Практическая часть рабочей программы состоит:
Контрольных работ- 4;
Самостоятельных- 4;
Практических работ- 12.
Контроль уровня обученности осуществляется через следующие формы:
Тестирование-;
выстраивание логического ряда;
составление логической цепочки;
решение познавательных заданий;
рустные выступления;
анализ документов;
выполнение заданий на работу с картой;
работа в группе;
работа в паре;