Рабочая программа элективного курса по русскому языку 10 класс трудные вопросы изучения синтаксиса
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 184
КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА САНКТ –ПЕТЕРБУРГА
РАССМОТРЕНО
на заседании методического объединения ______________ __________________________
Протокол №______
от «____»___________20_ г.
Председатель МО_________
_________________________ Согласовано
Педагогическим советом
школы
Протокол №______
от «____»________20___г «УТВЕРЖДАЮ»
директор ГБОУ СОШ № 184
____________В.М. МаксимчукПриказ № ______
от «_____»__________20___г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
по русскому языку
« Трудные вопросы изучения синтаксиса»
для 10 а класса
на 2016-17 учебный год
учитель: Федорова Надежда Михайловна,
высшая квалификационная категория
Санкт-Петербург
2016 год
Рабочая программа элективного курса
« Трудные вопросы изучения синтаксиса»
Пояснительная записка.
Основной задачей обучения русскому языку в современных общеобразовательных учебных заведениях является обновление содержания и методов обучения, один из компонентов которого — овладение знаниями, связанными с их углублением по тем или
иным проблемам, темам. Именно такую задачу во многом решает предлагаемый старшеклассникам элективный курс «Трудные вопросы изучения синтаксиса». Нельзя не учитывать, что синтаксис - один из сложных разделов в курсе русского языка, так как в нем сливаются воедино полученные ранее знания о морфологии, лексике и даже фонетике. Умение правильно, ясно говорить, понятно и доступно излагать то, что мы хотим донести до участников беседы, до слушателей, является обязательным требованием к каждому культурному человеку.
Фактически о человеке во многом судят по тому, как он говорит, по его речи — грамматически правильно выстроенной, образной, яркой, понятной и воспринимаемой собеседниками. Именно этому, овладению такой речью учит синтаксис. В синтаксисе мы изучаем строй языка в его коммуникативной и экспрессивной функциях. Чтобы речь была яркой, образной, богатой, выразительной, нужно иметь широкий, разнообразный словарный запас, умело использовать не только его, но и систему синтаксических средств.
Взаимопонимание людей невозможно без соблюдения, бережного отношения к нормам русского литературного языка во всем разнообразии его стилей, позволяющих осуществлять общение в разных условиях, в разные периоды деятельности и т. п. Но приэтом нельзя не учитывать, что язык постоянно развивается, изменяется, совершенствуется. Синтаксическая система наиболее устойчива.
Элективный курс «Трудные вопросы изучения синтаксиса» должен помочь старшеклассникам в реализации задач профильного обучения, способствовать правильному выбору профессии в гуманитарной сфере, создать необходимые условия для подготовки к ЕГЭ и т. д. И что особенно важно — воспитать вдумчивого, заинтересованного читателя.
Старшеклассники при работе над материалами курса могут опираться на любой из официально утвержденных учебников по русскому языку для старших классов:
Б а б а й ц е в а В. В. Русский язык. 10—11 классы:
Учебник для общеобразовательных учреждений филологического профиля.
В л а с е н к о в А.И., Рыб ч е н к о в а Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10—11 классы:
Учебник для общеобразовательных учреждений.
Г о л ь ц о в а Н. Г., Ша м ш и н И. В. Русский язык. 10—11 классы: Учебник.
Де й к и н а А.Д., П а х н о в а Т.М. Русский язык. 10—11 классы: Учебник_практикум.
Закономерно, что в элективном курсе рассматриваются новые для школьного преподавания лингвистические понятия и термины. Это прежде всего:
—предикативная (грамматическая) основа предложения;
—особенности связи подлежащего и сказуемого;
—порядок слов в предложении как экспрессивное синтаксическое средство;
—соотношение второстепенных членов предложения и сложноподчиненных предложений с синкретичным значением;
—синтаксическая синонимия в области простого и сложного предложений;
—система экспрессивных (выразительных) синтаксических средств;
—текстообразующая роль обращений, вводных слов, междометий и других синтаксических средств языка;
—синтаксические отношения между частями сложного предложения;
—выделение ведущей связи в многокомпонентном сложном предложении с разными типами связи;
—принципы русской пунктуации;
—функции пунктуационных знаков, в том числе авторских.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования предусматривает усиление внимания к семантической и экспрессивной сторонам изучения синтаксических единиц с целью осознанного и правильного их употребления в речи.В связи с этим в школьную практику вводятся следующие темы:
—основные синтаксические нормы русского литературного языка;
—основные средства связи предложений и частей текста;
—основные типы диалога и его структура;
—понятие о несобственно-прямой речи;
—основные выразительные средства синтаксиса.
Последний вопрос рассматривается в элективном курсе наиболее подробно, так как не во всех учебниках для 10—11 классов, утвержденных и одобренных Министерством образования и науки РФ, он раскрыт достаточно полно и глубоко.
В школьной практике находят отражение наиболее фундаментальные положения синтаксической науки, ее традиционная национальная линия развития, которую можно назвать классической.
Материалы элективного курса являются языковой базой, основой для создания и проведения авторских уроков русской словесности, на которых главной целью становится многоплановый анализ художественного текста, позволяющий глубже осознать его смысл, понять, как он создается, строится.
Программа для 10 класса рассчитана на 34 ч.
Примерное распределение материала
№
п/п. Тема. Количество часов.
1 Понятие о предложении. Многоаспектная характеристика простогопредложения 2
2 Изучение структуры простого предложения. Трудные случаи определения типов сказуемого 2
3 Трудные случаи определения составных сказуемых 2
4 Главные члены предложения, выраженные фразеологизмами 2
5 Состав простого предложения и тип речи (текста). Изучение семан-
тики предложения как основа синтаксической синонимии
2
6 Неполное предложение как экспрессивное синтаксическое средст-
во
2
7 Синтаксические средства создания прерывистого текста: неполные
предложения, энтимемы разных видов, переходы
2
8 Синкретичные второстепенные члены предложения 2
9 Осложнение простого предложения как экспрессивное синтакси-
ческое средство 2
10 Однородные и обособленные члены предложения как экспрессив-
ное средство синтаксиса
2
11 Типология и анализ сложного предложения
2
12 Предложения, переходные между простыми и сложными, сложными союзными и бессоюзными
2
13 Период как средство экспрессивного синтаксиса
2
14 Синтаксический разбор многокомпонентного сложного предложе-
ния с разными типами связи
2
15 Предложения с несобственно-прямой речью 2
16 Принципы русской пунктуации 2
17 Авторские знаки 2
Содержание программы.
1. Понятие о предложении. Многоаспектная характеристика простого предложения. Предложениес точки зрения его структуры (модели). Семантические признаки предложения. Понятие о предикативности как об основном признаке предложения.
Коммуникативные признаки предложения. Понятие об актуальном членении и его текстообразующей функции. Роль порядка слов в определении структуры и семантики простого предложения. Типы русской интонации.
Предложение и словосочетание. Словосочетание и второстепенные члены предложения. Синтаксически нечленимые словосочетания в роли одного члена предложения.
Анализ лирического текста.
2. Изучение структуры простого предложения. Трудные случаи определения типов сказуемого.
Наличие предикативной основы — главный признакпростого предложения. Особенности связи сказуемого с подлежащим. Трудные случаи определения сказуемого. Неглагольные связочные компоненты составных глагольных сказуемых. Типы именных связок. Сложное сказуемое.
Приемы определения сказуемых в трудных случаях.
Тренировочные и исследовательские упражнения.
3. Трудные случаи определения составных сказуемых.
Анализ текстов, содержащих трудные случаи выделения составных глагольных и составныхименных сказуемых.Анализ текста романа М. Ю. Лермонтова «Герой
нашего времени».
4. Главные члены предложения, выраженные фразеологизмами.
Фразеологизмы разной структуры в роли главных членов предложения. Трудности
работы с фразеологическими сочетаниями. Трудности работы со словосочетаниями первичного уровня фразеологизации (дал гудок — дал залп). Приемы расчленения фразеологизованных членов предложения и компонентов свободных словосочетаний.
5. Состав простого предложения и тип речи (текста). Изучение семантики предложения как основы синтаксической синонимии.
Семантические типыпростого предложения: бытийные (Москва), квалификативные (Москва — столица России), оценочные (Москва — красивый город; Красавица; Красо_та!), состояния (Красиво!), активного действия (Москва интенсивно строится; Москву интенсивно строят; Пойдем в кино). Семантические типы простого предложения как основа для синтаксической синонимии. Связь семантических типов с описанием и повествованием. Описание оформляется предложениями бытийными, квалификативными, оценочными, состояния. Повествование оформляет_
ся предложениями активного действия (двусоставными, односоставными-определенно-личными, неопределенно-личными, инфинитивными). Анализ текстов разных типов.
6. Неполное предложение как экспрессивное синтаксическое средство.
Вопрос о полноте/неполнотеструктурной схемы предложения. Трудные случаиопределения неполного предложения. Роль неполного предложения в художественном тексте. Эллиптические предложения. Виды неполных предложений, формирующих прерванный текст.Анализ прозаического и лирического текста.
7. Синтаксические средства создания прерывистого текста: неполные предложения, энтимемы разных видов. Именительный представления. Парцелляция
Понятие об энтимеме как средстве выражения медитативного рассуждения в русской лирике ипрозе.
Энтимемы Нет и Да в произведениях А. С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева. Отрыв члена предложения как экспрессивное средство. Роль именительного представления в художественном тексте.
Роль парцелляции в художественном тексте. Парцелляция как черта индивидуального стиля.
Лирика М. Цветаевой, И. Бродского.
8. Синкретичные второстепенные члены предложения.
Понятие о синкретизме (многозначности).Грамматические основы синкретизма. Смысловые играмматические вопросы. Разновидности синкретичных определений и дополнений. Разновидностисинкретичных обстоятельств. Соотносительность
синкретизма в простом и сложноподчиненном предложениях. Понятие о переходности. Функциональные омонимы и их синтаксические функции. Роль синкретизма в художественном тексте. Инфинитив в роли главных и второстепенных
членов предложения. Трудные случаи определения приложения.
9. Осложнение простого предложения как экспрессивное синтаксическое средство.
Система осложнения простого предложения. Полупредикативные и неполупредикативные обособленные членыпредложения. Синонимия простых предложений собособленными определениями и обстоятельствамии сложными предложениями.Функции разделительных и выделительных знаков препинания. Уточняющие и поясняющие члены предложения. Вводные и вставные компоненты, их художественная роль в тексте. Обращение как синтаксическое
экспрессивное средство.
10. Однородные и обособленные члены предложения как экспрессивное средство синтаксиса.
Сгущение однородных членов предложения в лирическом тексте как экспрессивное средство. Анали стихотворений.Сгущение обособленных определений и обстоятельств как экспрессивное средство. Анализ прозаических текстов
.
11. Типология и анализ сложного предложения.
Система сложных союзных и бессоюзных предложений. Синонимия в системе сложных предложений. Синонимия в системе сложных и простых предложений. Роль союзов в типологии сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
12. Предложения, переходные между простыми и сложными, сложными союзными и бессоюзными.
Трудные случаи типологии предложений. Предложения, содержащие однородные сказуемые разных типов. Предложения со сравнительными оборотами. Предложения, включающие подчинительный союз и одно сказуемое. Сложные предложения с частица_ ми в связующей функции. Предложения, совмещающие признаки сочинения и подчинения.
13. Период как средство экспрессивного синтаксиса.
Понятие о периоде как экспрессивном синтаксическом средстве. Разные структуры периода: многокомпонентное сложноподчиненное предложение
с однородными препозитивными придаточными ,простое предложение, осложненное рядами однородных членов.
Анализ лирики А. Пушкина, Н. Рубцова и т. д.
14. Синтаксический разбор многокомпонентного сложного предложения с разными типами связи.
Трудности анализа многокомпонентного сложного предложения (МСП) с разными типами связи. Понятие о смысловой части МСП и о ведущей связи в нем. Закономерности вычленения ведущей связи в многокомпонентном сложном предложении (МСП) с раз-
ными типами связи. Многокомпонентное сложное предложение с разными типами связи как художественное средство в лирических и прозаических произведениях.
«Онегинская строфа» как МСП.
15. Предложения с несобственно_прямой речью.
Понятие о несобственно_прямой речи как об одном из основных средств выражения многоплановости, многоголосия повествования в художественном
тексте. Несобственно_прямая речь как средство самохарактеристики персонажа. Выделение авторской речи и речи персонажа в речевом потоке.
Анализ отрывков из романов Л. И. Толстого
«Война и мир», Ф. М. Достоевского «Преступление
и наказание».
16. Принципы русской пунктуации.
Структурный и семантический принципы русской пунктуации. Функции знаков препинания и систематизирование основных пунктуационных правил.
Систематизация знаков препинания в простом предложении.
Систематизация знаков препинания в сложном предложении.
Трудные случаи пунктуации. Знаки препинания при цитатах.
Варианты пунктуации.
17. Авторские знаки.
Авторские знаки как один из способов актуализации, акцентирования смысло_
вых фрагментов предложения. Авторские знаки как признак индивидуальногостиля (лирика М. Цветаевой, Б. Окуджавы, А. Воз_несенского, И. Бродского и др.).Авторские знаки препинания в прозаических произведениях.
Для учителя
Б а б а й ц е в а В. В. Русский язык. Синтаксис и пунктуация. — М., 1979.
Б а б а й ц е в а В. В. Русский язык. Односоставные
предложения в тексте. Элективный курс. — М., 2008.
Б е д н а р с к а я Л. Д. Русский язык. Трудные вопро_
сы изучения синтаксиса. Элективный курс. — М., 2009.
Ф е д о р о в А. К. Трудные вопросы синтаксиса. — М.,
1972.__
Календарно-тематическое планирование.
№
п/п. Тема. Дата.
1 группа 2 группа.
1 Семантические признаки предложения. Понятие о предикативности как об основном признаке предложения. 2 Коммуникативные признаки предложения. Понятие об актуальном членении и его текстообразующей функции. 3 Наличие предикативной основы — главный признак простого предложения. Особенности связи сказуемого с подлежащим 4 . Трудные случаи определения сказуемого. Неглагольные связочные компоненты составных глагольных сказуемых. 5 Анализ текстов, содержащих трудные случаи выделения составных глагольных и составных именных сказуемых.
6 Анализ текста романа М. Ю. Лермонтова «Герой
нашего времени». 7 Фразеологизмы разной структуры в роли главных членов предложения 8 Трудности
работы с фразеологическими сочетаниями. 9 Семантические типы простого предложения. 10 . Связь семантических типов с описанием и повествованием. 11 Вопрос о полноте/неполноте структурной схемы предложения. Трудные случаи определения неполного предложения 12 . Роль неполного предложения в художественном тексте. 13 Понятие об энтимеме как средстве выражения медитативного рассуждения в русской лирике и прозе. 14 Роль парцелляции в художественном тексте. Парцелляция как черта индивидуального стиля. 15 Понятие о синкретизме (многозначности). Грамматические основы синкретизма. 16 Роль синкретизма в художественном тексте. 17 Система осложнения простого предложения 18 Уточняющие и поясняющие члены предложения. Вводные и вставные компоненты, их художественная роль в тексте. Обращение как синтаксическое
экспрессивное средство. 19 Сгущение однородных членов предложения в лирическом тексте как экспрессивное средство. 20 Сгущение обособленных определений и обстоятельств как экспрессивное средство. Анализ прозаических текстов 21 Система сложных союзных и бессоюзных предложений. Синонимия в системе сложных предложений 22 Синонимия в системе сложных и простых предложений. Роль союзов в типологии сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. 23 Трудные случаи типологии предложений. 24 . Предложения, совмещающие признаки сочинения и подчинения. 25 Понятие о периоде как экспрессивном синтаксическом средстве
26 Разные структуры периода. Анализ лирики А. Пушкина, Н. Рубцова. 27 Трудности анализа многокомпонентного сложного предложения (МСП) с разными типами связи.
28 Многокомпонентное сложное предложение с разными типами связи как художественное средство в лирических и прозаических произведениях.
«Онегинская строфа» как МСП. 29 Понятие о несобственно_прямой речи как об одном из основных средств выражения многоплановости, многоголосия повествования в художественном
тексте. 30 Несобственно_прямая речь как средство самохарактеристики персонажа. Выделение авторской речи и речи персонажа в речевом потоке. 31 Структурный и семантический принципы русской пунктуации. Функции знаков препинания и систематизирование основных пунктуационных правил.
32 Трудные случаи пунктуации. Знаки препинания при цитатах.
Варианты пунктуации. 33 Авторские знаки как признак индивидуальногостиля (лирика М. Цветаевой, Б. Окуджавы, А. Воз_несенского, И. Бродского и др.).Авторские знаки препинания в прозаических произведениях. 34 Авторские знаки препинания в прозаических произведениях.