Рабочая программа элективного курса по истории Трудные и дискуссионные вопросы в изучении отечественной истории с древнейших времён до конца XX века
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ГИМНАЗИЯ № 1925»
Рабочая программа элективного курса по истории России:
«Трудные и дискуссионные вопросы в изучении отечественной истории IХ-ХХ вв.»
Автор: учитель истории ГБОУ гимназии № 1925,
- Ивакин Михаил Викторович
Класс: 11
Количество часов в год: 34
Москва
Пояснительная записка
Средняя (полная) общая школа предполагает актуализацию знаний, полученных в основной школе. Она должна отличаться более высоким уровнем обобщения материала, углублением сложившихся ранее представлений на основе знакомства с различными точками зрения и подходами, для формирования целостной и всесторонней картины исторического развития России и её места в мировой истории. В итоге различие между существующими ступенями исторического образования должно носить качественный характер - от усвоения элементарных знаний до ознакомления с достижениями современной науки - и овладение начальными навыками самостоятельного научного исследования.
В курсе рассматриваются важнейшие периоды в развитии нашей Страны - Русь, Россия, Российская империя, Советское государство, Российская Федерация и основные проблемы (к примеру: проблемы выбора модели цивилизационного развития, войны и мира, революции и реформ, взаимоотношение власти, общества и личности, модернизации, основных тенденций постсоветского развития и др.)
Необходимо также учитывать, что мы живем в условиях, когда на наших глазах прежние концепции исторического развития России, изложенные в обобщающих трудах и учебных пособиях, разрушаются под мощным напором новой исторической информации. И без того сложное, богатое, наполненное многообразием ситуаций историческое полотно, ещё более вольно или невольно запутывается, людьми выдвигающими самые непостижимые оценки прошлого. Недаром на Западе получила распространение злая и горькая для нас шутка: «Россия - это единственная страна с непредсказуемым прошлым». Так в сознании школьника формируется порой размытый, лишенный четких ориентиров, понимания исторических фактов образ прошлого, который, в свою очередь, есть основа исторической памяти, а значит осмысления себя, своего выбора и пути в настоящем и будущем.
Данный элективный курс - это попытка выхода из создавшегося тупика.
Особенность курса заключается в том, что он предполагает комплексное и системное изучении истории России как неразрывной части общемирового цивилизационного развития; анализ проблемных, дискуссионных вопросов при изучении истории, альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные оценки хода событий; и т.д.
Программа курса разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования и основными положениями концепции профильного обучения; и нацелена на системно-деятельностный подход в соответствии с ФГОС.
Его цель - помочь учащимся разобраться в наиболее важных, сущностных проблемах отечественной истории; сформировать научное представление с опорой на достижения отечественной историографии и изучение разнообразных исторических источников; занять активную гражданскую позицию в этом сложном и быстро меняющемся мире.
В конечном итоге целью курса является - содействие становлению человека как духовно-нравственной, свободной, саморазвивающейся, социально активной, творческой личности; как гражданина и патриота.
Данная цель курса реализуется посредством решения ряда задач:
обеспечить учащихся возможно более достоверными сведениями об основных событиях, тенденциях и проблемах общественно-политического, социально-экономического развития России ;
способствовать осознанию учащимися многогранности, сложности и противоречивости событий и явлений особенно новейшей отечественной истории, а также причин неоднозначности их восприятия обществом и исторической наукой в прошлом и настоящем; развивить критическое осмысление разнообразной информации;
повышать мотивацию учебной деятельности за счет нетрадиционных форм подачи материала, элементов игровой деятельности, активных форм обучения;
формирование системного подхода к освоению истоико-обществоведкеских дисциплин;
воспитывать патриотизм, гражданскую ответственность, гуманизм, уважительное отношение к историческому прошлому своего и других народов.
Основные умения и навыки, приобретаемые и развиваемые в ходе работы над курсом:
находить, систематизировать и анализировать историческую информацию;
рассматривать события и явления с точки зрения их исторической природы и принадлежности к конкретной исторической эпохе;
выявлять историческую и методологическую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и настоящего;
определять и аргументированно представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.
Методы преподавания данного элективного курса определяются его целями и задачами. Обсуждение проблемных и дискуссионных вопросов невозможно без анализа различных исторических источников, приобретения учащимися опыта ведения диалога, дискуссии и приобщения учащихся к творческой деятельности, способности к моделированию ситуаций.
Одновременное использование целого ряда современных методологических принципов и подходов, позволяет формировать системное, комплексное видение исторического наследия, толерантность в восприятии исторических фактов.
Программа рассчитана на 34 часа занятий в группе из учеников 11 классов с повышенной мотивацией к более вдумчивому, осмысленному и целостному изучению исторической судьбы Отечества и своего народа.
Основные УУД, которые формируются в данном курсе.Познавательные УУД:- овладение приёмами анализа исторического события, документов;- выведение следствий из определения понятия;
- знание различных точек зрения, их сильные и слабые стороны;
- знать и различать факты, события их интерпретации и оценки- умение сравнивать, приводить контр примеры;
-постановка проблемного вопроса или проблемной ситуации, побуждающий у учащихся интерес к поиску ответа в ходе работы с дополнительным материалом;
- формирование исторической компетентности.
Коммуникативные УУД:- умение выражать свои мысли; - владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации;- совершенствование навыков работы в группе (расширение опыта совместной деятельности)
. Личностные УДД:- формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение и др.);Регулятивные УУД:- умение выделять свойства в изучаемых событиях и дифференцировать их;- овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного;- работа по алгоритму, с памятками, правилами – ориентирами по формированию общих приёмов учебной деятельности по усвоению исторических понятий.
Таким образом, предполагается, что результатом изучения данного курса истории России является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной. Предусматривается как овладение ключевыми знаниями, умениями, способами деятельности, так и готовность применять их для решения практических, в том числе новых задач. В ближайшей перспективе - успешной сдача ЕГЭ.
Тематическое планирование
Элективного курса для 11 класса (гуманитарная подгруппа)
«Трудные и дискуссионные вопросы в изучении отечественной истории
с древнейших времён до конца XX века.»
№ СОДЕРЖАНИЕ I Период Рюриковичей 19 часов
1-2 Место России в мировой истории. Каковы особенности российской цивилизации? Методологические подходы. 2 3-4 Образование Древнерусского государства. Какова роль норманского фактора в образовании государства у славян? 2 5 Крещение Руси. Почему Русь приняла православие? 1 6 Феномен двоеверия на Руси. Какова специфика формирования русской культуры (русской ментальности) после принятия православия? 1 7-8 Русь и Степь. Каковы особенности взаимоотношений Руси со степняками-кочевниками? 2 9-10 Социальный строй Древней Руси. Как характеризовать социальный строй в период домонгольской Руси? 2 11 Феодализм в России. Каковы особенности исторического выбора княжеств и земель Руси? 1 12 Каковы факторы и судьба формирования боярской республики в Новгороде? 1 13-14 Борьба Руси с монголо-татарами, немецкими и шведскими рыцарями в XIIIв. В чём состоит сущность цивилизационного кризиса XIIIв. ?2 15 Возвышение Москвы. Каковы факторы и особенности процесса возвышения Москвы и формирования единого государства? 1 16 Факторы формирования единого централизованного государства: от Руси к России. 1 17 Исторический смысл опричнины. Каковы причины введения опричнины на Руси? 1 18 Феномен самозванства на Руси. 1 19 Обобщающее повторение по эпохе Рюриковичей. 1 II Период Романовых 10 часов
20 3акрепощение крестьян. Каковы причины, особенности и этапы закрепощения крестьян в России. 1 21 Церковный раскол. В чём сущность, значение и последствия церковного раскола? 1 22 Феномен фаворитизма в России. Каковы причины и влияние фаворитизма на политическую историю России XVIIIв. ?1 23 Декабристы - первые революционеры или вольнолюбивые мечтатели.
Общественно-политическое движение в XIX в. Каково место масонского фактора в русской истории. 1
24 Aграрный (крестьянский) вопрос в русской истории. 1 25 Реформы и контрреформы в истории России 1 26 Проблемы модернизации в развитии России началаXXвека. 1 27 Какова специфика процесса складывания многопартийности в России?
Какова сущность думской монархии в России? 1
28 Россия в Первой мировой войне. Каковы наиболее дискуссионные вопросы участия России в Первой мировой войне? 1 29 1917 г.: борьба альтернатив общественного развития России.
Каковы исторические оценки Февраля и Октября 1917 г. в отечественной историографии? // Обобщающее повторение 1
III Советский период 6 часов
30 Гражданская война в России. Дискуссионные вопросы гражданской войны в современной отечественной историографии. 1 31 Идеологические основы советской государственности. Каковы сущностные этапы эволюции советской идеологии? 1 32 Власть и церковь в СССР. 1 33 Вопрос о готовности СССР к войне c Германией в историографических дискуссиях и иные актуальные проблемные вопросы по ВОВ 1 34 Дискуссионные вопросы «холодной войны» 1 35 «Перестройка» и распад СССР.
Существовала ли альтернатива в развитии перестройки? Каковы факторы распада советской государственности? // Обобщающее повторение 1
34-35 занятие – при наличии учебного времени.
При разработке рабочей программы использован опыт коллег. См опубликованные программы:
1) Дискуссионные вопросы изучения истории России XX века. 10-11 классы. Е. Н. Сорокина - М.: ВАКР, 2014 (Мастерская историка).
2) Шитов Е. В. Элективный курс «Война Германии против Советского Союза. 1941 – 1945 годы»: поиск ответов на проблемные вопросы. – М.: Глобус, 2007. - (Профильная школа).
3) Программы элективных курсов в профильном образовании (социально-гуманитарный профиль). Л.В. Силина М.- «Спутник».
Список литературы:
Костомаров, Н. И. Господство дома святого Владимира: Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Издание 2014.
История государства Российского: жизнеописания. IX-XVI вв. – издание 2001.
История Отечества в лицах: с древнейших времен до конца XVII века: биографическая энциклопедия. – издание 2016.
Карамзин, Н. М. История государства Российского. Т. I-XII.-Калуга, 1993.
Ключевский, В. О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. –издание 2016.
Кучкин, В. А. Дмитрий Донской // Вопросы истории. – изд.2015- №5-6.
Кучкин, В. А. Сергий Радонежский // Вопросы истории. - изд.2013- №10.
Кучкин, В. А. Юрий Долгорукий // Вопросы истории. - изд.2014- №10.
Нянковский М.А. Неизвестное об известном. Интеллектуальные игры для школьников. Ярославль: «Академия развития», 1997.
Пашков Б.Г. Русь-Россия-Российская империя. Хроника правлений и событий 862-1917 г.г. – М.; ЦентрКом, 1997.
Плоткин Г.М. Материалы и познавательные задания по отечественной истории. Просвещение. - М.- 1996
Соловьев К.А. Пособие для интенсивной подготовки к экзамену по истории России с древнейших времен до конца XX века. М.; ВАКО
Чернова М.Н., Румянцев В.Я. «Работа с документами на уроках истории».- М.: Айрис пресс 2008
Интернет источники
Исторические источники в Интернете.В электронной версии: http://www.hist.msu.ruХрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней./Сост. А.С. Орлов и др. М.: Проспект, 2006. В электронной версии: http://www.takelink.ruЭлектронная библиотека Хронос. Всемирная история в Интернете В электронной версии: http://www.hrono.ru/)
Электронная библиотека ModernLib.Ru http://www.modernlib.ru/books
Археология России: http://www.archeologia.ru/.
Библиотека Исторического факультета МГУ. Раздел «Россия до 21 в.»: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/feudal.htm.
Библиотека литературы Древней Руси: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=2070Древнерусская литература: http://old-russian.narod.ru/.
История России. Под ред. академика Милова в трех томах. http://mirknig.com/knigi/kultura/118111 ... _veka.htmlИстория России с древнейших времен и до конца XVII века под. ред .Б .Н. Флориhttp://mirknig.com/knigi/history/118171 ... -veka.htmlФедоров В.А. (ред.) История России XIX - начала XX в.http://www.twirpx.com/file/573660/Вдовин А. История СССР от Ленина до Горбачева. (подправленный запрещенный третий том Милова)http://www.ozon.ru/context/detail/id/24903312/ Учитель истории и обществознания – Ивакин Михаил Викторович