Рабочая программа учебного курса «Трудные и дискуссионные вопросы изучения истории России IX — XIX вв.» для 10 класса социально-экономического профиля
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Аннинская средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов»
Рассмотрена и рекомендована к утверждению ШМО
Председатель ШМО
Л.А. Тютина
протокол №1 от 27.08.2015
Рассмотрена и рекомендована к использованию НМС при РИМК
Председатель НМС
______________________С.Б.Хабарова
протокол №____ от _________________
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
МКОУ «Аннинская СОШ с УИОП»
Д.В. Землянухина
___________________
дата
«Утверждаю»
Директор МКОУ «Аннинская СОШ с УИОП»
________________________Н.О.Корнилова
приказ №____от _________________
Рабочая программа
учебного курса
«Трудные и дискуссионные вопросы
изучения истории России IX - XIX вв.»
для 10«А» класса
социально-экономического профиля
Составитель: учитель истории и обществознания
Медкова Елена Николаевна
п.г.т.Анна
2015 г.
Пояснительная записка
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
Рабочая программа учебного курса разработана на основе:
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012г. №413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования». (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 №1645).
Образовательной программы среднего общего образования МКОУ «Аннинская СОШ с УИОП».
Цели учебного курса:
Удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника.
Обеспечение педагогических условий для формирования социальной идентичности молодых граждан России, их гражданской позиции.
Создание условий для формирования и развития у учащихся интереса к прошлому и настоящему Отечества.
Задачи учебного курса:
формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности;
создать условия для самообразования, формирования у обучающихся умений и навыков самостоятельной работы и самоконтроля своих достижений;
формировать оценочные суждения, развивать навыки самостоятельной работы с различными источниками знаний, прививать культуру дискуссии, навыки обработки и систематизации материала, аргументации различных точек зрения и собственного мнения;
использовать персонификацию как прием изучения и обобщения фактического материала, что позволит учащимся представить типичные общественные настроения, создать эффект присутствия, понять, что и как чувствовали, как мыслили современники событий, ощутить дух эпохи;
продолжить формирование полезных в социальном общении умений, а также нравственных ориентиров, в числе которых – способность сопереживать другим людям, воспринимать опыт других эпох и поколений, уважать личность и права человека, быть терпимым к иным точкам зрения, уважать историческое прошлое своего и других народов;
помочь увидеть альтернативы развития страны на различных этапах ее развития;
вызвать стремление к самопознанию, способствовать воспитанию патриотизма и становлению активной гражданской позиции.
Формы организации учебного процесса: лекция, работа с источниками, семинар, практикум, написание эссе, круглый стол, дискуссия, подготовка презентации, просмотр и обсуждение видеоматериалов.
Формы организации неаудиторных занятий:
Виртуальная экскурсия
Образовательная экспедиция
Круглый стол
Конференция
Семинар
Диспут
Поисковая и проектно-исследовательская деятельность
Технологии
технологии личностно ориентированного обучения;
проектно-исследовательская технология;
технологии обучения на основе решения познавательных задач;
технологии обучения на основе схематичных и знаковых моделей;
технологии проблемного обучения;
игровая технология;
ИК технологии
Виды и формы контроля:
- оценка личного участия конкретных учащихся в решении учебно-познавательных заданий на занятиях учебного курса;
- анализ использования учащимися дополнительной литературы (в том числе и художественной) в качестве иллюстративного материала по конкретным темам в процессе изучения и обсуждения содержания курса;
- степень вовлеченности конкретных учащихся в процесс изучения и обсуждения учебного материала посредством подготовки ими выступлений, докладов, использования на занятиях различных образцов видеопродукции и других форм современной информации, том числе и ИНТЕРНЕТ-технологий;
№ п/п
Виды деятельности учащегося
Количество баллов
1.
Написание учащимся исследовательской работы по одной из заинтересовавших его тем курса с последующим участием на школьном, районном или областном конкурсах исследовательских работ по истории России (данное участие предполагает принцип добровольности, но не обязательности);
20
2.
Выступление учащегося на школьных научных конференциях;
15
3.
Написание учащимся эссе по одной их тем, предложенных учителем;
10
4.
Подготовка материалов и выступление с ними перед учащимися других классов;
10
5.
Подготовка отдельной темы к семинару и выступление с ней;
10
6.
Правильные ответы в ходе тестирования на занятиях промежуточного контроля;
5
7.
Активное участие в обсуждении темы в ходе занятий;
5
8.
Активное участие в обсуждении фрагментов видеофильмов;
5
9.
Активная и грамотная работа с источниками и документами.
5
Итоговая оценка учащемуся выставляется по сумме баллов:
Оценка 5 – 60-45 баллов
Оценка 4 – 45-25 баллов
Оценка 3 – 15 и ниже баллов
Общая характеристика учебного курса:
Данный учебный курс является предметным и позволяет углубить содержание базового курса по Истории России в 10 классе средней общеобразовательной школы, расширить знания по учебному предмету. Также курс предполагает изучение программных вопросов на проблемном уровне и изучение жизни и деятельности основных исторических личностей Отечества 9-19 веков.
Особенность данного курса заключается в том, что он предполагает анализ проблемных, дискуссионных вопросов при изучении истории, альтернативных подходов к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные оценки хода событий. Знакомство с проблематикой данного курса поможет каждому ученику занять активную гражданскую позицию в этом сложном и быстро меняющемся мире.
Курс отличается более высоким уровнем обобщения материала, углублением сложившихся ранее представлений на основе знакомства с различными точками зрения и подходами, для формирования целостной и всесторонней картины исторического развития России.
Данный курс должен помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности, стать фактором формирования творческого мышления.
Весь курс объединяет одна общая тема – человек в истории и история в человеке.
Место учебного курса в учебном плане школы:
Учебный курс «Трудные и дискуссионные вопросы изучения истории России IX-XIX вв.» относится к предметной области «Общественные науки» и используется для дополнительной (углубленной) подготовки по учебному предмету История России.
В соответствии с Учебным планом МКОУ «Аннинская СОШ с УИОП» на изучение учебного курса «Трудные и дискуссионные вопросы изучения истории России IX-XIX вв.» в 10 «А» классе из части учебного плана школы, формируемой участниками образовательных отношений, отводится 34 часа в год, 1 час в неделю.
Результаты изучения предмета
Личностные результаты
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению
сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы,
способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме
Метапредметные результаты
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность учебную, общественную и др.;
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты
сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;
владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;
сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;
владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;
сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
Содержание учебного курса:
Введение. История России – подходы к изучению. Три фактора в истории. Историческая карта – источник информации. Как работать с историческим документом. Личности в истории
1 час
Тема 1. Общественный строй Древней Руси: основные научные теории.
Восточнославянские племена и их соседи: балтийские, угро-финские, тюркские племена. Занятия, общественный строй, верования. О физическом и нравственном характере восточных славян. Родоплеменные ценности в Древней Руси. Усиление роли племенных вождей, имущественное расслоение. Родовая и территориальная община.
Практикум 2 часа
Тема 2. Возникновение и развитие древнерусской государственности.
«Повесть временных лет». Дискуссия о происхождении Древнерусского государства. Начало династии Рюриковичей. Дань и подданство. Князья и дружина. Правление первых русских князей. Вечевые порядки. Киев и Новгород – два центра древнерусской государственности. Развитие норм права. «Русская Правда». Категории населения. Этнический состав древнерусского общества. Юридические памятники раннефеодальной эпохи. Княжеские усобицы.
Историческое исследование 2 часа
Тема 3 Цивилизационная альтернатива. Выбор веры.
Принятие христианства. Роль церкви в истории Древней Руси. Христианская культура и языческие традиции. Влияние Византии и народов Степи. Католичество и православие. Христианство – одна религия, два мировоззрения. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности. Происхождение славянской письменности. Древнерусские монастыри как центры культуры. Диалогические элементы древнерусской культуры.
Дискуссия 1 час
Тема 4 Судьбы русских земель и княжества в XIII – пер. пол. XV вв. “Вызов” Востока и Запада и “ответ” Руси
Причины распада Древнерусского государства. Усиление экономической и политической самостоятельности русских земель. Политическая раздробленность на Западе и Востоке Европы: общее и особенное. Альтернативы развития отдельных земель. Крупнейшие земли и княжества Руси в XII – начале XIII вв. Княжеская власть и боярство в русских землях и княжествах. Монархии и республики. Кто пришел на Русь в XIII веке. Русь и Орда в XIII – XIV веках. Русь и крестовые походы.
Проблемно-проектная дискуссия 3 часа
Тема 5. Проблемы социально-экономической истории России XV-XVII вв.
Социальная структура общества. Формы землевладения. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения во второй половине XV - конце XVI вв. Развитие поместной системы. Города, ремесла, торговля в условиях централизованного государства. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Развитие новых торговых центров. Укрепление купеческого сословия. Преобразования в военном деле.
Историческое исследование 2 часа
Тема 6. Образование единого государства.
Создание идеологического и экономического фундамента единого централизованного государства. Объединения русских земель и образование Российского государства.
Свержение золотоордынского ига. Формирование новой системы управления страной и развитие правовых норм. Становление органов центральной власти. Роль церкви в государственном строительстве. Особенности образования централизованного государства в России.
Практикум 2 часа
Тема. 7 Власть и общество в России XVIXVII вв.
Первый русский царь: период «светлых» реформ и эпоха террора. Установление крепостного права. Роль свободного крестьянства и казачества во внутренней колонизации страны. Расширение территории России в XVI в.: завоевания и колонизационные процессы. Ливонская война.
Круглый стол 2 часа
Тема 8. Смута.
Пресечение правящей династии и обострение социально-экономических противоречий. Причины Смуты. Феномен самозванства. Боярские группировки. Социальные движения в России в начале XVII века. Борьба с Речью Посполитой и Швецией. Национальный подъем в России. Восстановление независимости страны.
Историческое исследование 2 часа
Тема 9. Россия в XVII в.: узловые проблемы.
Ликвидация последствий Смуты. Земский собор 1613 г. и Восстановление самодержавия. Начало династии Романовых. Смоленская война. Расширение территории Российского государства. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Освоение Сибири. Войны России с Османской империей, Крымским ханством и Речью Посполитой во второй половине XVII в. Социокультурная инверсия - Церковный раскол и старообрядчество.
Семинар 2 часа
Тема 10 Реформы Петра I в трактовке отечественных и зарубежных исследователей.
Петровские преобразования. Реформы армии и флота. Создание заводской промышленности Политика протекционизма. Северная война. Провозглашение империи. Абсолютизм. Методы проведения реформ. Оппозиция петровским преобразованиям в обществе Дискуссии о месте и роли петровских реформ в истории России.
Дискуссия 2 часа
Тема 11 Эпоха дворцовых переворотов – выбор пути. Россия во втор. четв. XVIII в.: споры об эпохе «дворцовых переворотов».
Россия в период дворцовых переворотов. Борьба дворцовых группировок за власть. Расширение прав и привилегий дворянства. Развитие системы крепостничества. Возможные альтернативы развития России.
Практикум 2 часа
Тема 12 «Золотой век» Екатерины Великой. Проекты и реальность.
Внутренняя политика Екатерины II. Просвещенный абсолютизм: идеология и политика. Законодательное оформление сословного строя. Восстание Е. Пугачева. Зарождение антикрепостнической идеологии. Превращение России в мировую державу.
Круглый стол 2 часа
Тема 13. «Грань веков»: политическая история России к XVIII в.
Роль России в развитии системы международных отношений в XVIII в. Россия и европейская политика «баланса сил». Участие России в Семилетней войне. Разделы Польши. Русско-турецкие войны. Расширение территории государства.
Семинар 2 часа
Тема 14. Россия в первой четверти. XIX в. Современный взгляд на реформаторов.
Правовые реформы и мероприятия по укреплению абсолютизма в первой половине XIX в. Реформы системы государственного управления. Систематизация законодательства. Распространение идей конституционализма. Рост оппозиционных настроений в обществе.
Практикум 2 часа
Тема 15 Общественная мысль и общественные движения первой пол. XIX в.
Влияние Отечественной войны 1812 г. на общественное сознание в России. Движение декабристов и его оценки в российской исторической науке. Оформление российской консервативной идеологии. Теория «официальной народности». Консерваторы. Славянофилы и западники. Русский утопический социализм. Зарождение русской геополитической школы.
Проблемно-проектная дискуссия 2 часа
Тема 16. Россия во втор. пол. XIX в. Тенденции развития.
Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота и его последствия. Формирование единого внутреннего рынка. Региональные особенности экономического развития. Изменение социальной структуры российского общества в условиях промышленного переворота. Противоречия новых форм экономических отношений и крепостнических порядков.
Круглый стол 2 часа
Тема 17.«История России: современный взгляд в прошлое»
Эссе 1 час
Тематическое планирование учебного материала
Название раздела и тем, входящих в данный раздел программы
Количество часов, отводимых на раздел, тему
Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся
Введение. История России – подходы к изучению.
1
Участие в обсуждении вопроса по источникам информации. Рассуждать, логически мыслить, анализировать исторические факты. Раскрывать значение терминов. Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю. Отработка алгоритма работы с историческим документом, характеристикой исторического периоды, исторической личности.
Тема 1. Общественный строй Древней Руси: основные научные теории.
Практикум
2
Анализ документов. Подбирать материал с интересными историческими событиями. Анализ исторических фактов. Раскрывать значение терминов.
Тема 2. Возникновение и развитие древнерусской государственности.
Историческое исследование
2
Ставить проблемные вопросы, выделять главные из них. Работа с историческим текстом. Решать проблемные и развивающие задачи. Работать со справочной литературой. Анализировать разные точки зрения на историческое событие.
Тема 3 Цивилизационная альтернатива. Выбор веры.
Дискуссия
1
Работать со справочной литературой. Использовать Интернет-ресурсы при поиске необходимой информации расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей в истории своей страны. Моделирование ситуации.
Тема 4 Судьбы русских земель и княжества в XIII – пер. пол. XV вв. «Вызов» Востока и Запада и «ответ» Руси.
Проблемно-проектная дискуссия
3
Отработка приема исторического анализа. Находить необходимую информацию, работая со справочной литературой, Интернет-ресурсами. Характеристика исторических персоналий. Решение познавательных задач, участие в проектной деятельности «Цивилизационная альтернатива»
Тема 5. Проблемы социально-экономической истории России XV-XVII вв.
Историческое исследование
2
Изучение и систематизация информации из различных исторических и современных источников. Оценочная деятельность на основе осмысления жизни и деяний личностей.
Тема 6. Образование единого государства.
Практикум
2
Работа с хронологией. Заполнение таблицы. Решение познавательных задач. Отработка заданий по карте. Характеристика исторических персоналий. Сравнивают процесс создания единого государства на Руси и в Европе.
Тема. 7 Власть и общество в России XVIXVII вв.
Круглый стол
2
Участие в дискуссии «Два лика Грозного царя». Отработка приема исторического анализа. Находить необходимую информацию, работая со справочной литературой, Интернет-ресурсами. Решать проблемные и развивающие задачи.
Тема 8. Смута.
Историческое исследование
2
Анализ исторических источников. Дискуссия об альтернативных вариантах развития России Группировка фактов по признакам, анализ событий, установление причинно-следственных связей между явлениями. Составление характеристики эпохи и исторических персоналий. Систематизируют материал в хронологическую таблицу
Тема 9. Россия в XVII в.: узловые проблемы.
Семинар
2
Участие в групповой работе по выявлению узловых проблем в развитии России и поиску возможных вариантов их решения
Тема 10 Реформы Петра I в трактовке отечественных и зарубежных исследователей.
Дискуссия
2
Изучение и систематизация информации из различных исторических и современных источников. Оценочная деятельность на основе осмысления жизни и деяний личностей. Участие в дискуссии о месте и роли петровских реформ в истории России. Составление характеристики эпохи и исторических персоналий. Отработка заданий по карте
Тема 11 Эпоха дворцовых переворотов – выбор пути. Россия во втор. четв. XVIII в.: споры об эпохе «дворцовых переворотов».
Практикум
2
Оценочная деятельность на основе осмысления жизни и деяний личностей эпохи. Дискуссия об альтернативных вариантах развития России. Анализ разных точек зрения на историческое событие.
Тема 12 «Золотой век» Екатерины Великой. Проекты и реальность.
Круглый стол
2
Изучение и систематизация информации из различных исторических и современных источников Постановка проблемных вопросы, выделять главные из них. Анализировать разные точки зрения на историческое событие. Отработка заданий по карте. Характеристика исторических персоналий.
Тема 13. «Грань веков»: политическая история России к XVIII в.
Семинар
2
Участие в обсуждении вопроса по источникам информации. Рассуждать, логически мыслить, анализировать исторические факты. Ставить проблемные вопросы, выделять главные из них. Анализировать разные точки зрения на историческое событие. Оценочная деятельность на основе осмысления жизни и деяний личностей в истории. Отработка заданий по карте. Характеристика исторических персоналий.
Тема 14. Россия в первой четверти. XIX в. Современный взгляд на реформаторов.
Практикум
2
Анализ исторических фактов. Раскрывать значение терминов. Работа с историческим текстом. Решать проблемные и развивающие задачи. Работать со справочной литературой. Анализировать разные точки зрения на историческое событие.
Тема 15 Общественная мысль и общественные движения первой пол. XIX в.
Проблемно-проектная дискуссия
2
Отработка приема исторического анализа. Находить необходимую информацию, работая со справочной литературой, Интернет-ресурсами. Характеристика исторических персоналий. Решение познавательных задач, участие в проектной деятельности «Могла ли Россия стать иной»
Тема 16. Россия во втор. пол. XIX в. Тенденции развития.
Круглый стол
2
Участие в групповой работе по выявлению узловых проблем в развитии России и поиску возможных вариантов их решения Анализ документов. Подбирать материал с интересными историческими событиями. Анализ исторических фактов. Раскрывать значение терминов.
Тема 17.«История России: современный взгляд в прошлое». Эссе
1
Подведение итогов. Написание эссе
Учебно-методическое обеспечение:
Дополнительная литература
История России: В 2 т. Т.1: С древнейших времен до конца XVIII в. / А.Н. Сахоров, Л.Е. Морозова и др. – М.: ЩЩЩ «Издательство АСТ», 2003.
Карамзин Н.М. История Государства Российского/ Н.М.Карамзин . – М: «Эксмо», 2007.
Терещенко А.В. История культуры русского народа./ А.В.Терещенко. – М.: «Эксмо», 2011.
Ушакова О.Д. Великие полководцы. Справочник школьника. С.-Пб.: «Литера», 2005.
Ушакова О.Д. Великие битвы. Справочник школьника. Санкт-Петербург.: «Литера». 2005.
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена 2011 года по истории России.
Спецификация контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2011 года по истории России.
Агафонов С. В. История России в таблицах: 6-11-й кл.: справ.материалы /С. В. Агафонов. – М.: АСТ: Астрель, 2009.
Владимирова О. В. История: полный справочник для подготовки к ЕГЭ / О. В. Владимирова. – М.: АСТ: Астрель, 2009.
Владимирова О. В. История: 30 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к ЕГЭ / О. В. Владимирова. – М.:АСТ; Владимир: ВКТ, 2009.
Владимирова О. В. История: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «История России с Древности до начала XVII века» / О. В. Владимирова. – М.: АСТ: Астрель, 2009.
Владимирова О. В. История: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «История России XVII - XVIII вв» / О. В. Владимирова. – М.: АСТ: Астрель, 2009.
Владимирова О. В. История: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Россия в XIX в» / О. В. Владимирова. – М.: АСТ: Астрель, 2009.
Владимирова О. В. История: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «История России в XX – начале XXI вв.» / О. В. Владимирова. – М.: АСТ: Астрель, 2009.
Гевуркова Е. А. ЕГЭ 2010. История: сборник заданий /Е. А. Гевуркова, В. И. Егорова, Л. И. Ларина. – М.: Эксмо, 2009.
Жукова Л. В. История Россия с древнейших времен до настоящего времени: учебное пособие /Л. В. Жукова. – М.: Издательство «Экзамен», 2009.
История в схемах и таблицах /авт.-сост. Северинов К. М. – СПб.: Тригон, 2008.
Пономарев М. В. , Хартулари Г. С. ЕГЭ 2009. История России. Теиатические тренировочные задания. – М.: Эксмо, 2009.
Северинов К. М. История. ЕГЭ: Теоретические материалы / Северинов К. М. – СПб.: Тригон, 2008.
Информационно-коммуникационные средства обучения
Видеофильм «История Государства Российского X-XIV веков».
Видеофильм «Древняя Русь».
Историческая география. Картографический тренинг для работы на уроке и подготовки к экзаменам.
Повторение и контроль знаний. История России. Интерактивные дидактические материалы 10-11 классы.
Электронное пособие. История России IX – XVI веков
Электронное пособие. История России XVII - XVIII веков
Электронное пособие. Подготовка к ЕГЭ.
История России в документах.
Видеохрестоматия по истории России IX – XVI веков.
Видеохрестоматия по истории России XVII века.
Видеохрестоматия по истории России XVIII века.
Видеохрестоматия по истории России XIX века.
Видеохрестоматия по истории России XX века.
Интернет-ресурсы.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Министерство образования и науки;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Портал ЕГЭ (информационной поддержки ЕГЭ);
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Портал Единый экзамен;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Федеральный портал «Российское образование»;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - RUSTEST.RU - федеральный центр тестирования.
История России от древнейших времен до начала XX века: учебное пособие для вузов [Электронный ресурс] / Под ред. И.Я. Фроянова. – Режим доступа: http://rushistory.stsland.ru/Books.html.
http://hronos.km.ru/ – сайт «ХРОНОС – всемирная история в Интернете»: хроника, исторические документы (по периодам), библиотека.
http://www.hist.msu.ru/ER/index.html – Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ.
http://istrorijarossii.narod.ru/ – сайт «История нашей страны»: библиотека учебной и научной исторической литературы, документы.
http://rushistory.stsland.ru – История России с древнейших времен.
www.history.ru – сайт «История России» (каталог ссылок http://www.history.ru/component/option,com_weblinks/catid,29/Itemid,90/).
Материально – техническое обеспечение
Наглядные пособия.
Учебные карты:
«Киевская Русь в 9 - нач.12вв.»
«Российская империя в 16 в.»
«Российское государство в 18в.»
«Рост территории государства в древности»
Таблицы:
«История России»
«История России» (обобщающие таблицы)
«Становление Российского государства»
«Факторы формирования Российской цивилизации»
«Развитие Российского государства в 15-16вв.»
«Развитие России в 17-18вв.»
Технические средства обучения.
Компьютер
Мультимедийный проектор
Интерактивная доска
Планируемые результаты изучения учебного предмета:
«Обучающийся научится»
Находить, систематизировать и анализировать историческую информацию;
Рассматривать события и явления с точки зрения их исторической природы и принадлежности к конкретной исторической эпохе;
Выявлять историческую и методологическую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и настоящего;
Определять и аргументированно представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории;
Осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
Формулировать на основе приобретенных исторических знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
Подготовить устное выступление, творческую работу по исторической проблематике;
Применять гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным проблемам;
«Обучающийся получит возможность научиться»
Уважительному отношению к своей стране;
Анализировать материал, позволяющий изучить историю России
Систематизировать полученные данные
Публичному выступлению.
Занимать активную гражданскую позицию;
Совершенствовать собственную познавательную деятельность;
Критически воспринимать полученную из различных источников информацию;
Осуществлять самостоятельный поиск, анализ и использование собранной информации;
Ориентироваться в актуальных общественных событиях, определять личную гражданскую позицию
13 PAGE \* MERGEFORMAT 141615
:ђЗаголовок 115