Рабочая программа элективного курса Трудные дискуссионные вопросы истории 20 века для 11 класса
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5 «Многопрофильная»
СОГЛАСОВАНО
Руководитель МО
_____________О.В. Ташкинова«_____» ___________2016
Заместитель директора
___________ С.А. Коноваленко
«____» ____________2016 Пункт 4. Основной образовательной
программы среднего общего образования
(в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»)
Рабочая программа
Элективный курс
Трудные дискуссионные вопросы в изучении истории ХХ века
Класс:11
г. Нефтеюганск
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
Учебно-методический комплект:
1.Программы Е. Н. Сорокиной «Дискуссионные вопросы в изу¬чении истории ХХ века» 10 -11 классы: элективный курс. – Волгоград: Учитель, 2006 г.
Различие между существующими ступенями исторического образования должно носить не количественный, а качественный характер, что подразумевает не столько увеличение суммы фактов, подробностей и деталей, изучаемых на каждой ступени, сколько качественное изменение вектора образования - от усвоения элементарных знаний до ознакомления с достижениями современной науки - и овладение начальными навыками самостоятельного научного исследования.
Таким образом, в содержании образования все более важным становится не знаниевый, а компетентностный подход, объединяющий интеллектуальную, навыковую и ценностную составляющие образования.
Программа элективного курса « Дискуссионные вопросы в изучении истории ХХ века» разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования и основными положениями концепции профильного обучения.
Программа адресована учащимся социально – гуманитарного профиля. Она выделяет три важнейших периода - Российская империя, Советское государство, Российская Федерация и основные проблемы (к примеру, проблемы модернизации, войн и мира, революции и реформ, взаимоотношение власти, общества и личности, основных тенденций постсоветского развития и др.)
Особенность данного элективного курса заключается в том, что он предполагает анализ проблемных, дискуссионных вопросов при изучении истории, альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные оценки хода событий. Знакомство с проблематикой данного элективного курса поможет каждому ученику занять активную гражданскую позицию в этом сложном и быстро меняющемся мире.
Цель курса: Рассмотреть различные альтернативные точки зрения на некоторые события и явления в истории XX века, конструктивно воспринимать иные мнения и идеи, овладеть навыками организации и участия в коллективной деятельности.
Данная цель курса реализуется посредством решения ряда задач:
- обеспечить учащихся возможно более достоверными сведениями об основных событиях, тенденциях и проблемах общественно-политического, социально-экономического развития России в ХХ веке;
- способствовать осознанию учащимися многогранности, сложности и противоречивости событий и явлений новейшей отечественной истории, а также причин неоднозначности их восприятия обществом и исторической наукой в прошлом и настоящем;
- повышать мотивацию учебной деятельности за счет нетрадиционных форм подачи материала, элементов игровой деятельности; - воспитывать патриотизм, гражданскую ответственность, гуманизм, уважительное отношение к историческому прошлому своего и других народов.
Методы преподавания данного элективного курса определяются его целями и задачами. Обсуждение проблемных и дискуссионных вопросов невозможно без приобретения учащимися опыта ведения диалога, дискуссии и приобщения учащихся к творческой деятельности, способности к моделированию ситуаций.
Общая характеристика курса
Программа элективного курса « Дискуссионные вопросы в изучении истории ХХ века» разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования и основными положениями концепции профильного обучения.
Программа адресована педагогам и учащимся школ, которые в перспективе получают возможность выхода на один из гуманитарных профилей. Она выделяет три важнейших периода – Российская империя, Советское государство, Российская Федерация и основные проблемы (к примеру, проблемы модернизации, войн и мира, революции и реформ, взаимоотношение власти, общества и личности, основных тенденций постсоветского развития и др.)
Особенность данного элективного курса заключается в том, что он предполагает анализ проблемных, дискуссионных вопросов при изучении истории, альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные оценки хода событий. Знакомство с проблематикой данного элективного курса поможет каждому ученику занять активную гражданскую позицию в этом сложном и быстро меняющемся мире.
Основные приемы организации деятельности:
Интерактивные - лекция, научно-практическая конференция, диспут, дискуссия, мини-сочинение;
Активные - семинар, практическая работа, ролевая игра, деловая игра, экскурсия, ситуация, дебаты.Форма контроля - без отметочная
Место курса в учебном плане.
На изучение элективного курса отводится 35 часов, 10 класс – 35 часов из расчета 1 час в неделю.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Т е м а 1. Проблемы модернизации в развитии России начала ХХ века (2 часа)
Россия - «развивающееся общество» на рубеже веков.« Зависимое развитие». Концепция Эванса применительно к России. Анализ возможностей быстрого экономического развития страны. Три группы стран и их роль в мировом экономическом процессе. "Германский путы" Н. Х. Бунге, И. Л. Вышнеградского, С. Ю. Витте. Попытки внедрения « британской модели» С. Ю. Витте и причины неудачи. Альтернатива однолинейному объяснению проблемы модернизации России начала ХХ века. Второй вариант модернизации, предложенный «народниками», его анализ. Процесс модернизации в советский период и его последствия. «В ожидании шестой революции».
Те м а 2. Был ли неизбежен Октябрь 1917 года? (6 часов)
1917 год: возможность исторического выбора. Оценки событий 1917 года западными историками. Идеологическая доктрина событий Октября 1917 г. в СССР. Взгляды на Октябрь современных российских историков. Выявление и анализ альтернатив: Керенский, Корнилов, Ленин. Причины краха послефевральской демократии и победы большевиков.
Т е м а 3. Гражданская война: новые подходы (4 часа)
Гражданская война - трагедия русского народа .Проблема периодизации Гражданской войны. Три похода Антанты: миф или реальность? Кто виновник Гражданской войны? Причины победы «красных» и поражения «белых». Две армии одного народа. Альтернативы «Ледяному» походу Добровольческой армии. Альтернативные сценарии: «Белый крест», «Московский поход Каледина», «Царицынский поход Корнилова», «Волжский поход Деникина».
Т е м а 4. Индустриализация и командно-административная система (4 часа)
Необходимость, цели, средства и источники накопления. Начальный этап социалистической индустриализации. Индустриальное развитие СССР в годы первой и второй пятилеток. Главные итоги социалистической индустриализации. Альтернативные варианты проведения индустриализации советским экономистом Фельдманом Г. А. Кадры. Анализ планов и реальных сроков их выполнения. Проблемы стахановского движения и рабочего самоуправления. «Незначительные жертвы» индустриализации.
Т е м а 5. :Коллективизация - трагедия крестьянина-труженика? (4 часа)
Начало коллективизации. Этапы проведения коллективизации. Категории кулачества. Антикулацкие меры. «Успехи» коллективизации. Сопротивление крестьян. Итоги коллективизации и ее последствия. Голод 1923-1933 гг. Альтернативный план преобразования сельского хозяйства А. В. Чаянова. Трактовка решения аграрной проблемы ученого-агрария 'Н. Д. Кондратьева.
Т е м а 6. Триумфальное поражение? (О советско-финской войне 1939-1940 п.) (2 часа)
Причины, повод, начало и ход советско-финской войны. Соотношение сил. Линия Маннергейма - серьезное препятствие для продвижения советских войск. Упорное сопротивление финнов. Планы Сталина. Итоги и значение войны. Версия Виктора Суворова: «Почему скрывают победу Красной Армии в «зимней войне»? Как историк воевал с компьютером. Кто проиграл «зимнюю войну»?
Т е м а 7. Споры вокруг версии о превентивном ударе СССР во время войны (3 часа)
Официальная историография о внезапности нападения германии на Советский Союз. Анализ знаменитого сообщения ТАСС от 14 июня 1941 года. Дискуссия о намерениях Сталина нанести превентивный удар по Германии. Сценарий превентивного удара, разработанный Буничем: «Операция « Гроза», Версия В. Суворова: «Германский фашизм - это Ледокол Революции». Моделирование превентивного удара по версии В. Суворова. Анализ вероятности подобных сценариев.
т е м а 8. Страх или Свобода? (О причинах победы под Сталинградом) (2 часа)
Приказ N2 227 «Ни шагу назад!» сыграл важнейшую роль в ходе Сталинградской битвы и помог остановить врага. Разные оценки приказа № 227. Психологическая готовность советских людей к борьбе с врагом. Цена победы - большая кровь. Боевая мощь советского военного искусства. Не страх, а свобода - главная причина успеха. Великое мужество, героизм, самоотверженность нашего народа, его патриотизм - залог Победы.
Т е м а 9. От «горячей» войны к «холодной». Мир, расколотый надвое. (4 часа)
Анализ ситуации в мире после войны. Кто развязал «холодную войну»? Сравнительный анализ версий и предположений советских и западных историков и политологов о виновниках «холодной» войны. Взгляд современных отечественных историков на проблемы «холодной войны». Истоки «холодной войны. Противники (создание военных блоков). Театры военных действий. Гонка вооружений, борьба за влияние в странах третьего мира. Маккартизм - миф или реальность? Горячие точки «холодной войны». Разрядка и окончание <<холодной войны». Важнейшие соглашения в области контроля над вооружением. Сегодня мир, а что дальше? Размышления о предотвращении трагических последствий войны.
Т е м а 10. Если бы ГКЧП пришел к власти в августе 1991 года ... (3 часа)
Хроника августовских событий. Версия М. С. Горбачева о причинах и начале путча. Что произошло в августе 1991 года на самом деле: взгляд через годы. «Проигрывание» неосуществленных сценариев августа 1991 года. «Жесткий» сценарий (точка зрения ортодоксальных марксистов). «Мягкий» сценарий. Теория экономиста В. Леонтьева.
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения курс ученик должен:
Знать / понимать:
- основные факты, явления, процессы, понятия, связанные с проблематикой курса и предусмотренные государственным стандартом общего образования;
- основные закономерности развития исторических процессов;
- важнейшие концепции событий и явлений
Уметь:
- находить, систематизировать и анализировать историческую информацию;
- рассматривать события и явления с точки зрения их исторической природы и принадлежности к конкретной исторической эпохе;
-выявлять историческую и методологическую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и настоящего; - определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.
Тематический план
№ Содержание обучения.
Разделы, темы Кол-во
часов Формы проведения
занятий
1 Тема 1. Проблемы модернизации
в развитии России начала ХХ века 2 часа Практикум (1 ч)
Дискуссия с элементами
моделирования (1 ч)
2 Тема 2. Был ли неизбежен 6 часов Практикум (2 ч)
Октябрь 1917 года? Дискуссия в форме «круглого стола» (2 ч)
Лекция, работа с документами (2 ч)
3 Тема 3. Гражданская война: 4 часа Пресс-конференция (2 ч)
новые подходы Альтернативно-проектное
моделирование (2 ч)
4 Тема 4. Индустриализация 4 часа Практикум (2 ч)
и командно-административная система Урок-«киностудия» (деловая игра-обсуждение) (2 ч)
5 Тема 5. Коллективизация - 4 часа Практикум (2 ч)
трагедия крестьянина- Урок-версия (1 ч)
труженика? Урок- судебное разбирательство (1 ч)
6 Тема 6. Триумфальное 2 часа Практикум (1 ч)
поражение? (Размышление Урок-альтернатива (1 ч)
о советско-финской войне). 7 Тема 7. Споры вокруг 3 часа Практикум (1 ч)
тезиса о превентивном Семинар с использованием
ударе СССР против Гер- видеоматериалов (2 ч)
мании 8 Тема 8. Страх или свобода? 2 часа Урок-исследование (2 ч)
9 Тема 9. От «горячей» 4 часа Практикум (2 ч)
войны к «холодной», или Деловая игра-обсуждение (2 ч)
мир, расколотый надвое 10 Тема 10. Если бы ГКЧП 4 часа Практикум (1 ч)
пришел к власти в августе 1991 года Проблемно-проектная дискуссия (2 ч)
Итого 35часа Практикумы – 12
Семинары – 2 ч
0-53340000 Дискуссии -5 ч
Лекции – 2 ч
Моделирование – 2 ч
Нетрадиционные уроки – 11 ч
Описание учебно методического материально-технического и информационно-методического обеспечения образовательного процесса
Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев),
К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса),
Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),
П – комплект, необходимый для практической работы в малых группах (6-7 экз.).
№ Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения Старшая школа
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерстваобразования Российской Федерации от 05 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования». Д
Авторская программа Е. Н. Сорокиной «Дискуссионные вопросы в изучении истории ХХ века» 10 -11 классы.- Волгоград. Учитель 2006 г. Д
Учебники: Безыменский, А. Л., Фалин, В. М. Кто развязал «холодную войну?» Страницы истории советского общества. Люди. Проблемы, факты. - М., Бетлов, А. Ю. Россия в начале века. - М., 1999.; Бердяев, Н. А. Самопознание. - М., 1991. - С. 226.; Буллок, А. Гитлер и Сталин. Жизнь и власть / пер. сангл. - Смоленск, 1994.; Верт, Н. История Советского государства. 1900-1991. М., 1992. С. 206.; Волобуев, П. В., Булдаков, В. П. Октябрьская революция: новые подходы к изучению // Вопросы истории. -1996. - N~ 5-6. - С. 29.; Власов, Ю. П. Огненный крест. - М.: Издательская группа «Прогресс», «Культура», 1993.; Головатенко, А. История России: спорные проблемы. - М., 1994.; Геллер, М., Некрич, А. История России (1917-1995). - М.: «МИК» И «Агар», 1996.; Ельцин - Хасбулатов: Единство, компромисс, борьба. - М., 1994.; Историки спорят. Тринадцать бесед. - М.,1989. С. 45. Д
Экспозиционный экран Д
Мультимедийный компьютер с графической операционной системой, универсальными портами с приставками для записи компакт-дисков, звуковыми входами и выходами, оснащенный колонками, микрофоном и наушниками, с возможностью подключения к Internet. Д
Многофункциональное устройство Д
Мультимедийный проектор Д
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц Д
Шкаф (ящик) для хранения карт Д
Ящики для хранения таблиц Д
Компьютерный стол Д
Шкаф 3-х секционный (с остекленной средней секцией) Д
Календарно-тематическое планирование
№
п/п Тема раздела Тема урока Дата
план факт
Тема 1. Проблемы модернизации
в развитии России начала ХХ века Проблемы модернизации
в развитии России начала ХХ века Проблемы модернизации
в развитии России начала ХХ века Тема 2. Был ли неизбежен
Октябрь 1917 года? Был ли неизбежен
Октябрь 1917 года? Был ли неизбежен
Октябрь 1917 года? Был ли неизбежен
Октябрь 1917 года? Был ли неизбежен
Октябрь 1917 года? Был ли неизбежен
Октябрь 1917 года? Был ли неизбежен
Октябрь 1917 года? Тема 3. Гражданская война: новые подходы Гражданская война: новые подходы Гражданская война: новые подходы Гражданская война: новые подходы Гражданская война: новые подходы Тема 4. Индустриализация и командно-административная система Индустриализация и командно-административная система Индустриализация и командно-административная система Индустриализация и командно-административная система Индустриализация и командно-административная система Тема 5. Коллективизация - трагедия крестьянина- труженика? Коллективизация - трагедия крестьянина- труженика? Коллективизация - трагедия крестьянина- труженика? 19 Коллективизация - трагедия крестьянина- труженика? 20 Коллективизация - трагедия крестьянина- труженика? 21 Тема 6. Триумфальное
поражение? (Размышление о советско-финской
войне). Триумфальное
поражение? 22 Триумфальное
поражение? 23 Тема 7. Споры вокруг тезиса о превентивном ударе СССР против Гер мании Споры вокруг тезиса о превентивном ударе СССР против Гер мании 24 Споры вокруг тезиса о превентивном ударе СССР против Гер мании 25 Споры вокруг тезиса о превентивном ударе СССР против Гер мании 26 Тема 8. Страх или свобода? Страх или свобода? 27 Страх или свобода? 28 Тема 9. От «горячей» войны к «холодной», или
мир, расколотый надвое
От «горячей» войны к «холодной 29 От «горячей» войны к «холодной 30 От «горячей» войны к «холодной 31 От «горячей» войны к «холодной 32 Тема 10. Если бы ГКЧП пришел к власти в августе 1991 года Если бы ГКЧП пришел к власти 33 Если бы ГКЧП пришел к власти 34 Если бы ГКЧП пришел к власти 35 Если бы ГКЧП пришел к власти