LlДоклад на педсовете на тему Мотивация как главное условие успешной учебной деятельности
МКОУ Кутковская ООШ
Доклад на тему:
“Мотивация как главное условие успешной учебной деятельности”.
Подготовила
учитель математики
Бодренко С.В.
2015 г
Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать делом общественной важности. На современном уровне психологической науки мы не вправе просто констатировать, что ученик не хочет учиться. Надо постараться выяснить, почему именно он не хочет учиться, какие стороны мотивации у него не сформированы, в каком случае он не хочет учиться, а где мы, взрослые, не научили его так организовывать свое поведение, чтобы мотивация к учению появилась.
Школа должна научить каждого воспитанника быть успешным в учебе, труде, в жизни в целом. Неслучайно появление в последнее время исследований, устанавливающих, что социальное поведение человека на многие годы определяется способами школьного обучения, доказывается зависимость становления значимых личностных качеств от организации образовательного процесса, способов межличностного взаимодействия. Педагогический аспект мотивации достижения состоит в том, что она придает целеустремленность вектору развития личности. Стремление личности к успеху и качественный рост его личностных достижений — необходимое условие развития мотивации достижения. Проблема мотивации достижения рассматривается исследователями в контексте формирования мотивации учения как важнейшего элемента саморазвития.
Мотив (от латинского) – приводить в движение, толкать.
Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека.
Мотивация - побуждение, вызывающее активность и
определяющее его
направленность.
Учебная мотивация определяется целым рядом специфических факторов:
Во-первых, самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность;
во-вторых, организацией образовательного процесса;
в-третьих, субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими учениками и т. д.);
в-четвертых, субъектными особенностями педагога и, прежде всего системой отношения его к ученику, к делу;
в-пятых, спецификой учебного предмета.
Что снижает мотивацию школьников?
Существует много различных причин снижения мотивации в учении. Причинами снижения мотивации, зависящими от учителя, являются неправильный отбор содержания учебного материала, вызывающий перегрузку учащихся; не владение современными методами обучения и их оптимальным сочетанием, неумение строить отношения с учащимися и организовывать взаимодействия школьников друг с другом. Считается, что раз ребенок пришел в школу, то он должен делать все то, что рекомендует учитель. Бывает и отрицательная мотивация, когда деятельностью учащихся движет, прежде всего, желание, избежать разного рода неприятностей: наказания со стороны учителя или родителей, плохой оценки и.д. В таких случаях у учеников постепенно формируется страх перед школой, страх перед учителем. Учебная деятельность радости не приносит. Это сигнал неблагополучия. Даже взрослый человек не может длительное время работать в таких условиях.
Причины спада мотивации.
1. У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего.
2. Отношение ученика к учителю.
3. Отношение учителя к ученику.
4. У подростков 7-8 класса снижена возрастная восприимчивость к учебной деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания.
5. Всё в порядке с «кнутом», недостаточно того, что называется «пряником» (создание ситуации успеха).
6. Умственное развитие ученика.
7. Непонимание цели учения, отсутствие ответственности.
8. Страх перед школой.
9. Недостаток любви затрудняет развитие ребенка.
10. Неблагополучие в семье.
11. Завышенные требования без учёта возможностей.
12. Отсутствие чёткой организации жизни.
13. Когда нет интереса к предмету, нет и желания учиться.
14. Переизбыток медийной информации вредит ребенку.
15. Нарушение единства требований.
16. Неправильные методы воспитания (угрозы или заласкивания).
Пути разрешения проблемы мотивации
Выяснить основные
причины нежелания
учиться и постараться
их минимизировать
Максимизировать
то, что вызывает
и поддерживает
познавательную
мотивацию учащихся
Мотивация или стремление учащегося к учебе является одним из важнейших факторов, обеспечивающих успешное преподавание.
Важно понять три важных обстоятельства:
мотивация - не врожденное, а приобретенное качество;
то, чему учат, можно выучить,
профессионализм и мастерство педагога- это путь развития мотивации.
Поэтому педагог должен хорошо знать методы и приемы, которые способствуют росту
мотивации учащихся и их желания учиться, а также уметь эти методы применять на практике.
I. Уровень озабоченности (стремление добиться успеха в учебе).
Умеренная озабоченность стимулирует усилия к учебе. Когда нет озабоченности, ученик плохо занимается или вообще не занимается. Но когда озабоченность слишком велика, то на учебу вообще не остается энергии.
Типичные эпизоды:
а. Вы стоите рядом с учеником, который не участвует в уроке, и тем самым повышаете его беспокойство; или, наоборот, отходите от слишком озабоченного ученика, чтобы снизить уровень его тревоги.
б. Вы грозно объявляете: "Эта тема будет в контрольной работе" или, наоборот, подбадриваете учеников: "Этот раздел труден для усвоения, но по мере его изучения вы почувствуете, что дело пошло".
в. Вы проводите контрольную на отметку или устраиваете тест и тут же даете правильные ответы, чтобы учащиеся могли сами проверить свои знания.
г. Вы объявляете: "Это трудный раздел; вам надо сосредоточиться и изрядно попотеть", или наоборот: "Да, это трудная тема, но мы будем работать над ней несколько дней, чтобы дать вам возможность основательно выучить ее".
д. Вы даете "решающий" экзамен, который определит итоговую оценку, либо вы даете множество мини тестов, где одна низкая оценка не скажется на итоговом результате.
II. Палитра эмоций и чувств.
От того, как чувствует себя учащийся в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе. Оттенки таких ощущений бесконечно разнообразны и охватывают самый широкий спектр - от безграничной радости до полного отвращения.
Приятные чувства, ожидание успеха
Учащиеся склонны вложить наибольшие усилия в свою учебу в те моменты, когда учебная ситуация приятна для них и когда они предвидят, предвкушают успех.
Здравый смысл и результаты научных исследований требуют от нас создавать приятную атмосферу в классе, чтобы предоставить учащимся максимальную возможность для успеха.
Негативные чувства
тоже активизируют учащегося, побуждают его к действиям. ("Если не приготовишь урок, тебя ждут неприятности"). Но! Хотя эти чувства стимулируют учащегося к
активным действиям, они порой вызывают нежелательные побочные осложнения.
Учащийся приложит больше стараний, но затем будет избегать преподавателя, который
заставил его пережить неприятные минуты, и его уроков.
Старайтесь напомнить учащемуся о приятных моментах после того, как он преодолеет трудности.
"Я действительно оказывал на тебя сильное давление, но ты блестяще справился с ситуацией".
"Хотя тебе с трудом давались эти правила, в конце концов, ты их хорошо усвоил".
"Я знаю, ты злился на меня за те требования, которые я предъявлял к тебе, но ты можешь гордиться своими достижениями".
"Многие из вас приуныли и уже хотели сдаться, но, в конце концов, ваше упорство было вознаграждено".
Нейтральные чувства (не радостные и не раздражающие)
не способствуют мотивации. Однако они бывают полезны для ликвидации непродуктивной или неприятной ситуации, чтобы затем, спустя какое-то время вернуться к тому же материалу с более приятным настроем, например:
"Да, все устали, всем надоело; поэтому давайте оставим этот материал сегодня и поработаем над ним в другой раз со свежей головой".
"Не огорчайтесь, если вы что-то не поняли; это не повлияет на вашу оценку. Теперь вы знаете, чем вам надо заниматься".
"Это наша первая попытка; поэтому не огорчайтесь, если вы не все поняли. Вам надо будет повторить несколько раз этот материал, чтобы хорошо запомнить его".
Наша профессиональная задача
определить, какие чувства наиболее продуктивны для ваших учеников - приятные, неприятные или нейтральные, какие из них побудят их полнее мобилизовать свои силы на учебу. Ни одна из разновидностей чувств не является универсально продуктивной.
III. Успех.
Чтобы почувствовать себя преуспевающим, надо приложить усилия, испытывая при этом некоторую неуверенность в конечном результате своих действий. Мы не чувствуем успеха, когда прилагаем мало усилий для достижения цели.
Технологические операции создания ситуаций успеха
ОПЕРАЦИЯ НАЗНАЧЕНИЕ РЕЧЕВАЯ ПАРАДИГМА
1. Снятие страха. Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. «Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться».
«Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения».
2. Авансирование успешного результата. Помогает учителю выразить свою убежденность в том, что его ученик обязательно справится с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности. «Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили».
«У вас обязательно получится…»
«Я даже не сомневаюсь в успешном результате».
3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности. Помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания. «Возможно, лучше всего начать с…»
«Выполняя работу не забудьте…»
4. Внесение мотива Показывает ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. «Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…»
5. Персональная исключительность Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. «Только ты и мог…»
«Только тебе я и могу доверить…»
«Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…»
6. Мобилизация активности или педагогическое внушение. Побуждает к выполнению конкретных действий. «Нам уже не терпится начать работу…»
«Так хочется поскорее увидеть…»
7. Высокая оценка детали. Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. «Тебе особенно удалось то объяснение…».
«Больше всего мне в твоей работе понравилось…»
Наилучшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы».
IV. Интерес.
С интересом не рождаются - его приобретают.
ничто не остается долго "новым"; очень скоро учащийся перестает реагировать на «новизну»
Главный принцип: используйте новизну и яркость впечатлений, чтобы привлечь учащихся к учебе, а не отвлекать их от нее.
Метод стимулирования занимательностью - это введение в учебный процесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов. Например, в курсе математики это могут быть примеры типа «математика в быту», «математика в сказках» и другие. Подбор таких занимательных фактов вызывает неизменный отклик у учеников. Часто им поручают самостоятельно подбирать такие примеры.
Создание на уроках ситуации занимательности должно вводить ученика в проблему, а не уводить от нее — в этом отличие подлинных познавательных эмоций от эмоций развлекательного, побочного характера.
Опыт работы с подростками показывает, что одной из причин напряженности, влекущей за собой снижение мотивации, в отношениях между ними и педагогами является несовпадение модальностей.Под модальностью мы понимаем слово (группу слов), выражающее отношение к действию. Общении с учениками педагог обычно использует модальности “Вы должны”, “Вы обязаны”, “Нам нужно”; в то время как по отношению к себе он использует модальности “Я могу”, “Я имею право” и др. На уровне использования модальностей возникает конфликт: ребенок ощущает, что у него нет прав, одни обязанности, а взрослый имеет права, в том числе право требовать.
Способы повышения мотивации.
Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов, тем. Этому могут способствовать следующие приёмы.
«Оратор»
За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.
«Автор»
... Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?
.. Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему?
«Фантазёр»
На доске записана тема урока. Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.
- Вот видите, как важно...
«Кумир»
На карточках раздать «кумиров по жизни». Пофантазируйте, каким образом они бы доказали вам необходимость изучения этой темы?
"Профи"
Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?
Очень важно не только записать тему на доске, но и вызвать у школьников эмоциональный отклик- отношение к этой теме. Это можно сделать через признание личности подростка, опираясь на его жизненный опыт.
- Что вы уже знаете об этой теме?
- Подберите примеры об этом или на эту тему....
- Вот видите! В вашей памяти это уже храниться! Значит это нужно!
Как похвалить ученика: 10 правил эффективной похвалы.
Если вы не знаете, за что похвалить ребенка, придумайте это!» - такой незамысловатой рекомендацией психиатра и психотерапевта В. Леви должен вооружиться каждый педагог. Как правильно похвалить ученика? Предлагаем вместе разобраться в этом вопросе.
Ценность учительской похвалы
Начнем с того, что хвалить ученика нужно обязательно! Почему? Чтобы оценить старания школьника, поддержать его, повысить самооценку и усилить мотивацию к изучению предмета. Одобрение учителя способно творить чудеса! Вода, попавшая на увядающий цветок, действует так же, как и доброе учительское слово на ребенка, который нуждается в его поддержке и внимании.Главная функция похвалы – передать искреннюю веру педагога в возможности своего ученика. А ведь каждый школьник нуждается в положительной оценке и одобрении своей деятельности и достижений. Только так можно убедить ребёнка учиться, и учиться с удовольствием. Задача учителя – постоянно находить хорошие поводы для словесного поощрения своих воспитанников.
Золотые правила учительской похвалы
Как похвалить ученика на уроке и не оказать ему тем самым «медвежью услугу»? Для этого педагогу важно соблюдать следующие правила.1. Хвалите за старательность! Хвалить ученика нужно за те усилия и старания, которые он приложил при выполнении задания или поручения, а не за хорошие способности и интеллект, данные ему природой. 2. Хвалите действия, а не личность! В похвале очень важно высказать одобрение действиям и достижениям ученика, а не оценить его личность. В противном случае у школьника может сформироваться необъективно завышенная самооценка и самомнение. А это, как говорится, тема для отдельной статьи. 3. Четко обозначайте, за что хвалите! Важно, чтобы школьник понимал, за что конкретно его похвалили, что именно ему удалось сделать хорошо. Общая похвала имеет невысокую эффективность, вызывает сомнения в ее искренности. Например, при желании похвалить ученика на уроке можно обратить внимание на то, как он хорошо научился пользоваться формулами нахождения корней квадратного уравнения. Старайтесь подчеркнуть сложность задачи, успешно выполненной учеником. 4. Хвалите в меру и по делу!Учительская похвала должна быть искренней, заслуженной, умеренной и обоснованной, чтобы не вызывать зависть со стороны других учеников. Безмерная похвала теряет всякую ценность и смысл, приучает ребенка к дешевому успеху. Школьник, которого хвалят за каждую мелочь, подсознательно ожидает одобрения практически каждого своего действия. А когда не получает его, искренне недоумевает. К тому же похвала без меры – прямой путь к зазнайству, причина возникновения лени и безразличия к другим предметам. 5. Хвалите не только «любимчиков»!В каждом классе не обходится без неформальной иерархии, на основании которой считается, что одни ученики достойны похвалы в большей степени, нежели другие. Как же хвалить своих воспитанников, которые не пользуются популярностью у одноклассников? Настойчивая похвала в их адрес может только ухудшить к ним отношение класса. Важно таких учеников обоснованно поддерживать, обращать внимание на их успехи в учебной и внеурочной деятельности. Для похвалы своих «любимчиков» педагогу желательно выбирать наиболее подходящий для этого момент. 6. Останавливайтесь на хорошем! Как легко с помощью словесного одобрения педагогу удается повысить самооценку ученика! Но всего одно лишнее предложение способно все разрушить. Например, если учитель захотел похвалить школьника на уроке математики за интересное решение одной задачи, он не должен указывать на то, что остальная часть работы ему не удалась. Неудачный пример похвалы: «Молодец! Ты решил эту задачу необычным способом! А на остальные примеры даже смотреть не хочется!» В данном контексте последнее предложение не должно было прозвучать из уст педагога. Учительская похвала не должна содержать упреков, условий и уточнений, ее нужно закончить на хорошей ноте. Похвалив ученика, не стоит через некоторое время разубеждать его в значимости этого личного достижения. Кстати, не менее важно учить родителей правильно хвалить своих детей.7. Не противопоставляйте одного ученика всему классу!Нельзя хвалить одного ученика, если его не поддерживает группа. Даже если он поступил правильно. К примеру, как похвалить ученика, если он один выполнил домашнее задание? Лучше всего сделать это наедине с ребенком. Ведь похвала перед всем классом (хоть и вполне заслуженная) в этом случае способна породить у одноклассников не столько зависть, сколько агрессию. А ведь этот ученик ни в чем не виноват! 8. Хвалите без сравнений! Важно, чтобы учительская похвала была безусловной, не содержала сравнений. Не сравнивайте успехи, результаты и личностные качества ученика с достижениями сверстников. Не говорите, что Федор молодец, потому что он справился с заданием лучше, чем его одноклассник Иван или Николай. 9. Подкрепляйте похвалу!Похвала, подкрепленная одобряющими невербальными компонентами (улыбкой, мимикой, открытыми жестами) обладает большей силой и эффективностью. 10. Запаситесь «Я-посланиями»!Более действенной является та похвала, при выражении которой учитель использует
«Я-послание». Например, похвалить ученика можно так: «Я очень рада, что тебе удалось решить это непростое задание». Такая похвала способствует сближению учителя и его воспитанников. Похвала – очень действенный, важный и тонкий инструмент в правильном воспитании детей. Разумная учительская и родительская похвала связана с разумными ожиданиями, и большинству учеников удастся их оправдать. Учителю важно помнить, что самая ценная и эффективная похвала для школьника – заслуженная и умеренная. Ищите повод похвалить своих воспитанников, и вы обязательно его найдете!
Значительное влияние на развитие мотивации учения могут и должны оказывать родители. Для формирования положительной мотивации родителям можно опираться на следующие советы:
интересоваться делами, учебой ребенка;
помогать при выполнении домашних заданий в форме совета, не подавлять самостоятельность и инициативность;
объяснять ребенку, что его неудачи в учебе – это недостаток приложенных усилий (что-то не доучил, что-то не доработал);
чаще хвалить детей за их успехи, тем самым давать стимул двигаться дальше.