«Исследовательская деятельность как средство формирования учебно-познавательной компетентности младших школьников в условиях введения ФГОС»
«Исследовательская деятельность
как средство формирования
учебно-познавательной компетентности младших школьников в условиях введения ФГОС»
Исследовательская деятельность
как средство формирования учебно-познавательной компетентности младших школьников в условиях реализации ФГОС.
Первоклассник идёт в школу. Будет ли он ощущать себя уверенно, научится ли мыслить и действовать самостоятельно? Такой вопрос задаёт себе каждый родитель. Ведь в современном мире умение мыслить самостоятельно, опираясь на знания и опыт, ценится гораздо выше, чем просто эрудиция, владение большим объёмом знаний без умения применять эти знания для решения жизненных проблем. Поэтому качество образования сейчас во многом связано с умением приобретать новые знания, применяя их в реальной жизни, с формированием новой системы знаний, умений и навыков, а также опытом самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся, то есть с современными ключевыми компетенциями.
«Строительство» ключевых компетенций «закладывается» в образовательный процесс посредством таких технологий, как метод проектов, исследовательская деятельность, обучение в сотрудничестве и др., путём реализации личностно-деятельностного подхода в обучении, систематического интегрирования предметного содержания, при решении значимых для учащихся и востребованных жизнью практических задач. Компетентность не противостоит знаниям, умениям, способностям и личностным качествам, а напротив, знания, умения, способности и личностные качества составляют систему требований, которые предъявлены в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения. Ключевые компетентности формируются постепенно на всех этапах школьного образования и являются сквозными образовательными результатами, они подробно описаны в Федеральном государственном образовательном стандарте .Основными компетентностями, формируемыми у учащихся начальной школы, являются: готовность к разрешению проблем; технологическая компетентность; готовность к самообразованию; готовность к использованию информационных ресурсов; готовность к социальному взаимодействию; коммуникативная компетентность.
Учебно-познавательная компетентность – это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности.
Учебно-познавательная компетентность – это такие качества, как:
- Способность осуществлять учебную деятельность (целеполагание, планирование, анализ, рефлексию, самоконтроль и самооценку).
- Владение умением выполнять инструкции, точно следовать простейшим алгоритмам, самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи.
- Умение определять способы контроля и оценки деятельности, причины возникающих трудностей и пути их устранения, предвидеть трудности, находить ошибки в работе и исправлять их.
- Готовность к решению творческих задач, созданию творческих работ.
- Способность добывать недостающие знания и умения, пользуясь различными источниками информации.
Исследовательская деятельность способствует развитию познавательной активности школьников, учит их мыслить и делать самостоятельные умозаключения.
Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах.
В своей творческой лаборатории я хочу поделиться методами и приемами формирования исследовательских умений школьников т.к. на протяжении нескольких лет являлась учителем-экспериментатором. Тема эксперимента была «Формирование общеучебной компетентности младших школьников на уроках русского языка через исследовательскую деятельность»
1слайд Развитие исследовательских способностей школьников.
Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования.
Общие исследовательские умения и навыки включают в себя умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и умозаключения, классифицировать и структурировать материал, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи.
Для формирования у ребенка основ культуры мышления и развития основных умений и навыков исследовательского поведения можно использовать различные методы. Кратко остановлюсь на некоторых из них.
2слайд I. Развитие умения видеть проблемы.
3слайд Проблема - это затруднение, сложный вопрос, задача, требующие разрешения, т.е. действий, направленных в первую очередь на исследование всего, что связано с данной проблемной ситуацией.
Умение видеть проблемы - интегральное свойство мышления.
Поиск проблемы - дело непростое. Найти проблему порой бывает не менее трудно, чем решить ее. Выполняя эту часть исследовательской работы вместе с ребенком, учитель должен проявить гибкость. Не стоит непременно требовать от ученика ясного осознания и формулирования проблемы, четкого обозначения конечной цели. Вполне достаточно общей, приблизительной характеристики. Умение видеть проблемы - интегральное свойство мышления. Развивается оно в течение длительного времени в самых разных видах деятельности.
Приведу примеры заданий, которые помогут в решении этой сложной педагогической задачи. Для того чтобы научиться выявлять проблемы, необходимо овладеть способностью изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Помогут в этом несложные упражнения.
4слайд«Посмотри на мир чужими глазами». (Практ.)
Читаю детям неоконченный рассказ:
а)С утра небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги...
Продолжи рассказ: представь себя гуляющим во дворе с друзьями;
водителем грузовика, едущего по дороге;
летчиком, отправляющимся в полет;
мэром города;
вороной, сидящей на дереве;
зайчиком в лесу.
Эту работу можно сделать письменной, предложив детям написать сочинение, но хороший эффект дают и устные рассказы. При выполнении этого задания надо поощрять самые интересные, самые изобретательные, оригинальные детские ответы.
5слайд «Сколько значений у предмета?» (практ.)
Учитель предлагает детям рассмотреть какой-нибудь хорошо знакомый предмет (карандаш, кирпич, мел, коробку и т.п.) и найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета.
Оценивается логичность и оригинальность.
6 слайд Развитие умения выдвигать гипотезы.
7 слайд Гипотеза - это предположение, суждение о закономерной связи явлений.
Дети часто высказывают самые разные гипотезы по поводу того, что они видят, слышат, чувствуют. Множество интересных гипотез рождается в результате поиска ответов на собственные вопросы.
Изначально гипотеза не истинна и не ложна - она просто не определена. Стоит ее подтвердить, как она становится теорией, если опровергнуть - превращается в ложное предположение.
8слайд Обычно используются два способа проверки гипотез - теоретический и эмпирический.
Первый опирается на логику и анализ других теорий (имеющихся знаний), в рамках которых данная гипотеза выдвинута.
Эмпирический способ предполагает наблюдения и эксперименты.
Построение гипотез - основа исследовательского, творческого мышления. Гипотезы позволяют увидеть проблему в ином свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны.
Делая предположения, обычно используют слова: может быть, предположим, допустим, возможно, если, наверное.9 слайд «Давайте вместе подумаем». (практ.)
Как птицы узнают дорогу на юг?
10 слайд Гипотезы:
а)Может быть, птицы определяют дорогу по солнцу и звездам.
б)Наверное, птицы сверху видят растения (деревья, траву и т.д.), которые указывают им направление полета.
в)Предположим, что птиц ведут за собой те, кто уже летал на юг и знает дорогу.
г)Допустим, что птицы находят теплые воздушные потоки и летят по ним.
д)А может быть, у них есть внутренний компас - такой, как в самолете или на корабле.
е)А если птицы точно находят дорогу на юг потому, что они ловят специальные сигналы из космоса? (Провокационная идея.)
11 слайд Упражнение на обстоятельства. (практ.)
При каких условиях каждый из этих предметов будет полезным? Можешь ли ты придумать условия, при которых будут полезными два или более из этих предметов?
Письменный стол, нефтяное месторождение, игрушечный кораблик, апельсин, чайник, мобильный телефон, букет ромашек, охотничья собака. 12 слайд Развитие умений задавать вопросы.
В процессе исследования, как и любого познания, вопрос играет одну из ключевых ролей и обычно рассматривается как форма выражения проблемы. По сравнению с вопросом проблема имеет более сложную структуру образно говоря, она имеет больше «пустот», которые нужно заполнить.
Вопрос направляет мышление ребенка на поиск ответа, пробуждая потребность в познании, приобщая его к умственному труду. Вопросы можно поделить на две группы:
Уточняющие (прямые или «ли»-вопросы) - верно ли, что...; надо ли создавать...; должен ли... - могут быть простыми и сложными. Сложный вопрос фактически состоит из нескольких простых, например: Верно ли, что если котенок отказывается от еды и не играет, то он болен?
Восполняющие (неопределенные, непрямые или «к»-вопросы) включают в свой состав слова: где, когда, кто, что, почему, какие и др. Эти вопросы также могут быть простыми и сложными. Например: Кто, когда и где может построить этот дом? - сложный вопрос. Его без труда можно разделить на три самостоятельных (простых) вопроса.
13 слайд Игра «Угадай, о чем спросили». (практ.)
Ученику, вышедшему к доске, дается несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него. Например, на карточке написано: «Вы любите спорт?» Ребенок отвечает: «Я люблю спорт». Остальным надо догадаться, каким был вопрос. Прежде чем выполнять задание, надо предупредить отвечающих у доски детей, чтобы они не повторяли вопрос при ответе. (раздаю карточки)
Почему совы охотятся ночью?
Почему пригородные поезда называются электричками?
Как называют птиц, способных повторять человеческую речь?
Могут ли люди жить без компьютеров?
Почему весной разливаются реки?
14 слайд Развитие умений и навыков экспериментирования.
15 слайд Эксперимент (проба, опыт) - важнейший из методов исследования и самый главный метод познания в большинстве наук.
Эксперимент предполагает, что мы активно воздействуем на то, что исследуем. Любой эксперимент предполагает проведение каких-либо практических действий с целью проверки и сравнения. Однако эксперименты бывают и мысленные.
1. Мысленный эксперимент.
В ходе мысленных экспериментов исследователь представляет себе каждый шаг своего воображаемого действия с объектом и яснее может увидеть результаты этих действий.. 16 слайд формировать и развивать научный интерес и исследовательскую активность ребенка нужно с младшего школьного возраста. Когда учащиеся владеют умениями и навыками исследовательской деятельности, они легко
приступают к выполнению творческих проектов, указывая шаги и пути решения проблемы.
Компетентностный подход предполагает освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях личной, профессиональной и общественной жизни. Особое значение придаётся умениям, позволяющим действовать в новых, неопределённых, проблемных ситуациях, для которых нельзя заранее наработать соответствующих средств. Их нужно находить в процессе решения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов. Внедрение компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования.