Статья на тему: Проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся.
Проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся.
Автор: учитель биологии
Полянская Елена Константиновна
МКОУ «Курбатовская СОШ»,
пос. Курбатово, Нижнедевицкий район, Воронежская область
Проектная деятельность.
Одной из основополагающих характеристик современного человека, является его способность к проектной деятельности. Проектная деятельность относится к разряду инновационной, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать.
Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).
Задачами проектной деятельности являются:
- обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
- формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбирать подходящую информацию и правильно ее использовать);
- умение анализировать (креативность и критическое мышление);
- умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
- формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
Успешное использование проектной деятельности обусловлено соблюдением основных принципов её организации, а именно:
- проект должен быть посильным для выполнения;
- должны быть созданы необходимые условия для успешного выполнения проектов;
- подготовка учащихся к выполнению проектов (проведение специальной ориентации для того, чтобы у учащихся было время для выбора темы проекта, на этом этапе можно привлекать учащихся имеющих опыт проектной деятельности);
- руководство проектом со стороны педагогов обсуждение выбранной темы, плана работы (включая время исполнения) и ведение дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений рефлексия. Дневник должен помочь учащемуся при составлении отчета в том случае, если проект не представляет собой письменную работу. Учащийся прибегает к помощи дневника во время собеседований с руководителем проекта;
- в том случае работы над групповым проектом каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта. Каждый участник проекта получает индивидуальную оценку;
- обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.
Важными факторами проектной деятельности являются:
- повышение мотивации учащихся при решении поставленных задач;
- развитие творческих способностей;
- смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому;
- формирование чувства ответственности;
- создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.
Работа над проектом включает четыре этапа:
1 этап. Планирование.
Планирование работы над проектом начинается с его коллективного обсуждения. Это, прежде всего обмен мнениями и согласованиями интересов учащихся; выдвижение первичных идей на основе уже имеющихся знаний и разрешения спорных вопросов. Затем предложенные учащимися темы проектов выносится на обсуждение. После согласования, каждый участник проекта выбирает подтему для будущего исследования. Таким образом формируются группы, работающие по одной подтеме. Задача учителя на данном этапе – проследить, чтобы в каждой создающейся группе работали учащиеся с различным уровнем знаний, творческим потенциалом, различными склонностями и интересами. Учителю следует построить работу так, чтобы каждый мог проявить себя и завоевать признание окружающих.
2 этап Аналитический.
Этот этап самостоятельного проведения исследования, получения и анализа информации, во время которого каждый ученик:
- уточняет и формулирует собственную задачу, исходя из цели проекта в целом и задачи своей группы в частности;
- ищет и собирает информацию, учитывая: собственный опыт, результат обмена информацией с другими учащимися, учителями, родителями, консультантами и т.д., сведения, полученные из специальной литературы, Интернета и т.д., анализирует и интерпретирует полученные данные.
3 этап Обобщения информации.
На этом этапе осуществляется структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.
Учащиеся систематизируют полученные данные; объединяют в единое целое полученную каждой группой информацию; выстраивают общую логическую схему выводов для подведения итогов. (Это могут быть: рефераты, доклады, проведение конференций, показ видеофильмов, спектаклей; выпуск стенгазет, школьных журналов, презентация в Интернете и т.д.).
Учителю необходимо проследить, чтобы учащиеся обменивались знаниями и умениями, полученными в процессе различных видов работ с информацией (анкетирование и обработка полученных знаний, проведение социологического опроса, интервьюирование, экспериментальная работа и т.д.).
4 этап Представления полученных результатов работы над проектом (презентация).
На этом этапе учащиеся осмысливают полученные данные и способы достижения результата; обсуждают и готовят итоговое представление результатов работы над проектом (в школе, округе, городе и т.д.). Учащиеся представляют не только полученные результаты и выводы, но и описывают приемы, при помощи которых была получена и проанализирована информация; демонстрирует приобретенные знания и умения; рассказывают о проблемах, с которыми пришлось столкнуться в работе над проектом. Любая форма презентации также является учебным процессом, в ходе которого учащиеся приобретают навыки представления итогов своей деятельности.
Один из ученических проектов.
«Загадки питьевой воды»
Авторы проекта – обучающиеся 10 класса.
Цель работы: пропагандировать среди населения поселка бережное отношение к воде.
Этапы проектирования:
- изучить и проанализировать литературу о питьевой воде;
- выяснить какую воду преимущественно пьют жители нашего поселка;
- определить источники питьевой воды на территории поселка;
- определить качество водопроводной воды поселка Курбатово, Нижнедевицкого района;
- проверить влияние на воду биополя человека.
- работы по очистке родников
Итогом стало мероприятие посвященное «Дню воды».
Учебно-исследовательская деятельность обучающихся.
К активным методам обучения относится и учебно-исследовательская деятельность обучающихся.
Учебно-исследовательская деятельность это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления.
Главное здесь не овладение новыми, доселе неизвестными фактами, а научение алгоритму ведения исследования, навыкам, которые могут быть затем использованы в исследовании любой сложности и тематики.
Работа по исследовательской деятельности может проводиться индивидуально (с успешными, одаренными детьми), но может иметь локальный и фронтальный характер.
Исследовательская работа может быть организована по-разному.
Ещё недавно она была преимущественно внеклассной и осуществлялась на факультативных занятиях в школе, а также в учреждениях дополнительного образования. Однако в современной школе возможности организации учебно-исследовательской работы значительно шире, чем раньше; это связано с программой профильного образования в старшей школе, а также в связи с введением ФГОС. Использование современных технологий (проектного метода, проблемного обучения) дают широкие возможности применять исследование на уроке.
Этапы работы
Этапы работы
Цели и задачи УИР
Содержание занятий
Предварительный
Диагностика знаний, навыков и умений; ориентация в сфере личных интересов ученика.
Письменные и устные задания, вопросы, помогающие выявить уровень владения знаниями и умениями, способности и интересы участников УИР.
Выбор проблемы исследования
Предварительная ориентация в выборе проблемы исследования.
Обсуждение возможных тем исследования (темы предлагает учитель, учитывая и личные качества учеников, и тематику предстоящих конференций учащихся).
Изучение научной литературы
Приобретение практических навыков работы со справочной и научной литературой.
Составление библиографии по теме; разные виды чтения, выделение главной мысли, конспектирование; обсуждение прочитанных научных работ.
Формулирование объекта и предмета исследования, темы, гипотезы, определение целей, задач, методов
Формирование исследовательских навыков (формулирование объекта и предмета исследования, темы, гипотезы, постановка целей и задач исследования, определение методов в зависимости от объекта исследования).
Консультирование по вопросам формулирования объекта и предмета исследования, темы, гипотезы, понимания целей и задач работы, по методике проведения исследования.
Сбор материала
Обучение сбору материала или постановке эксперимента.
Планирование и проведение эксперимента, сбор материала.
Обработка полученного материала
Обучение статистической обработке полученного материала и представлению результатов в виде таблиц, диаграмм и т.п.
Обработка полученного материала.
Формулирование выводов
Выработка умения формулировать выводы.
Систематизация и обобщение результатов работы.
Создание текста УИР
Практическое овладение научным стилем.
Написание текста исследовательской работы.
Обучение редактированию научного текста; навыкам «свертывания» и «развертывания» текста.
Редактирование и оформление работы, составление тезисного плана.
Представление результатов работы
Овладение навыками устного публичного выступления.
Представление работы на научно-практической конференции школьников.
Оценка работы
Рефлексии на продукт и результат УИР.
Анализ проделанной работы, обсуждение перспективных планов
В процессе учебно-исследовательской деятельности проявляется максимальная самостоятельность, и деятельность учащегося переходит от воспроизведения к творчеству. Этот вид деятельности является одним из предпосылок успешного овладения содержанием учебных дисциплин. Причина этого кроется в том, что в учебно-исследовательской деятельности знания усваиваются в их существенных связях и отношениях с другими элементами знаний.
Примеры учебно-исследовательской работы обучающихся
«Плюсы и минусы пластиковой посуды»
Цель работы: изучить проблему использования одноразовой посуды в быту.Задачи:
1) проанализировать литературу о пластиковой посуде;
2) изучить виды одноразовой посуды;
3) научиться распознавать посуду, предназначенную для разных целей;
4) разработать рекомендации для учащихся по безопасному применению
пластиковой посуды.
Гипотеза:
- главной причиной вреда пластиковой посуды становится неправильная эксплуатация. От такой посуды не будет вреда, если соблюдать определенные правила.
Объект исследования: пластиковая посуда.
План исследования:
1 этап – изучение данных о вредном воздействии пластика, маркировки пластиковой посуды, правил безопасного использования пластиковой посудой, переработке пластика в России , экологических аспектах применения пластиковой посуды.
2 этап – проведение опроса обучающихся среднего и старшего звена.
3 этап - обобщение материала, представление полученных результатов, рекомендации для учащихся.
Пример еще одной исследовательской работы
«Влияние электромагнитных излучений бытовых приборов на организмы»
Целью работы стало выявить степень воздействия электромагнитных излучений на жизнедеятельность зародышей зёрен пшеницы.
Задачи:
1) изучить и проанализировать литературу о видах электромагнитного излучения, типах его воздействия на живые организмы и последствиях этого воздействия для организмов;
2) установить влияние электрических полей на зародыши семян;
3) на основе полученных результатов разработать рекомендации для учащихся.
Объект исследования: зерна пшеницы.
В начале исследования была выдвинута гипотеза: электромагнитные излучения электроприборов угнетающе воздействуют на жизнедеятельность живых организмов (снижают уровень воспроизводства).
Методы исследования: частично – поисковый, практический, исследовательский
На подготовительном этапе обозначили проблему, выдвинули гипотезу.
Второй этап основной: сбор информации, исследование.
На заключительном этапе обобщили информацию, сделали выводы и представили результаты нашего исследования, представили рекомендации для обучающихся.
15