Исследовательская и проектная деятельность на уроках иностранного языка как средство развития учебно-познавательных компетенций обучающихся


Исследовательская и проектная деятельность на уроках иностранного языка как средство развития учебно-познавательных компетенций обучающихся
Автор исследовательской работы:
Яковлева Наталья Исламовна
учитель иностранного языка
МОБУ СОШ№11
2014
Содержание
Введение 3 стр.
Основная часть 3 стр.
Заключение 16 стр.
Список литературы 18 стр.
Приложение ВВЕДЕНИЕ
В Концепции модернизации российского образования поставлена важная задача подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе. В мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, а значит, необходимость умения грамотно пользоваться источниками информации, оценивать ее достоверность. Соотносить новую информацию с полученными ранее знаниями, умение правильно организовать информационный процесс.
В последнее время принципиально изменилось отношение и значительно усилилось внимание к исследовательской деятельности школьников и активным методам обучения. Для этого имеются две фундаментальные причины: социальная, связанная с быстрыми изменениями в мире, и научная, связанная с новыми представлениями о деятельности мозга и сознания и вытекающими из них средствами обучения. У школьников необходимо сформировать поисковый стиль мышления, привить интерес и вкус к познанию и исследованию; развить способность видеть и ценить красоту доказательного рассуждения, обучить общим закономерностям будущей деятельности, вооружить методами овладения и синтеза новых знаний в любой предметной области, создать широкий кругозор. Преподаванию никогда не угнаться ни за наукой, ни за изменениями жизни, если оно пойдёт по пути механического нанизывания на пирамиду старых программ всё новых и новых фактов и открытий. Необходим новый принцип. Он сводится к тому, чтобы человеку быть на высоте и достойно отвечать вызову времени, необходимо постоянно учиться. Эффективен не тот, кто просто много знает, а тот, кто владеет инструментами приобретения, организации и применения знаний из различных источников информации.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему типичную для школы, когда ученики могут хорошо владеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций. Такую возможность предоставляет проектная и исследовательская деятельность. Потому что данная деятельность не только создаёт ситуации востребованности общеучебных умений для эффективного решения обучающимися реальных познавательных проблем, но и развивает, закрепляет эти умения в режиме деятельности. Кроме того, исследовательская деятельность часто осуществляется вне учебных занятий, следовательно, расширяется сфера познания за рамками учебного процесса.
Компетентностный подход отражает объективные потребности в усилении внимания к личностно-значимым и востребованным в практической деятельности результатам обучения. Исходя из этого, целями педагогического опыта по формированию навыков проектной и исследовательской деятельности, считаю:
- овладение умениями находить и самостоятельно применять информацию, содержащуюся в средствах массовой информации и публикациях, включая ресурсы Интернета, выносить аргументированные суждения с привлечением методов научного анализа;
- развитие мышления, способности критически осмысливать информацию и вырабатывать собственное аргументированное мнение, применять полученные знания для определения рационального поведения в конкретных ситуациях;
- расширение опыта познавательной и практической деятельности.
Организация проектной и исследовательской деятельности призвана устранить противоречия между хорошими теоретическими знаниями обучающихся и умениями применить их в практической деятельности.
ЦЕЛЬ моей работы:
Исследовать возможности применения проектной и исследовательской деятельности обучающихся на уроках иностранного языка для формирования учебно-познавательных компетенций обучающихся.
ЗАДАЧИ:
Выявить сущность учебно-познавательных компетенций обучающихся.
Определить пути создания условий для развития учебно-познавательных компетенций обучающихся.
Апробировать метод проектной и исследовательской деятельности и создать рекомендации по его использованию на уроках английского языка.
Объект исследования: компетенции обучающихся
Предмет исследования: учебно-познавательные компетенции обучающихся
Проблема: противоречия между хорошими теоретическими знаниями обучающихся и умениями применить их в практической деятельности.
Гипотеза: формирование учебно-познавательных компетенций обучающихся в процессе обучения английскому языку должно помочь в развитии личности самого ученика, его: целеустремленности, любознательности, развития творческих потенциалов.
Ожидаемые результаты: предполагается, что обучающийся будет обладать следующими качествами:
уметь самостоятельно приобретать новые знания, эффективно применять их на практике;
критически и творчески мыслить, находить рациональные пути преодоления трудностей, выдвигать новые идеи;
грамотно работать с информацией: уметь собирать необходимые факты, анализировать их, систематизировать, устанавливать закономерности, формулировать аргументированные выводы, находить решения.
Формирование учебно-познавательной компетентности обучающихся, невозможно средствами одной педагогической технологии.
Наиболее эффективно эту задачу можно решить, используя метод проектов. В основе проектной деятельности лежит целенаправленная научно-исследовательская работа, проводимая детско-взрослым коллективом по разрешению актуальной проблемы современного общества.
Компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим по-иному определяется система методов обучения. Цель школы - формирование ключевых компетенций.
Наиболее распространенной является классификация А.В. Хуторского, который выделяет следующие компетенции:
ценностно-смысловую;
общекультурную;
учебно-познавательную;
информационную;
коммуникативную;
социально-трудовую;
компетенцию личностного самосовершенствования.
Практика показывает, что использование проектной методики в образовательном процессе обеспечивает формирование ключевых компетенций: исследовательской, коммуникативной, информационной, технологической.
Реализация принципа активности в сложившихся условиях приобретает огромное значение. По моему мнению, развитие познавательной активности обучающихся возможно через организацию исследовательской деятельности, которая делает ребят участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации. Если перед учеником встаёт проблема, она обязательно рождает любознательность, и у ребёнка при этом возникает потребность в осуществлении непосредственно исследовательской деятельности, где возникает познавательный интерес, ведущий к развитию познавательной активности. Школьники приобщаются к миру науки, приобретают навыки исследовательской работы, активно применяют новые информационные технологии, учатся сами планировать свою деятельность, что очень актуально в условиях современной жизни. Всё это заставляет обратить особое внимание на формирование у обучающихся исследовательских личностных навыков, в том числе и на уроках английского языка.
Используя технологию метода проекта, прежде всего я вижу необходимость исследовательской деятельности учениками для развития компетенций ученика, для развития коммуникативных личностных качеств и помощи в выборе своей профессии в дальнейшей жизни. При работе над проектом формируются предпосылки для эффективного освоения учебно-познавательной компетенции. В ходе осуществления проектной деятельности у учащихся формируются знания и умения, предусмотренные образовательными стандартами.
Исследовательский метод рассчитан на самостоятельность учеников. Деятельность же учителя состоит в подготовке заданий, которые бы обеспечивали творческое применение знаний, в осуществлении консультативной помощи и контроля. Вопрос о самостоятельной работе обучающихся исследуется многими отечественными и зарубежными психологами и педагогами, утверждающими, что возникновения мыслительной деятельности учеников во время объяснения учителя недостаточно - осознания материала не происходит. Путь к осознанию лежит через самостоятельную работу. Научные исследования показали, что ученики сохраняют в памяти: 10% из того, что читали, 20% из того, что слушали, 30%; из того, что наблюдали, 50% из того, что видели и слышали, 70% из того, что высказывали и обсуждали, 90% из того, что высказывали и практически выполняли.
Наука и практика обучения не раз доказывала наличие индивидуальных различий в творческих способностях детей. Дифференциация учащихся в каждой возрастной групп по их творческому потенциалу достаточно значительна. Однако ориентация на "среднего" ученика до сих пор сохраняется. Накопленный теоретический материал пока недостаточно применяется в решении вопросов развития творческих способностей учащихся. Не вызывает сомнения тот факт, что творческая деятельность должна быть необходимой составляющей современного образования, так как перед каждым человеком в течение жизни встают не только повторяющиеся задачи, но и новые, неожиданные проблемы. Поэтому учащимся важно овладеть умением переноса способов деятельности, их преобразования соответственно новой ситуации, применения знаний в различных сферах. Таким образом, ученик должен выступать активным участником процесса обучения, а не пассивным статистом.
Одной из основных форм организации исследовательской деятельности в процессе обучения английскому языку является метод проектов.
Метод проектов – это такая организация обучения, при которой обучающиеся приобретают знания в творческом процессе планирования и самостоятельного выполнения практических заданий. В курсе иностранного языка данный метод может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводится с учётом практической значимости для ученика. Каждый проект соотносится с определённой темой устной речи (“My School” – Моя школа, “My City” – Мой город, “My Country” – моя страна). При обучении методом проектов, учитывая уровень знаний и активности обучающихся, подбираю тематику, обучаю ребят элементам проектной деятельности, часто использую на разных этапах урока уже готовые проекты, что так или иначе акцентирует внимание учеников на способах оформления проекта. С учётом научных рекомендаций и передового опыта учителей школ в ходе реализации в учебном процессе проектной методики соблюдаю следующие этапы работы: погружение в проект, организация деятельности, осуществление деятельности, презентация результатов.
Несомненно, работа над проектом у учащихся с низким уровнем усвоения материала будет сводиться лишь к констатации фактов. Но и это не должно стать преградой в проектной деятельности. Попытка изложения своих мыслей (пусть даже слабая) способствует повышению творческого потенциала ученика. Главное - не ограничивать свободу мысли, дать волю фантазии ученика, при этом требуя научного обоснования всех идей.
    Презентации,  создаваемые учащимися, являются  продуктом проектной деятельности. Презентации могут быть предложены учителем в качестве наглядного и краткого пособия при изучении нового материала, закреплении знаний, коррекции знаний. При этом создаются условия для реализации творческого потенциала учащихся, развития интереса к предмету. Ученик, сам, создавая презентацию, переосмысливает получаемую информацию и передает ее одноклассникам. При этом повышается качество знаний самого ученика.
Метод проектов - совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Целью проектной деятельности является  понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).
При использовании метода проектной технологии я ставлю следующие задачи:
- развитие познавательных умений и навыков учащихся;
- умение ориентироваться в информационном пространстве;
- умение самостоятельно конструировать свои знания;
- умение интегрировать знания из различных областей наук;
- умение критически мыслить
При использовании проектной технологии ученики:
Ставят цели и сами их реализуют
Учатся работать в группах
Соотносят свои цели с задачами других
Получают реальный продукт коллективной работы
Проводят самооценку
Типология проектов:
По доминирующей деятельности (методу):
информационные,
практико-ориентированные,
творческие,
исследовательские,
игровые,
другие.
По охвату предметно-содержательной области:
монопроект (в рамках одной области знания),
межпредметный,
надпредметный.
По форме организации:
Индивидуальные
Парные
Групповые
По продолжительности проведения:
Краткосрочный (несколько занятий)
Среднесрочный (от недели до месяца)
Долгосрочный (от месяца до нескольких месяцев)
Использование проектной технологии в работе требует от учителя серьезной подготовительной работы.
Этапы работы над проектом.
Содержание работы на этапе Деятельность учащихся Деятельность учителя
Подготовительный этап
а) выбор темы и целей проекта (через проблемную ситуацию, беседу, анкетирование и т.д.)
б) определение количества участников проекта, состава группы Обсуждают тему с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели Знакомит с сутью проектной технологии и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей
Планирование работы
а) определение источников информации
б) планирование способов сбора и анализа информации
в) планирование итогового
продукта (формы представления результата)
Продукт:
– отчет (устный, письменный, устный с демонстрацией материалов)
– издание сборника, фильма, макета – организация конференции и т.д.
г) установление процедур и критериев оценки процесса работы, результатов
д) распределение обязанностей среди членов команды Вырабатывают план действий.
Формулируют задачи. Предлагает идеи,  высказывает предположения, определяет сроки работы (поэтапно)
Исследовательская деятельность
Сбор информации, решение промежуточных задач.
Основные формы работы: интервью, опросы, наблюдения, изучение литературных источников. Проводят исследования, решая промежуточные задачи Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, организует и координирует в случае необходимости отдельные этапы проекта.
Результаты или выводы
Анализ информации. Формулировка выводов. Оформление результата Анализируют информацию. Оформляют результаты. Наблюдает, советует
Представление готового продукта
Представление разнообразных форм результата работы. Отчитываются, полемизируют, отстаивают свою точку зрения, делают окончательные выводы. Слушает, задает вопросы в роли рядового участника.
Оценка процесса и результатов работы
Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок. Оценивает усилия учащихся,  креативность мышления, качество использования источников, потенциал продолжения работы по выбранному направлению, качество отчета.

Сегодня презентация - это убеждение в своих позициях, форма коммуникации, чувство цвета, линии, композиции, пропорции и гармонии, способность к образному мышлению, знание психологии цвета. Все это помогает создать эффективную презентацию результата проекта и обеспечивают успех. При разработке презентации учитывается, что презентация:
- быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами;
- вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации;
- усиливает воздействие выступления.
Работе над проектом отвожу определённый промежуток времени на каждом уроке (количество уроков, необходимых для подготовки проекта, определяется в зависимости от темы и индивидуальных особенностей учащихся). Так, например, для выбора темы достаточно 15-ти минут первого урока, для формулировки задач 10-ти минут второго урока и т.д.. При объяснении нового материала целесообразно вывести на экран компьютера для показа учащимся иллюстрации, информацию о конкретном лингвистическом явлении, лексический и грамматический материал, который исследуется в проекте. Например, при изучении темы “Travelling to London” (Путешествие в Лондон) – иллюстрации достопримечательностей Лондона; при знакомстве с речевыми оборотами “There is…”, “There are…” – текстовое описание квартиры с использованием данных оборотов для подготовки проекта “My Flat” (Моя квартира). В процессе закрепления материала можно предложить обучающимся различные тесты и упражнения, прилагающиеся к учебному проекту, над которым ведётся работа. Например, тест по лексике “How to Protect the Environment” (Как защитить окружающую среду), текст для анализа “Our Planet” (Наша планета) из проекта “We Live on Earth”.
Метод проектов позволяет выявить взаимозависимость разных областей знаний. В основе проекта всегда лежит какая-то проблема. Чтобы её решить, обучающимся требуется не только знание языка, но и владение большим объёмом информации по другим предметам. Так, при организации проекта “How Famous English Writers” об английских писателях нам понадобилось знание зарубежной литературы. Экологический проект “We Live on Earth” непосредственно связан с уроками географии, истории, биологии. Проект “English-speaking Countries” (Англо-говорящие страны) предполагает знание таких предметных областей, как история, обществознание, биология, география, литература, поскольку является достаточно обширным и содержит сведения об истории государства, населении, климате, политике.
Считаю целесообразным использование метода проектов и на начальной ступени обучения английскому языку, когда необходимо заинтересовать ребят новой предметной областью и создать оптимальные условия для изучения незнакомого языка. Метод проектов расширяет кругозор, формирует навыки самостоятельной работы, что позволяет ученику почувствовать свою значимость в поиске путей решения проблемной ситуации и ведёт к повышению уровня познавательной активности. Младшие школьники под моим руководством осуществляют работу над проектами по темам: “My Flat” (Моя квартира), “My Family Tree” (Моя родословная), “Wild Animals in Our Region” (Дикие животные нашего края) и др..
Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, формирует самооценку. Проектная деятельность обладает всеми преимуществами совместной деятельности, в процессе ее осуществления учащиеся приобретают богатый опыт совместной деятельности со сверстниками, со взрослыми. В проектной деятельности школьников приобретение знаний, умений и навыков происходит на каждом этапе работы над проектом. Причем, основная цель учебной деятельности выступает перед школьниками в косвенной форме. И необходимость ее достижения усваивается школьниками постепенно, принимая характер самостоятельно найденной и принятой цели. Ученик приобретает и усваивает новые знания не сами по себе, а для достижения целей каждого этапа проектной деятельности. Поэтому процесс усвоения знаний проходит без нажима сверху и обретает личную значимость. При использовании метода проектов существуют два результата. Первый – это педагогический эффект от включения учащихся в «добывание знаний» и их логическое применение. Если цели проекта достигнуты, то можно сказать, что получен качественно новый результат, который выражается в развитии познавательных способностей школьника, его самостоятельности в учебно-познавательной деятельности. Второй результат – это сам выполненный проект.Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразования. Это, пожалуй, его самая сильная сторона.
На первом этапе работы были выявлены уровни решения проблемы формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся в школе, а также возможность формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся на основе применения проектного обучения . С этой целью в сентябре 2011года в 6А классе была проведена диагностика уровня познавательной активности обучающихся. В этом классе мы столкнулись с проблемой: обучающиеся были мотивированы на хорошую успеваемость при низком уровне познавательной активности, их интересовали в первую очередь оценки, а не знания по предмету. Это подтвердила диагностика Спилбергера.
Диаграмма 1. Уровни познавательной активности (%)

В результате проведенной диагностики и в соответствии с гипотезой исследования было предположено, что в экспериментальном классе по истечении эксперимента, через 3 года, количество обучающихся с воспроизводящей активностью должно снизиться, а с интерпретирующей и творческой – повыситься.
Диаграмма 2. Уровень формирования учебно-познавательной компетенции

Проанализировав результаты диагностики класса, убедилась в том, что необходимо уделять особое внимание развитию учебно-познавательных компетенций обучающихся средствами современных технологий. Поставила перед собой цель – выявление эффективности использования проектной и исследовательской деятельности на развитие компетенций обучающихся.
Определены основные направления работы:
изучение метода проектов на теоретическом и методологическом уровнях;
подготовка обучающихся к работе над учебным проектом;
привлечение к созданию проектов обучающихся по разным учебным предметам, использование межпредметных связей;
использование коллективной, групповой и индивидуальной видов деятельности;
диагностика уровня сформированности проектных умений;
оценка выполнения педагогических задач в результате учебного проекта;
участие в работе научно-практических конференций;
Метод проектов является одним из эффективных методов повышения мотивации, познавательного интереса учащихся. А также именно метод проектов помогает развивать у обучающихся учебно-познавательную компетентность.
Работа над проектами с обучающимися проходит по следующим этапам
I. Организационный этап
Изучение технологии проектирования, даются основные понятия о проектной деятельности.
II. Внедренческий этап
Деятельность обучающихся организуется следующим образом: индивидуально, в парах, в группах. В проектах должны быть реализованы следующие дидактические цели: обобщить, систематизировать учебный материал, применить его на практике, развить творческие способности.
III. Аналитический этап
Проведение анкетирования с целью определения влияния проектной деятельности на личные успехи учеников
Анализ развития учебно-познавательной компетенции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты итоговой диагностики уровня познавательной активности 2014 года показали, что в 8А классе количество обучающихся с воспроизводящей активностью уменьшилось на 40% по сравнению с 2011 годом, количество учащихся с интерпретирующей и творческой активностью увеличилось на 26% и 14% соответственно, что подтверждает заявленную гипотезу.
При анкетировании, в ходе беседы обучающиеся отмечают практические приемы как самые любимые и интересные для них.
Диаграмма 3. Уровень сформированности учебно-познавательного интереса.

Таким образом, заявленная мною гипотеза подтвердилась, и я могу, опираясь на данные итоговой диагностики, утверждать, что за повышением учебно-познавательной компетенции обучающихся неизбежно следует и повышение метапредметных результатов.
К результатам, подтверждающим эффективность моего педагогического опыта, можно также отнести позитивную динамику уровня обученности обучающихся, позитивную динамику «качества знаний» обучающихся, успехи учеников в конкурсах различного уровня и на научно-практических конференциях.
Данная работа продолжается мною и сейчас, я постоянно нахожусь в творческом поиске, пробуя новые и интересные приемы на своих уроках.
Источники информации.

Беленкова, О. В. Исследовательская деятельность учащихся как механизм повышения качества образования. http://festival.1september.ru/articles/549265/
Брыкова, О.В. Проектная деятельность в учебном процессе. М.: Чистые пруды, 2006.
Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе. – М.: Знание, 1997.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
http://www.educom.ru/ru/nasha_novaya_shkola/school.php
Психологический словарь. // Под ред. А.В. Петровского. М., 1990.
Щукин, А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам/ А.Н. Щукин. – М.: Филоматис, 2008. – 180с.