Статья: «Учебно-исследовательская деятельность на уроках и внеурочной деятельности»
Соболь Оксана Викторовна учитель биологии МБОУ Ясногорская СОШ
Учебно – исследовательская деятельность на уроках и
деятельности.
Не существует сколько- нибудь
достоверных тестов на одаренность,
кроме тех, которые проявляются в
результате активного участия
хотя бы в самой маленькой поисковой
исследовательской работе.
А.Н.Колмогоров.
В последнее время в подготовке учащихся в школе продолжает доминировать парадигма знаний: школьники немало знают, но почти ничего не способны сделать на практике. Не могут сделать не потому, что не знают, а потому, что не способны самостоятельно объединяться на основе совместного предмета деятельности, не владеют приёмами проектирования, программирования и планирования, не способны занимать и удерживать определенные позиции и, в частности, осуществлять перевод идеальных разработок в плоскость практической реализации.
В современных условиях общество предъявляет высокие требования не только к уровню знаний учащихся, но и к умению работать самостоятельно, к способности рассматривать проблему или явление с точки рения различных наук. Этот социальный запрос нашел отражение в Законе Российской Федерации «Об образовании», законодательно утвердившем цели образования как «ориентацию на обеспечение самоопределение личности для ее самореализации.
Под учебно-исследовательской деятельностью школьников понимается деятельность, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. В настоящее время можно сказать, что исследовательская деятельность учащихся занимает одно из ведущих мест в учебном процессе.
Она предусматривает достижение следующих учебных и воспитательных задач:
1.Воспитание интереса к познанию мира, к углубленному изучению дисциплин;
2.Формирование творческой, разносторонней развитой личности;
3.Ориентация учащихся на познание как ценность;
4.Выявление познавательных интересов учащихся по школьному курсу интересующих их учебных предметов;
5.Формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения учебных исследований;
6.Развитие навыков самостоятельной работы с научной литературой;
7.Обучение правилам обращения с необходимыми для исследовательской работы приборами и оборудованием;
8.Обучение методике обработки полученных данных и анализу результатов, составлению и оформлению отчета и доклада о результатах научно – исследовательских работ;
9.Подготовка к выбору будущей профессии, развитие интереса к избранной специальности, помочь приобрести дополнительные знания умения и навыки в интересующей области.
Сущность учебно-исследовательского метода обусловлена его функциями:
1.Формирует черты творческой деятельности
2.Организует творческое усвоение знаний, т.е. учит применять известные знания для решения проблемных задач и добывать новые в результате такого решения
3.Обеспечивает овладение методами научного познания в процессе деятельности по поиску этих методов
4.Является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности
Независимо от различных видов исследовательской деятельности учащихся выделяются следующие основные этапы учебного исследования:
Выявление противоречия и постановка проблемы, требующей решения
Выбор темы исследования
Выбор цели исследования
Определение задач по достижению цели
Определение методов исследования
Сбор собственного материала
Анализ и обобщение собранного материала
Собственные выводы.
В целом технология организации учебно-исследовательской деятельности учащихся может быть представлена следующим образом:
Как возникают темы исследований:
1. Темы и проблемы учебных занятий, вопросы, возникающие на острие обсуждения
2. Доклады и сообщения учащихся, наиболее интересные задания, требующие дальнейшей разработки
3. Рекомендуемый учителем список тем исследований
4. Собственные вопросы и интересы учащихся.
Как воплотить исследование?
Подбор научного руководителя.
Составление плана или проекта будущей работы.
Составление плана или проекта будущей работы.
Написание работы.
Анализ полученного материала, систематизация, классификация.
Синтез.
Обобщение и вывод.
Первая оценка работы.
1. Первое чтение работы научным руководителем.
2. Консультации.
3. Презентация замысла исследования.
Подготовка к презентации работы.
Редактирование окончательного варианта работы.
Составление тезисов.
Оформление наглядного материала.
Презентация результатов исследования.
Модели организации учебно-исследовательской деятельности учащихся.
Модель 1. «Обучение исследованию»
Цель: не столько движение результата, сколько освоение самого процесса исследования.
Технология: учитель ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, само решение предстоит найти учащемуся. Модель реализуется как форма организации индивидуальной деятельности ученика во внеурочное время.
Шаг 1. Столкновение с проблемой.
Шаг 2. Сбор данных – «верификация».
Шаг 3. Сбор данных – экспериментирование.
Шаг 4. Построение объяснения.
Шаг 5. Анализ хода исследования.
Модель 2. «Приглашение к исследованию»
Цель: развитие проблемного видения, стимулирование поискового мышления.
· Технология: Учитель ставит проблему, но уже метод ее решения ученики ищут самостоятельно. Реализуется как форма организации групповой и коллективной деятельности ученика во время урока.
Шаг 1. Знакомство с содержанием предстоящего исследования.
Шаг 2. Построение собственного понимания замысла исследования.
Шаг 3. Выделение трудностей учебного познания как проблемы исследования.
Шаг 4. Реализация собственного способа построения исследовательской процедуры.
Модель 3. «Систематическое исследование»
Цель: формирование научного мышления, синтеза процесса исследования и его результатов.
Технология: Постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляется учащимися самостоятельно.
Шаг 1. Определение проблемы.
Шаг 2. Выдвижение гипотезы.
Шаг 3. Выбор источников информации.
Шаг 4. Анализ и синтез данных.
Шаг 5. Организация данных для ответа на поставленные вопросы и проверки гипотезы.
Шаг 6. Интерпретация данных в соотнесении с социальными, экономическими и политическими процессами.
Практика показала, что работа будет успешной, если придерживаться следующих правил:
1.Значимость – дети с удовольствием выполняют исследование, если оно востребовано, актуально.
2.Увлеченность – чтобы зажечь своих учеников, надо гореть самому. Можно увлечь каждого, но иногда приходится терпеливо ждать той минуты, когда ученик тебе поверит.
3.Успех – это не должно стать основной целью, первые неудачи могут вселить чувство неуверенности в своих силах. Успешные выступления учащихся старших классов с докладами о своих исследованиях притягивают к работе, порой черновой и неинтересной, учеников 7-8 классов.
4.Раскрытие личности – это правило становится наиболее заметным в старших классах. Надо помочь подростку осознать его роль в обществе, помочь выбрать правильную дорогу в жизни.
5.Сопричастность – развивать желание помочь братьям меньшим и растениям.
Исследовательская работа совсем не обязательно должна быть экспериментальной, это может быть и работа только с литературными источниками. Тогда что же считается исследованием? Вкратце можно сказать, что в результате исследовательской деятельности должно появиться новое знание. При этом неважно, в результате какой исследовательской деятельности это новое получено. В этом отличие исследования от реферата. К учебно-исследовательской работе учащихся относятся и самостоятельные лабораторные и практические работы учащихся, опыты, наблюдения, творческие работы-исследования практического характера; подготовка сообщений по отдельным темам и т.д., т.е. каждый урок, на котором ученик познает, что- то новое, можно назвать исследовательской деятельностью. Особую роль в развитии учащихся играют учебные исследовательские проекты. Из перечисленных видов исследовательской деятельности видно, что работа может быть как кратковременной, так и долговременной.
В современной школе как никогда актуальны слова писателя Кларка: «Мало знать, надо и применять. Мало очень хотеть, надо и делать!».
Путь человека похож на путь цветка, питающегося живительными соками родной земли и распускающегося навстречу солнечным лучам. Его движение не надо направлять и организовывать. Не требует указывать цветку размеры стебля и количество лепестков на нем. Он сам будет расти таким, каким ему предначертано. Что касается ученика, то нам остается лишь предугадать и обеспечить те условия, в которых наиболее полно реализуется его дар в изучаемой образовательной области.
Учитель подобен садовнику, чутко реагирующий на изменения каждого растения – ученика. У него нет цели, вырастить все деревья одинаковыми по заданному образцу. Он прислушивается, пытается предугадать обеспечить сообразное их природе развитие.
Учебно-исследовательская деятельность создает условия для самореализации учащихся и учителей, осуществления сотрудничества на равных, когда вместо традиционного «учитель-ученик» появляется «исследователь-исследователь».
« Кто испытал раз в жизни восторг научного творчества, тот никогда не забудет блаженного мгновения. Он будет жаждать повторения», - писал П.А. Кропоткин. И наше молодое поколение должно осознать, что любой предмет, лист растения, капля росы, сам человек – это удивительные объекты природы, полные скрытых тайн.
Таким образом, включение исследовательской деятельности в учебный процесс способствует повышению уровня компетентности учащегося в области решения проблем и коммуникаций и уровня компетентности педагога в области управления исследовательской деятельностью детей.
Рекомендации учителям для воспитания исследовательских наклонностей и умения самостоятельно получать знания.
Не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.
Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно.
Научите учеников прослеживать межпредметные связи и использовать знания, полученные при изучении других предметов.
Приучайте детей к навыкам самостоятельного решения проблем исследования и анализа ситуации.
Используйте трудные ситуации, возникающие у детей в школе или дома, как область приложения полученных навыков в решении задач.
Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний.
Подходите ко всему творчески.
И помните: «Личность воспитателя значит все в деле воспитания» К.Д.Ушинский.