Сценарий встречи с родителям по профилактике суицидального поведения среди учащихся
Самостоятельная работа.
Сценарий встречи с родителям по профилактике суицидального поведения среди учащихся.
Сальникова Светлана Владимировна
Учитель технологии и изоДобрый день, уважаемые родители! Сегодня мы собрались для того, что бы обсудить актуальную проблему- проблему суицидального поведения среди детей и подростков. И подумать, а что же мы, как родители, можем сделать, для того что бы это предотвратить.
Семье и отдельной личности в период жизненных кризисов свойственно искажение субъективного образа мира, т.е., представлений и отношении к себе и к миру в целом. Суицидальные мысли и фантазии в этот момент очень распространены. По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей. Уровень самоубийств среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое среди основных причин потенциальной потери жизни. Анализ материалов уголовных дел показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетними совершается из-за конфликтов и неблагополучия: боязни насилия со стороны взрослых, бестактного поведения и конфликтов со стороны учителей, одноклассников, друзей, чёрствости и безразличия окружающих. В целом ряде случаев подростки решались на самоубийство из-за безразличия родителей, педагогов на их проблемы и протестовали, таким образом, против безразличия и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл жизни подростки. Также причиной суицида может быть алкоголизм и наркомания, как родителей, так и самих подростков, индивидуальные психологические особенности человека, внутриличностный конфликт.
Вашему вниманию предлагается короткометражный фильм 1990 года «Я сюда больше никогда не вернусь» или « Люба», режиссёра Ролана Быкова, продолжительность 10 мин.
Мать – алкоголичка избивает и выгоняет шестилетнюю Любу из дома. Ребёнок убегает в укромный уголок леса, где прячет свои игрушки. Она играет с ними, имитируя свою жизнь, полную криков, ругани, шлепков от пьяной матери. Ничего другого она не знает. Потом она идёт домой, но вспоминает, что её там ждёт. С криком «Я больше сюда никогда не вернусь!» девочка бросается с обрыва в реку и попадает на небо.
После просмотра фильма родителям предлагается
1)высказать свои мысли, чувства и эмоции.
Фильм вызывает чувство жалости к маленькой девочке, сопереживание к её несчастной судьбе, негодование по поводу поведения матери-алкоголички.
2) выявить причины, которые привели к такому финалу.
Причины: алкоголизм матери, насилие и унижение ею ребёнка, безразличие к ситуации в семье со стороны общественности, социальное неблагополучие.
3) выполнить коллективную работу «Жизненные ценности» На доске лист ватмана, нарисован ребёнок, родители пишут цветными карандашами, те ценности, которые помогут предотвратить суицид.
По окончании поблагодарить родителей за работу и раздать памятки
«Первичная профилактика суицидального поведения»
Изменения в поведении ребёнка, которые могут свидетельствовать о суицидальных намерениях:
недостаток сна или повышенная сонливость;
нарушение аппетита;
признаки беспокойства, вспышки раздражительности;
усиление чувства тревоги;
признаки вечной усталости, упадок сил;
неряшливый внешний вид;
усиление жалоб на физическое недомогание;
склонность на физическое недомогание;
склонность к быстрой перемене настроения;
отдаление от семьи и друзей;
излишний риск в поступках;
выражение безнадёжности, поглощённость мыслями о смерти, разговоры о собственных похоронах;
Открытые заявления: ненавижу жизнь; не могу больше этого выносить; жить не хочется; никому я не нужен;
Индикатором суицида могут быть поступки типа: дарение ценных личных вещей, предметов увлечений, улаживание конфликтов с родными и близкими.
В случае подозрения о наличии суицидальных намерений у подростка, беседу с ним можно строить следующим образом: « Как твои дела? Как ты себя чувствуешь? Ты выглядишь, словно в воду опущенный, что происходит?
В случае открытого суицидального высказывания следует обсудить эту проблему с подростком.