Статья «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии через использование различных приемов и методов»
АКТИВИЗАЦИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
РАЗЛИЧНЫХ ПРИЕМОВ И МЕТОДОВ
(из опыта работы)
Салтыкова Надежда Геннадьевна
учитель биологии МБОУ ООШ д. Сибирь
Унинского района Кировской области
Введение
Уже в самом начале изучения современный курс биологии содержит достаточно большой объем теоретического и фактического материала. Учебник изобилует разнообразием биологических терминов, создавая впечатление о чрезмерной сложности этой науки, несмотря на то, что биология является одним из самых интересных и приближенных к реальной жизни школьных предметов.
Таким образом, возникает противоречие между необходимостью формирования прочных знаний, умений, навыков и большим объемом теоретических сведений, получаемых на уроках биологии; между высокими требованиями, предъявляемыми к биологическому образованию и недостаточно сформированными умениями и навыками учащихся. Особенно это актуально для детей с низким и средним уровнем обучаемости, которым учение дается нелегко.
В связи с этим передо мной возникла проблема, как сделать процесс изучения биологии максимально увлекательным, интересным, более легким для учащихся.
Одним из способов решения данной проблемы являетсядеятельностный подход в обучении, который формирует у учащихся интереси положительную мотивацию к учению, повышает осознанность восприятияинформации, способствует развитию мышления, позволяет создаватьситуацию успеха.
Моя задача заключается в создании условий для активизации познавательной деятельности в зависимости от субъективной позиции ученика, его рефлексивной возможности.
Познавательная деятельность - деятельность особого склада, хотя структурно она сходна с любой другой деятельностью и включает в себя те же самые компоненты: потребности и мотивы, цели и действия, способы и операции, результат. Эти структурные компоненты взаимосвязаны, взаимообусловлены и могут превращаться друг в друга. Познавательной деятельности учащихся присущи также и основные свойства любой деятельности: предметность, перспективная направленность, преобразующий и планомерный характер, осознанность.
Деятельностный подход в обучении означает не только овладение знаниями и умениями, но и способами их получения, т.е. ученик должен усвоить и содержание изучаемого предмета, и содержание деятельности.
Активизация – это управление активностью школьника. Процесс активизации – это постоянно текущий процесс побуждения к энергичному целенаправленному учению, преодоление пассивной и стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной работе.
Главная цель активизации – формирование активности обучаемых, повышение качества учебно-воспитательного процесса.
Деятельностный подход в обучении может быть реализован через осуществление следующих методов и приемов активизации учебной деятельности учащихся:
-применение разнообразных познавательных заданий,
-оптимальное использование биологического эксперимента,
-использование дидактических игр и современных дидактических материалов,
-интеграция разнообразных средств и методов,
-оптимальное применение традиционных и инновационных образовательных технологий, в том числе ИКТ.
Приемы работы с учебником
Главным инструментом в руках учителя при обучении учащихся остается учебник. Учебно-методический комплект «Биология» для 5-11 классов в рамках авторской программы Н.И.Сонина, А.А.Плешакова, В.Б.Захарова, по которому я работаю, содержит богатый иллюстрированный материал, множество обобщающих схем, таблиц и большое разнообразие вопросов и заданий. Одним словом, он предоставляет учителю свободу творчеству.
Работа с учебником может быть организована на разных этапах урока, с использованием различных методических приемов и методов организации познавательной деятельности с учетом интеллектуальных возможностей учащихся.
Важнейшее значение имеет работа с текстом учебника. Это следующие виды учебных приемов:
-ответы на вопросы с использованием текста,
-выделение главного,
-составление плана параграфа,
-составление опорного конспекта,
-постановка вопросов к тексту,
-пересказ,
-комментирование текста,
-составление словаря терминов,
-формулировка терминов, которые слишком «рассыпаны» по тексту,
-установление причинно-следственных связей,
-поиск в тексте необходимой информации,
-составление таблиц с целью обобщения понятий, выявления между ними связей, с целью сравнения понятий, явлений,
-составление таблиц для выявления закономерностей, для обобщения и систематизации,
-составление схем к тексту и другие.
Учащихся необходимо научить владеть умением ориентироваться в учебнике, работать с текстом, вопросами, рисунками. Работа с учебником должна проводиться систематически с учетом его специфики на всех этапах урока: для выделения основных понятий при объяснении учителя, при нахождении определений, описаний опытов, справочных данных, мировоззренческих выводов, для закрепления знаний и формирования умений, для подготовки к выполнению домашнего задания.
На первых этапах изучения биологии учитель знакомит учащихся со структурой учебника: оглавлением, делением текста на главы и параграфы, указателем терминов и названий растений. Чтобы учащиеся ориентировались в учебнике, им необходимо разъяснить, как пользоваться учебником. После ознакомления школьников с аппаратом ориентировки они привлекаются к работе с текстом. Вначале учащиеся работают с небольшим по объему текстом, учатся пересказывать его, делить на смысловые части, озаглавливать их. Затем они составляют краткий план, выделяют главные части параграфа, находят описание рисунка в тексте, отвечают на вопросы.
Существенную роль в обучении школьников работе с учебником имеет характер заданий. Задание может быть направлено на подготовку ответов на вопросы, составление плана параграфа или его части, нахождение основных терминов, выделенных курсивом, определений, составление схем и таблиц на основе текста учебника и др.
Например, на уроке в 7 классе на тему «Характеристика типа Кишечнополостных животных» при изучении экологической характеристики пресноводной гидры учащимся предлагается следующее задание по работе с учебником: Прочтите текст о гидре пресноводной и опишите это животное по следующему плану:
1) местообитание;
2)способ передвижения;
3) особенности питания;
4) размножение;
5) приспособленность к выживанию.
В 6 классе при закреплении знаний о строении семян двудольных и однодольных растений целесообразно организовать работу с текстом учебника по заданию: прочтите текст о строении семян и на его основе составьте схемы строения семян фасоли и пшеницы, назовите признаки их сходства и различия, на основе сравнения сделайте вывод.
Метод работы с учебником может быть использован для обобщения знаний в виде таблицы. Так, для закрепления материала о растительных (или животных) тканях организуется работа с учебником по заданию: найдите в тексте материал о тканях растений (или животных), выпишите определение ткани, заполните таблицу:
«Ткани растения» (или «Ткани животного»):
Название ткани
Особенности
строения
Местонахождение
Значение
Несложный по содержанию текст учебника, можно рекомендовать для самостоятельного изучения по составленному учителем заданию для самостоятельной работы. (Приложение 1)
Метод работы с книгой используется с целью запоминания биологических терминов, подведения учащихся к усвоению определений и выводов. Так, школьникам 6 класса рекомендуется найти в тексте ряда параграфов слова, выделенные курсивом, и разъяснить их значение.
При использовании текста учебника для нахождения в нем ответов важно включать в задания вопросы, выясняющие усвоение учащимися основного содержания.
Практика показывает, что на первых этапах изучения биологии учащиеся затрудняются в отборе необходимых сведений для ответа. Поэтому их надо обучить этому умению: после постановки вопроса прочитать соответствующую часть параграфа, проанализировать ее содержание и выбрать необходимые сведения.
Учащиеся 5-6 классов часто испытывают трудности понимания смысла прочитанного. Справиться с этой проблемой помогут специальные задания. В качестве примеров могут быть следующие:
1.Текст разрезается на отдельные предложения или фразы. Ученики самостоятельно конструируют из них целое. Возможно, в классе будет создано несколько вариантов текста. В этом случае обсуждаем, отличаются
ли эти варианты по смыслу, какие нюансы вносит то или иное расположение частей.
2.Удалить несколько предложений или слов из текста. Учащиеся должны выбрать из предложенного набора или сами придумать пропущенные элементы.
3.Придумать заглавие к тексту или абзацу так, чтобы оно отражало его суть.
4.Придумать как можно больше вопросов к тесту.
Упражнения можно усложнять или упрощать, подбирая соответственно тексты различной трудности. Такие задания можно использовать на различных этапах урока: как при изучении нового материала, так и при закреплении или проверке знаний.
При работе с текстом учащимся можно предлагать задания на структурирование его, составление плана, опорных схем, составление «шпаргалок» по теме. Подобные задания способствуют систематизации материала.
Для формирования умений устанавливать причинно-следственные связи учащимся предлагается в тексте найти ответы на вопросы, начинающиеся словами: почему, чем объяснить, какой вывод следует из того, что Например: Чем можно объяснить большую активность животных по сравнению с растениями? Почему среди животных много хищников и паразитов, а среди растений – единицы? Также можно учащимся предложить составить предложения по тексту со словами: так как; и поэтому; потому что; следовательно; если, то
С целью осмысления учебного материала учащимся на уроке при изучении темы «Регуляция функций в организме человека» в 8 классе, предлагаю, используя текст учебника, заполнить таблицу:
«Характеристика нервной и гуморальной регуляции»
Способ регуляции
Характерные особенности
Нервная регуляция
Гуморальная регуляция
Механизм регуляции
Быстрота реакции
Направленность процесса
Эволюционный возраст
Экономичность процесса
Для активизации познавательной деятельности при изучении нового материала в теме «Кровь» ставлю задачу по ходу объяснения материала составить схему:
Подобные задания делают восприятие новой информации более осмысленным.
Большое значение имеет также иллюстративный материал. Рисунки помогают оживить работу, привлекают внимание учащихся. Работа с иллюстрациями весьма разнообразна и включает умения составлять рассказ, находить нужные сведения, сравнивать изображенные объекты или процессы, распознавать основные органы растений и животных, устанавливать взаимосвязи организма и среды обитания, находить черты приспособленности к ней.
Задания по работе с иллюстрациями на первых этапах должны быть простыми: рассматривать изображения органа, организма, анализировать содержание, руководствуясь подрисуночными подписями.
Например, на уроках в 5-6 классах учащиеся получают задание рассмотреть соответствующие рисунки и рассказать о строении клетки, о внутреннем строении корня, листа, стебля и др. На уроке, посвященном изучению сред обитания организмов в 5 классе, учащиеся получают задание рассмотреть рисунки в учебнике и ответить на вопрос: Какие животные обитают в водной, наземно-воздушной средах, а какие – в почвенной. В дальнейшем задания усложняются, учащимся предлагается составить рассказ по рисунку, сравнить изображенные объекты, по строению органа определить его функции, установить связь между строением и функциями, выявить черты приспособленности растительного или животного организма к среде обитания, описать изображенный на рисунке опыт и сделать выводы.
Задача активизации познавательной деятельности может быть осуществлена с помощью сопоставления рисунков с текстом, с помощью их анализа. К ним могут быть поставлены вопросы:
-Какие признаки (особенности строения, разновидности) показаны на рисунке? А какие не показаны?
-Найдите в учебнике информацию, которую иллюстрируют эти рисунки.
-Соответствует ли описание рисунку?
Рисунки могут служить источником информации. Учащимся можно предложить, рассмотрев рисунки, сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответ. Возможно, они станут стимулом для поиска информации в дополнительной литературе.
Схемы, таблицы, диаграммы можно использовать для составления
рассказа о каком-либо процессе, явлении. Рисунки можно сравнивать, анализировать. Используя схемы и рисунки, можно повторить изученный материал.
Например, на уроке по теме «Передвижение животных» предложить учащимся рассмотреть рисунки на с. 98-99 и высказать предположение о способах передвижений, ответив на следующие вопросы:
Как передвигаются изображенные на рисунках одноклеточные организмы?
Какой из них, по-вашему, передвигается быстрее всех?
Какие выводы о движении представителей одноклеточных организмов можно сделать на основе этих рисунков?
Затем, прочитав текст учебника, проверить правильность высказанных предположений, а также найти информацию, которую ученики не увидели на рисунках.
Работу с учебником необходимо проводить в сочетании с наблюдением натуральных объектов, таблиц и др., а также использовать задания учебника для руководства самостоятельной работой учащихся в постановке опытов, как руководство к действию при выполнении лабораторных работ. Например, при изучении темы «Стебель» в 6 классе при выполнении лабораторной работы «Строение стебля» дать задания с использованием текста учебника:
1. Изучите поперечный и продольный срезы ветки дерева.
Найдите кору, древесину, сердцевину. (Пользуйтесь рисунками учебника на с. 42)
2. С помощью лупы рассмотрите кору.
Найдите на ней чечевички (бугорки с отверстиями). Подумайте, какова их роль.
Иглой отделите кору. Попробуйте ее изогнуть, сломать, растянуть. Вспомните, какие ткани придают коре прочность и гибкость.
3. Потрогайте поверхность древесины после снятия коры. Какая она на ощупь?
Найдите на рисунке учебника (с. 42) название слоя клеток, расположенного между корой и древесиной,
Выясните по тексту учебника функцию этого слоя. Какая ткань образует этот слой? Почему его не видно невооруженным глазом?
Почему древесина после снятия коры оказалась влажной?
4. Рассмотрите древесину и сердцевину. Какой слой шире и прочнее?
Отделите древесину. Попробуйте ее согнуть, сломать, растянуть.
Какая ткань обеспечивает свойства древесины?
5. Нажмите ногтем на сердцевину. Какая она? Какая ткань ее образует?
6. Зарисуйте продольный и поперечный срезы стебля, подпишите названия изученных слоев.
Сформулируйте вывод, дополнив предложение: Различия в свойствах у разных слоев стебля можно объяснить тем, что
Самостоятельная работа учащихся
Еще одним из способов активизации деятельности учащихся на уроках является организация самостоятельной работы.
Уровень развития самостоятельности мышления определяется способностью человека принимать обдуманное решение, прогнозировать будущее, ориентироваться в ситуациях, людях, проблемах.
С целью развития самостоятельности мышления необходимо учитывать, что
1) мышление представляет собой активный процесс переработки получаемой информации и мыслительные процессы формируются последовательно по нарастающей сложности;
2) развитие самостоятельности мышления связано, прежде всего, с формированием собственных суждений и мнений и само творчество предполагает наличие у личности собственной точки зрения, мнения, убеждений.
Ученые-психологи выделяют четыре уровня развития познавательной самостоятельности у учащихся.
Первый уровень - синкретический. Суждения школьников категоричны, основываются на неосознанном подражании. Учащиеся абсолютизируют свою позицию и недооценивают позицию партнера.
Второй уровень - интуитивное суждение. В высказываниях учащихся преобладает внутренняя уверенность, основанная на мнении авторитетных людей. Осознанное подражание преобладает над убежденностью.
Третий уровень - начало становления теоретического обобщения. В суждениях учащиеся используют законы науки, общие выводы, дифференцируют свою и «чужую» мысль, используют систему доказательств.
Четвертый уровень - характеризуется развитым теоретическим обобщением, развитием интеллектуальной инициативы и полемичности суждений. В общении учащиеся стремятся защитить свои суждения, доказать правоту своих взглядов.
Развитие самостоятельности мышления наиболее эффективно осуществляется в процессе целенаправленной творческой самостоятельной работы школьников на учебном занятии и вне его.
Под самостоятельной учебной работой педагоги понимают организованную учителем активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное для этого время.
Система заданий для самостоятельной работы конструируется учителем на основе содержания предмета и источников информации. Важным условием конструирования системы заданий предполагает усложнение содержания задания и условий выполнения работы. Усложнение происходит, когда содержание заданий требует более сложных форм и приемов мышления; источники знаний, их количество и сочетание предполагают белее интенсивную умственную деятельность; способы контроля и управления самостоятельной познавательной деятельностью школьников учителем изменяются.
В практике работы учителя эффективно используют следующую типологию заданий для самостоятельных работ:
- Воспроизводящие самостоятельные работы по образцу проводятся с целью запоминания способов действий в конкретных ситуациях (признаков понятий, фактов и определений), формирования умений и навыков, их прочного закрепления. Самостоятельность при выполнении работ этого типа ограничена простым воспроизведением, повторением действий по образцу. Но такие работы важны, так как они формируют фундамент для подлинно самостоятельной деятельности ученика.
- Репродуктивные (реконструктивно-вариативные) самостоятельные работы позволяют на основе полученных ранее знаний самостоятельно найти конкретные способы решения задачи применительно к данным условиям задания. Самостоятельные работы этого типа приводят школьников к осмысленному переносу знаний в типовые ситуации, учат анализировать события, явления, факты, формируют приемы и методы познавательной деятельности, способствуют развитию внутренних мотивов к познанию, создают условия для развития мыслительной активности школьников.
- Эвристические самостоятельные работы формируют умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца. На данном уровне продуктивной деятельности формируется творческая личность учащегося. Постоянный поиск новых решений, обобщение и систематизация полученных знаний, перенос их в нестандартные ситуации делают знания ученика более гибкими, мобильными, вырабатывают умения, навыки и потребность самообразования.
- Творческие самостоятельные работы позволяют учащимся получать принципиально новые для них знания, закрепляют навыки самостоятельного поиска знаний. Психологи считают, что умственная деятельность школьников при решении проблемных, творческих задач во многом аналогична умственной деятельности творческих и научных работников. Задачи такого типа - одно из самых эффективных средств формирования творческой личности.
К организации самостоятельной деятельности обучающихся на учебном занятии предъявляются следующие требования:
1) самостоятельная работа на любом уровне самостоятельности имеет конкретную цель, которая прогнозирует результат деятельности школьника;
2) каждый ученик знает порядок и приемы выполнения работы;
3)самостоятельная работа соответствует учебным возможностям ученика;
4) уровень сложности задания для самостоятельной работы соответствует зоне ближайшего развития ученика;
5) содержание работы, форма ее выполнения вызывают интерес учащихся, желание выполнить работу до конца;
6) выполнение работы обеспечивается педагогической поддержкой и управлением деятельности школьника, ориентацией ученика на успешный результат.
В педагогической практике используются следующие формы организации самостоятельной познавательной деятельности:
Фронтальная работа широко применяется при первичном ознакомлении учащихся со сложным учебным материалом и в процессе инструктирования их перед самостоятельной работой.
Индивидуальная форма организации познавательной деятельности означает, что на учебном занятии каждый ученик работает самостоятельно, по заданию учителя, не имея в процессе его выполнения контакта с другими школьниками.
Задания могут быть одинаковыми для всех, но с применением разных источников знаний или разными (вариантными) с применением одного или разных источников знаний. Возможны и индивидуальные задания, дифференцированные по объему и сложности учебного материала. С этой целью, как правило, используются дидактические карточки. Фронтальная и индивидуальная формы организации учебной деятельности обычно сочетаются. (Приложение 2)
Парная работа предполагает, что задание для самостоятельной работы школьники выполняют вдвоем, и, значит, оба несут ответственность за результаты своего труда.
Групповая работа организуется с помощью общего задания для 27 человек, результаты самостоятельной работы оформляются в виде единого ответа.
Задания могут быть одинаковыми или разными по содержанию, объему и сложности выполняемой работы.
Коллективная деятельность предполагает такую форму самостоятельной работы, при которой коллектив обучает каждого своего члена и в то же время каждый принимает активное участие в обучении всех других членов коллектива.
По результатам самостоятельной работы проводится проверочная (тест достижений), которая имеет цель ученику провести рефлексивную оценку своего труда, а учителю проверить уровень усвоения им темы. (Приложение 2)
Модульная технология
Одной из педагогических технологий, реализующих задачу активизации самостоятельной познавательной деятельности, является модульная технология обучения. Сущность ее заключается в том, что каждый ученик самостоятельно достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем - целевым функциональным узлом, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Учителем составляется модульная программа, в которой он определяет цели обучения и последовательность изучения каждой темы. Другой элемент модульной технологии обучения - модульный урок. Он должен быть рассчитан на 2 часа. Модульный урок разрабатывается по следующему алгоритму:
Формулирование темы урока,
Определение и формулировка цели урока и конечных результатов,
Разбивка учебного содержания на отдельные логически завершенные учебные элементы и определение цели каждого из них.
Подбор необходимого фактического материала
Определение способов учебной деятельности учащихся
Отбор методов и форм преподавания и контроля
Составление модуля данного урока
Подготовка копий текста урока на каждого учащегося.
Учебных элементов не должно быть больше 7, но обязательны следующие:
УЭ-0- определяет интригующую цель достижения результатов обучения.
УЭ-1- включает задания по выявлению уровня исходных знаний по теме, по овладению новым материалом и т.д.
УЭ-2 и т.д.- отработка учебного материала
УЭ-n - выходной контроль знаний, подведение итогов занятия, выбор дифференцированного домашнего задания, рефлексия.
В ходе модульного обучения осуществляется целенаправленное формирование и развитие приемов учебной деятельности. Содержание здесь - средство для достижения целей этого процесса.
Проблемный подход к обучению
Неоценимое значение в активизации познавательной деятельности имеет проблемное обучение.
Суть метода проблемного изложения состоит в том, что учитель ставит проблему, сам её решает, но при этом показывает путь решения в его подлинных, но доступных учащимся противоречиях, вскрывает ход мысли при движении по пути решения. Проблемное изложение может строиться на материале из истории науки или путем доказательного раскрытия современного способа решения поставленной проблемы. С его помощью учащиеся получают эталон научного мышления и познания, образец культуры развертывания познавательных действий.
- Частично-поисковый (эвристический) метод постепенно приближает учащихся к самостоятельному решению проблем, учит выполнению отдельных шагов решения, отдельных этапов исследования. В одном случае их учат видению проблем, предлагая ставить вопросы к картине, карте, тексту учебной статьи; в другом - от них требуют построить самостоятельно найденное доказательство; в третьем - сделать выводы из представленных фактов; в четвертом - высказать предположение; в пятом - построить план его проверки и т.д.
- Исследовательский метод учит самостоятельному осуществлению процесса познания. Он призван, во-первых, обеспечить творческое применение знаний; во-вторых, овладение методами научного познания в процессе поиска этих методов и применения их; в-третьих, он формирует описанные ранее черты творческой деятельности; и, в-четвертых, является условием формирования познавательного интереса, мотивации деятельности школьников.
При обучении биологии возможно использование исследовательских (творческих) заданий, которые представляют собой небольшие поисковые задачи, решение которых требует прохождения всех или большинства этапов процесса исследования.
Этими этапами являются:
1) наблюдение и изучение фактов и явлений;
2) выяснение непонятных явлений, выдвижение гипотез;
3) построение плана исследования;
4) реализация плана, объяснение связей изучаемых объектов и явлений;
5) принятие решения;
6) проверка решения;
7) выводы о возможном и необходимом применении полученных знаний.
Например, на уроке по теме «Фотосинтез» привожу следующие факты:
1. На заре развития земледелия и скотоводства площадь лесов на Земле составляла 62 млн. км2. Сейчас лесами покрыто 36 млн. км2.
2. Запасы кислорода в атмосфере Земли составляют 1,5х1015 тонн, ежегодно сжигается 1х1010 тонн кислорода.
3. Организм человека испытывает кислородное голодание при снижении кислорода в атмосфере на 1%.
4. Современный пассажирский самолет при полете в течение 9 часов расходует 50 -75 тонн кислорода. За то же время примерно столько же кислорода выделяется в процессе фотосинтеза 25 000 - 50 000 га леса.
5. Для ракетных двигателей кислорода требуется еще больше, чем для самолетов. Сформулируйте проблему и предложите пути ее решения.
Как правило, учащимся не составляет особого труда придти к выводу о необходимости охраны лесов, охраны воздуха от загрязнения.
На разных уроках в 8 классе в качестве проблемных задач можно использовать следующие:
У человека в крови появились эритроциты, имеющие серповидную форму. О чем может свидетельствовать этот факт и каковы его последствия?
Спасая жизнь человека, врачи делают переливание крови, но больному становится хуже. О чем свидетельствует этот факт и каковы его последствия?
Почему стоять на одном месте труднее, чем идти?
Почему вещества, пригодные для пищи, например молоко или куриный бульон, введенные прямо в кровь, вызывают гибель человека?
Многие подростки не вынимают изо рта жвачку в течение всего дня. Какой опасности они себя подвергают?
Использование на уроках элементов проблемного обучения дает возможность создать на уроке условия для творческой мыслительной деятельности, а, следовательно, для осознанного восприятия учебного материала.
Игровая деятельность как способ активизации познавательной
деятельности.
Игра - активнейшая форма человеческой деятельности. В онтогенезе игровая деятельность предшествует учебной деятельности, а, следовательно, лежит в ее основе.
В процессе игровой деятельности происходит обучение действию посредством самого действия. Усвоение знаний осуществляется в контексте определенной деятельности, которая создает ситуацию необходимости знания.
Огромную роль игры в жизни и развитии ребенка осознавали и отмечали во все времена деятели педагогической науки. «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития», - писал В.А.Сухомлинский.
Существует множество дидактических игр, которые можнос успехом использовать на уроках. Гибкая система учебных игр позволяет обучаться с большей легкостью. Уроки по игровой методике существенно повышают интерес к предмету, позволяют им лучше запомнить формулировки, определения, раскрепощают ученика, его мышление.
Классификация учебных игр
Будучи введенной в систему традиционного обучения биологии учебная игра осуществляет несколько функций:
- мотивационно-побудительную (мотивирует и стимулирует учебную и
познавательную деятельность учащихся);
- обучающую (способствует приобретению знаний, а также формированию и развитию навыков);
- воспитательную (оказывает воздействие на личность обучаемого, расширяя его кругозор и развивая его мышление, творческую активность и т.д.);
- ориентирующую (учит ориентироваться в конкретной ситуации и отбирать необходимые средства для решения той или иной учебной задачи);
- компенсаторную (компенсирует отсутствие или недостаток практики, приближает учебную деятельность к реальным ситуациям жизни). Игры-упражнения. Они занимают обычно 10-15 минут инаправлены на совершенствование познавательных способностейучащихся, являются хорошим средством для развития познавательныхинтересов, осмысления и закрепления учебного материала, примененияего в новых ситуациях. Это разнообразные викторины, кроссворды,ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, объяснения пословиц ипоговорок, загадки.
Например, на обобщающем уроке по теме «Органы цветковых растений» в 6 классе учащимся предлагается решить кроссворд «Растение», а при изучении темы «Координация и регуляция» можно предложить кроссворд «Раздражимость». (Приложение 3)
Очень нравится ребятам отгадывать загадки. На уроке в 6 классе «Побег. Строение почки» предлагаю отгадать загадку:
Одной почкой из подвала
Мы наелись до отвала:
Половину ее - во щи,
Чтобы были щи не тощи;
А другую половинку -
В пирожковую начинку.
(Кочан капусты)
В 8 классе на уроке «Пищеварение в кишечнике» перед рассмотрением роли печени активизирую внимание учащихся загадкой:
В организме печка есть,
На нее ни лечь, ни сесть,
Ни испечь в ней каравай,
Что за орган – отгадай.
(Печень)
Игры-путешествия. Их можно проводить как непосредственно на уроке, так и на внеклассных занятиях. Они служат в основном целям углубления, осмысления и закрепления учебного материала. Активизация учащихся в играх-путешествиях выражается в устных рассказах, вопросах, ответах, в их личных переживаниях и суждениях. Этапы игры включают предварительную подготовку (разбивка на команды, домашнее задание); непосредственно игру; заключение по уроку (выводы о работе участников игры, выставление оценок).
Одним из таких уроков является игра-экскурсия «Лесная тропинка». Обычно он проводится во внеурочное время в конце учебного года. (Приложение 4)
Сюжетная (ролевая) игра характеризуется тем, что инсценируются условия воображаемой ситуации, а учащиеся играют определенные роли.
В условиях нашей школы при малой наполняемости классов целесообразнее проводить не целые уроки - ролевые игры, а использовать фрагменты. Например, на уроке «Первая помощь при кровотечении» в 8 классе учащиеся играют роль пострадавших и врачей. Первые грамотно указывают место и тип кровотечения, а вторые с подробными комментариями оказывают практическую помощь. Данную работу можно организовать в парах.
Также на уроках в 5-7 классах учащимся предлагаю побывать в роли какого-нибудь животного или растения и рассказать о своей жизни в природных условиях. Например, от имени дождевого червя рассказать о передвижении в почве или от имени лягушки-мамы о развитии земноводных.
Игра-соревнование может включать в себя все вышеназванные виды дидактических игр или их отдельные элементы. (Приложение 5)
Для проведения учащиеся делятся на команды, между которыми идет соревнование. Существенной особенностью игры-соревнования является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества. Педагогическая ценность этой игры в том, что она позволяет учителю в зависимости от содержания материала вводить в игру не просто занимательный материал, но весьма сложные вопросы учебной программы.
При проведении таких уроков практически у всех учащихся повышается активность, в ситуации соревнования они вынуждены мыслить с высокой скоростью, что в последствии помогает увеличить темп работы и на обычных уроках. Настроение у всех отличное: как правило, все зарабатывают на таких уроках положительные оценки.
При всей важности игровой деятельности все-таки необходимо помнить, что игра эффективна лишь в сочетании с другими (неигровыми) методами обучения.
Результаты
Работа по активизации познавательной деятельности учащихся дает в обучении положительные результаты.
Учащиеся постепенно овладевают умениями сознательно делать выбор при выполнении заданий самостоятельной работы, ориентируясь на собственные возможности, приобретают способность учиться на собственном опыте и опыте других.
Если в начале обучения некоторые ученики часто бывают скованы, нерешительно высказывают свои мысли, то в процессе обучения с применением активных форм познавательной деятельности их активность повышается, формируются коммуникативные умения, приходит понимание, что интеллектуальные умения являются одной из ценностей человеческой личности. Деятельностный подход в обучении способствует формированию универсальных учебных действий, что является одним из требований усвоения ФГОС.
Активизация познавательной деятельности учащихся повышает интерес к предмету биологии, о чем свидетельствуют результаты диагностики, участие в олимпиадах и конкурсах по биологии, каждый год выпускники выбирают биологию для итоговой аттестации и успешно с ней справляются.
Литература
Акперова И.А. Уроки биологии в 6 классе. Москва: Дрофа, 2005 г.
Биология в школе №1 1995 г. Крушельницкая О.И., Третьякова А.Н. «Нелегкое дело – чтение».
Биология в школе №2 1996 г. Кузнецова А.А., Чуракова С.В., Кузнецов В.Н. «Познавательный интерес. Условия его развития»
Богоявленская А.Е. Активные формы и методы обучения биологии.
Бурцева О.Ю. Модульные уроки биологии: практика использования в школе. Москва: Школьная пресса, 2003 г.
Емельянова Е.О., Йодко А.Г. Организация познавательной деятельности на уроках химии. Москва: Школьная пресса, 2002 г.
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Не совсем обычный урок. Воронеж, 2006 г.
Пепеляева О.А., Сунцова И.В. «Поурочные разработки по биологии. 8 класс Москва: Вако, 2005 г.
Русских Г.А. Подготовка учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика. Москва: Ладога – 100, 2002 г.
Шамова Т.И. Активизация учения школьников. Москва: Педагогика, 1982
Приложение 1
Тема урока: «Выделение у растений и позвоночных животных»
Внимательно прочитайте текст учебника на с. 80-83 и выполните задания самостоятельной работы.
I. Как происходит выделение у позвоночных животных?
1.Какие органы образуют выделительную систему рыбы?
2.Где они расположены?
3.Какую роль выполняют процессы выделения у рыбы?
4.С какими системами органов взаимосвязана выделительная система животных? Объясните, каким образом?
5. Как устроена выделительная система у млекопитающих?
6. Как происходит образование мочи в почках?
Работайте с учебником (текстом и рисунками на с. 80-83)
7. Почему необходимо удаление из организма конечных продуктов обмена?
II. Выполните практическую работу «Сравнение выделительных систем дождевого червя, насекомого и рыбы».
1. Какие органы образуют выделительную систему рыб? Какие функции они выполняют?
2. Через какие органы осуществляется выделение у дождевого червя?
3. Как устроены органы выделения у насекомых? Какое значение они имеют?
4. Укажите черты сходства и различия в строении и выполняемых функциях выделительных систем данных животных.
5. Заполните таблицу «Особенности строения и функции выделительных систем дождевого червя, насекомого и рыбы»
Черты различия
Черты сходства
6. На основе сравнения сделайте вывод. Работайте в тетради.
III. Особенности выделения у цветковых растений»
1. Как происходит выделение ненужных веществ у растений?
2. Что такое листопад?
3. Почему листья растений осенью желтеют?
4. Что такое гидатоды?
5. Какова роль листопада, гидатод, слущивания коры у растений?
Работайте с учебником.
Приложение 2
Задания для проверочной самостоятельной работы по теме
«Скелет – опора организма»
I. Выделите правильные утверждения:
1. Все живые организмы имеют внутренний скелет.
2. Скелет выполняет опорную и защитную функции, а также служит местом прикрепления внутренних органов.
3. Некоторые простейшие имеют наружный скелет.
4. Членистоногие имеют внутренний скелет.
5. Линька характерна для земноводных.
6. Раковины моллюсков - это наружный скелет.
7. Скелет позвоночных состоит из скелета головы, туловища, конечностей.
8. У позвоночных внутренний скелет.
9. У травянистых растений механическая ткань отсутствует.
10. У растений роль скелета выполняют опорные образования, состоящие из механической ткани, клетки которой имеют очень толстые стенки.
II. Соотнесите животное и тип скелета:
внутренний наружный
1 вариант 2 вариантрадиолярия внутренний жуккраб наружный кальмар
III. Что объединяет этих животных в одну группу:
1 вариант осьминог, уж, голубь, жаба
2 вариант беззубка, катушка, рак, муха
IV. Ответьте на вопросы:
1. Что общего в опорных системах моллюсков и краба?
2. Почему для животных с наружным скелетом характерна линька?
3. Предположите, что изменится в жизни краба, если его наружный скелет сменится на внутренний?
Дополнительные задания.
Выберите правильный ответ:
Основу скелета у рыб составляет
а) череп б) позвоночник
в) плечевой г) скелет плавников пояс
2. Перечислите основные отделы скелета птиц.
3. Что такое скелет?
4. У гороха стебель цепляющийся, а у крапивы прямостоячий. Объясните, почему?
5. В аквариумы, кроме рыбок, помещают различные водные растения. Они украшают аквариум. Если вынуть эти растения из воды, они теряют форму. Объясните, почему?
Приложение 3
Кроссворд «Растение»
1
Р
2
А
3
С
4
Т
5
Е
6
Н
7
И
8
Е
По горизонтали: 1. Часть листа. 2. Часть тела растения, выполняющая определенную функцию. 3. Женская часть цветка. 4. Самая яркая и заметная часть цветкового растения. 5. Орган, с помощью которого растение крепится в почве. 6. Мужская часть цветка. 7. Часть побега. 8. Осевой орган побега.
Кроссворд «Раздражимость»
1
Р
2
А
3
З
Д
4
Р
5
А
6
Ж
7
И
М
8
О
9
С
Т
10
Ь
По горизонтали: 1. Поверхность больших полушарий мозга. 2. Кровеносный сосуд, по которому кровь движется к сердцу. 3.Железа внутренней секреции, выделяющая гормон роста. 4. Приспособление для полета у птиц. 5.Животное, передвигающееся реактивным способом. 6. Приспособление для движения у простейших. 7. Вещество, придающее прочность панцирю рака. 8. Защитное приспособление у моллюсков. 9. Ответная реакция организма на раздражение с помощью нервной системы. 10. Стопоходящее животное.
Приложение 4
Игра-путешествие «Лесная тропинка»
Цели и задачи: Образовательные:
-активизировать знания о компонентах природного сообщества леса,
-повторить правила поведения в природе. Развивающие:
-создать условия для практического применения знаний, полученных на уроках биологии,
-развитие наблюдательности,
-продолжить работу по формированию коммуникативных умений, Воспитательные:
-воспитание ответственного отношения к природе.
Предварительная подготовка: заранее намечается маршрут путешествия, определяются его этапы-станции. Подготавливаются экскурсоводы для каждого этапа. Класс делится на команды, каждая получает маршрутный лист и отправляется по тропе. Если класс маленький (что актуально для сельских школ), то можно игру проводить совместно с другим классом или создать только одну команду и путешествовать вместе с учителем, который будет также выполнять и роль экскурсовода. Задания на этапах можно разместить в конвертах в описанных на маршрутном листе местах.
1 станция «Здравствуй, Лес!»
На этой станции учащиеся здороваются с лесом, рассказывают о типах лесов, определяют тип данного леса, вспоминают загадки, стихи, песни о лесе. Вспоминают «лесные этажи».
2 станция «Туристическая»
Учащиеся вспоминают, как разбить туристский лагерь, как следует вести себя в лесу, обосновывают все правила.
3 станция «Что растет в лесу?»
На одном из участков леса отмечается 1 кв. м площади, на котором учащиеся должны определить и назвать все известные им растения. Из них они выделяют ядовитые, лекарственные, пищевые, декоративные, медоносные и т.п.
4 станция «Кто живет в лесу?»
На этом этапе проводится конкурс « Кто больше назовет видов животных и укажет их местообитание».
Разумеется, при затруднениях с ответами на каждом из этапов учащимся оказывает помощь экскурсовод.
Закончить игру можно словами стихотворения о лесе.
Приложение 5
«Пятый лишний». Учащимся предлагается список из 5 элементов природы, один из которых является случайным, его надо найти:
гулявник укроп
икотник осот
бобы горох
пастушья сумка морковь
сурепка капуста
Можно закодировать слово, составленное из начальных букв «лишних» слов – будет очень легко проверить задание.
«Найди родственников». Предлагается список объектов, один из них подчеркнут, игроки должны найти в списке другие родственные формы и подчеркнуть их. Можно дать одну исходную форму, например «волк», играющие пишут названия хищных животных, называют по очереди, подчеркивая повторения, выигрывает тот, у кого названия животного не повторилось.
«Светофор». У детей по три сигнальные карты. Учитель задает вопросы с тремя вариантами ответов. Игроки отвечают на вопросы, поднимая сигнальные карты: если первый ответ, то красный, второй – желтый, третий – зеленый.
«Цепочка». Учитель называет вопрос или тему, например, «Характеристика наземно-воздушной среды обитания». Задача учащихся составить связный рассказ, придумывая по одному предложению по очереди.
«Узнай орган». Игроков двое. Один получает список с названиями органов (органоидов клетки), которые он молча показывает на таблице, а второй игрок называет их.
«Биотир». Игрокам предлагается 10 вопросов в порядке увеличения степени сложности (лучше по терминам). Учитель читает вопрос, а учащиеся записывают ответ в своих тетрадях. Подсчитывают очки:
55 – отличный стрелок
50-54 – меткий стрелок
45-49 – хороший стрелок, остальные стреляют по воробьям.
«Крестики-нолики». На доске вывешивается таблица-сетка 3х3 для игры. К таблице прикрепляют плакатики с названиями конкурсов. Играют две команды: «Крестики» и «Нолики». В каждом конкурсе участвует обе команды, победившая в конкурсе выбирает следующий, а на таблице в соответствующей ячейке вывешивается карточка с символом «О» или «К», в зависимости от того, какая команда победила.
13PAGE 15
13PAGE 14115
Кровь
По сложности выполняемых действий:
Простые, сложные,
Моноситуационные,
полиситуационные
По количественному
составу участников:
индивидуальные, парные, групповые,
широкомасштабные,
узкомасштабные
По продолжительности:
продолжительные,
скоротечные
По типу задач:
оперативные,
тактические,
стратегические
Учебные
игры
По способу, по характеру и
форме проведения:
письменные, устные,
подвижные, предметные,
функциональные, ролевые,
имитационно-моделирующие
По уровню сложности
интеллектуальной
деятельности:
на узнавание, репродуктивные
репродуктивно-вариативные,
творческие
Черты сходства Черты различия
15