Программа по профилактике суицидального поведения подростков


Программа по профилактике суицидального поведения подростков
Составитель: Мансурова Лариса Александровна
Социальный педагог
ГБПОУ МО «Одинцовский техникум»
Одинцово, 2015г.
Пояснительная записка
Семье и отдельной личности в период жизненных кризисов свойственно искажение субъективного образа мира, т.е., представлений и отношение к себе и к миру в целом. Суицидальные мысли и фантазии в этот момент очень распространены.
По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей. Уровень самоубийства среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое среди основных причин потенциальной потери жизни. Анализ материалов уголовных дел показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетними совершается из-за конфликтов и неблагополучия: боязни насилия со стороны взрослых, бестактного поведения и конфликтов со стороны учителей, одноклассников, друзей, чёрствости и безразличия окружающих. В целом ряде случаев подростки решались на самоубийство из-за безразличия родителей, педагогов на их проблемы и протестовали таким образом против безразличия и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл жизни подростки. Также причиной суицида может быть алкоголизм и наркомания, как родителей, так и самих подростков, индивидуальные психологические особенности человека, внутриличностный конфликт и т.п.
Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения: попыткам разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами. Своевременная психологическая помощь, участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедий.
Цель настоящей программы – формирование у обучающихся позитивной адаптации к жизни, как процесса сознательного построения и достижения человеком относительно устойчивых равновесий отношений между собой, другими людьми и миром в целом.
Поставленная цель достигается за счёт последовательного решения следующих задач:
1.  Изучение теоретических аспектов проблемы с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использование информации в работе с педагогами и родителями.
2.  Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите и оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния.
3.  Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.
4.  Создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе так и в период трудной жизненной ситуации.
5.  Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты законных прав и интересов ребенка.
6.  Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.
7.  Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.
Основные направления деятельности
1.    Работа с детьми и молодежью, ставшими на путь социальной дезадаптации, но имеющими ближайшие перспективы её преодоления.
2.    Работа с детьми и молодежью, нуждающимися в срочной психоэмоциональной поддержке.
3.    Работа с неблагополучными семьями.
Содержание основных понятий
Покушение на самоубийство – это однородная деятельность человека, не закончившаяся летальным исходом по различным обстоятельствам.
Социализация – двуединый процесс: с одной стороны, это внешнее для человека влияние на него со стороны общества его социальных институтов и общественной атмосферы, нравственных норм и культурных ценностей, образа жизни людей; с другой – это внутреннее, личностное освоение каждым человеком такого влияния в процессе социального становления.
Социальная среда – человеческое, духовное, предметное окружение ребенка, которое оказывает влияние на его личностное развитие, выступая реальным пространством его формирования и самореализации.
Суицид – самоубийство, намеренное лишение себя жизни. Самоубийство и примыкающий к нему более широкий ряд феноменов аутоагрессии и саморазрушения следует отнести к формам девиантного поведения (поступки или действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам).
Суицидальная попытка – это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью.
Суицидальное поведение – волевые действия личности, конечной целью которых является покушение на самоубийство или сам акт самоубийства. Является следствием социально – психологической дезадаптации личности в условиях макросоциального климата.
Суицидальный риск – склонность человека к совершению действий, направленных на собственное уничтожение.
Суицидальные замыслы – это активная форма проявления суицидальности, т.е. тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает параллельно степени разработки плана её реализации.
Суицидент – человек, совершивший самоубийство или покушение на самоубийство.
Толерантность – способность человека принимать других людей такими, каковы они есть, сосуществовать и взаимодействовать с ними.Принципы реализации программы
1. Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка.
2.    Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребенка.
3.    Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.
4.    Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика.
5.    Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.
Ожидаемый результат
Организованная таким образом работа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток. Также позволит организовать работу по оптимизации взаимоотношений в детско-родительской среде.
Достоинства настоящей программы:
- в имеющихся возможностях для психологического раскрепощения учащихся, для формирования навыков и приемов, способствующих самовыражению каждого ученика;
- в имеющихся возможностях для оказания помощи мастеру производственного обучения, учителю-предметнику строить учебно-воспитательную работу в системе, с учетом психологических и возрастных особенностей учащихся;
- в создании условий для своевременной корректировки выявленных психологических проблем и совершенствования и оптимизации учебно-воспитательного процесса.
Наибольший эффект программа может иметь, реализованная как целостная система совместной деятельности педагогов, психолога, администрации техникума и родителей, направленная на активное приспособление ребенка к социальной среде, включающее в себя как успешное функционирование, так и перспективное психологическое здоровье.
Система программных мероприятий
Организация работы с обучающимися
№ п/пСодержание работы Сроки Ответственный
1 Выявление  несовершеннолетних и их семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации Постоянно Зам. директора по УВР
2 Составление базы данных по социально неблагополучным детям и подросткам Ежегодно сентябрь Соц. педагог
3 Проведение индивидуальных профилактических мероприятий с детьми социального риска В течение года Совет профилактики
4 Организация оздоровления и отдыха во внеурочное время детей из неблагополучных и малообеспеченных семей Канику- лярное время Зам. директора по УВР
5 Организация волонтерского движенияпо оказанию помощи детям, склоннымк суицидальным действиям В течение года Куратор по профилактике асоциальных явлений
6 Организация работы по профилактике злоупотребления ПАВ В течение года Зам. директора по УВР
7 Включать в ежегодные планы учебно-воспитательной работы ОУ проведение психологических классных часов,согласно следующим тематикам: - в поисках хорошего настроения; - профилактика курения; - как научиться жить без драки; - учимся снимать усталость; - толерантность; - как преодолевать тревогу; - способы разрешения конфликтных ситуаций с родителями; - стресс в жизни человека. Способыборьбы со стрессом; - грани моего "Я"; - я + он + они = мы; - способы саморегуляции эмоционального состояния "Как сказать Нет!"; - Не сломай свою судьбу! (подросток и наркомания) и др. Ежегодно, согласно планам Мастера п/о
8 Включать в ежегодные планы учебно-воспитательной работы ОУ проведение правовых классных часов с учетом возрастных особенностей детей,согласно следующим тематикам: - что ты должен знать об УК РФ; - уголовная ответственность несовершеннолетних; - знаешь ли ты свои права и обязанности  Ежегодно, согласно планам Мастера п/о
9 Организовать психологические тренинги для подростков и старшеклассников согласно следующим тематикам: - тренинг уверенности; - тренинг "Манипуляция: игры, в которые играют все"и др. В течение года Психолог
10 Широкое привлечение дискуссионных форм и методов работы с подростками и молодежью Постоянно Зам. директора по УВР
11 Организовать проведение цикла занятий для подростков "Я сам строю свою жизнь" В течение года Педагог-психолог
12 Организация работы по оказанию своевременной консультативной психолого-педагогической помощи в разрешении конфликтных ситуаций Постоянно Педагог-психолог, зам. директора по УВР
13 Охват асоциальных детей кружковой работой, занятиями в спортивных секциях, общественно-полезной нагрузкой. В течение года Мастера п/о
Организация работы с педагогическим коллективом
№ п/пСодержание работы Сроки Ответственный
 1 Организация работы семинаров для различных категорий педагогов согласно следующим тематикам: - суицид и меры профилактики; - причины и формы проявления невротических расстройств у современных старшеклассников; - типология возрастных психолого-педагогических особенностей учащихся; - психологический климат в организованных молодежных группах (классах и др.); - профилактика конфликтных ситуаций в подростковой и молодежной среде; - методика разрешения педагогических конфликтов Постоянно,согласно плана работы ОУ Педагог-психолог
 2 Проведение проверок директором по исполнению норм законодательства РФ в части исполнения п. 6 ст. 15 Закона РФ "Об образовании" о недопущении применения методов физического и психическогонасилия по отношению к обучающимсяи воспитанникам В течение года Директор
 3 Ориентировать воспитательную работу на формирование у молодых людей способности к адекватной самооценке и критической оценке действительности В течение года Зам. директора по УВР
Организация работы с родительской общественностью
№ п/пСодержание работы Сроки Ответственный
1. Организация педагогических лекториев согласно следующим тематикам: - наши ошибки в воспитании детей; - шаги общения; - психологические особенности периода адаптации детей и подростков, формы родительской помощи и поддержки; - тревожность и ее влияние на развитие личности; - трудный возраст и советы родителям; - суицид и меры профилактики; - особенности детско-родительских отношений как фактор психологического дискомфорта; - чем и как увлекаются подростки; - куда и почему уходят дети: профилактика безнадзорности и бродяжничества; - уголовная ответственность несовершеннолетних; - как помочь ребенку справиться с эмоциями Постоянно,согласно плана работы ОУ Зам. директора по УВР, педагог-психолог
2. Организация психологического тестирования отдельных категорий родителей на предмет выявления нарушений во взаимоотношениях подростка с родителями и их причин По запросу ППедагог-психолог3. Организовать работу совместных совещаний-семинаров работников правоохранительных органов, врачей- наркологов, педагогического коллектива и родителей  по вопросам эффективной воспитательно-профилактической работы и пропаганды здорового образа жизни среди молодежи В течение года Директор, зам. директора по УВР, педагог-психолог
4. Организовать в библиотеке тематические стенды, книжные выставки, передвижки по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни В течение года Библиотекарь
Литература
1.    Бережковская Е. Чем и как увлекаются подростки // Школьный психолог, 2005, №1
2.    Борщевицкая Л. Психологический час “Как научиться жить без драки” // Школьный психолог, 2006, №10.
3.    Галушина Э., Комарова О. Игра для подростков “В чем смысл жизни” // Школьный психолог, 2005, №5.
4.    Зарипова Ю. Поверь в себя. Программа психологической помощи подросткам // Школьный психолог, 2007, №4 (16).
5.    Кузнецов Д. Демобилизирующая тревожность: некоторые причины и формы проявления невротических расстройств у современных старшеклассников // Школьный психолог, 2005, №2
6.    Михайлова Н., Сафонова Т., Тюпкина Е., Немолот Е. Деловая игра для педагогов среднего звена “Педагогические приёмы создания ситуации успеха” // Школьный психолог, 2006, №15.
7.    Николаева Н. Программа комплексного взаимодействия с подростками “группы риска” “Грани моего Я” // Школьный психолог, 2006, №15
9.    Панченко Н. Занятие “Я + Он + Они == Мы” // Школьный психолог, 2006, №18.
11. Профилактика детских и подростковых суицидов: Методические рекомендации. Под ред. Л.Н. Антоновой, В.Н. Ахренова, Т.Н. Ткачевой. – АСОУ, 2011. – 44 с.
12.    Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю.. Детский суицид. Психологический взгляд. КАРО, С – П , 2006. – 176 с.
13.    Соболева А. Профилактика конфликтных ситуаций и борьба сними // Школьный психолог, 2004, №40, 41,