Конспект урока по ОРКСЭ на тему: Православие в нашей жизни — окно в духовный мир человека
Конспект
обобщающего урока
по учебному курсу «Основы православной культуры»
( 4 класс)
Тема: Православие в нашей жизни – окно в духовный мир человека.
Цели: 1. Обобщить знания, полученные на уроках учебного курса «Основы православной культуры».
2.Раскрыть значение и роль православной культуры в формировании личности человека, его отношения к миру и людям, поведения в повседневной жизни.
3.Формировать у детей мотивацию к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций.
Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, учебники «Основы православной культуры», выставка рефератов учащихся, картины храмов, фото Храма Василия Блаженного, Раифского монастыря, церквей нашего города, иконы Казанской Божией Матери и Блаженной Матроны Московской, электронная презентация «Православная молитва», аудиозапись песен Жанны Бичевской из цикла «Песни русского воскресения»: Духовные песни, песни о России.
Ход урока:
Организационный момент.
Чтение стихотворения – молитвы:
(дети читают хором)
Душа, ты не ленись,
Всегда молись,
Умеренно постись,
Не унывай,
И никого не осуждай,
Но всех жалей и всех люби,
Похвал и славы не ищи,
Случится что, покайся,
На исповеди в том признайся,
За всё благодари,
Обиды в сердце не держи,
Все добродетели в душе храни,
Не забывай, по ним живи!
II.Работа над темой по обобщению изученного материала.
1. Вступительная беседа учителя.
- Ребята, мы закончили изучать предмет «Основы православной культуры». У нас прошло 16 уроков. Давайте сегодня мы вспомним всё, о чём узнали на этих уроках.
-Учебный курс называется «Основы православной культуры».
- «Основы» что вкладывают в смысл этого слова?
(Ответы детей)
Делаю вывод:
- Значит, основа - это что- то устойчивое: опора, основание, фундамент;
это то, без чего не может что-то существовать, не может жить человек.
- «Православной» Давайте разберём это слово по составу. Оно какое?
(Ответы детей)
- Правильно, сложное. Состоит из двух корней: «- прав -» и «- слав - » . Первый корень обозначает - «правильный, верный», второй корень –«слова», «славить», « прославление». Получается: «правильное учение», «верное учение».
- Культура – сложное понятие, которое включает всё «человеческое» в окружающем нас мире. Это всё то, что делают люди и то новое, что мы вносим в мир природы. Но почему человек решает совершить тот или иной поступок? Почему человек поступает так, а не иначе? Как люди различают добро и зло, правду и неправду? Ответы на эти вопросы тоже в мире культуры.
- Культура – это традиции какого – либо народа, это богатство нашей многонациональной страны. В нашей стране живут люди, по разному представляющие себе отношения человека и Бога. Это означает, что они относятся к разным религиям. И мы должны уважать их выбор.
- Культура, как мы узнали – это то, что отличает людей от животных. Значит, на уроках православной культуры мы лучше узнавали самих себя. Это называется – «самопознание».
- Значит, мы изучали важный, нужный, неоходимый предмет, который помогает человеку в жизни.
2.Работа с учебником.
- Откройте содержание учебника на с. 3. Прочитаем, какие темы мы изучили?
(Дети перечисляют)
- Какая тема вам показалась наиболее интересной, значимой для вас?
- Объясните, почему.
(Дети называют разные темы, делятся своими впечатлениями)
- Что вы узнали нового?
( Ответы детей)
3. Беседа (продолжение)
- Какое главное правило этики вы узнали? Его ещё называют золотым правилом этики.( Дети отвечают)
- Откройте учебник на с. 46. Прочитаем главное правило этики.
- «Христос сказал: «Итак, во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
- Помогло это правило уже кому – нибудь из вас в жизни?
(Дети делятся своим жизненными ситуациями)
- Какие вы узнали заповеди Иисуса? Сколько их?(10)
- Откройте с 40.
(Дети отвечают)
С какими христианскими праздниками познакомились?
(Дети отвечают)
- Некоторые ребята написали рефераты о христианских праздниках: о Пасхе, о пасхальном столе, о Рождестве Христове.
(Показываю рефераты на выставке)
- Что такое храм?
- Какие вы знаете храмы?
(Дети говорят о Храме Василия Блаженного, вспоминают его историю).
(Показываю картину храма)
-А какие храмы есть в нашем городе?
( Показываю фотографии наших церквей: Вознесенской, Успенской, Тихвинской, Благовещенской и т.д.)
- В прошлом году мы всем учительским коллективом ездили в Раифский монастырь.
– Кто знает, где он находится? (Недалеко от Казани)
(Показываю фотографии монастыря)
- Как люди должны вести себя в храме?
- Алтарь Это новое для вас слово. Какое место в храме так называется?
- Почему в храме есть такие запретные места?
- У человека в жизни должен быть запрет на что-то, чтобы он мог владеть собой, контролировать свои поступки и чувства.
- Для чего люди приходят в церковь?
(Молятся, крестят новорожденных, исповедываются, причащаются, отпевают умерших)
- А ещё что делают?
- А ещё венчаются. Я хочу показать вам фотографии, которые видели только очень близкие мне люди. Это наше венчание в церкви в деревне Арды 17 лет назад. (Показываю фотографии)
- Что такое икона?
(Это как бы картина, на которой запечатлён образ святого человека. Задача иконы – показать сокровенный мир души святого человека.)
- А святые – это кто?
- Святые - это люди, которые страдали, мучались ради других людей, жили очень тяжело, поэтому их за страдания причислили к лику святых. Рядом со святым человеком становится светло, радостно и спокойно.
- А когда человек молится, он кому молится: иконе или тому святому, который изображён на ней?
- Какие вы знаете иконы?
- Многие из вас написали рефераты об известных иконах.
- Давайте послушаем о Казанской иконе Божией Матери и о Блаженной Матроне Московской.
4. Заслушивание рефератов.
5. Беседа (продолжение)
- Какие вы знаете молитвы?
- А какая самая главная молитва? Как она называется?
- А кто знает «Отче наш» наизусть?
- Какие бывают молитвы?
(Молитвы прощения (покаяния), благодарения, просьбы, прошения)
- А молиться можно только в церкви?
(Нет, молиться можно и дома, и в автобусе, в любом месте)
- Посмотрите презентацию «Православная молитва»
6. Просмотр презентации «Православная молитва»
III Актуализация новых знаний.
1. Знакомство с новыми молитвами.
- Я хочу познакомить вас с 2 молитвами, которые нужно произносить до учения и после учения.
(Зачитываю молитвы из журнала для чтения детям по Основам православной культуры «Задушевные беседы» № 3, 2010г)
Молитва перед учением:
Премилосердый Господи!
Пошли нам помощь
Святого Твоего Духа,
Дающего смысл и укрепляющего
Душевные наши силы,
чтобы внимательно слушая
преподаваемое нам учение,
мы выросли для прославления Тебя,
нашего Создателя,
на утешение наших родителей,
для пользы Церкви и Отечества.
- Обычно человек в молитвах чего – нибудь просит, например, хорошей учёбы, здоровья, отличных оценок. А поблагодарить потом Бога забывает. Послушайте молитву – благодарение.
Молитва после учения:
Благодарим тебя, Создатель,
За то, что Ты удостоил нас
Твоей милости –
внимательно поучиться.
Благослови наших начальников,
родителей и учителей,
которые ведут нас
к познанию добра,
и дай нам силу и здоровье
к продолжению начатого учения.
2. Знакомство с новым храмом.
- Недавно, 21 мая, я ездила в Храм Святого Гурия, который находится в Волжском районе в деревне Петъялы. Добирались мы полтора часа. Очень красивая местность, холмистая, всё уже покрылось зеленью.. . Этому храму больше 100 лет. Очень интересна его история. Храм деревянный, в нём очень много старинных икон. Но знаменит этот храм тем, что там есть Чудотворный Крест (показываю фотографию). Со временем крест почернел. Само слово «чудотворный» говорит о том, что крест этот творит чудеса. Он исцеляет больных от неизлечимых болезней.
(Зачитываю из книги Н.Пирогова, Н. Пироговой «Благословенные Петъялы» историю об исцелении от мучительных болезней, с 22 - 24).
Если у вас будет возможность – съездите с родителями в этот Храм.
IV. Итог урока.
- Вот как много нового и интересного вы узнали на этих уроках. В конце учебного года вы отвечали на вопросы анкеты. Я хочу зачитать некоторые ваши отзывы об этом курсе. (Зачитываю 2-3 отзыва).
Нескольким ребятам не понравился этот предмет. Спасибо за честность.
- Конечно, жаль. Человек должен придти к Богу сам. У каждого человека это происходит по - разному и в разном возрасте. Кто - то раньше задумается о Боге, кто – то позже, кто - то вообще никогда А может быть, какие – то жизненные обстоятельства заставят человека обратиться к Богу и приведут его в храм.
- Старайтесь жить по Божьим заповедям, соблюдайте золотой закон этики, не забывайте благодарить Бога. Пусть он вас хранит и в горе и в радости.
Спасибо за урок. В 5 классе вы продолжите изучение этого курса.
Литература:
«Я иду на урок в начальную школу: Основы православной культуры»: Книга для учителя. – М.: Институт экспертизы образовательных программ и государственно – конфессиональных отношений, 2008.3 – е издание. – 240с.
2. Учебник Кураева
3.Журнал для чтения детям по Основам православной культуры «Задушевные беседы» № 3, 2010г,
4. Н.Пирогов, Н. Пирогова «Благословенные Петъялы», Йошкар – Ола, 2009г.
5. Давыдова Н.В. «Мастера»: Книга для чтения по истории православной культуры. М.: Издательский дом «Покров», 2004.
6. Зеньковский В.В. «Психология детства». М.: Школа_Пресс, 1996.
7. Иванова С.Ф. «Введение во храм слова»: Книга для чтения с детьми в школе и дома. М.: Школа-Пресс, 1994.
8. Пивоваров Б.И. «Православная культура России». Новосибирск, 2002; 2_е изд.
Новосибирск, 2010.
9. Ушинский К.Д. «Родное слово»: Книга для детей и родителей. М.: Лествица, 2003.
Управление образования администрации
Городского округа «Город Йошкар – Ола»
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13» г. Йошкар-Олы
Конспект
открытого обобщающего урока по учебному курсу
«Основы православной культуры»
в 4- а классе (24. 05.2011г.)
( Урок проведён для учителей школы и родителей обучающихся)
Тема: «Православие в нашей жизни – окно в духовный мир человека».
Подготовила и провела: Царегородцева Е.Н.,
учитель начальных классов
г. Йошкар-Ола
2011 г.
dђЗаголовок 215