Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках физической культуры
Отчет по работе инновационной площадки на базе ГБОУ школа№629
13eq Тема:15 Активизация познавательной 13eq деятельности15 младших школьников на 13eq уроках15 физической культуры.
13eq Учитель15 физической культуры 13eq Павлова15 С Е
СОДЕРЖАНИЕ
1. Принципы, 13eq используемые15 в педагогической деятельности
2. 13eq Интерес15 как фактор, повышающий 13eq активность15 учащихся на уроках 13eq физической15 культуры.
3. Основы 13eq знаний15
4. Метапредметные связи
5. 13eq Факторы,15 способствующие повышению 13eq активности15
6. Самостоятельные занятия
13eq Заключение15
Литература
ВВЕДЕНИЕ
В 13eq условиях15 социально - экономических и 13eq социально-культурных15 преобразований в современной 13eq системе15 физического воспитания 13eq определены15 приоритетные принципы 13eq гуманизации15 и демократизации учебно-воспитательного 13eq процесса.15 Модернизация системы 13eq российского15 образования потребовала 13eq коренной15 перестройки процесса 13eq обучения15 и воспитания, в том числе и 13eq физического15 воспитания учащихся. В 13eq соответствии15 с обязательным минимумом 13eq содержания15 общего образования 13eq основной15 целью учебного 13eq предмета15 является формирование 13eq физической15 культуры учащихся как 13eq компонента15 общей культуры 13eq человека,15 гражданина.
Перед 13eq современным15 учителем стоит 13eq задача15 - обеспечить высокий 13eq уровень15 активности учащихся на 13eq уроках.15 Для этого необходимо, 13eq чтобы15 школьники проявляли 13eq интерес15 к занятиям физическими 13eq упражнениями,15 стремились развивать 13eq необходимые15 для этого физические и 13eq психические15 качества и получали 13eq удовлетворение15 от уроков. В развитии 13eq интереса15 к предмету роль 13eq заинтересованности15 велика, особенно в 13eq младших15 классах. Заинтересованность 13eq рождает15 чувство ожидания. А от ее 13eq степени15 зависит и характер 13eq внимания15 учащихся на уроке, его 13eq активность,15 а также критичность 13eq ума,15 творческий подъем 13eq учащихся.15 Здесь можно 13eq отметить15 такую цепочку 13eq логической15 связи как заинтересованность, 13eq которая15 пробуждает любопытство, 13eq любопытство15 переходит в любознательность и 13eq пробуждает15 интерес к предмету, что в 13eq свою15 очередь рождает 13eq потребность15 в глубоком овладении 13eq знаниями15 и ведет к раскрытию и 13eq развитию15 потенциальных задатков и 13eq способностей.15
Отсюда возникает 13eq противоречие15 между требованиями, 13eq предъявляемыми15 к системе школьного - 13eq физического15 образования и условиями 13eq жизнедеятельности15 учащихся в сложившейся 13eq современной15 ситуации.
Здоровье 13eq учащихся15 является приоритетным 13eq направлениям15 государственной политики в 13eq сфере15 образования. Не смотря на 13eq приоритетность,15 вопрос о сохранении 13eq здоровья15 учащихся в школе на 13eq сегодняшний15 день стоит 13eq очень15 остро. Отмечается 13eq тенденция15 увеличения числа 13eq учеников,15 имеющих различные 13eq функциональные15 отклонения, хронические 13eq заболевания.15 Тем не менее, в учебном 13eq плане15 есть только 13eq один15 предмет, который 13eq может15 в определенной мере 13eq компенсировать15 отрицательное влияние 13eq учебного15 процесса - это физическая 13eq культура.15
Перед каждым 13eq учителем15 возникают вопросы: 13eq «Как15 достичь на уроке 13eq оптимального15 сочетания оздоровительного и 13eq тренировочного15 образовательного компонентов? Как 13eq организовать15 деятельность школьников на 13eq уроке,15 чтобы дать 13eq каждому15 ученику оптимальную 13eq нагрузку15 с учетом его подготовленности, 13eq группы15 здоровья? Как развивать 13eq интерес15 учащихся к урокам 13eq физической15 культуры?
Новизна 13eq данной15 работы состоит в 13eq подборе15 практического и теоретического 13eq материала15 содержания уроков, в 13eq реализации15 межпредметных связей, на 13eq уроках15 физической культуры, в 13eq сочетании15 школьного и дополнительного 13eq образования.15
В основе опыта 13eq идея15 создания условий, 13eq способствующих15 развитию познавательного 13eq интереса15 к занятиям физической 13eq культуры15 и осознанному отношению к 13eq здоровью.15
Результативность может 13eq быть15 определена по следующим 13eq показателям:15
- устойчивый интерес к 13eq предмету;15
- отсутствие проблем с 13eq успеваемостью15 и дисциплиной;
- улучшение 13eq состояния15 здоровья;
- повышения 13eq физической15 работоспособности;
- развитие 13eq личностных15 качеств: настойчивости, 13eq целеустремленности,15 воли.
1. ПРИНЦИПЫ, 13eq ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ15 В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
13eq Изменения15 парадигмы образования 13eq требует15 от учителя переосмысления его 13eq профессиональной15 деятельности и личностного 13eq взаимодействия15 со всеми участниками 13eq образовательного15 процесса. В этом 13eq направлении15 для работы используется 13eq технология15 личностно ориентированного 13eq развивающего15 обучения (автор 13eq И.С.Якиманская)15 и педагогика сотрудничества 13eq (автор15 Ш.А. Амонашвили, 13eq С.М.Макаренко),15 теория развития 13eq познавательного15 интереса (автор 13eq Г.И.Щукина)15 и такие принципы:
- 13eq доступность;15
- прочность;
- сознательность и 13eq активность;15
- демократичность;
- учет 13eq индивидуальных15 способностей.
2. ИНТЕРЕС КАК 13eq ФАКТОР,15 ПОВЫШАЮЩИЙ АКТИВНОСТЬ 13eq УЧАЩИХСЯ15
Задавая вопрос, что 13eq способствует15 повышению эффективности 13eq урока,15 имеем ввиду 13eq целеустремлённую15 активность учеников в 13eq процессе15 обучения. Активность, 13eq проявляемая15 учениками на уроке, 13eq может15 быть представлена в 13eq двух15 видах:
- познавательная;
- 13eq двигательная.15
Познавательная активность 13eq учащихся,15 как правило, характеризуется 13eq направленностью15 на самообразование по предмету. В 13eq этом15 случае ученик 13eq придает15 значение содержательной 13eq стороне15 обучения.
Двигательная 13eq активность15 учащихся связана с 13eq непосредственными,15 мотивированным и осознанным 13eq выполнением15 физических упражнений.
13eq Исходя15 из данных определений, 13eq выделяются15 два характера факторов, 13eq которые15 обеспечивают активность 13eq учащихся15 на уроках :
- биологические 13eq факторы15 (потребность в движении, 13eq потребность15 в сохранении здоровья);
- 13eq социальные15 факторы (интерес к 13eq урокам,15 чувство удовлетворенности к 13eq урокам).15
Интерес это положительное 13eq отношение15 к чему либо, 13eq побуждающее15 человека проявить 13eq активность15 для познания интересующего.
13eq Интерес15 учащихся на уроке 13eq физической15 культуры отличается 13eq разнообразием15 целевых установок 13eq учащихся:15
- укрепить здоровье;
- 13eq сформировать15 тело;
- развивать 13eq физические15 и психические качества.
13eq Интерес15 познавательной деятельности - 13eq мощный15 двигатель обучения и 13eq учения.15 От него зависит не 13eq только15 продуктивность овладения 13eq знаниями,15 способами познавательной 13eq деятельности,15 но и общий тонус 13eq всей15 учебной деятельности. В 13eq практике15 осуществляется стимуляция 13eq познавательного15 интереса через 13eq организацию15 учебной деятельности 13eq учащихся.15 В ходе обучения 13eq познавательный15 интерес выступает как 13eq мотив15 не только побуждающий к 13eq совершению15 действий, но и влияющий на 13eq характер15 их протекания. Стимулами, 13eq связанными15 с организацией и характером 13eq протекания15 учебной деятельности, 13eq являются:15
- многообразие форм 13eq самостоятельной15 работы, их сменяемость 13eq (это15 стимулирует активную 13eq деятельность,15 помогает осознать 13eq необходимость15 в преодолении трудностей, 13eq заставляет15 думать);
- проблемность 13eq изучения15 материала, ее стимулы, 13eq способствующие15 развитию и укреплению 13eq познавательного15 интереса.
Среди 13eq условий,15 при которых развивается 13eq познавательная15 активность учащихся, 13eq выделяются15 следующие:
- пробуждение 13eq интереса15 к изучаемому предмету. 13eq Этому15 способствует организация 13eq обучения,15 при которой учащиеся 13eq действуют15 активно, потому что 13eq вовлекаются15 в процесс самостоятельного 13eq поиска15 и «открытия» новых 13eq знаний;15
- разнообразие видов 13eq деятельности15 на уроке;
- осознание 13eq учащимися15 важности, необходимости и 13eq целесообразности15 освоения намеченных 13eq учителем15 действий на уроке;
- 13eq связь15 нового материала с 13eq ранее15 изученным;
- доступность 13eq учебного15 материала, характеризующегося 13eq определенной15 степенью трудности, 13eq сложности;15
- своевременность контроля и 13eq оценки15 результатов деятельности 13eq учащихся;15 яркость, эмоциональность 13eq учебного15 материала, создание 13eq положительного15 эмоционального тонуса.
При 13eq подготовке15 к уроку соблюдаются 13eq данные15 условия. Анализируется 13eq содержание15 изучаемого материала, 13eq намечаются15 дидактические задачи 13eq урока,15 и определяется соотношение 13eq учебного15 материала с задачами 13eq воспитания,15 с уровнем развития 13eq учащихся15 определенного года 13eq обучения,15 с учетом психики 13eq отдельных15 учеников, с их собственным 13eq психологическим15 состоянием и жизненным 13eq опытом.15
При разработке урока 13eq появляется15 возможность поставить 13eq ученика15 в позицию активно 13eq мыслящего15 и по мере сил самостоятельно 13eq решающего15 учебные задачи. Для 13eq этого15 необходимо обладать 13eq умением15 перевоплощаться, позволяющее 13eq увидеть15 урок глазами 13eq учеников,15 понять их особенности, с 13eq учетом15 которых, как известно, 13eq более15 успешно организуется 13eq познавательная15 деятельность. Возникает 13eq представление15 о том, как учащиеся 13eq будут15 овладевать двигательными 13eq навыками15 и умениями: что позволит им 13eq выйти15 на самостоятельный уровень 13eq деятельности,15 а где потребуется помощь; что из 13eq пройденного15 материала следует 13eq повторить,15 на что из повторенного опереться при 13eq изучении15 нового, как закрепить 13eq новое,15 что будет для учащихся 13eq интересным15 и легким, а что трудным.
13eq Очень15 важно довести до 13eq сознания15 учащихся цель 13eq урока,15 помочь им достичь ее.
Для 13eq этого15 ученику необходимо 13eq осознать15 и принять цель, 13eq затем15 перевести ее с внешнего 13eq уровня15 осознания на внутренний. 13eq Осознание15 школьниками поставленных 13eq задач,15 стоящих перед 13eq ними15 определяет успехи в 13eq учении15 и отношении к предмету. 13eq Принятие15 цели учащимися - 13eq первый15 этап на пути, 13eq ведущий15 ее к достижению. Чтобы 13eq рассчитать15 реальность приближения к 13eq цели,15 учащимся нужно 13eq взвесить15 свои возможности, 13eq сопоставляя15 их с требованиями данного 13eq этапа15 урока. Используются 13eq различные15 приемы целеполагания.
В 13eq одном15 случае учителем 13eq сообщается15 и разъясняется цель 13eq урока.15 В другом, чтобы 13eq активизировать15 учащихся и мобилизовать их 13eq внимание,15 а так же чтобы научить их 13eq ставить15 перед собой 13eq цель,15 учитывая свои 13eq силы15 и возможности, задается ряд 13eq вопросов15 - ориентиров, чтобы 13eq подвести15 школьников к определению 13eq содержания15 урока и принятию 13eq цели.15 Например, при обучении 13eq низкому15 старту (после 13eq предварительного15 ознакомления с подготовленностью 13eq учащихся15 и освоению этого 13eq умения)15 предлагается нескольким 13eq ученикам15 сделать ускорение с 13eq низкого15 старта. В парах - 13eq один15 ученик более 13eq сильный,15 лучше выполняющий это 13eq действие15 (это может 13eq быть15 ученик, занимающийся в 13eq секции15 лёгкой атлетики). 13eq Далее15 в форме диалога 13eq анализируется15 выполнение задания: кто 13eq быстрее15 преодолел указанную 13eq дистанцию15 и почему. Таким 13eq образом,15 ученики подводятся к 13eq осознанию15 учебной задачи - 13eq овладеть15 низким стартом для 13eq успешного15 выполнения учебного 13eq норматива15 по скоростному бегу.
13eq Другой15 пример, уточняются 13eq стартовые15 положения при проверке 13eq плотно15 ли упираются учащиеся в 13eq землю15 руками в положении 13eq «Внимание!»,15 дается задание: 13eq «Сделать15 хлопок в ладони». 13eq Одни15 при этом теряют 13eq равновесие,15 другие остаются на 13eq ногах.15 Ученикам предлагается 13eq найти15 этому объяснение.
Тем самым изменяется механизм обучения, усилия занимающихся; их мысли направлены на процесс учения, учащиеся становятся активными участниками познавательной деятельности, а не исполнителями воли учителя.
На каждом уроке выделяется самое существенное в конкретном учебном материале. Важно научить учащихся выделять сначала «грубые» ошибки, определять пути их устранения, затем - менее существенные ошибки и детали техники: почему не получается, в чём ошибка. А как правильно? Учащиеся учатся сравнивать выполнение двигательного действия разными учениками (не ущемляя слабо подготовленных!)
Проявлению активности в данном случае способствует сформированность определённых знаний. По ходу обучения происходит освоение таких понятий как «темп движений» и его значение при развитии двигательных качеств; «нагрузка» и её роль в развитии силы, быстроты; рациональные исходные положения при выполнении упражнений; амплитуда движений и её зависимость от характера выполняемого упражнения; методы тренировки; знание терминологии.
3. ОСНОВЫ ЗНАНИЙ
Самым важным является раздел «Основы знаний», в ходе которого идет формирование новых знаний, умений и навыков. Этот блок содержит в себе весь учебный материал с указанием всевозможных видов деятельности учащихся и использование различных носителей информации.
Содержание специальных основ знаний, так же как и общих, определяется учебной программой. Особое внимание уделяется формированию знаний учащихся по организации и формам самостоятельных занятий физическими упражнениями. Делается это с учётом возрастных особенностей и степени подготовленности школьников.
Так, учащиеся 5-6 классов усваивают значения таких понятий как гигиенические правила занятий, дыхательная система и ее функции, значение физических упражнений, питания, его значение для роста и развития организма. Постепенно от класса к классу значение их раскрывается более широко: так к 7-8 классу - расширяются понятия гигиены умственного труда, как основной формы организации физического воспитания; реакция организма на различные физические нагрузки. Формы самостоятельных занятий: утренняя гимнастика, подвижные и спортивные игры раскрывают ловкость, гибкость в 5-6 классах, а индивидуальное выполнение тренировочных упражнений с целью развития основных двигательных качеств реализуется в старших классах. Соответственно раскрывается и содержание, организация и система отдельных форм самостоятельных занятий. В 5-6 классах даются рекомендации по назначению конкретных упражнений и требований к их выполнению, по составу комплексов, последовательности их выполнения и дозировки. В 7 классе обосновывается новое содержание комплекса. В 8-9 классах знания усложняются: вариативность содержания комплексов определяется в зависимости от используемого инвентаря; дается методика выполнения упражнений силового характера; определяются принципы подбора упражнений и их дозировка.
Развивая активность учащихся 7-8 классов после первоначального ознакомления с новым разделом, предлагается учащимся задавать на понимание вопросы. По их характеру делается вывод об уровне знаний ученика, его умении сравнивать, анализировать, обобщать.
Показывая важность физической подготовки, выносливости, приводятся примеры героизма и мужества спортсменов в разные периоды истории Отечества.
4. МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ
Одной из форм развития познавательного интереса являются межпредметные связи на уроке, этому способствует интеграция содержания учебного материала урока физической культуры с содержанием других предметов, таких как физика, биология, природоведение, математика.
Так, обучая учащихся прыжкам в высоту с разбега, помимо основных знаний по предмету (значение прыжков в жизни человека, основные способы преодоления высоких препятствий, способы развития скоростно - силовых качеств и другие) опираемся на законы физики, определяющие наиболее целесообразные углы отталкивания, на законы ускорения и приложения силы действия. Помимо того, что эти знания дополняет теорию физической культуры, они способствуют расширению кругозора учащихся.
С определёнными математическими понятиями на начальном этапе обучения учащиеся знакомятся при построении в одну шеренгу ( это прямая), в колонну по два, по три- (параллельные прямые), в круг -(окружность) и т.д. Работа над общей физической подготовкой невозможна без осмысления таких биологических понятий как дыхание, обмен веществ.
Это позволяет, с одной стороны, более глубоко изучить предмет, а с другой, выработать устойчивую привычку к систематическим занятиям. Жизненный опыт учащегося и приобретённые знания и умения по данным дисциплинам позволяют осуществлять на уроках физической культуры взаимосвязь содержания обучения с другими предметами, что способствует формированию устойчивого интереса к физической культуре.
5. ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ПОВЫШЕНИЮ АКТИВНОСТИ
Активность учащихся зависит от многих факторов, основными из которых являются: правильная постановка задач урока, создание положительного эмоционального фона, оптимальная загруженность школьника.
В процессе обучения используются разнообразные приемы: комментирование, описание, сообщение, объяснение, указание, рассказ. Например, построение учащихся на горе в одну шеренгу. Перед выбором места занятий вместе с учениками проанализировали дистанцию. Ученики отметили, что на дистанции, которая в нашей школе является постоянной, (где выполняются зачеты по лыжным гонкам), есть участки с различным рельефом. На каждом уроке проводится инструктаж по технике безопасности. Учащиеся сами комментируют какие травмы могут быть и как их избежать. После этого ставится задача: «Выбрать склон, похожий на участок нашей дистанции, имеющий спуск». Вместе с учащимися выбираем склон. Задаются вопросы: «Что может помешать при спуске пройти дистанцию на зачете быстро?» Ответы могут быть разные: «Падение, низкая скорость» и т.д. Предлагаю для «преодоления» этих препятствий выработать правильную стойку при спуске. Вызывается ученик из строя, ему задаются вопросы: «Что необходимо сохранить лыжнику, чтобы во время движения не упасть? Ответ: «Равновесие».
13eq Выясняется,15 что при спуске ноги 13eq вместе15 сводить нельзя; 13eq чтобы15 сохранить наиболее 13eq устойчивое15 положение, необходима 13eq стойка15 ноги врозь 13eq (вспоминаем,15 что матрос на раскачивающейся 13eq палубе15 в море слегка 13eq расставляет15 ноги, чтобы не 13eq упасть);15 колени слегка 13eq надо15 согнуть, туловище 13eq немного15 наклонить вперед, 13eq руки15 к туловищу не прижимать; 13eq палки15 под мышками не зажимать, 13eq чтобы15 не сковывать движение рук и 13eq плеч;15 руки должны 13eq быть15 готовы сохранять 13eq равновесие.15
Ученики принимают на 13eq месте15 подобранную опытным 13eq путем15 наиболее устойчивую 13eq стойку:15 стойка ноги 13eq врозь,15 колени чуть 13eq согнуты,15 плечи и туловище 13eq слегка15 наклонены вперед, 13eq руки15 полусогнуты, опущены. 13eq Задается15 вопрос: «Как 13eq вести15 себя в том случае, 13eq если15 перед движущимся с 13eq горы15 лыжником появляется 13eq препятствие:15 камень, дерево и 13eq т.д.?».15 Примерный ответ: 13eq «Нужно15 уметь затормозить и 13eq остановиться».15 Вместе выясняем: 13eq «Чтобы15 затормозить, нужно 13eq лыжи15 развернуть поперек 13eq склона,15 но привести их в это положение 13eq нужно15 не резко, а плавно, 13eq постепенно».15 Находим такое 13eq положение15 лыж, при котором 13eq можно15 медленно двигаться 13eq вниз15 по склону: пятки лыж 13eq раздвинуты,15 носки чуть 13eq сведены15 вместе. Побочно по 13eq одному15 выполняем спуски и 13eq торможения.15 Учащиеся выясняют, что чем 13eq шире15 разводятся пятки лыж при 13eq торможении,15 тем быстрее гасится 13eq скорость15 спуска и торможение 13eq будет15 более резкое.
13eq Наблюдая15 несколько падений, 13eq выясняем15 причину ошибок при 13eq спуске:15 ноги прямые, 13eq палки15 выставлены перед 13eq собой.15 Объясняется опасность 13eq последней15 ошибки выставление 13eq вперед15 палок и попытка 13eq тормозить15 палками перед 13eq собой.15
Задача следующей 13eq части15 урока - придумать 13eq дополнительные15 упражнения при спуске. 13eq Предложения15 учащихся - спуск без 13eq палок,15 с предметом в руках. 13eq После15 выполнения этих 13eq упражнений15 предлагается при спуске с 13eq горы15 проехать в ворота, 13eq составленные15 из лыжных палок. На 13eq первых15 уроках ученики 13eq преодолевают15 последовательно на расстоянии 13eq установленные15 ворота. Учащиеся, 13eq недостаточно15 сгибающие колени при 13eq спуске,15 выполняя это упражнение, 13eq произвольно15 сгибают ноги в 13eq коленных15 суставах.
По мере 13eq освоения15 упражнения увеличивается 13eq количество15 ворот до 4-5, а 13eq высота15 их снижается. Выполнение 13eq этого15 упражнения проходит на 13eq эмоциональном15 уровне. Активизируется 13eq работа15 по исправлению ошибок.
13eq Начиная15 с 7 класса, учащиеся с 13eq учетом15 их возможностей и подготовленности, 13eq активно15 включаются в анализ 13eq техники15 движений, например, при 13eq определении15 зависимости длины, 13eq скорости15 разбега и влияния 13eq этих15 параметров на результат 13eq прыжка15 в длину. При обучении 13eq лыжных15 ходов используются 13eq знания,15 полученные на уроках 13eq физики,15 в частности такие 13eq понятия,15 как давление, площадь 13eq опоры,15 зависимость давления от 13eq массы15 тела на площадь 13eq опоры.15
Многие школьники при 13eq ходьбе15 на лыжах, отталкиваясь 13eq палками,15 оставляют руку у 13eq бедра.15 Простой «чертеж» 13eq (прямо15 на снегу) разложение 13eq силы15 толчка палкой на две 13eq составляющие15 - силу, поднимающую его 13eq вверх15 -убеждает учеников в 13eq рациональности15 требуемого характера 13eq работы15 палками.
Положительный 13eq настрой15 в начале урока при 13eq постановке15 познавательных задач 13eq поддерживается15 в дальнейшем при организации 13eq выполнения15 учебных задний. 13eq Ученик15 должен знать не 13eq только15 то, что он выполняет, но и как надо 13eq выполнить.15 Учащиеся самостоятельно 13eq учатся15 творческому выполнению 13eq заданий,15 способам и приемам 13eq учебной15 деятельности. Например, при 13eq установке15 снарядов и подготовке 13eq инвентаря15 дается возможность 13eq старшим15 в группах решать не 13eq только15 приготовить и установить 13eq оборудование15 в зависимости от содержания 13eq урока15 и указанных условий, но и 13eq определить,15 где и как наиболее целесообразно 13eq разместить15 снаряды, инвентарь и 13eq самих15 занимающихся.
Зная, как 13eq нужно15 работать в этом или 13eq ином15 случае, учащиеся с 13eq меньшей15 затратой времени и 13eq сил,15 с большей эффективностью 13eq усваивают15 новые знания и 13eq умения.15 Все это способствует развитию 13eq познавательного15 интереса, вызывает 13eq желание15 узнать больше, 13eq укрепляет15 веру в собственные 13eq силы.15 Например: в одном 13eq случае15 дается учащимся 13eq инструктаж,15 как лучше выполнить 13eq упражнение,15 в другом - необходимо 13eq вспомнить15 связь с ранее 13eq изученным15 материалом, объяснить 13eq допущенные15 ошибки, осмыслить 13eq движения15 (задания), выделить в них 13eq главное.15
Для осуществления самоконтроля на 13eq уроке15 применяются специальные 13eq карточки15 с некоторыми типичными 13eq ошибками.15 Такой анализ 13eq ошибок15 позволяет выявить, кто из 13eq учеников15 не умеет еще осуществлять 13eq контроль15 и самоконтроль, кому 13eq стоит15 помогать.
При взаимооценке 13eq используются15 сравнения. Например, 13eq демонстрируется15 одно и то же движение в 13eq разных15 вариантах, в одном из них 13eq допущена15 техническая неточность. 13eq Ученики15 должны назвать 13eq ошибки,15 определить причины, 13eq вызвавшие15 их, указать, как исправить.
13eq Создание15 положительного эмоционального 13eq фона15 так же способствует созидательной 13eq активной15 деятельности на уроках. Как 13eq правило,15 он формируется у учащихся еще до 13eq начала15 урока и должен 13eq сохраниться15 на всем его протяжении. 13eq Эмоциональный15 фон может меняться по 13eq ходу15 занятий.
Зависит он, 13eq прежде15 всего, от самочувствия 13eq учеников,15 их интереса к предмету, к 13eq физическим15 упражнениям, от настроения, от 13eq оценок15 их деятельности. Существует 13eq несколько15 методов, способствующих 13eq повышению15 эмоциональности урока и 13eq вызывающих15 положительные эмоции у 13eq учащихся,15 выполняющих физические 13eq упражнения.15
Использование игровых и 13eq соревновательных15 методов повышает 13eq эмоциональный15 фон урока. Например, в 5 - 7 13eq классах15 даю задание: найти и 13eq провести15 одну подвижную 13eq игру,15 где учащиеся сами 13eq объясняют15 правила игры и 13eq определяют,15 какие качества во 13eq время15 игры развиваются. 13eq Известно,15 что однообразная физическая 13eq деятельность15 приводит к развитию 13eq неблагоприятных15 психических состояний.
6. 13eq САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ15 ЗАНЯТИЯ
В числе 13eq основных15 задач физического 13eq воспитания15 следует считать 13eq задачу,15 связанную с формированием у 13eq учащихся15 потребности в физическом 13eq самосовершенствовании.15
Проблема самостоятельных 13eq занятий15 физическими упражнениями 13eq учащихся15 рассматривается в педагогической 13eq литературе15 [1]. Однако, в 13eq указанной15 работе вопрос 13eq организации15 самостоятельной работы 13eq раскрыт15 не в полном объеме. 13eq Проблема15 зависит прежде 13eq всего15 от теоретических знаний и 13eq практической15 технологии. Один из 13eq способов15 выйти из сложившейся 13eq ситуации15 - это физические упражнения, 13eq выполняемые15 школьниками самостоятельно. 13eq Чтобы15 подготовить учащихся к 13eq самостоятельным15 занятиям, необходимо 13eq дать15 им достаточно широкий 13eq круг15 знаний, сформировать 13eq умения15 и навыки.
Прежде 13eq всего,15 учащиеся должны 13eq овладеть15 двигательными навыками, 13eq которыми15 они будут пользоваться во 13eq время15 самостоятельных занятий. Это 13eq во-первых,15 общеразвивающие упражнения; они 13eq являются15 содержанием утренней 13eq гимнастики,15 динамических пауз во 13eq время15 приготовления уроков. 13eq Во-вторых,15 прочные навыки 13eq ходьбы15 и бега. С них начинается или 13eq заканчивается15 каждое самостоятельное 13eq занятие.15 Помимо овладения 13eq двигательными15 навыками и умениями 13eq каждый15 ученик должен 13eq анализировать15 полученный результат, 13eq измерять15 уровень развития 13eq основных15 двигательных качеств, 13eq подсчитывать15 изменения чистоты 13eq сердечных15 сокращений.
Важным 13eq качеством15 является способность 13eq организовывать15 подвижные и спортивные 13eq игры,15 которые часто 13eq используются15 во время самостоятельных 13eq занятий15 и овладевать навыками 13eq судейства;15 умение пользоваться 13eq иллюстрациями,15 таблицами, в которых 13eq описаны15 те или иные упражнения. Нет 13eq необходимости15 доказывать, что лишь 13eq овладевая15 достаточно высоким 13eq кругом15 знаний, учащиеся 13eq получат15 возможность грамотно и 13eq осмысленно15 заниматься физическими 13eq упражнениями,15 важно уметь 13eq планировать15 самостоятельные занятия - 13eq значит15 учить школьников 13eq думать15 как при выполнении упражнений, так и при 13eq самостоятельном15 подборе заданий, 13eq который15 можно поручать 13eq ученикам15 в соответствии с возрастом уже с 13eq младших15 классов.
В процессе 13eq организации15 самостоятельных занятий 13eq соблюдаются15 следующие условия:
- 13eq упражнения15 должны быть не 13eq сложными15 по координации и не требующие 13eq страховки;15
- необходимо стремиться к 13eq осознанному15 выполнению упражнений;
- 13eq задания15 получают после 13eq ознакомления15 с учебным материалом на 13eq уроке;15
- задания подробно 13eq объясняются,15 чтобы учащиеся 13eq ясно15 представили содержание, 13eq технику15 выполнения упражнения; для 13eq самостоятельного15 выполнения подбираются 13eq упражнения,15 количественные результаты 13eq которых15 при систематическом выполнении 13eq увеличиваются15 через определенное 13eq время;15 для формирования позитивного 13eq отношения15 учащихся к самостоятельному 13eq выполнению15 физических упражнений 13eq необходимо15 постоянная, положительная 13eq мотивация15 к физической культуре, так как 13eq отношение15 учащихся к урокам, 13eq интерес15 к самостоятельному выполнению 13eq физических15 упражнений является 13eq одним15 из важных условий 13eq эффективности15 самостоятельной деятельности.
13eq ЗАКЛЮЧЕНИЕ15
Таким образом, 13eq уроки15 физической культуры 13eq приобретают15 творческий характер. В 13eq условиях15 атмосферы сотрудничества, 13eq благоприятного15 эмоционального фона и 13eq стиля15 общения повышается 13eq двигательная15 и познавательная активность 13eq учащихся,15 расширяется их общий 13eq кругозор.15 При снижении динамического 13eq напряжения15 укрепляется эмоциональное и 13eq психическое15 здоровье, изменяется 13eq отношение15 ученика к самому 13eq себе15 и окружающим. Приобретаются 13eq практические15 навыки поддержания 13eq собственного15 здоровья, формируется 13eq положительное15 отношение к урокам 13eq физической15 культуры и спорта.
13eq Результатом15 опыта работы 13eq являются15 такие показатели:
1. На 13eq итоговой15 аттестации учащиеся II и III 13eq ступени15 ежегодно
выбирают 13eq предмет15 «физическая культура», 13eq успешно15 сдают экзамен. 13eq 2002/200315 учебный год - 9 класс, 13eq качество15 - 63,3%, 11 класс, 13eq качество15 - 80% 2003/2004 учебный год - 9 13eq класс,15 качество - 100%, 11 13eq класс,15 качество - 98,3%.
13eq Итоговая15 успеваемость учащихся 13eq стабильна15 в течении 3-х лет- 13eq 98,5%15 Качество возросло на 13eq 2,6%15 ( от 77,1% до 79,7%)
2. 13eq Учащиеся15 принимают участие в 13eq областных15 и городских соревнованиях. На 13eq городском15 уровне призовые 13eq места:15
- предметная олимпиада - 2 13eq место15 (юноши, девушки);
- 13eq баскетбол15 - 3 место;
- спортивное 13eq ориентирование15 - 2 место;
- лыжные 13eq гонки15 - 2 место;
- стрельба - 3 13eq место.15 На областном уровне:
- 13eq пожарно-прикладнои15 вид спорта - 3 место;
- по 13eq спортивное15 ориентирование - 3 место.
13eq Учащиеся15 поступают в высшие 13eq учебные15 заведения с профилирующим 13eq предметом15 «физическая культура».
13eq ЛИТЕРАТУРА15
1. Азаров Ю.П. 13eq Радость15 учить и учиться. М.: 13eq Просвещение,15 1998. стр.73
2. 13eq Арефьев15 В.Г., Столитенко 13eq В.В.15 Физическое воспитание в 13eq школе.15 М.: Просвещение, 1997
3. 13eq Гогунов15 Е.Н., Мартьянов 13eq Б.И.15 Психология физического 13eq воспитания15 и спорта. М.: 2000
4. Лях 13eq В.И.,15 Мейксон Г.Б. 13eq Физическое15 воспитание учащихся 5-7 13eq классов.15 М.: Просвещение, 2001
5. 13eq Решетников15 Н.В., Кислицын 13eq Ю.Л.15 Физическая культура. М.: 13eq Мастерство,15 2002
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115