«Дидактическая игра на уроках иностранного языка как форма активизации познавательной деятельности обучающихся»
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Факультет повышения квалификации
«Дидактическая игра на уроках иностранного языка как форма активизации познавательной деятельности обучающихся»
Итоговая работа
Срок обучения с «__15__» ____января___________2016__г. по «_25___» ___марта____________2016__г.
Исполнитель:
Сухорукова Елена Васильевна,
учитель английского языка
МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 7_»
г. Междуреченска
Кемерово 2016_
Оглавление
Введение
1. Теоретические основы организации познавательных игр как формы активизации познавательной деятельности обучающихся.
1.1 Понятие дидактических игр.
1.2. Виды дидактических игр.
1.3. Особенности организации дидактических игр на уроках английского языка.
2. Дидактические игры на уроках английского языка.
2.1. Правила организации дидактических игр на уроках иностранного языка.
2.2. Система дидактических игр по отработке лексики.
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Планируя уроки английского языка, нужно думать не только о том, чтобы ученики запомнили новые слова, ту или иную структуру, но и стремиться создать все возможности для развития индивидуальности каждого ребёнка. Чтобы поддержать интерес детей к предмету, нужно понять, какие приёмы работы могут увлечь ребят. Учителя иностранного языка, постоянно ищут резервы повышения качества и эффективности обучения иностранному языку. Главная задача — добиваться того, чтобы не пропадал интерес к изучению иностранного языка. К тому же, в настоящее время основным принципом работы современного педагога является не только целенаправленное воздействие на каждого обучаемого, его личностные установки, но и оптимизация совместной деятельности учащихся.
Большую помощь в решении данных вопросов оказывают игры. Их использование даёт хорошие результаты, повышает интерес ребят к уроку, позволяет сконцентрировать их внимание на главном — овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации, общения во время игры.
В первую очередь, внедрение в практику игровых методик напрямую связано с рядом общих социокультурных процессов, направленных на поиск новых форм социальной организованности и культуры взаимоотношений между учителем и учащимися. Необходимость повышения уровня культуры общения учащихся в дидактическом процессе диктуется необходимостью повышения познавательной активности школьников, стимулирования их интереса к изучаемым предметам.
Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. В настоящее время проблема применения речевой игры в обучении иностранному языку широко освещается в отечественной и зарубежной методической литературе.
Игра — особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Понять природу игры, её поразительный воспитательный потенциал — это понять природу счастливого детства, понять своего ребёнка, своих питомцев.
Игры помогают детям стать творческими личностями, учат творчески относиться к любому делу. Творчески относиться к делу — значит выполнять его качественно, на более высоком уровне. Творчество — это постоянное совершенствование и прогресс в любой деятельности. Игры приносят детям и взрослым радость творчества. Без радости творчества наша жизнь превращается в скуку и рутину. Творческий человек всегда чем-то увлечен. От творческих возможностей человека зависит его жизненный уровень. Таким образом, данная тема «Дидактическая игра на уроках иностранного языка как форма активизации познавательной деятельности обучающихся» является актуальной.
Цель исследования — проанализировать приёмы использования игровых методов как средства активизации учебного процесса на уроках английского языка.
Объект исследования — процесс обучения английскому языку.
Предмет исследования — активные игровые приемы в обучении английскому языку на начальном этапе.
Гипотеза исследования такова — если учитель будет использовать дидактические игры на уроках английского языка, то процесс овладения английским языком будет более эффективным.
Поставлены следующие задачи:
- изучить литературу по проблеме использования дидактических игр на уроках английского языка;
- проанализировать различные подходы к классификации игровых методов;
-разработать систему уроков с использованием игровых приёмов при изучении лексики;
1. Теоретические основы организации дидактических игр как формы активизации познавательной деятельности обучающихся
1.1 Понятие дидактических игр
«Игровая деятельность — это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления физических и духовных сил».
«Игра — источник развития и создает зону ближайшего развития. Действие в воображаемом поле, в мнимой ситуации, создание произвольного намерения, образование жизненного плана, волевых мотивов — все это возникает в игре и ставит ее на высший уровень развития, возносит ее на гребень волны, делает ее девятым валом развития дошкольного возраста, который возносится всей глубиной вод, но относительно спокойных.»Игра — это активный способ достичь многих образовательных целей и задач (например, игры на закрепление пройденного материала). Игра — превосходный способ подстегнуть учеников, заставить их активно работать на уроке, это также идеальный способ расслабиться, как говорится, с пользой для дела. Игра помогает снять скованность, особенно если отсутствует элемент соревнования, оценки, подведения итогов. Хотя иногда соревнование оживляет игру. Игра помогает надолго запоминать необходимые сведения и исправлять ошибки учеников, не позволяя им закрепиться в речи, усиливает мотивацию школьников, а ситуативная игра позволяет старшеклассникам окунуться в решение проблем, связанных выбором их будущего профессионального пути.
В своей работе «Неклассическое воспитание» О.С. Газман дает следующие признаки, объединяющие все виды деятельности, обозначаемые словом «игра». Это деятельность:
1.Свободная: игрок не может быть к ней принужден, иначе игра тут же потеряет свою привлекательность;
2.Обособленная: она ограничена точными временными и пространственными, заранее определенными границами;
3. Неопределенная: ее развитие и результат нельзя заранее предвидеть; у игрока всегда есть инициатива и определенная свобода проявить находчивость;
4. Непродуктивная: не создает ни продукта общественно ценного, ни материальных благ, ни каких-либо новых элементов, кроме перераспределения собственности внутри группы игроков;
5. Регламентированная: подчиняется условиям, отменяющим обычные законы и временно вводящая новую, единственно имеющую силу закономерность.
6. Иллюзорная: сопровождается специфическим ощущением какой-то второстепенной реальности или полной нереальности по отношению к повседневной жизни.
Игра – это одно из наиболее эффективных, интересных и востребованных средств воспитания и обучения детей. Поэтому использование игры в воспитании требует соблюдения некоторых правил. Сформулированы они настолько последовательно и обоснованно, что и в наше время представляют не столько исторический, сколько практический интерес:
Игры должны быть такого рода, чтобы играющие привыкли смотреть на них как на нечто подобное, а не как на какое-нибудь дело.
Игра должна способствовать здоровью тела не менее, чем оживлению духа.
Игра не должна грозить опасностью для жизни, здоровья, приличия.
Игры должны служить преддверием для вещей серьезных.
Игра должна оканчиваться раньше, чем надоест.
Игры должны проходить под наблюдением воспитателя.
При строгом соблюдении этих условий игра становится серьезным делом, т.е. развитием здоровья, или отдыхом для ума, или подготовкой для жизненной деятельности, или всем этим одновременно.
Из раскрытия понятия игры педагогами, психологами различных научных школ можно выделить ряд общих положений:
Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов.
Игра детей есть самая свободная форма их деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для личного творчества, активности самопознания, самовыражения.
Игра — первая ступень деятельности ребенка дошкольника, изначальная школа его поведения, нормативная и равноправная деятельность младших школьников, подростков, юношества, меняющих свои цели по мере взросления учащихся.
Игра есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются потому, что играют.
Игра — свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество.
Игра — главная сфера общения детей; в ней решатся проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей.
Дидактические игры следует отличать от собственно детских игр, в которых свободная игровая деятельность выступает как самоцель. Специфическим признаком дидактических игр является их преднамеренность, планируемость, наличие учебной цели и предполагаемого результата, которые могут быть обособлены, выделены в явном виде (для преподавателя и в конечном итоге для учащихся).
Дидактические Игры — специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры.
Дидактические игры как правило, ограничены во времени, в большинстве случаев игровые действия подчинены фиксированным правилам (исключением могут служить некоторые развивающие дидактические игры, например для сенсорного развития дошкольников), их педагогически значимый результат может быть непосредственно связан с созданием в ходе игры материальных продуктов учебно-игровой деятельности.
Дидактическая игра, как и каждая игра, представляет собой самостоятельную деятельность, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной и коллективной. Прежде чем углубиться в исследование дидактических игр следует ознакомиться с определением «дидактические игры». Итак, существует множество определений дидактических игр, некоторые из них изложены ниже.
«Дидактические игры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения».
Дидактическая игра — современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.
Дидактические игры можно широко использовать как средство обучения, воспитания и развития. Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому материалу, игровым действиям, которые как бы автоматически ведут учебный процесс, направляя активность детей в определенное русло.
Изучение современной педагогической литературы об игре позволяет сформулировать следующие требования, которые воспитатель, учитель обязательно должны учитывать при организации дидактических игр на уроках и во внеурочное время:
Свободное и добровольное включение детей в игру: не навязывание игры, а вовлечение в нее детей.
Дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, ее правила, идею каждой игровой роли.
Смысл игровых действий должен совпадать со смыслом и содержанием поведения в реальных ситуациях с тем, чтобы основной смысл игровых действий переносился в реальную жизнедеятельность.
В игре должны руководствоваться принятыми в обществе нормами нравственности, основанными на гуманизме, общечеловеческих ценностях.
В игре не должно унижать достоинство ее участников, в том числе и проигравших.
Игра должна положительно воздействовать на развитие эмоционально-волевой, интеллектуальной и рационально-физической сфер ее участников.
Игру нужно организовывать и направлять, при необходимости сдерживать, но не подавлять, обеспечивать каждому участнику возможность проявления инициативы.
В подростковом и особенно в старших классах необходимо побуждать обучающихся к анализу проведенной игры, к сопоставлению имитации с соответствующей областью реального мира, оказывать помощь в установлении связи содержания игры с содержанием практической жизнедеятельности или с содержанием учебного курса.Игры не должны быть излишне воспитательными и излишне дидактическими: их содержание не должно быть навязчиво назидательным и не должно содержать слишком много информации.
Чем младше ребенок, тем большую воспитательно -развивающую значимость в его жизни имеют игры. С возрастом на смену играм приходят более серьезные занятия и труд. Однако и здесь игра не исчезает полностью: делу — время, потехе — час, но и этот час нередко значит очень много, и пренебрегать им не следует.
1.2. Виды дидактических игр
Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других — иные.
Компьютерные дидактические игры становятся средством формирования у детей основ компьютерной грамотности, ознакомления с языками программирования, формирования навыков работы на ЭВМ (см. Компьютеризация обучения). Компьютерные игры применяются как дидактическое средство при обучении в самых разнообразных предметных областях (в математике, естественно-научных дисциплинах, родном и иностранных языках и др.).
По характеру познавательной деятельности дидактические игры можно отнести к следующим группам:
1) Игры, требующие от детей исполнительной деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу, например, составляют узор по образцу и др.
2) Игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность. К этой группе относится большое число игр, направленных на формирование навыков говорения.
3) Игры, в которых запрограммирована контролирующая деятельность обучающихся.
4) Игры, с помощью которых дети осуществляют преобразующую деятельность, например игра “Слова -перебежчики”.
5) Игры, включающие элементы поисковой деятельности. Так, в игре “Угадай-ка” дети сами формируют правило по рисунку, схеме и опорным словам.
Также дидактические игры различаются по познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя.
А.И. Сорокина разработала иную классификацию дидактических игр:
Игры-путешествия.
Игры-поручения.
Игры-предположения («Что было бы..?»).Игры-загадки.
Игры-беседы (игры-диалоги).
Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывает через необычное, простое — через загадочное, трудное — через преодолимое, необходимое— через интересное. Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его. Цель игры-путешествия—усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха.
В дидактической игре содержится комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания, сопереживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношения детей в игре.
Игры-путешествия всегда несколько романтичны. Именно это вызывает интерес и активное участие в развитии сюжета игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получить результат: решить задачу, что-то узнать, чему-то научиться.
Роль Педагога в игре сложна, требует знаний, готовности ответить на вопросы детей, играя с ними, вести процесс обучения незаметно.
В названии игры, в формулировке игровой задачи должны быть «зовущие слова», вызывающие интерес детей, активную игровую деятельность. В игре-путешествии используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, иногда разработка маршрутов путешествия, поэтапное решение, задач, радость от ее решения, содержательный отдых. В состав игры-путешествия иногда входит песня, загадки, подарки и многое другое.
Игры-путешествия иногда неправильно отождествляются с экскурсиями. Существенное различие их заключается в том, что экскурсия-форма прямого обучения и разновидность занятий. Целью экскурсии чаще всего является ознакомление с чем-то, требующим непосредственного наблюдения, сравнения с уже известным. Содержание экскурсии планируется, имеет четкую структуру занятия: цель, задача, пояснение, наблюдение или выполнение практических работ, итог.
Иногда игру-путешествие отождествляют с прогулкой. Но прогулка чаще всего имеет оздоровительные цели, иногда во время прогулки проводятся подвижные игры. Познавательное содержание может быть и на прогулке, но оно является не основным, а сопутствующим.
Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать: «Собери в корзиночку все предметы (или игрушки) красного цвета», «Разложи колечки по величине», «Достань из мешочка предметы круглой формы».
Игры-предположения «Что было бы..?» или «Что бы я сделал...», «Кем бы хотел быть и почему?», «Кого бы выбрал в друзья?» и др. Иногда началом такой игры может послужить картинка.
Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии «Что было бы..?» или «Что бы я сделал...». Игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразного предполагаемого действия в соответствии или с поставленными условиями созданными обстоятельствами.
Начиная игру, воспитатель говорит: «Игра называется «Что было бы..?» Я начну, а продолжать будет каждый из вас. Слушайте: «Что было бы, если бы вдруг погасло электричество во всем городе?».
Дети высказывают предположения, констатирующие или обобщенно-доказательные. К первым относятся предположения: «Стало бы темно», «Нельзя было бы играть», «Нельзя читать, рисовать» и т. д., которые дети высказывают исходя из своего опыта. Более содержательные ответы: («Заводы не могли бы работать—например выпекать хлеб», «Остановились бы трамваи, троллейбусы, и люди( опоздали бы на работу» и т. д.
Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. В них содержится и соревновательный элемент: «Кто быстрее сообразит?» Старшие дети любят такие игры и считают их «играми трудными», требующими умения «подумать».
Игры типа «Что бы я сделал, если бы был волшебником» — это игры, зовущие к осуществлению мечты, пробуждающие воображение. Проводятся они подобно предыдущей игре. Начинает воспитатель: «Если бы я была волшебником, я сделала бы так, чтобы все люди были* здоровы».. .Игры, в которых зреют ростки будущего, полезны. Педагогическая ценность их в том, что дети начинают думать, учатся слушать друг друга.
Игры-загадки. Возникновение загадок уходит в далекое прошлое. Загадки создавались самим народом и отражают мудрость народа. Загадки входили в обряды, ритуалы, включались в праздники. Они использовались для проверки знаний, находчивости. В этом и заключается очевидная педагогическая направленность и популярность загадок как умного развлечения.
«Загадка, несмотря на миниатюрность жанра, обладает многими ценными качествами, так необходимыми в образовательной и воспитательной работе с детьми. Нужно только, обращаясь к загадке, уметь видеть её мудрую глубину и эстетическую привлекательность.»В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание, рассматриваются как вид обучающей игры.
Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Детям старшего возраста нравятся игры-загадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться — доставляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.
1.3. Особенности организации дидактических игр на уроках английского языка в начальной школе.
Чтобы правильно подобрать дидактические игры для учеников начальной школы, нужно знать особенности их психологического развития.
Итак, психологическая характеристика учащихся начальной школы:
В целом, этот возраст является возрастом относительно спокойного и равномерного развития, во время которого происходит функциональное совершенствование мозга — развитие аналитико-синтетической функции его коры.
Каждый возрастной период характеризуется своим типом ведущей деятельности, подготавливающей переход ребёнка к новой, высшей ступени его развития. Учебная деятельность в этом возрасте становится ведущей, именно она определяет развитие всех психических функций младшего школьника: памяти, внимания, мышления, восприятия и воображения. При этом, дети не теряют интереса к игре; дети продолжают играть, как правило, до 9 — 10 лет. В связи с этим, как считает, как считает А.Н. Леонтьев, успешность решения поставленных целей обучения достигается скорее, если многообразие деятельностей пересекаются между собой. Включение процесса обучения иностранному языку в контекст игровой, познавательной и учебной деятельности позволит обеспечить доминирование внутренних, реально действующих игровых и учебно-познавательных мотивов, которые в единстве с широкими социальными мотивами будут работать и на формирование положительного отношения младших школьников к предмету, и на достижение целей начального языкового образования. Усиление мотивационной стороны изучения иностранного языка происходит также за счёт овладения детьми эффективными способами и приёмами деятельности и положительного эмоционального воздействия на детей используемых учебных материалов. Как показывают наблюдения, младшие школьники проявляют большой интерес к людям с другой культурой, эти детские впечатления сохраняются на долгое время и также способствуют развитию внутренней мотивации изучения иностранного языка.
Согласно Л.С. Выготскому, с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка. Развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний, перестраивает и все другие познавательные процессы: «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие — думающим».В младшем школьном возрасте происходит рост стремления детей к достижениям. Поэтому основным мотивом деятельности ребенка в этом возрасте является мотив достижения успеха. Иногда встречается другой вид этого мотива — мотив избегания неудачи.
В сознании ребенка закладываются определенные нравственные идеалы, образцы поведения. Ребенок начинает понимать их ценность и необходимость. Но для того, чтобы становление личности ребенка шло наиболее продуктивно, важно внимание и оценка взрослого. «Эмоционально-оценочное отношение взрослого к поступкам ребенка определяет развитие его нравственных чувств, индивидуального ответственного отношения к правилам, с которыми он знакомится в жизни». «Социальное пространство ребенка расширилось — ребенок постоянно общается с учителем и одноклассниками по законам четко формулируемых правил».
Таким образом, младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства.
Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.
Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познаний и деятельности. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста — создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка.
Дидактические игры являются наиболее подходящим для этого средством, так как они позволяют детям подходить к учебе творчески, непринужденно и в привычной для них форме — игры.
Быстрая, спонтанная игра повышает внимание, оживляет, улучшает восприятие. Игра позволяет учителю исправлять ошибки учеников быстро, по ходу дела, не давая им глубоко закрепиться в памяти. Учащиеся обычно лучше запоминают то, что им было приятно делать. Поэтому игры позволяют запоминать глубоко и надолго. Игры делают процесс обучения, порой трудный и утомительный, веселым, а это усиливает мотивацию к учению.
Ученики очень активны во время игры, потому что никто не хочет, чтобы из-за него приятное времяпровождение быстро закончилось. Следовательно, игры заставляют их бороться.
Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего воспитания личности ребенка.
Дидактические игры предоставляют возможность развивать у детей произвольность таких психических процессов, как внимание и память. Игровые задания развивают у детей смекалку, находчивость, сообразительность. Многие из них требуют умения построить высказывание, суждение, умозаключение; требуют не только умственных, но и волевых усилий — организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры, подчинять свои интересы интересам коллектива.
Художественно оформленные игрушки, рисунки, демонстрационный и раздаточный материал к играм выполняют задачу художественного воспитания.
Однако не всякая игра имеет существенное образовательное и воспитательное значение, а лишь та, которая приобретает характер познавательной деятельности. Дидактическая игра обучающего характера сближает новую, познавательную деятельность ребенка с уже привычной для него, облегчая переход от игры к серьезной умственной работе.Дидактическая игра — явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т.е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Один из основных элементов игры — дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей. Дидактическая задача определяется педагогом и отражает его обучающую деятельность.
Структурным элементом игры является игровая задача, осуществляемая детьми в игровой деятельности. Две задачи — дидактическая и игровая — отражают взаимосвязь обучения и игры. В отличие от прямой постановки дидактической задачи на занятиях в дидактической игре она осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить её, активизирует игровые действия.
Одним из составных элементов дидактической игры являются правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребёнка и коллектива детей, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями в их развитии и обогащении. В дидактической игре правила являются заданными. Используя правила, педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей.
Правила игры имеют обучающий, организационный, формирующий характер, и чаще всего они разнообразно сочетаются между собой. Обучающие правила помогают раскрывать перед детьми, что и как нужно делать, они соотносятся с игровыми действиями, раскрывают способ их действий. Правила организуют познавательную деятельность детей: что-то рассмотреть, подумать, сравнить, найти способ решения поставленной игрой задачи.
Организующие правила определяют порядок, последовательность игровых действий и взаимоотношений детей. В игре формируются игровые отношения и реальные отношения между детьми. Отношения в игре определяются ролевыми отношениями.
Правила игры и должны быть направлены на воспитание положительных игровых отношений и реальных в их взаимосвязи.
Для использования игр в обучении характерна общая структура учебного процесса, включающая четыре этапа:
Ориентация: учитель представляет тему, дает характеристику игры, общий обзор ее хода и правил.
Подготовка к проведению: ознакомление со сценарием, распределение ролей, подготовка к их исполнению, обеспечение процедур управления игрой.
Проведение игры: учитель следит за ходом игры, контролирует последовательность действий, оказывает необходимую помощь, фиксирует результаты.
Обсуждение игры: дается характеристика выполнения действий, их восприятия участниками, анализируются положительные и отрицательные стороны хода игры, возникшие трудности, обсуждаются возможные пути совершенствования игры, в том числе изменения ее правил.
Дидактическая игра — эффективная форма проведения уроков в начальной школе, поскольку наиболее прочны те знания, которые приобретались с заинтересованностью. Дети вовлекаются в игру и не обращают внимания на то, что в её процессе им приходится решать серьезные задания. Атмосфера такого урока позволяет школьнику проявить свои способности в большей мере, чем на стандартном занятии. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
2. Дидактические игры на уроках английского языка.
2.1. Правила организации дидактических игр на уроках иностранного языка.
В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения. Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого деятельность, работа, служба. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности.
Игра посильна даже слабым ученикам. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий — все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, и вместе с этим возникает чувство удовлетворения — «оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми».
Таким образом, игру можно рассматривать как ситуативно-вариативное упражнение, где создаётся возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближённых к реальному речевому общению с присущими ему признаками — эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью речевого воздействия.
Так как игровая деятельность используется в рамках учебной программы, нужно уметь правильно включать игры в учебный процесс вообще и в конкретный урок в частности.
Место игры на уроке и отводимое игре время зависят от ряда факторов: подготовки учащихся, изучаемого материала, конкретных целей и условий урока и т.д. Например, если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении материала, то ей можно отвести 15-20 минут урока. В дальнейшем та же игра может проводиться в течение 3-5 минут и служить своеобразным повторением уже пройденного материала, а также разрядкой на уроке.
При использовании игрового метода обучения задача учителя состоит, прежде всего, в том, чтобы организовать познавательную деятельность учащихся, в процессе которой развивались бы их способности, особенно творческие. Игры могут быть грамматические, лексические, фонетические, орфографические.
Одна и та же игра может быть использована на различных этапах урока. Но все зависит от конкретных условий работы учителя, его темперамента и творческих способностей. Здесь следует отметить, что при всей привлекательности и эффективности игрового метода необходимо чувство меры, иначе игры утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия.
Успех использования игр зависит от атмосферы необходимого речевого общения, которую учитель создает в классе. Важно, чтобы учащиеся привыкли к такому общению, увлеклись и стали вместе с учителем участниками этого процесса. Доверительность и непринужденность общения учителя с учащимися, возникающие благодаря общей игровой атмосфере, располагает школьников к серьезным разговорам, обсуждению любых реальных ситуаций, так как урок иностранного языка — это не только игра. Опыт убеждает, что использование игрового метода обучения способствует развитию познавательной активности учащихся в изучении языка. Игра несет в себе немалое нравственное начало, ибо делает труд (овладение иностранным языком) радостным, творческим и коллективным. Ведь цель игрового метода обучения — способствовать развитию речевых навыков и умений. Возможность проявлять самостоятельность в решении речемыслительных задач, быстрая реакция в общении, максимальная мобилизация речевых навыков — характерные качества речевого умения — могут быть проявлены во время проведения игр.
В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать её, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или опровергнуть его, умение целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы и т.д.
Прежде чем ввести данный прием работы в учебный процесс, необходимо провести подготовительную работу. Нельзя забывать о том, что у младших школьников нет навыков не только иноязычного, но и русскоязычного общения на уроке. Следовательно, чтобы организовать общение в рамках игры, необходимо сформировать эти навыки в реальных условиях учебного процесса.
Для этого можно использовать следующие тренировочные упражнения, которые помогут детям научиться взаимодействовать друг с другом на первых порах:
1. упражнения на тренировку учащихся в умении реагировать на предложенные утверждения. Они призваны развивать умения употреблять клишированные фразы, эквивалентные русским ”Да”, ”Нет", ”Разве? ”, “Как интересно!" и т.д.;
2. невозможно переоценить значение традиционного начала диалога. Хорошо отработанное, бегло и выразительно предъявленное начало диалога, переходящее из одного диалога в другой, повышает уверенность говорящих в своих силах и с самого начала настраивает их на беглую и эмоциональную речь. Оно способствует эффективному «подключению» очередной темы к сумме уже усвоенных школьниками знаний и навыков;
3. упражнения на тренировку школьников в составлении микродиалогов в парах, в рамках предложенной ситуации.
Из понимания значения дидактических игр вытекают следующие требования к ним:
Каждая дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания.
В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей.
Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи.
Важным требованием при проведении различного рода игр является использование всевозможной наглядности.
Кроме того, учитель должен всегда помнить о таких элементарных требованиях, как соответствие игры возрасту детей и изучаемой теме; нельзя допускать такого момента, когда в игре задействованы не все учащиеся. Также нужно удостовериться, что инструкция понятна и усвоена всеми и учащиеся готовы к осуществлению игровой деятельности.
Также не стоит забывать и о том, что обсуждая проведенную игру, оценивая участие в ней школьников, учителю следует проявить такт, особенно при оценке результатов игры. Отрицательная оценка деятельности её участников неизбежно приведет к снижению активности. Желательно начать обсуждение результатов игры с удачных моментов и лишь затем перейти к недостаткам.
Воспитательная и развивающая ценность обучения в игровой форме заключается в содержании и направленности его на решении задач, поставленных педагогом. Игра — превосходный способ подстегнуть учеников, заставить их активно работать на уроке. После трудного устного упражнения или другого утомительного занятия веселая игра — это идеальная возможность расслабиться.
Игры помогают снять скованность, особенно если исключить из них элемент соревнования или свести его к минимуму. Застенчивый и слабый ученик почувствует себя более уверенно и будет участвовать в игре активнее, если цель игры — просто повеселиться, а не считать очки и выигрывать. Хотя элемент соревнования часто добавляет оживление и повышает активность, именно он создает большое психологическое давление на учеников, они боятся не справиться с заданием, что выводит из игры застенчивых и отстающих.
Независимо от того, насколько динамичен учитель, всегда есть моменты, когда внимание учеников рассеивается. Быстрая, спонтанная игра повышает внимание, оживляет, улучшает восприятие.
Игра позволяет учителю исправлять ошибки учеников быстро, по ходу дела, не дав им глубоко закрепиться в памяти.
Учащиеся обычно лучше запоминают то, что им было приятно делать. Поэтому игры позволяют запоминать глубоко и надолго.
2.2. Система дидактических игр по отработке лексики.
При изучении лексики, напрямую происходит формирование коммуникативной компетенции. Так как начальная школа является первым звеном в общей системе школьного образования, то её задача состоит в том, чтобы заложить основы коммуникативной компетенции, позволяющие осуществлять иноязычное общение и взаимодействие детей, в том числе, с носителями языка, на элементарном уровне, с учётом реальных потребностей и интересов детей этого возраста.
Формирование коммуникативной компетенции составляет прагматический, или практический, аспект целеполагания, включающий в себя следующий комплекс знаний, умений и навыков:
— знание языковых средств общения — фонетических, лексических, грамматических, и правил оперирования ими, то есть правил, с помощью которых эти языковые единицы преобразуются в осмысленные высказывания, — так называемый лингвистический компонент коммуникативной компетенции;
— умение использовать языковые средства в соответствие с целями, местом, временем и сферами общения, а так же в соответствие с социальным статусом партнёра по общению — так называемый социолингвистический компонент коммуникативной компетенции;
— умение понимать высказывания в значимых смысловых блоках и передавать информацию в связных аргументированных высказываниях;
— знание социокультурной специфики страны изучаемого языка и умение строить своё речевое и неречевое поведение в соответствии с этой спецификой, — так называемый лингвистический социокультурный коммуникативной компетенции;
— умение анализировать и оценивать ситуации общения и в соответствии с этим строить своё речевое поведение, осуществлять контроль своих речевых поступков и поступков своих партнёров по общению, а также пользоваться собственным речевым опытом для компенсации имеющихся пробелов в знании иностранного языка, — так называемый компенсаторный, или стратегический, компонент коммуникативной компетенции.
Работа по формированию лексических навыков осуществляется, как правило, с помощью ситуативно-обусловленных упражнений и вызывает интерес у ребят.
Обучение лексической стороне речи происходит во взаимосвязи с обучением грамматике. Лексические единицы на начальном этапе обучения поступают преимущественно через речь учителя, чаще в речевых образцах, которые сразу же дают ребёнку представление о том, как и где может быть использовано данное слово или словосочетание. Однако в течение учебного процесса дети начинают усваивать новую лексику и из текстов для чтения.
Значение нового слова учитель раскрывает, показывая картинку, предмет, или совершая действие. В некоторых случаях для семантизации слова используется прямой перевод на родной язык. Необходимо сформировать у детей правильный звуковой, моторный образ слова. С этой целью, учащиеся должны многократно проговорить слово изолированно, в словосочетаниях и в составе фразы в ходе выполнения тренировочных коммуникативно окрашенных упражнений.
Большая часть лексики на данном этапе усваивается двусторонне: для понимания на слух и использования в собственных высказываниях.
Согласно вышеизложенным положениям я разработала систему дидактических игр по отработке лексики. За основу я взяла УМК Spotlight для 4 класса. Лексическая тема – «Animals» (животные).
Начальный этап урока по теме «Animals»: Цель: введение лексического материала по теме.
1) Игра-кроссворд по теме «Animals». Описание: игра в виде поля из сетки 14 на 14 клеток, в каждой из которых написана буква алфавита. Среди букв зашифрованы слова по данной теме. Перед началом игры обучающиеся вместе с преподавателем читают и переводят слова из активного словаря. Задача обучающихся – самостоятельно отыскать среди букв данные слова, опираясь на список в низу страницы (Приложение 1). Цель: ознакомление учащихся с лексикой по теме «Animals», запоминание графического образа слова. Обучающиеся играют индивидуально или в парах (в данном случае в игру привносится азарт).
2) Игра-разрядка (warming-up activity). Описание: преподаватель встает на свободное место и говорит: «I like a cat but I don’t like a rat.» При этом он показывает рукой направо, говоря «like» и налево, говоря «don’t like». Задача обучающихся – присоединиться к учителю справа и слева, предложив свой вариант. Например: I don’t like a rat either, but I like a dog. Данная игра подходит к любой теме. Для наглядности и облегчения задачи можно использовать карточки с изображениями животных. Цель: введение новой лексики, проговаривание новых слов в типичных ситуациях, эмоциональная и физическая разрядка.
3) Игра-упражнение «Вставьте букву». Описание: преподаватель пишет на доске слова из активного словаря, пропускает одну или несколько букв. Задача обучающихся – вставить пропущенные буквы, произнести и перевести слово. Обучающиеся выполняют задание «по цепочке» (Приложение 2). Цель: повторение графического образа слова.
Также можно применять игру «виселица», в которой даны первая и последняя буквы слова, а пропущенные буквы обозначены чёрточками. Обучающиеся должны отгадать, что за слово спрятано за пропусками ( приложение 3).
Основной этап урока по теме «Animals». Цель: выработка навыка использования новой лексики под контролем преподавателя.
1) Игра « Соревнование ». Описание: обучающиеся играют в парах: на первом этапе пишут максимальное количество слов по теме, на втором этапе сравнивают количество записанных слов с другими парами. Цель: закрепление лексического материала.
2) Игра — кроссворд. Описание: учащиеся делятся на две группы – A и B. Преподаватель предлагает группам бланки с кроссвордом по теме, который заполнен только на половину. Слова у групп A и B не совпадают, а являются продолжением кроссворда.
Задача учащихся – заполнить кроссворд новыми словами до конца, при этом объяснив другой команде значения недостающих слов (Приложение 4). Цель: использование новой лексики в речи под контролем преподавателя.
3) Игра « Крестики-нолики ». Описание: преподаватель рисует сетку как для игры в крестики-нолики и заполняет их лексическим материалом, который хочет обсудить. Задача обучающихся – выбрать клетку и объяснить понятие (слово). Если игроки все сделали верно, они получают право поставить крестик/нолик и продолжают игру. Обучающиеся играют в командах или в парах (Приложение 5). Цель: использование новой лексики в речи под контролем преподавателя.
Завершающий этап урока. Цель: повторение и закрепление пройденного лексического материала.
1) Игра-упражнение «Составляем слово». Описание: преподаватель говорит обучающимся слово на русском языке, они его переводят на английский и подчёркивают ту букву, на которую преподаватель указывает, а потом из подчёркнутых букв получается новое слово, которое обычно хорошо запоминается. (приложение 6) Цель: проверка усвоения пройденной лексики и ознакомление с новым словом. Рефлексия: лучше всего использовать данный вид работы при переходе от одной темы к другой, ведь такая проверка знаний намного интереснее и эффективней, чем обыкновенный диктант или контрольная работа.
2) Игра-упражнение «Угадай слово». Описание: обучающиеся делятся на команды. Преподаватель зачитывает характеристику слова, задача обучающихся – угадать о каком слове идет речь и правильно его произнести (Приложение 7). Цель: повторение лексических единиц, ознакомление с их синонимами. Рефлексия: данное упражнение крайне необходимо при изучении новой лексики, потому что дает возможность разобраться в значениях слов, их синонимах.
Игровые методы были подобраны в соответствии с этапами изучения лексики иностранного языка, на каждом из которых можно применять определенные игровые методики.
Заключение
Ценность дидактической игры как воспитательного средства заключается в том, что, оказывая воздействие на коллектив играющих детей, педагог через коллектив оказывает воздействие на каждого из них. Организуя жизнь обучающихся в игре, преподаватель формирует не только игровые отношения, но и реальные, закрепляя полезные привычки в нормы поведения обучающихся в разных условиях и вне игры — таким образом при правильном руководстве обучающимися дидактическая игра становится школой воспитания.
Игровые методы являются одними из самых эффективных методов обучения иностранному языку, так как их психолого-педагогической основой является игровая деятельность, которая вносит большой вклад в психическое развитие личности. В игре активизируются мыслительные процессы, и возрастает мотивация к изучению иностранного языка.
Обучение лексике иностранного языка — процесс, который охватывает несколько этапов. На первом этапе осуществляется введение нового слова. На следующем этапе учащиеся тренируются в создании лексических речевых связей в однотипных речевых ситуациях. Результатом обучения является умение учащихся создавать динамичные лексические речевые связи, то есть свободно использовать новые слова в общении.
Игровые формы и приемы очень разнообразны и могут быть использованы на каждом этапе работы с лексикой. На первых этапах уместно использовать типичные игровые упражнения, которые сделают процесс запоминания слов интересным занятием. Игровые методы позволяют создавать вполне реальные ситуации общения между участниками игры. Поэтому игры особенно актуальны на заключительных этапах работы с новой лексикой, на которых происходит употребление слов в речи в конкретных игровых ситуациях.
Дидактические игры часто очень просты по своей организации и не требуют специального оборудования. Дидактические игры могут быть использованы на каждом уроке иностранного языка, главное, чтобы они соответствовали целям и задачам обучения. В приложении приведены игровые упражнения, актуализирующие знания лексики по теме, так как они являются интересным и несложным наполнением урока.
Приложение 1
b u m b l e b e e w
h q z m o b e a r a
x r u i d a l n j p
a g k f e h e n m i
s o y i l o p o p g
m o u s e r h a r e
v o e h c s a f a f
g s t i f e n x t r
e e i g o a t u k o
r y v i x u f d o g
Приложение 2
Ele--ant, g--se, b-mbl-b-e, h-re, b-ar, hor-e, m-use, fis-, g--t, fo-.
Приложение 3
E — - — - — - T (Elephant) B — - — - — - — E (bumblebee)
Приложение 4
1) утка 6) шмель
2) слон 7) овца
3) гусь 8) черепаха
4) лошадь 9) мышь
5) рыба 10) заяцПриложение 5
mousefoxfrogharecathorsebumblebeedogratПриложение 6
FISH
ELEPHA NT
M OUSE
GOOS E hamsterGOAT
BE AR
HAR E
Приложение 7
1) It lives in water, it is wet and cold,
2) It is very big with large ears and long nose.
3) It is small, grey and cats like it.
4) It is a bird with a long neck, it is white with a red nose.
5) It is brown, big, it likes honey and lives in the forest.
6) It is very fast and it likes carrot, it is white in winter and grey in summer.
7) It flies and it makes honey, it has yellow and black strips.
Список литературы:
1) Бесова М.А. познавательные игры для младших школьников от А до Я – Ярославль: Академия развития, 2004.
2) Выготский Л.С. игра и ее роль в психическом развитии ребенка – 1966.
3) Газман О.С. Неклассическое воспитание: от авторитарной педагогики к педагогике свободы, М., 2003.
4) Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Теория и практика обучения иностранным языкам. Методическое пособие, М., 2004
5) Гладилина И.П. Некоторые приемы работы на уроках английского языка в начальной школе. (журнал «Иностранные языки в школе № 3), 2003.
5) Грабенко Т. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры: Метод. пособие для педагогов, психологов и родителей, 2004.
6) Дейцева С.Н.«Ролевые игры в обучении иностранным языкам» (статья), 2007
7) Ивлев С.В. веселая переменка. М.: Мой мир, 2007.
8) Коптелова И.Е. «Игры со словами» (журнал «Иностранные языки в школе», №1), 2003.
9) Косова В.Н. Дидактические игры для младших школьников (журнал «Справочник классного руководителя», статья), 2010.
10) Кругликов В. Н., Платонов Е. В., Шаронов Ю. А. Деловые игры и другие методы активизации познавательной деятельности П.,2006г.
11) Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Обучение английскому языку на начальном этапе в средней школе. М., 1989.
12) Степанова О.А. Дидактические игры на уроках в начальной школе. Метод. Пособие. Сфера, 2005
13) Стайнберг Д. 110 игр на уроке английского языка / Пер. с англ. — М.: ООО «АСТ»; ООО «Астрель», 2003.
14) Теплякова, О.Н. Развивающие игры. Оникс 21 век ,2010 г.
Интернет-ресурсы:
1) www.razumniki.ru2) www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/russpenc/05.php3) www.openlesson.ru4) festival.1september.ru