Социальный проект в начальной школе как средство создания единого педагогического пространства для сотрудничества семьи и школы
Социальный проект в начальной школе как средство создания единого педагогического пространства для сотрудничества семьи и школы
«Воспитание не ограничивается школой»
П. Валери.
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовывать свою жизнь какпроект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Образно говоря, окружающая жизнь – это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания. Вот почему важно уже в младшем школьном возрасте вовлечь детей в активную познавательную деятельность, которая будет нацелена на развитие познавательного и творческого интереса учащихся, будет формировать их активную, самостоятельную и инициативную позицию, с помощью которой будет реализован принцип связи обучения с жизнью.
Считаю, что таковой и является проектная деятельность учащихся– сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой.
Проектная деятельность в начальной школе - это особое направление внеклассной работы, тесно связанное с учебным процессом и ориентированное на развитие творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков. Проектная деятельность способствует развитию социальных навыков, коммуникативной и информационной компетентности учащихся.
По мнению психологов и педагогов, в обществе в настоящее время наиболее остро стоит вопрос о необходимости взаимодействия и сотрудничества семьи и школы c целью создания единого педагогического пространства. Этот союз является важной составляющей частью возрождения семейных традиций и крепких семейных уз, создаёт условия для воспитания полноценно развивающейся и творчески активной личности ребёнка, способствует сближению интересов участников педагогического взаимодействия (классного руководителя, коллектива родителей и учеников). Понимая важность этого вопроса и его ценность в становлении гармонично развивающейся личности каждого ребёнка, я начинаю с 1 класса вводить в процесс обучения и воспитания младших школьников метод проектов.
По моему мнению, одним из успешно используемых проектов в начальной школе является социальный проект. Он, как и любая проектная деятельность, подразумевает творческую деятельность и со стороны педагога, и со стороны младших школьников, и со стороны родителей учащихся. Значит, социальный проект – это всегда проект творческий. Без помощи и участия родителей трудно представить себе хотя бы одно внеклассное мероприятие в начальной школе. Считаю, что любой проект, в том числе и социальный, ориентирован, прежде всего, на внутренний результат – опыт деятельности, который становится бесценным достоянием всех его участников, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности. Очень важно, что благодаря данномувиду деятельности уже в начальной школе начинает формироваться личность ученика, его мировоззрение.
В качестве примера социально – творческого проекта предлагаю рассмотреть этапы работы над проектом «Для моих самых любимых!...» (3 класс). Он был создан мною в конце ноября 2010 года и объединил в себе два праздника «День Матери» (28 ноября) и «День ребёнка» (20 ноября), которые отмечаются почти в одно и то же время.
I этап работы над проектом был определён мною как «Погружение» в проблему, её выбор и осознание».
Цель проекта: создать условия для взаимодействия и успешного сотрудничества родителей, учащихся класса и классного руководителя, объединив их усилия в процессе подготовки и проведения данного мероприятия.
Задачи:
развивать творческие и коммуникативные способности младших школьников;
прививать учащимся и родителям навыки сотрудничества;
активизировать навыки положительного эмоционального общения детей с членами семьи и с одноклассниками;
развивать духовно – нравственные качества личности участников проекта.
На этом этапе необходимо мотивировать учащихся к обсуждению и созданию проекта. Замечая то, что многие родители загружены работой, им иногда не хватает времени для общения дома, я постаралась максимально сблизить детей и родителей с самого начала подготовки этого проекта. Данная работа началась за 2 -3 недели до намеченной даты проведения праздника.
На II этапе происходил сбор и обработка информации по теме проекта. Сейчас много различной литературы, Интернет – ресурсов и других источников информации для использования. Иногда в такой массе бывает сложно выбрать и найти то, что действительно для вас важно и интересно. Всегда находится несколько вариантов сценария, которые необходимо проработать, дополнить их нужной информацией. Мне часто помогает на этом этапе детский сайт «Солнышко». Стараюсь, чтобы каждое мероприятие было содержательным, хорошо продуманным, воспитывающим, волнующим, ярким и запоминающимся.
III этап: Реализация плана действий (проекта), осуществление деятельности по его подготовке.
В процессе творческой проектной деятельности, по мнению И. С.Сергеева, формируются такие общеучебные умения и навыки, как умения и навыки работы в сотрудничестве, которые включают в себя:
- умение коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнером;
- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- навыки делового партнерского общения.
Наглядно это очень хорошо видно при разработке и реализации плана действий проекта. Когда весь материал собран, то приступаю к разработке варианта реализации своей программы проекта. Всем находится занятие по душе. В подготовке проекта обязательно принимают участие и дети, и их родители, и именно здесь осуществляется единение коллектива. Вовлечение участников в проектную деятельность происходит постепенно.
На этом этапе класс был поделён мною на группы по интересам. 1 группа стали ведущими (4 чел. – 14,3 %). Они учили стихи и помогали классному руководителю вести праздничную программу. Во всех остальных группах было по 8 человек (по 28,6%). 2 группа – это артисты. Они участвовали в сценках и небольших миниатюрах. 3 группа – певцы. Они готовили музыкальное выступление, как основные солисты. 4 группа – писатели. Их задача состояла в том, чтобы презентовать свои выступления о родных: мини – сочинения, стихи и частушки о мамах, бабушках, тётях собственного сочинения.
5 группа состояла из родителей (9 чел. – 32,1 %). Они также участвовали в сценарии и готовили для детей поздравления. К тому же 5 человек из общего числа родителей класса участвовали в подготовке чаепития.
Кроме этого, все родители и учащиеся класса были также задействованы в подготовке к празднику. Данныйсоциальный проект, как и многие в начальной школе, требует интеграции знаний учеников в различных предметных областях: это и музыка, и изобразительное искусство, и литературное чтение, и физическая культура, и технология, и русский язык, и психология, и социализация младших школьников. Дети оформляли приглашения для родителей и родных на уроках труда и ИЗО, выполняли аппликации для мам и бабушек на уроках технологии. На уроке музыки разучивали песни. Были оформлены две праздничные газеты с поздравлениями: одна от детей с пожеланиями на листочках в виде сердечек, а другая – от родителей с поздравлениями и тёплыми словами детям на листочках в виде смайликов (оформляли на родительском собрании). Участвовали в создании газет все 100 % учащихся и семьи родителей (28 чел.).
IV этап: Презентация проекта
Любой творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т. п.
Итогом данной проектной работы стал большой совместный праздник с использованием ИКТ – технологий, на котором собрались все ученики нашего класса и многие мамы, бабушки. Заканчивался праздник общим чаепитием.
V этап: Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления).
После такой большой совместной работы осталась масса приятных воспоминаний и впечатлений и у учащихся, и у взрослых. Это показали следующие результаты работы:
-количество учащихся, принимающих участие в проекте – 28 чел. (100%);
-количество взрослых, принимающих участие в проекте – 14 чел. (50 % семей).
- в подготовке данного проекта участвовали 28 семей ( 100%);
- удовлетворены степенью участия в проекте: 28 учащихся (100%) и 23 чел. взрослых (82, 1%), частично удовлетворены - 5 чел. взрослых (17,9%).
- оценка уровня проведённого мероприятия: высокая – у 28 учащихся ( 100 %);
У родителей: высокая оценка – 13 чел. из присутствующих ( 92, 9 %)
Средняя – 1 чел. ( 7,1%).
Таким образом, считаю, что результат работы над проектной деятельностью в начальной школе совместно с родительским коллективом учащихся следующий:
1. В процессе сотрудничества активно осуществляется положительное взаимодействие между учителем, учениками и их родителями (на первый план выходят ценность общения и ценность сотрудничества).
2. Наиболее интересными и содержательными получаются совместные проекты, организованные во внеучебной деятельности.
3. Родители больше времени проводят с детьми, участвуя в проектах, помогая им в работе.
4. Данные социально – психологической службы нашей школы показывают, что проектная деятельностьспособствует:
Раскрытию индивидуального потенциала младших школьников.
учит:
Работать в команде.
Быть толерантным в общении с окружающими.
5. Дети, участвующие в проектах, быстрее адаптируются к школьной жизни, к коллективу одноклассников.
За последние 3 года мною были разработаны следующие социальные проекты:
1. Изучаем личность ребёнка : проект «Давайте познакомимся! Узнайте, какой я?» (1 класс);
2. Совместный проект родителей и учащихся «Моя семья самая…!» ( HYPERLINK "http://pandia.ru/text/category/2_klass/" \o "2 класс" 2 класс);
3. «Моя родословная» ( 2 класс);
4. «Кто они - Защитники Отечества?» ( 2 класс);
5. Совместный проект родителей и учащихся « Моим самым любимым!» (3 класс);
6. «Герои с нашей улицы» (3 класс).
Работа в данном направлении будет мною продолжена.