Анимационная терапия как средство реабилитации и социализации детей, имеющих отклонения в развитии


Агапова О.В.,
методист ГКУ СО «РЦДиПОВ «Виктория» г.о. Тольятти»,
Соавторы: Николаева Т.А., воспитатель ГКУ СО «РЦДиПОВ «Виктория» г.о. Тольятти», Савина Д.А., педагог Гуманитарного центра интеллектуального развития г.о. Тольятти
«Анимационная терапия как средство реабилитации и социализации детей, имеющих отклонения в развитии»
Анимационная терапия сегодня является эффективным направлением коррекционно-развивающей работы с детьми – инвалидами. Ее применение в реабилитационном процессе помогает максимально воздействовать на рецепторы (органы чувств) всех анализаторов, стимулировать функциональную активность полушарий мозга. В результате этого воздействия формируется практическое, предметное действие, что для детей-инвалидов, крайне важно! Связь образа, слова и символа, ролевая насыщенность, интеграция с разными видами искусств, доступность разнообразных технических средств для создания мультфильма, занимательность анимации снижают эмоционально-психическое напряжение, активизируют мышление и речь, корректируют речевые и неречевые нарушения у детей с последствиями органического поражения ЦНС. Это позволяет сберечь и укрепить здоровье, повысить качество их жизни. Актуальным является также решение проблемы позитивной социализации и интеграции воспитанников через эффективное вовлечение в развитое информационное общество. На занятиях анимационного творчества дети получают навыки работы в специализированных программах для создания стоп-моушен анимации ( HYPERLINK "http://boinx.com/istopmotion/overview/" iStopMotoin,   StopMotion Pro или   HYPERLINK "http://www.honestech.com/main/claymation-studio-30-standard.asp" Claymation Studio и др.)
Как известно, все дети любят смотреть мультфильмы. А наши воспитанники еще и научились их создавать. В сентябре 2014 г. на базе Реабилитационного центра «Виктория» г.о. Тольятти начала свою работу анимационная студия «Мультифрукт», таким образом, в системе реабилитации детей-инвалидов центра «Виктория» стал использоваться метод анимационной арт-терапии, которая является синтезом деятельности коррекционно-педагогического подхода, психологических методик групповой работы, арт-терапии, информационных и анимационных технологий. Это метод реабилитации, при котором коррекция состояния ребенка происходит мягко, естественно и гармонично. В студии занимается пока 15 детей (2 подгруппы) с различными отклонениям в психо-речевом развитии и с ограниченными двигательными возможностями. Дети чувствуют себя свободно и уверенно, так как перед ними не ставится задача сделать «красиво» или «правильно», они могут посредством мультипликации смело выразить себя и свои чувства.
Цель анимационной арт-терапии - стимуляция максимальной реализации компенсаторного потенциала мозга каждого ребенка-инвалида, независимо от тяжести его заболевания средствами обучения анимации.
Задачи, которые решаются в процессе занятий, носят комплексный характер и направленны на решение проблем психомоторного, когнитивного и речевого развития детей:
Развитие познавательной, двигательной и речевой активности детей в процессе работы с художественными образами: активизация речевых возможностей ребенка в процессе озвучивания мультфильма; обогащение эмоциональной сферы и снятие психоэмоционального напряжения.
Обучение использованию различных изобразительных средств, формирование практических умений, развитие способностей к восприятию формы и содержания в художественных композициях.
Развитие общей и мелкой моторики, элементарных графомоторных навыков; развитие слухо-зрительно-моторной координации, формирование пространственной ориентировки.
Социализация детей через работу в команде, привлечение их к участию в различных творческих конкурсах.
В реабилитационном процессе средствами анимации здоровье воспитанника рассматривается не как «свобода от болезни», а способность с ней справляться самому. Ребенок выступает не как больной человек, а как личность, стремящаяся к расширению диапазона своих возможностей. Внутреннее «личностное» ребенка-инвалида часто проявляется в зрительных образах всякий раз, когда он спонтанно рисует, что-то лепит, то есть, творит. Образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов (страхи, внутренние конфликты, психические травмы, воспоминания детства, сновидения). При их словесном описании у детей-инвалидов могут возникать затруднения. Поэтому невербальные средства зачастую становятся основными для выражения и прояснения сильных переживаний.
Основа анимационной терапии — это создание такой терапевтической среды, где ребенку будет предоставлен полный простор для фантазии и самовыражения, не скованный ни чьим контролем, для того, чтобы раскрылся его творческий потенциал. Любой ребенок сможет проявить себя на одном или нескольких этапах создания мультфильма, будь то написание сценария, изготовление персонажей и фона, съемка или озвучивание мультфильма. На занятиях дети чувствуют себя свободными, так как не стоит задача сделать «красиво» или «правильно», могут посредством мультипликации смело выразить себя и свои чувства.
В анимационной терапии сам автор одновременно может являться творцом художественного продукта и самим художественным продуктом. Ценным в этой технологии является феномен оживления персонажей. Анимация (одушевление) свойственна детскому сознанию, однако всегда воспринимается ребенком как «чудо!» и вызывает неподдельный восторг у детей, делающих первые шаги в анимации. Творческие способности, направленные на создание нового, формируются только на нестандартном материале, который делает невозможным работу по существующему шаблону. Анимация - искусство, разрушающее все стереотипы изображения, движения, создания образов, чьи «границы совпадают только с границами воображения». Опыт создания собственного мультфильма – это игра, позволяющая ребенку думать и говорить образами, понимать себя и окружающий мир, это диалог между внутренним миром ребенка и внешней действительностью. Анимация предоставляет большие возможности для развития творческих способностей, так как сочетают в себе теоретические и практические виды деятельности, а их результатом является реальный продукт самостоятельного творческого труда детей. В течение всего реабилитационного периода с детьми проводятся занятия, в рамках которых дети знакомятся с шедеврами российской и мировой мультипликации, с творчеством выдающихся мультипликаторов, основными техниками создания мультфильма, а также сами создают мультфильмы.
В 2014 году авторами была разработана программа занятий арт-студии «Мультифрукт», основными принципами содержания которой стали:
Соблюдение дидактических правил «От простого к сложному»;
Принцип безоценочного приятия всего того, что сделал ребенок в процессе творчества;
Принцип позитивной обратной связи, т.е. создание ситуации успеха, принцип отраженной субъектности;
Принцип сотрудничества или свобода участия: дети с ДЦП не всегда идут на сотрудничество как со взрослыми, так и со сверстниками, поэтому, если ребенок не хочет участвовать, не стоит настаивать;
Принцип доверия, поддержки и принятия, который позволяет ребенку повысить свою самооценку;
При отборе содержания использовался структурно-системный принцип, при котором изучаемый материал выстраивается с постепенным усложнением. Содержание программы занятий арт-студии «Мультифрукт» включает в себя несколько модулей:
Модуль 1. Организация работы студии: техника безопасности, правила и порядок поведения в мультстудии, этика творческого общения.
Модуль 2. Теория мультипликации включает в себя: знакомство детей с понятием «мультипликация», историей мультипликации: первыми звуковыми и первыми цветными мультфильмами, с искусством сценария знакомство с понятием «титры», «Раскадровка», «Тайминг», «Композиция кадра» и др.
Содержание занятий предполагает не только знакомство с отечественной мультипликацией, но и с народными сказками (русскими, белорусскими), народной музыкой, народными праздниками и традициями.
Модуль 3 Технология создания мультфильма: знакомство с разными направлениями мультипликации и основными техниками создания мультфильмов, отработка их на практике (песочная анимация, бумажная перекладка, пластилиновая объемная анимация и пластилиновая перекладка, кукольная и рисованная анимация). Изучение основных принципов создания истории (сценария) для мультфильма, съемки мультфильма (правила съемки, понятие крупности кадра, направления движения). Презентация творческого продукта, рефлексия.
Модуль 4. Коллективное создание анимационного мультфильма от разработки идеи до визуального воплощения: написание сценария, распределение ролей и функций, изготовление персонажей, рисование фона, съёмка мультфильма, запись голоса, поиск музыки и шумов, монтаж мультфильма, презентация фильма, рефлексия, вручение поощрительных призов.
Занятия проводятся 2 раза в неделю в течение 9 месяцев, продолжительностью 60 мин. Между занятиями в процессе творческой деятельности проводятся динамические паузы, физкультминутки. Целесообразно проведение занятий в группах 7-8 человек, что делает возможным учет психофизических особенностей воспитанников, обеспечение индивидуального подхода к каждому.
Цикл занятий строится от постановки творческой задачи до достижения творческого результата и делится на этапы создания фильма. Таким результатом может быть, как полностью готовый для просмотра полноценный мультфильм, так и отдельные творческие работы, создаваемые в ходе его подготовки:
литературная основа (мини-стихотворение, сказка, драматургический этюд);
создание образов отдельных персонажей,
создание фона или пространства, в котором действуют персонажи, подготовка звукового оформления будущего фильма (исполнение песни или подбор уже записанного музыкального сопровождения, озвучивание речи персонажей и т.п)
Методика обучения анимации предусматривает поэтапное ознакомление детей с техниками анимации:
- рисованная анимация, где фазы движения повторяют фазы движения персонажей;
- предметная (или кукольная) анимация, суть которой - в оживлении объемных предметов;
- пластилиновая и песочная анимация;
- рисунок на сыпучей поверхности: используются песок, крупа, подкрашенное зерно, сахарный песок, кофе, и т.д. Это делает возможным некоторое оживление тактильных ощущений ребенка;
- техники прикладного творчества
- техника стоп-моушен, которая позволяет сделать «героями» мультфильма все что угодно: предметы из школьного портфеля, камни, листья и шишки, найденные на улице, любимые игрушки, принесенные из дома и даже самих юных аниматоров – т.е. фигуры людей. В процессе обучения анимационным техникам проводятся специальные занятия, на которых внимание детей привлекается к движениям собственного тела (мимическим, жестовым и др.). На занятиях используются различные методические приемы: осязательного восприятия объектов, обучения предметно-практической деятельности с помощью сохранных анализаторов, формирования представлений о форме, объеме, размере и качестве предметов, развитию творческих способностей детей.
В процессе создания мультипликационного фильма у детей развиваются сенсомоторные качества, связанные с действиями руки ребенка, обеспечивающие быстрое и точное усвоение технических приемов в различных видах деятельности, восприятие пропорций, особенностей объемной и плоской формы, характера линий, пространственных отношений; цвета, ритма, движения.
Особое внимание уделяется совместному просмотру и обсуждению фильма в соответствии с психолого-педагогическими и гигиеническими требованиями к просмотру. Мультфильмы для просмотра выбираются с учетом возрастных и интеллектуальных возможностей детей. Формирование навыков восприятия киноискусства предполагает также и выполнение разнообразных упражнений, творческих заданий, помогающих освоить язык экрана. Педагог перед просмотром дает детям конкретное задание, связанное с темой занятия. Например, обсуждение просмотренного мультфильма может идти по таким вопросам:
1. Сюжет (история): какая в мультфильме идея? Все ли тебе было понятно в мультфильме? Что в истории было для тебя самым интересным? «Зацепила» ли история тебя лично? С самого ли начала? Фильм получился слишком длинный, слишком короткий? Или – в самый раз? Можно ли из мультфильма вырезать что-то лишнее? Какие были в мультфильме смешные моменты, грустные, трогательные, страшные? Какими средствами это удалось автору выразить?
2. Герои: что в облике героев тебе запомнилось больше всего. Есть ли у героев в облике что-то очень особенное: «свои» движения, походка, мимика, голос? Какой у героя характер? Насколько этот характер сложен? Или сложность здесь вовсе не нужна? Использованы ли в мультфильме необычные превращения героев? Или, может быть, именно в этом мультфильме превращать или создавать необыкновенного, фантастического героя вовсе необязательно? Вызывает ли герой сочувствие, сопереживание? Или вспоминается ли вам что-то из вашей жизни, похожее на то, что было в мультфильме? Как бы ты определил, что несут в мир герои этого мультфильма.
3. Монтаж (история в движении): какие сцены тебе запомнились? Достаточно ли разнообразны монтажные планы в мультфильме? Выразительны ли крупные планы, передают ли они настроение и характер героя. Много ли в мультфильме движения? Какие удачные примеры движения ты запомнил? Каков темп мультфильма – быстрый или медленный? Соответствует ли это общей задаче автора и общей атмосфере фильма? Есть ли в мультфильме разговоры героев. Как они сняты?
4. Изображение: какая техника использована в мультфильме? Какие возможности этой техники использованы? Какие картинки кадров остались в твоей памяти. Хорошо ли картинка читалась? Успел ли ты все на ней разглядеть? Соответствует ли выбранное автором цветовое решение задаче фильма?
5. Звук: что тебе понравилось в звуковом оформлении мультфильма? Что ты можешь сказать о каждом из звуковых планов? Всегда ли хорошо слышен (и хорошо понятен) голос? Какую роль в мультфильме играет музыка? Были ли в мультфильме интересные и необычные шумы?
Анализ и самоанализ созданного детьми на занятиях мультфильма проходит по аналогичным вопросам. Описанные приёмы и технологии позволяют достичь поставленные цели проекта.
Необходимое оборудование для занятий по анимационной терапии:
- оборудование для съемки: видеокамера, штатив, осветительное оборудование (настольные лампы или накамерные фонари);
- оборудование для монтажа видео: ноутбук или компьютер, монтажная программа «Adobe Premiere Pro»;
- материалы для изготовления персонажей и фонов мультфильмов: пластилин, доски для лепки, стеки, альбомы для рисования, простые и цветные карандаши, малярный скотч, цветная бумага и цветной картон;
- оборудование для песочной анимации: светодиодный стол, черный и цветной песок;
- оборудование для просмотра готовых мультфильмов: ноутбук, проектор, экран, колонки.
Требования к специалистам:
- умение выстраивать с детьми доверительные диалогические отношения на основе уважения, исключительной сосредоточенности на ребенке, поддержки, использовании метафор и символических смыслов, на основе невербального общения;
- наличие художественного вкуса, фантазии, знание основ композиции, пропорции, цвета и т.д. в живописи и лепке из пластилина;
- владение информационными технологиями (монтажная программа «Adobe Premiere»), умение работать с видеокамерой, знание основ композиции кадра и основных принципов монтажа (монтаж по крупности, по направлению движения);
- главное – умение создать для каждого ребенка ситуацию успеха.
Показания к использованию технологии: организация групповых игровых занятий с детьми от 5 до 16 лет с детьми в сложной жизненной ситуации: с ограниченными психо-речевыми и двигательными возможностями, находящихся на длительных сроках лечения в больницах, детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
Противопоказания: Высокая степень интеллектуальной недостаточности (идиотия, имбецильность), сопутствующие психические заболевания, сопровождающиеся агрессивностью и непредсказуемым поведением, декомпенсированная внутричерепная гипертензия с частыми судорожными приступами (до 3 раз в день на фоне противосудорожной терапии), аутичные и дети с СДВГ.
Особенности применения метода анимационной терапии в условиях реабилитационного центра для детей-инвалидов:
Каждое занятие по анимационной терапии проводят одновременно не менее 2–х специалистов (педагог ДОУ, воспитатель группы + желательно психолог). Один (педагог ДОУ) работает с детьми непосредственно над созданием анимационного ролика (изготовление декораций, лепка фигур, фотографирование и т.д.), а второй (воспитатель группы+ желательно психолог), имеет возможность в процессе занятия уделить внимание каждому, откликнуться, на вызванные в процессе творчества, эмоции ребенка, поддержать в нужный момент.
Процесс создания мультфильма не требует особого индивидуального подхода к каждому, в нашем случае – это коллективный вид деятельности. На занятиях по анимационной терапии от ребенка не нужно требовать «правильные» или «красивые» рисунки. Но при этом систематически, ненавязчиво необходимо закладывать общие понятия (образ, форма, цвет и т.д.).
Все занятия должны соответствовать уровню возрастных, интеллектуальных и двигательных возможностей детей и проводятся только в игровой форме, т.к. у детей с отклонениями в развитии игровая деятельность является приоритетной.
Так как проект реализуется с детьми с ограниченными возможностями, особый акцент при организации занятий делается на частой смене деятельности и использовании здоровьесберегающих технологий. Так, ручной труд (лепка, изготовление персонажей) сменяется играми на импровизацию диалогов, разыгрывание различных сценок. Такое чередование исключает быструю утомляемость, снимает психологическое напряжение.
Критерии и показатели эффективности.
В ходе проекта воспитанниками было создано 12 мультфильмов (прилагаются), но результатом работы является не количество и даже не качество продукции детского творчества, а значительные позитивные изменения в личности воспитанников, в психофизиологическом состоянии их здоровья.
Результаты апробации методики показали: ускорение реабилитационных процессов, оптимальное улучшение психофизиологического состояния здоровья воспитанников, повышение уровня мышления и развития мелкой моторики, информационно-коммуникативных навыков, расширение социального и эмоционального опыта каждого ребенка. У всех детей наблюдалось наличие положительной динамики в развитии по следующим показателям:
оптимальное улучшение психофизиологического состояния здоровья;
стабилизация эмоционально-волевой сферы;
повышение уровня речевой активности;
укрепления функций внимания, памяти;
улучшение работы мелкой моторики рук;
освоение способов конструктивного взаимодействия, развитие коммуникативных качеств;
повышение самооценки;
проявление морально-волевых качеств личности: самостоятельность, инициативность;
владение информационными технологиями;
владение начальными безопасными способами работы с компьютером, с ножницами и другими инструментами-помощниками в продуктивной деятельности.
расширение объема разнообразных умений и навыков, повышение уровня осведомленности и, как следствие, самооценки.
Творческим результатом сотрудничества в 2015-16 г. по внедрению анимационной терапии в реабилитационный процесс стало получение диплома 1-ой степени в 3-ем городском фестивале экранных искусств г. о. Тольятти за анимационный фильм «Трудности жизни носорога», подготовленный воспитанниками-студийцами. Таким образом, обеспечиваются реальные, равные возможности для здоровой конкуренции детей-инвалидов с обычными детьми.
Заключение
Анимация, как синтез различных видов деятельности, включает в себя больше возможностей для реабилитации и социализации ребенка, чем любой другой вид арт-терапии. В анимационной реабилитационной арт-студии «Мультифрукт» воспитанники работают с такими видами искусства, как живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура, фотография, музыка, литература, театр, изучают компьютерные графические программы, и stop-motion (анимирование предметов). Синтез различных искусств, вызывая любопытство, позволяет воспитанникам получать новые жизненные ориентиры, настраиваться на здоровье и радость.
Создавая мультфильм, ребенок вместе с другими воспитанниками проходит весь путь от рождения идеи до титров, где он видит свое имя – имя творца. Это ценнейший опыт для ребенка-инвалида – почувствовать себя сопричастным к творчеству, в которое он вложил свой труд, эмоции.
Коллективное творчество выполняет социализирующую функцию: обучение анимации как виду киноискусства позволяет выстраивать необходимые коммуникативные отношения между разновозрастными детьми, а затем переносятся ими на другие ситуации общения, устраняя таким образом проявления социальной дезадаптации.
Детский коллектив «Мультифрукта» отличается тем, что в нем не осталось необщительных, замкнутых, или необучаемых воспитанников. Несмотря на все жизненные сложности, дети активны и жизнерадостны.
В перспективе планируется внедрение нового направления – проведение занятий по программе «Семейный Мультифрукт» с привлечением ближайшего социального окружения (членов семей воспитанников).
Список литературы
Научно – методическая литература:
1. Анофриков П., Тихонова Е. Представляем детскую анимационную студию // Искусство в школе. – 2002. - № 1
2. Асенин С. В. Волшебники экрана: Эстетические проблемы современной мультипликации. – М.: Искусство, 1974
3. Асенин С. В. Мир мультфильма: Идеи и образы мультипликации. – М.: Искусство, 1986
4. Асенин С. В. Мультипликационное кино // Кино: Энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1987
5. Бабиченко Д. Н. Искусство мультипликации. – М.: Искусство, 1964
6. Баженова Л. М. Творчество детей на занятиях по основам экранной культуры // Начальная школа. – 1996. – № 1
7. Баженова Л. М. «Фильм рождается из мыслей…» // Искусство в школе. – 2002. – № 6
8. Баженова Л. М. Принципы обучения школьников основам экранной грамотности // Специалист. – 1993. – № 5
9. Красный Ю., Курдюкова Л. Анимационная педагогика // Искусство в школе. – 1996. – № 1.
10.  Максимова С.В. Монография «Творчество: созидание или деструкция» М. 2006 219 стр.
11. Максимова С.В. Приглядитесь повнимательнее к хулиганам и двоечникам. Газета «1-е сентября» № 3 2008
12. Максимова С.В. Развитие творческой активности младших школьников журнал «Начальная школа» №7 2009 с. 21 – 26
13. Попова К.С. "Факультет анимации. Основы предметной анимации" Красноярск, МОУ ДОД ЦДОД «Радиотехник», 2010г.
14. Ривина Е., Матвеева О. Праздник мультипликации // Обруч. – 2001. - № 2
15. Сазонов А.П.- "Изобразительная композиция и режиссерская раскадровка рисованного фильма", Москва, 1960 г..16. Смолянов Г.Г - "Кукольный персонаж на съемочной площадке". Учебное пособие.-М., ВГИК. 1984.г
17. Халатов Н. Мы снимаем мультфильмы / Н. Халатов. – М.: Молодая гвардия, 1989г.
18. http://plast.me/
Литература для детей:
1. В. Запаренко «Как рисовать мультики»//Спб.:Издательство «Фордевинд» 2011//128 стр.
2. Ривина Е., Матвеева О. Праздник мультипликации // Обруч. – 2001. - № 2
3. http://plast.me/