Программа по дополнительной образовательной услуге по обучению и развитию детей на основе компьютерных технологий «БОС – здоровье». Для детей старшего дошкольного возраста Воспитателя первой квалификационной категории Изотовой Л.Г.


СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Советом родителей МАДОУ Заведующий МАДОУ
города Нижневартовска города Нижневартовска
ДС №83 «Жемчужина» ДС №83 «Жемчужина»
Протокол №1от29.08.2014г _______/Базюк С.В./
·
·
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение города Нижневартовска детский сад №83 «Жемчужина»

программа
по дополнительной образовательной услуге по обучению и развитию детей на основе компьютерных технологий
«БОС – здоровье».

Для детей старшего дошкольного возраста
Воспитателя первой квалификационной категории
Изотовой Л.Г.








628 611 Тюменская обл., ХМАО – Югра
г. Нижневартовск, ул. Мира д. 58 «Г»
Тел. 57-70-74; Факс 45-63-00









г. Нижневартовск



ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Наименование общеобразовательного учреждения (по уставу)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение города Нижневартовска детский сад №83 «Жемчужина»



Свидетельство о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц
(№, дата выдачи последнего свидетельства)

Основной государственный регистрационный номер 102800965458 от 24.08.06 (приложение№1)


Юридический адрес

628611 ХМАО г. Нижневартовск улица Мира 58 «г»



Телефон


8-3466-45-63-00


Факс


8-3466-45-63-00


E-mail


mbdou83@yandex.ru


http:


http://detskiysad83.blogspot.ru/


Должность руководителя


Заведующий


Фамилия, имя, отчество руководителя


Базюк Светлана Владимировна





Паспорт программы.
Наименование
программы
Программа по дополнительной образовательной услуге по обучению и развитию детей на основе компьютерных технологий «БОС – здоровье».

Основание для разработки программы
Закон об образовании от 29.12.2012 года № 273 – ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»
Закон Минобрнауки России от 17.10.2013 № 2151 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» ( Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 года № 30384)
Закон Минобрнауки России от 30.08.2013 года № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 года №30038)
Закон об утверждении СанПин 2.4.1. 30409 – 13 от 15.05.2013 № 26
Программа «Развитие образования города Нижневартовска на 2015 – 2020 годы»
Программа « Развитие МАДОУ города Нижневартовска детский сад №83 «Жемчужина» на 2015 – 2020 годы»
Устав дошкольного образовательного учреждения, утвержден приказом департамента муниципальной собственности и земельных ресурсов администрации города от 08.08.2014г. №1269/36-п.

Заказчик программы
Родительский комитет МАДОУ города Нижневартовска детский сад №83 «Жемчужина».


Основные разработчики
Программы

Изотова Людмила Георгиевна, воспитатель первой квалификационной категории, специалист по технологии БОС – здоровье.


Исполнители
программы
Воспитатель первой квалификационной категории, специалист «БОС – здоровья».

Цель программы:
Сохранение и укрепление психоматического здоровья детей путём внедрения в образовательный процесс метода биологически обратной связи.

Задачи программы:









Оказывать общеукрепляющее и оздоравливающее воздействия на организм ребёнка для нормализации его внутреннего физиологического состояния;
Использовать способности ребёнка к произвольной регуляции дыхания путём проведения оздоровительных упражнений;
Регулировать гармоничность работы сердечно – сосудистой и дыхательной системы для выработки правильного дыхания.
Сформировать стойкий навык диафрагмально – релаксационного типа дыхания с максимальной дыхательной аритмией сердца (ДАС) ;
Снизить уровень заболеваемости острыми респираторными заболеваниями.
Воспитывать у ребёнка осмысленное ценностное отношение к собственному физическому и духовному здоровью, расширяя на основе адаптивные возможности организма (повышение его сопротивляемости, изобретательности по отношению к внешним воздействиям);


Сроки реализации программы
8 недель



Планируемые результаты
Дети применяют в повседневной жизни правила здорового образа жизни.
Умеют работать с компьютерным комплексом и тренажером дыхания.
Пользуются диафрагмальным релаксационным типом дыхания в повседневной жизни.
Знают:
основные понятия о здоровом образе жизни.
Правила работы с компьютерным комплексом и тренажером дыхания.
Необходимость и положительные стороны применения диафрагмально – релаксационного дыхания.
Уменьшение количества пропусков дошкольного учреждения детьми по причине простудных заболеваний.

Организация контроля
Реализации программы
Педагог отчитывается о ходе реализации программы перед родителями МАДОУ города Нижневартовска детский сад №83 «Жемчужина».











Содержание программы


Паспорт программы.


I.
Пояснительная записка.



1
Актуальность темы.
6


2
Концептуальные положения программы.
8

II.
Структура, цели, задачи программы.



1
Цель, задачи программы.
9


2
Разделы Программы.
10


3
Структура занятия.


III.
Перспективное планирование работы



1
Перспективное планирование работы с детьми.
11


2
Перспективное планирование здоровьесберегающих технологий на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста.
15


3
Перспективное планирование работы с родителями.
25

IV.
Оценка эффективности проведенной работы.



1
Ожидаемый результат.
26


2
Итоговое обследование детей.
27


3
Результативность проведенной работы.
27


4
Условия реализации программы.
29


5
Заключение.
30

V.
Литература.
31














I. Пояснительная записка.
1. Актуальность темы и проблемы. Современный мир предъявляет к человеку высокие требования. Возрастающая интенсивность профессиональной и учебной деятельности, непрерывный информационный прессинг. Нестабильность социальной жизни с одновременным сокращением физической активности, уравновешивающей психические нагрузки, вызывают состояния перенапряжения нервной системы.
Рассмотрим портрет современного дошкольника, составленный по данным института возрастной физиологии РАО.
20% детей приходят в школу с нарушениями психического здоровья пограничного характера.
60-70% детей с нарушениями психического здоровья пограничного характера
по окончании 1-го класса. Один ребенок из 5 функционально готов к обучению в школе. Это вдвое меньше, чем в 80-е годы, и втрое, чем в 70-е годы.
Так как одной из основных задач модернизации и развития образования в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является задача сохранения и укрепления здоровья дошкольников, привития им навыков здорового образа жизни. Внедрение в совместную деятельность здоровьесберегающих технологий, помогает всестороннему раскрытию личности дошкольника, формированию у него компетенций, необходимых для успешной социализации.
При профилактике и коррекции психосоматических заболеваний причинами, которых являются отрицательные эмоциональные стрессы - тревога, депрессия, страх, гнев, агрессия, нарушениях социальной адаптации и другие стрессовые воздействия при чрезвычайных стрессовых ситуациях самой эффективной является технология биоуправления (БОС)
За последние годы границы применения технологии функционального биоуправления, реализующий принцип биологической обратной связи (БОС) значительно расширились. Зародившаяся на стыке медицины, биологии и техники, базирующаяся на фундаментальных исследованиях в области психофизиологии, психологии и поведенческой психотерапии. Сегодня технология функционального биоуправления эффективно используется в различных областях науки и практике. Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни и благополучия человека, основой для самореализации и самовыражения личности. На фундаменте физического базируется здоровье психическое, на психическом – нравственное и социальное. Проблема укрепления детского здоровья возникла в результате взаимодействия огромного количества факторов риска, порождённых неблагоприятными биологическими, экологическими, социальными и экономическими условиями. Актуальность проблемы здоровьесбережения в современных условиях связана также с психическими перегрузками, с тем, что не учитываются психофизические особенности развития дошкольника. Решать данную проблему можно только на научной основе в рамках государственной политики по данному вопросу.
Известно, что объективными факторами, влияющими на здоровье детей, являются следующие: организация учебно-воспитательного процесса, соблюдение санитарных норм и правил, гигиенических требований к условиям обучения, психологическое обеспечение учебного процесса, организация режима учебного дня, двигательная активность, требования к организации медицинского обслуживания и питания. Кроме них существует ряд субъективных факторов. Главный из них – низкий уровень сформированности культуры здоровья. Осознание необходимости заботы о собственном здоровье не стало убеждением большинства людей. Таким образом, создание активной среды, в которой обучение ребёнка происходит не за счёт ресурсов его здоровья, а вследствие специально организованной системы развития внутреннего потенциала школьника, является актуальнейшей задачей.
Биологическая Обратная Связь (БОС) – это новый безлекарственный метод исправления нарушенных функций организма с использованием электронных приборов, регистрирующих и преобразующих информацию о состоянии органов и систем человека в доступные пониманию зрительные и слуховые сигналы. Автором метода является Российский ученый-физиолог, кандидат биологических наук, Президент Ассоциации Биологической Обратной Связи Сметанкин А.А. По мнению Сметанкина А.А., биологическая обратная связь – это технология здоровья XXI века, так как она предполагает активное отношение человека к формированию собственного здоровья, дает возможность научиться управлять своим организмом.
Разработка комплекса мер по снятию перегрузки, сохранению и укреплению здоровья воспитанников в настоящее время является чрезвычайно актуальной задачей. Здоровье детей стало приоритетным направлением образовательной деятельности педагогического коллектива нашего детского сада.
На обучение в город санкт Петербург был направлен педагог, получивший сертификат направо преподавание. По инициативе администрации МАДОУ города Нижневартовска Д/С №83 «Жемчужина», открылся кабинет биологической обратной связи БОС – здоровье. Основная задача метода БОС – обучение саморегуляции, а «обратная связь» облегчает процесс обучения физиологическому контролю. Приборы БОС помогают увидеть и услышать работу внутренних органов и систем организма через датчики, связанные с преобразователем биоэлектрических и биомеханических сигналов. Информация с датчиков передается на экран монитора и одновременно преобразуется в звуковые сигналы. Эти приборы делают доступной зрению и слуху ребенка информацию, в обычных условиях им не воспринимаемую. Освоив метод БОС, каждый может небольшим усилием воли регулировать работу организма так, чтобы улучшать состояние своего здоровья. Навык оздоровления через некоторое время закрепляется и потом уже не требуется помощь компьютера.
Медика - психолого-педагогические показания: профилактическая работа в дошкольных образовательных учреждениях;  оздоровление группы часто и длительно болеющих детей;  оздоровление педагогов  коррекция поведения (дефицит внимания)  улучшение концентрации внимания, памяти 
умение справляться со стрессом.  адаптация к трудностям самостоятельной жизни  формирование навыков здорового образа жизни.  Цель занятий – сохранение и укрепление психоматического здоровья детей путём внедрения в образовательный процесс метода биологической обратной связи. Современный мир предъявляет к человеку высокие требования. Возрастающая интенсивность профессиональной и учебной деятельности, непрерывный информационный прессинг. Нестабильность социальной жизни с одновременным сокращением физической активности, уравновешивающей психические нагрузки, вызывают состояния перенапряжения нервной системы.
Сегодня технология функционального биоуправления эффективно используется в различных областях науки и практике. Дети обучаются диафрагмально-релаксационному типу дыхания (ДРД) с максимальной дыхательной аритмией сердца (ДАС).  Обучение ведется в форме простейшей компьютерной игры. Главное условие игры – правильное выполнение каждого дыхательного цикла. 
Этапы обучения: Курс оздоровительной дыхательной гимнастики по методу БОС состоит из 16-ти занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятий 30 минут. Количество детей 3 человека. Формы проведения занятий: групповые и индивидуальные. Перед проведением занятий необходимо получить согласие родителей. Теоретические уроки предшествуют практическим занятиям. На них дети знакомятся с понятием «здоровый образ жизни», простейшими знаниями в области анатомии. Дошкольники осваивают технику диафрагмального типа дыхания (дыхание животом).  Для проведения занятий педагог использует мультимедийные презентации и учебные видеофильмы. 
Занятия проводятся вне основной образовательной деятельности в компьютерном кабинете. По итогам занятия каждый воспитанник получает по пятибалльной шкале две оценки или «Паспорт здоровья».  Оценка за период работы (время, когда ребенок, получая сигналы обратной связи, проходил игровой сюжет) и за период отдыха (время, когда ребенок просматривал тематическое слайд-шоу без сигналов обратной связи).
Эти оценки и есть.  «Паспорт здоровья» позволяет быстро и точно оценить состояние ребенка и уровень его здоровья.
2. Концептуальные положения Программы.
Программа требует соблюдения следующих основных принципов:
принцип научности и преемственности; предполагающий опору деятельности ДОУ на имеющийся опыт и научно-методическое обеспечение;
принцип инновационности; предполагающий отдаленное прогнозирование изменений и раннее вмешательство для изменения образовательной среды ОУ, формирование инновационной культуры руководителей, педагогов и учащихся;
принцип ориентации на конечный качественный продукт здоровьесозидающей деятельности.
Принцип целостности и непрерывности использования здоровьесберегающих технологий в образовательной практике; предполагает систематическую и постоянную заботу о здоровом развитии воспитанников;
Принцип социального партнерства: Выражается в координации разнонаправленной взаимовыгодной деятельности МБДОУДСКВ с родителями обучающихся и воспитанников, общественностью, органами и организациями, деятельность которых непосредственно связана с решением проблем здоровья участников образовательного процесса; усилении общественно -государственного управления и открытого информирования.
Принцип воспитывающего обучения; Важно помнить, что обучение и воспитание неразрывно связаны друг с другом и в процессе компьютерных занятий не только даются знания, но и воспитываются волевые, нравственные качества, формируются нормы общения (сотрудничество, сотворчество, сопереживание.) Желание быть здоровыми.
Принцип доступности; Содержание работы с детьми соответствуeт возрасту, уровню развития, подготовки, интересам детей.
Принцип личностно-ориентированного подхода к ребенку; Подход к каждому ребенку как к личности. Каждое занятие строится в зависимости от психического, состояния ребенка, учитывается тип нервной системы.
Принцип сознательности и активности детей в усвоении навыков и их реализации в будущем;
Ведущую роль в обучении играет педагог, он ставит проблему, определяет задачи занятия, темп, в роли советчика, сотоварища, ученика может выступать и компьютер.
Принцип безопасного обучения; Говоря об использовании компьютера детьми дошкольного возраста, встает вопрос о сохранении здоровья и зрения. Вопрос о «засиживании» за компьютером актуален. Разумно сделать ограничения занятий с ПК по времени 7-10 минут. Необходимо также строгое выполнение техники безопасности при работе.










II. Структура, цели и задачи программы.
1. Цель, задачи Программы
Цель: Сохранение и укрепление психоматического здоровья детей путём внедрения в образовательный процесс метода биологически обратной связи. Поставленная цель определила следующие задачи:
Оказывать общеукрепляющее и оздоравливающее воздействия на организм ребёнка для нормализации его внутреннего физиологического состояния;
Использовать способности ребёнка к произвольной регуляции дыхания путём проведения оздоровительных упражнений;
Регулировать гармоничность работы сердечно – сосудистой и дыхательной системы для выработки правильного дыхания.
Сформировать стойкий навык диафрагмально – релаксационного типа дыхания с максимальной дыхательной аритмией сердца (ДАС) ;
Снизить уровень заболеваемости острыми респираторными заболеваниями.
Воспитывать у ребёнка осмысленное ценностное отношение к собственному физическому и духовному здоровью, расширяя на основе адаптивные возможности организма (повышение его сопротивляемости, изобретательности по отношению к внешним воздействиям);

2. Разделы Программы
Программа состоит: из 4 блоков.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

3. Структура занятия.
Каждое занятие комплексное.
Оно включает в себя 3 этапа.
I этап - подготовительный
Беседа, игры, направленные на формирование основных понятий о здоровом образе жизни.
II этап - основной
Работа на тренажере БОС- здоровье.
III этап – заключительный
- Подведение итога, выдача паспорта здоровья.
- Снятие зрительного напряжения (гимнастика для глаз).
Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Продолжительность каждого этапа занятия:
1 этап – 10 минут,
2 этап – 7-10 минут,
3 этап – 10 минут.
После каждого занятия проветривание помещения, обработка датчиков.

III. Перспективное планирование работы с детьми.

Работа с детьми включает в себя:
Систему перспективного планирования специально организованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста состоящей из:
- перспективного планирования подготовительной части занятия,
- перспективного планирования основной части занятия,
- перспективного планирования здоровьесберегающих технологий на занятиях.

Перспективное планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Неделя

Тема
Кол-во занятий
Кол-во часов

1 неделя

Занятие1.
Беседа: «Здоровое питание».
Упражнение на постановку дыхания по методу БОС.
«Воздушный шарик».
Презентация «мультимедиа» постановка дыхания с помощью тренажера.
Тема: Активный отдых.
Упражнение на снятие зрительного напряжения.
Зрительная гимнастика:
«Кошка».
1
30 мин.

2 неделя


Занятие 2.
Беседа: «Вот я какой!».
«мультимедиа» (постановка дыхания с помощью тренажера).
Тема: «Транспорт». Упражнения на релаксацию с сосредоточением на дыхании: “Задуй свечу”. упражнение на снятие зрительного напряжения.
Зрительная гимнастика:
«Кошка».
1
30мин



Занятие 3.
Беседа: «Планета клеток».
Упражнения на релаксацию с сосредоточением на дыхании:
“Задуй свечу”.
работа на компьютере Бос - здоровье.
Тема: «Такая разная природа».
Зрительная гимнастика после компьютерного занятия.
Упражнение: «Кошка».
1
30мин

3 неделя


Занятие 4.
Беседа: «Мои верные помощники – уши».
Работа на тренажере БОС - дыхание.
Тема: « Явления природы».
Гимнастика для снятия общего утомления «Семь свечей».
Зрительная гимнастика после компьютерного занятия:
«Упражнение на снятие напряжения глаз».
1
30мин



Занятие 5.
Беседа: «Наши зоркие глаза». Психологические игры и упражнения на релаксацию и снятие напряжения:
«Семь свечей».
Работа на тренажере БОС- дыхание:
Тема: «Где живут люди».
Зрительная гимнастика после компьютерного занятия:
«Упражнение на снятие напряжения глаз».
1
30мин

4 неделя


Занятие 6.
Беседа. «Удивительное путешествие в страну Носиков -курносиков».
Психологические игры и упражнения на релаксацию и снятие напряжения: «Абажур». Работа на тренажере БОС- дыхание.
Тема: «Вещи вокруг нас».
Зрительная гимнастика после компьютерного занятия.
«Моргунчики».
1
30мин




Занятие 7..
Беседа: «Тайны язычка» .
Упражнение на снятие внутренней нестабильности «Внутренний луч».
Работа на тренажере БОС- дыхание.
Тема: «Космос». Зрительная гимнастика после компьютерного занятия.
Упражнение: «Моргунчики».
1
30мин

5
неделя


Занятие 8.
Беседа: «Путешествие пирожка». Психологические игры и упражнения на релаксацию и снятие напряжения:
«Лифт» Работа на тренажере БОС -дыхание.
Тема: «Растения».
Зрительная гимнастика после компьютерного занятия.
Упражнение: «Восьмерки для глаз».
1
30мин



Занятие 9.
Беседа: «Ведь я чистый, аккуратный – значит, выгляжу опрятно».
Упражнение на релаксацию и снятие напряжения: «Лифт».
Работа на тренажере БОС –дыхание.
Тема : «Фрукты».
Зрительная гимнастика после компьютерного занятия.
Упражнение : «Восьмерки для глаз».
1
30мин

6
неделя


Занятие 10.
Беседа: «Удивительные ладошки». Упражнения на релаксацию и снятие напряжения «Лифт». Работа на тренажере БОС- дыхание.
Тема: «ягоды и овощи»
Зрительная гимнастика после компьютерного занятия.
Упражнение: «Лягушкина зарядка». 
1
30мин



Занятие 11.
Беседа: «Что нужно делать чтобы зубы не болели».
Упражнения на релаксацию и снятие напряжения. «Насос и мяч».
Работа на тренажере БОС- дыхание
Тема: «Грибы».
Зрительная гимнастика после компьютерного занятия.
«Лягушкина зарядка». 
1
30мин

7 неделя


Занятие 12.
Беседа с детьми на тему: «Чистота – залог здоровья».
Упражнения на релаксацию и снятие напряжения. «Насос и мяч».
Работа на тренажере БОС - дыхание. 
Тема: «Животные»
Зрительная гимнастика после компьютерного занятия.
Упражнение: "Насос и мяч".
1
30мин



Занятие 13.
Беседа – рассуждение: «Зачем нам глаза?» упражнения на релаксацию и снятие напряжения.
«Внутренний луч».
Работа на тренажере БОС- дыхание : Тема: « Птицы».
Зрительная гимнастика после компьютерного занятия.
Комплекс №1:«Гимнастика для глаз».
1
30мин

8 неделя


Занятие 14.
Беседа: «Сохраним свое здоровье» Упражнения на релаксацию и снятие напряжения.
«Внутренний луч».
Работа на тренажере БОС - дыхание:
«Подводные обитатели».
Зрительная гимнастика после компьютерного занятия.
Комплекс №2:«Гимнастика для глаз».
1
30мин



Занятие 15.
Беседа : «Путешествие в волшебную страну "Здоровье". Упражнения на релаксацию и снятие напряжения.
«Внутренний луч»
Работа на тренажере БОС - дыхание. Тема: «Планета земля».
Зрительная гимнастика после компьютерного занятия.
Упражнение: «Бабочка».
1
30мин

Итого


15занятий
7.30 мин.





2.Перспективное планирование здоровьесберегающих технологий для детей
Старшего дошкольного возраста.
недели
Направление

Содержание
Примечания









1
неделя









Упражнения на релаксацию с сосредоточением на дыхании:










«Воздушный шарик»:
Сесть на коврик, ноги скрестно. Педагог показывает и объясняет: “Представим, что мы надуваем воздушный шар. Положите руку на живот так, будто это воздушный шар. Мышцы живота напрягаются. Плечи не поднимаются. Выдохнули воздух – будто шарик лопнул. Живот расслабился. Слушайте и делайте, как я: Вот так шарик надуваем и рукою проверяем. Шарик лопнул, выдыхаем, наши мышцы расслабляем. Дышится легко, ровно, глубоко.

Сесть на коврик, ноги скрестно.









Упражнение можно повторить 3 раза.


2 неделя

















Упражнения на релаксацию с сосредоточением на дыхании.





“Задуй свечу”.
«Сядьте удобно, закройте глаза, расслабьтесь. Вам спокойно, удобно и комфортно... Вы дышите глубоко и ровно... Представьте себе, что на расстоянии примерно метра от вас стоят семь горящих свечей... Сделайте медленный, максимально глубокий вдох. А теперь вообразите, что вам нужно задуть одну из этих свечей. Как можно сильнее подуйте в ее направлении, полностью выдохнув воздух. Пламя начинает дрожать, свеча гаснет... Вы вновь делаете медленный глубокий вдох, а потом задуваете следующую свечу. И так все семь...»
Упражнение можно выполнить несколько раз. Упражнение лучше всего выполнять под спокойную негромкую музыку, в полузатемненном помещении.


3 неделя







Упражнения на релаксацию с сосредоточением на дыхании.





«Семь свечей»
«Сядьте удобно, закройте глаза, расслабьтесь. Вам спокойно, удобно и комфортно... Вы дышите глубоко и ровно... Представьте себе, что на расстоянии примерно метра от вас стоят семь горящих свечей... Сделайте медленный, максимально глубокий вдох. А теперь вообразите, что вам нужно задуть одну из этих свечей. Как можно сильнее подуйте в ее направлении, полностью выдохнув воздух. Пламя начинает дрожать, свеча гаснет... Вы вновь делаете медленный глубокий вдох, а потом задуваете следующую свечу. И так все семь...»
(Звучит спокойная музыка)











Время выполнения 2-3 минуты

4 неделя

«Абажур»
Детям дается следующая инструкция: «Представьте, что у вас внутри, на уровне груди, горит яркая лампа, покрытая абажуром. Когда свет идет вниз, вам тепло, спокойно и комфортно. Но иногда, когда мы начинаем нервничать, абажур поворачивается лампой вверх... Резкий свет бьет в глаза, слепит нас, становится жарко и некомфортно. Вообразите себе такую ситуацию. Но в наших силах ее исправить. Представьте себе, как абажур медленно и плавно поворачивается вниз, принимает нормальное положение. Слепящий свет исчезает, вам вновь становится тепло, уютно и комфортно...»




5-6 неделя.





















Упражнения на релаксацию с сосредоточением на дыхании.
















«Лифт» «Положите ладонь на живот. Представьте, что живот – это первый этаж дома. Немного выше находится желудок – это второй этаж дома. Подержите там ладонь. Теперь положите ладонь на грудь и представьте, что это третий этаж дома.  Приготовьтесь, мы начинаем «поездку на лифте»: Вдохните ртом медленно и глубоко так, чтобы воздух дошел до первого этажа – до живота. Задержите дыхание. Выдохните ртом. Вдохните так, чтобы воздух поднялся на один этаж выше – до желудка. Задержите дыхание. Выдохните ртом.  Вдохните и «поднимите лифт »еще на один этаж – до груди. Задержите дыхание. Выдохните ртом. Во время выдоха вы ощущаете, что напряжение и волнение выходят из тела, словно из дверей лифта»
Участников просят удобно сесть, расслабиться и закрыть глаза.


















7-8 неделя
Упражнения на релаксацию с сосредоточением на дыхании:

«Внутренний луч»
Представьте, что внутри вашей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и по пути своего движения освещает изнутри все детали лица, шеи, плеч, рук и т. д. теплым, ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, опадают брови, «охлаждаются» глаза, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность спокойного и освобожденного человека, удовлетворенного собой и своей жизнью, профессией и учениками.
Упражнение выполняется индивидуально и направлено на снятие утомления, обретение внутренней стабильности. Для выполнения упражнения необходимо занять удобную позу сидя или стоя, в зависимости от того, в какой конкретной ситуации оно будет выполняться


Зрительная гимнастика для детей старшего дошкольного возраста.
1 неделя
Зрительная гимнастика.

Игровое упражнение: «Закрываем мы глаза, вот какие чудеса».
Закрывают оба глаза.
Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.
Продолжают стоять с закрытыми глазами.
А теперь мы их откроем, через речку мост построим.
Открывают глаза, взглядом рисуют мост.
Нарисуем букву о, получается легко.
Глазами рисуют букву О.
Вверх поднимем, глянем вниз,
Глаза поднимают вверх, опускают вниз.
Вправо, влево повернем,
Глаза смотрят вправо- влево.
Заниматься вновь начнем.
Глазами смотрят вверх, вниз.



2 неделя

Зрительная гимнастика.
Упражнение: «Кошка»
Вот окошко распахнулось,
Разводят руки в стороны.
Кошка вышла на карниз.
Имитируют мягкую, грациозную походку кошки.
Посмотрела кошка вверх.
Смотрят вверх.
Посмотрела кошка вниз.
Смотрят вниз.
Вот налево повернулась.
Смотрят влево.
Проводила взглядом мух.
Взглядом проводят «муху» от левого плеча к правому.
Потянулась, улыбнулась
И уселась на карниз.
Дети приседают.
Глаза вправо отвела,
Посмотрела на кота.
Смотрят прямо.
И закрыла их руками.
Закрывают глаза руками
Машем ладонями, прощаясь с корабликом.

Легкие подпрыгивания на месте.



Зрительная гимнастика.












Гимнастика для глаз.
1. На счет «раз, два» фиксировать взгляд на близком объекте (на расстоянии 15 - 20см), на счете «три семь» взгляд перевести на дальний объект, на счет «восемь» взгляд снова перевести на ближний объект.
2.    И.П. - сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки. Вернуться в И.П.
3.  И.П. -  сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх, следить    глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить, выдох. Повторить 4 - 5 раз.
4.   Потереть ладони друг о друга и легко, без усилий, прикрыть ими предварительно закрытые глаза, чтобы      полностью загородить их от света (на минуту представить погружение в полную темноту), открыть глаза. Повторить 3-4 раза
5. Для выполнения следующего упражнения потребуется дополнительный материал. На стене располагается рисунок в виде змейки, спирали или цветной шахматной доски. Детям предлагается «пройти путь» глазами; от начала змейки до конца, от начала спирали до центра, по цветным кубикам заданным вами.
6. В углах  комнаты, под потолком расположите цветные картонные кружки разных размеров. Предложите детям посмотреть на левый круг несколько секунд, затем на правый, выполните это упражнение 3-5 раз, следите, чтобы  у детей работали только глаза, после 3-5 упражнений на 10 секунд глаза закрыть, повторить упражнение 3 раза.
7. Для расслабления мышц, поддерживающих глазное яблоко, предлагается в течение 10 секунд зажмуривать и расслаблять глаза.
8. Для выполнения следующего упражнения зрительной гимнастики для детей руки ставят под подбородок, чтобы исключить движение головой. Ребёнок должен поднять глаза и посмотреть вверх, затем вниз по 4 раза, перерыв 10 секунд, затем вправо, влево 4 раза, перерыв 10 секунд.

Спокойная расслабляющая музыка.
Упражнения выполнять сидя или стоя.


3 неделя
Зрительная гимнастика.

«Упражнение на снятие напряжения глаз».
Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем открыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль через окно на счет 1-6. Повторить 4-5 раз. Упражнение 2. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 2 раза.


4 неделя
Зрительная гимнастика.
«Моргунчики» Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно секунд
Крепко зажмурить глаза на несколько секунд, открыть их и посмотреть вдаль.
Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами за медленными движениями указательного пальца: влево - вправо, вверх-вниз.
В среднем темпе сделать 3-4 круговые движения глазами вправо, затем влево.
Сидя, поставить руки на пояс, повернуть голову вправо и посмотреть на локоть левой руки, и наоборот.
Указательными пальцами поделать легкие точечные массирующие движения верхних и нижних век.




«Весна» М. Пеньковская
Всё проснулось ото сна, значит, к нам пришла весна.
Потягивание
Солнце греет всё теплей, на прогулку все скорей!
Выбрасывание пальцев рук из кулачка с одновременным
разведением рук вверх, в стороны
Справа - первые цветочки появились на лужочке.
Правая рука отводится в сторону с фиксацией направления взором
Слева - быстрый ручеёк с бугорка к реке потёк.
Левая рука отводится в сторону с фиксацией направления взором
Мы кораблик смастерили,
Соединить ладони перед грудью
В ручеёк пустить решили.
Удаление сложенных ладоней вперёд от себя
Уплывай, кораблик мой, прямо к речке голубой!
Машем ладонями, прощаясь с корабликом
Вот как весело играть и в весенний день гулять!
Легкие подпрыгивания на месте
Дышит свежестью земля, подышу «весной» и я!
Потягивание.
Упражнения выполнять сидя или стоя.
Длительность занятий 3-5 минут.

5 неделя
Зрительная гимнастика после компьютерного занятия.





















«Восьмерки для глаз». Чтобы проделать это, выставьте руку вперед, поднимите большой палец на уровне переносицы в переднем зрительном поле, примерно на расстоянии локтя и начните движение по форме «Восьмерки». Движения должны быть медленными и осознанными для достижения максимальной мышечной концентрации. Держите голову прямо и расслабленно. Следите при этом за движением большого пальца только глазами. Большой палец начинает движение от центра зрительного поля и идет вверх по краю поля видения, далее следует против часовой стрелки вниз и возвращается в центр. Затем аналогично по часовой стрелке вправо и вверх, и обратно в центр. Движение необходимо повторить как минимум по три раза каждой рукой, плавными и непрерывными движениями. После этого сцепите руки в замок: большие пальцы направлены вверх и образовывают перекрестие («Х»), Сосредоточившись на центре перекрестия, проделайте «Ленивую Восьмерку», теперь уже двумя сцепленными руками. Упражнение эффективно усиливает наружные глазные мышцы.
«Ленивые восьмерка> - важное коррекционное упражнение после работы на компьютере. Оно снимает усталость глаз, напряжение в мышцах шеи и боль в спине

6 – 7 неделя













8 неделя
Зрительная гимнастика после компьютерного занятия.





«Лягушкина зарядка».  Котёнок и щенок вспомнили, как лягушка зарядку для глаз делает, чтобы глазки всегда хорошо видели маленьких мошек и комариков.
Ребята сидя выполняют гимнастику для глаз. Медленно вращают глазами по кругу слева направо и обратно. Повторить 3 5 раз; не двигая головой, смотрят вверх-вниз, вправо-влево; закрывают глаза на 8 10 секунд, потом открывают, часто-часто поморгав.



Зрительная гимнастика после компьютерного занятия.

«Гимнастика для глаз». Дети держат в руке морковку, выполняя ею медленные движения вправо-влево, вверх-вниз, по кругу и прослеживая за ней взглядом. Вот поправился наш зайка, Он ребятам очень рад, Приглашает поиграть. 1 На счет «раз, два» фиксировать взгляд на близком объекте (на расстоянии 15 - 20см), на счете «три семь» взгляд перевести на дальний объект, на счет «восемь» взгляд снова перевести на ближний объект.
2.    И.П. - сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки. Вернуться в И.П. 3.  И.П. -  сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх, следить    глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить, выдох. Повторить 4 - 5 раз.
4.   Потереть ладони друг о друга и легко, без усилий, прикрыть ими предварительно закрытые глаза, чтобы      полностью загородить их от света (на минуту представить погружение в полную темноту), открыть глаза. Повторить 3-4 раза.
Отдых для глаз: сесть спокойно и устойчиво. Закрыть глаза и расслабить веки. Мысленно погладить глаза тёплыми мягкими пальцами. Лицо и тело тоже расслабляется. Время расслабления 20-30 сек. Это упражнение предохраняет глаза от утомления и служит профилактикой против ухудшения зрения.


8 неделя











Гимнастика для глаз «Бабочка» Движения выполняются сидя, двигаются только глаза. Посмотрите влево - вправо, вверх-вниз. (Повторить 4 раза.) Теперь нарисуйте глазами солнышко. Бабочка села на цветочек, греется на солнышке. Она от удовольствия даже глазки закрыла. Давайте и мы с вами посидим с закрытыми глазами. (Закрывают глаза на 30 сек.) 
Поочерёдная фиксация взгляда на пальце и горизонте: принять устойчивую позу и установить руку с поднятым указательным пальцем на уровне головы перед собой, примерно в 30 см от глаз. Поочерёдно переводить взгляд с пальца на красный листочек на дереве, задерживаясь, в каждом положении на 2-3 сек. Палец должен быть примерно в одном направлении с листочком, чтобы при переводе взгляда глазные яблоки почти не двигались. И на палец, и на листочки нужно смотреть внимательно, добиваясь чёткого сосредоточения. Выполнять в течение 1 минуты;
Поочерёдная фиксация взгляда на кончике носа и на горизонте: выполняется аналогично предыдущему упражнению, только взгляд переводится с кончика носа на красный листочек и наоборот. Эти упражнения повышают способность глаз к точной фокусировке на различных расстояниях. Улучшение зрения происходит благодаря аккомодации (способности хрусталика изменять свою кривизну);



3. Работа с родителями.
Перспективное планирование работы с родителями.

неделя
мероприятие

1-2 неделя
Знакомство родителей с задачами программы.
Круглый стол: «Здоровье, что это?»
Бюллетень. «Мы за здоровый образ жизни».

2-4 неделя
Подготовка индивидуальных консультаций с целью повышения уровня компетентности родителей в области использования здоровьесберегающей технологии «БОС – здоровье».

5-6 неделя
Бюллетень « Применение здоровьесберегающих педагогических технологий» в детском саду.
Инновационная методика Сметанкина «Учимся и оздоравливаемся».

7-8 неделя
Показ открытого мероприятия.








IV. Оценка эффективности проведенной работы.
1. Ожидаемый результат.


Предполагаемые результаты реализации программы
Индикаторы достижения результатов реализации программы

1
Применение в повседневной жизни правила ЗОЖ
Рост показателя на 30 – 50%

2
Активизация и систематизация релаксационного дыхания
Рост среднего значения на
30-50%.

3
Пользоваться диафрагмальным релаксационным типом дыхания в повседневной жизни.
Повышение уровня обученности воспитанников ДОУ на 20-30%

4
Снизить уровень заболеваемости острыми респираторными заболеваниями.

на 20 – 30%

5
Знать основные понятия ЗОЖ
Увеличение количества воспитанников и родителей сориентированных на ЗОЖ на 30%.

6
Знать правила работы с компьютерным комплексом и тренажёром дыхания.
Увеличить процент вовлечения детей на 20%.

7
Знать необходимость и положительные стороны применения диафрагмально – релаксационного дыхания.












2. Итоговое обследование детей.
Способности ребенка к обучению по методике БОС- здоровье.
Проводятся в кабинете БОС показателями формирования и закрепления освоенного навыка дыхания с максимальной ДАС. (Дыхательной аритмии сердца) являются результаты компьютерной диагностики, занесенные в паспорт здоровья.
3. Результативность проведенной работы.
Этапы внедрения технологии.
Подготовительный (организационный)
Практический (внедрение Программы )
Аналитический (анализ результатов работы, корректировка Программы )
Подготовительный этап включает в себя: -
Пройдены курсы повышения квалификации. - «Институт биологической обратной связи». На циклеусовершенствования специалистов по программе «Системы здоровьесберегающих технологий на основе биологической обратной связи в образовательных учреждениях» Г. Санкт – Петербург.
Составление Программы. Перспективное планирование работы с детьми, родителями, подбор инструментария для диагностического обследования.
Создание материально-технических условий для реализации Программы: Организация специально-оборудованного помещения, установка аппаратно - программного комплекса «Бос – здоровье».
Практический этап, Внедрение Программы по дополнительной образовательной услуге по обучению и развитию детей на основе компьютерных технологий «Бос – здоровье».
Для работы с детьми по технологии Бос отбираются дошкольники старшего дошкольного возраста имеющие 2 основную группу здоровья и получившие согласие родителей на оздоровительную дыхательную гимнастику с применением метода биологической обратной связи .
В связи с этим были определены направления работы:
1. Работа с детьми.
2. Работа с родителями.
Работа с детьми.
Специально организованная деятельность на основе технологии БОС- _здоровье.
Все занятия с детьми проводятся с соблюдением основных требований на работе с компьютером:
- соблюдение всех правил техники безопасности;
- применение здоровьесберегающих технологий на каждом этапе занятия.
На подготовительном этапе занятия мы проводим беседу по ЗОЖ.
Далее мы даем детям установку на работу – это мотивация, самоприказ на приложение усилий для лучшего выполнения заданий, проводятся упражнения на релаксацию, дается установка на правильное дыхание. Дается установка на успех («Все у тебя получится!»), создаем положительные, радостные эмоции у ребенка. Сегодня солнышко улыбнется тебе.
– Подведение итога занятия. Вспоминаем, что делали на занятии, чего нового узнали, чему новому научились, что понравилось, что удалось, а что не очень. Не забываем отметить индивидуальные достижения каждого ребенка, Анализируем паспорт здоровья, просматриваем каждый этап. Даем установку, на следующем занятии постараться улучшить свои достижения. Небольшая итоговая беседа создает теплую дружескую атмосферу, воспитывает сопереживание за другого, дает эмоциональный настрой на дальнейшую работу. Особенности БОС - технологий две. 
Первая заключается в том, что в приборы БОС заложено игровое обучение. Выполнил условие игры - сделал шаг на пути восстановления здоровья, ты победитель (игровая мотивация). Вторая важная особенность работы по принципу БОС - инструкция. Ребенку нужно объяснить, что он должен делать, чтобы получить положительный результат. В ходе сеансов даются дополнительные рекомендации и советы по дыханию, как правильно вести сеанс, отмечаются любые успехи, поощряются дальнейшие действия.
Индивидуальная работа с детьми:
Индивидуальный подход к детям осуществляется как в специально-организованной деятельности на основе БОС, так и в совместной деятельности воспитателей с детьми, так как уровень формирования дыхательных процессов детей разный, у каждого ребенка свои индивидуальные особенности, а мы стремимся работать с каждым ребенком.
2. Работа с родителями В соответствии с законом «Об образовании», родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте, а также, что «только взаимодействие дошкольного учреждения и семьи, т.е. совокупность действий, субъектов, объединенных общей целью в деятельности, обеспечивает влияние на развитие личности дошкольника (О.Л. Зверева, Н.В. Корниенко, З.И. Теплова), следующий шаг своей работы мы определили как консультационно - педагогическое просвещение родителей по вопросам снятия психоэмоциональных перегрузок на основе программы Бос – здоровье как залога успешной подготовки к школе. Оно включает в себя следующие вопросы: характеристику метода БОС. Раздается домой инструкция по релаксационному дыханию, которая способствует формированию правильного дыхания. В настоящее время особой популярностью пользуются нетрадиционные формы работы с родителями, которые позволяют заинтересовать и привлечь внимание родителей к проблемам здоровья ребенка. Поэтому в своей работе мы используем информационные стенгазеты, «Как заранее предупредить возможные проблемы в учебе» и др.), бюллетени («как избежать проблем адаптации детей у школе, и др.), буклеты, презентации. Так как эти формы работы позволяют в доступной, краткой, наглядной форме донести до родителей нужную информацию, заинтересовать их, обогатить знаниями.
Специально организованный нами круглый стол « компьютер для детей – за и против» дал родителям представление о пользе компьютерных программ для развития ребенка, познакомил со способами сохранения здоровья ребенка при работе на компьютере, позволил осознать, что сегодня информационные компьютерные технологии являются тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности. Родителям были даны рекомендации по проведению гимнастики для глаз, гимнастики для снятия мышечного напряжения после и во время работы с компьютером, по обеспечению безопасного использования компьютера.
Наряду с нетрадиционными формами работы с родителями, мы используем и традиционные – это консультации, индивидуальные беседы с родителями, совместная организация предметно - развивающей среды.


Материально-техническое обеспечение

Кадровое обеспечение


Наличие специально-оборудованного помещения:
Компьютеры
Мультимедийное оборудование
Кресла, наушники датчики - компьютеры 4 шт.

Курсы повышения квалификаци по использованию в образовательной работе с дошкольниками технологии БОС – здоровье.


Наличие программно-методического материала

Организация консультаций, семинаров для воспитателей по организации работы с применением программы БОС – здоровье.


Программа по дополнительной образовательной услуге по обучению и развитию детей на основе компьютерных технологий «Бос – здоровье»
Организация консультаций, семинаров для воспитателей по организации работы с применением программы БОС – здоровье.

Наличие информационного уголка для родителей


5.Заключение.

Для успешной реализации программы были отобраны здоровьесберегающие технологии, которые способствуют сохранению и укреплению психосоматического здоровья детей путём внедрения в образовательный процесс биологической обратной связи.
Исходя из этого разработаны алгоритмы проведения занятий, подобраны упражнения, которые направлены на снятие общего утомления, релаксацию и снятие зрительного напряжения, использование которых позволит детям в будущем научиться управлять своим организмом в стрессовых ситуациях.
Реализация данной программы при системном использовании позволит существенно повысить уровень здоровья и соответственно дать качественное образование. На занятиях «БОС- здоровье» дети не только обучаются правильному дыханию, но и прочно закрепляют знания о работе своего организма. Большинство детей после обучения смогут свободно воспроизводить диафрагмально-релаксационное дыхание без помощи прибора и педагога. Это значит, что они легко и без усилий, в любой, даже самой нервной, тяжёлой обстановке могут восстановить максимальное значение дыхательной аритмии сердца.
Программа по дополнительной образовательной услуге по обучению и развитию детей на основе компьютерных технологий «Бос – здоровье» позволит решить целый ряд задач:
Дети будут применять в повседневной жизни правила здорового образа жизни.
Уметь работать с компьютерным комплексом и тренажером дыхания.
Пользоваться диафрагмальным релаксационным типом дыхания в повседневной жизни.
Знают:
основные понятия о здоровом образе жизни.
Правила работы с компьютерным комплексом и тренажером дыхания.
Необходимость и положительные стороны применения диафрагмально – релаксационного дыхания.
Программа способствует уменьшению количества пропусков дошкольного учреждения детьми по причине простудных заболеваний.


V. Использованная литература.

1.Габдуллина З.М. Развитие навыков работы с компьютером у детей 4-7 лет. Планирование
занятий, рекомендации, дидактический материал, консультации для родителей. – Волгоград: Учитель, 2010. 139 с.
Самоукина Н.В. Игры, в которые играют: Психологический практикум.– Дубна: Феникс, 1996. -140 с.
Чистякова М. И. Психогимнастика /Под ред. М. И. Буянова. - 2-е изд.- М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 160 с.
Влияние компьютера на физическое и психическое состояние детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] // http://www.rusedu.info/Article847.html
Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.2.2/2.4.1340–03 [Электронный ресурс] // http://www.rusedu.info/Article37.html
Интеллектуальная готовность ребенка к школе [Электронный ресурс] // http://adalin.mospsy.ru/l_04_00/l_04_01c.shtml
Правила поведения и техники безопасности в компьютерном классе [Электронный ресурс] // http://www.rusedu.info/Article33.html
Психологический центр «Адалин» [Электронный ресурс] // http://adalin.mospsy.ru/
Целесообразность компьютеризации детских образовательных учреждений [Электронный ресурс] // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Влияние учебной нагрузки  и санитарно-гигиенических условий на здоровье школьников./ Под редакцией Хрипковой А.Г.- М.: Центр инноваций в педагогике, 1997.-112с.
Сметанкин А.А., Сметанкина С.И., Тихомиров П.Н. и др. «Оздоровительная дыхательная гимнастика с использованием метода биологической обратной связи в школьно-дошкольных учреждениях» Методические рекомендации для медицинских и педагогических работников школьно-дошкольных учреждений, реализующих программы оздоровления. СПб.: Изд-во НИИХ СПбГУ, 2003.-23 с.
 Ермалаева М.Г. «Игра в образовательном процессе». Спб: СпбАППО, 2007.- 112 с.
 Сметанкин А.А. «Здоровье на 5+». СПб: ЗАО «Биосвязь», 2007.-160 с.
 Сметанкин А.А. «Дыхание по Сметанкину». СПб: ЗАО «Биосвязь», 2007.-160 с.
 Дубровская Ю.А., Крупин Д.В., Пулукчу А.И. Инновационная технология Александра Сметанкина «БОС-здоровье» в процессе обучения и оздоровления детей дошкольного возраста. Сборник статей. III Международная научно-практическая конференция «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе: проблемы и перспективы». Пенза, 2009-с.42-50. Пат. РФ № 2224455.
16. Способ Сметанкиных тренировки диафрагмального дыхания. Сметанкин А.А., Сметанкина С.И., опубл.27.02.2004, Бюл. №6. Пат. РФ №2233180.
17. Способ определения тактики коррекции функционального состояния школьников. Сметанкин А.А., Сметанкина С.И., опубл.27.02.2004, Бюл. №6.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ
Здоровая Азбука" из серии «Учимся и оздоравливаемся» А. Сметанкин;
- Программное обеспечение на CD;
- Книга
"Пропись. Буквы, БОС-здоровье" из серии «Учимся и оздоравливаемся» А. Сметанкин;
- Программное обеспечение на CD;
- Книга
"Пропись. Цифры, БОС-здоровье" из серии «Учимся и оздоравливаемся» А. Сметанкин;
- "Длинный и короткий. Большой и маленький" - Учебное электронное пособие на CD и книга из серии «Учимся и оздоравливаемся» А. Сметанкин;
- "Высокий и низкий. Тонкий и толстый. Узкий и широкий"- Учебное электронное пособие на CD и книга из серии «Учимся и оздоравливаемся» А. Сметанкин;
- "Один - много. Один - ни одного. Много - ни одного. Много - один - ни одного. Много мало" - Учебное электронное пособие на CD и книга из серии «Учимся и оздоравливаемся» А. Сметанкин;
- "Счёт. Сравнение. Сложение. Вычитание." - Учебное электронное пособие на CD и книга из серии «Учимся и оздоравливаемся» А. Сметанкин;
- "Цифры"- Учебное электронное пособие на CD и книга из серии «Учимся и оздоравливаемся» А. Сметанкин;
- "Слева - справа. Вверху - внизу" - Учебное электронное пособие на CD и книга из серии «Учимся и оздоравливаемся» А. Сметанкин;










13PAGE 15


13PAGE 141115



Программа по дополнительной образовательной услуге по обучению и развитию детей на основе компьютерных технологий «Бос – здоровье»

Игры направленные на снятия напряжения различных частей тела.




Образовательная деятельность, направленная на
формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. воспитанников




Выработка диафрагмально релаксационного типа дыхания с применением метода БОС (Обучающие слайды).

Гимнастика на снятие Зрительного утомления.

4. Условия реализации программы.








Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 415