Сообщение Создание здоровьесберегающего пространства на уроках географии в коррекционной школе
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Школа № 107»
Тема сообщения на м/о учителей-предметников:
«Создание здоровьесберегающего пространства в работе
учителя географии»
(учитель-Рябкова Татьяна Владимировна)
г. Н. Новгород,
2016/2017
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Здоровьесберегающие образовательные технологии – организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников. Целью здоровьесберегающих образовательных технологий обучения является: обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья в период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Здоровьесберегающие образовательные технологии – наиболее значимые из всех перечисленных по степени влияния на здоровье учащихся. Главный их отличительный признак – не место, где они реализуются, а использование психолого-педагогических приемов, подходов к решению возникающих проблем. Основными принципами и отличительными особенностями здоровьесберегающих образовательных технологий являются:
-отсутствие авторитарности;
-индивидуализация педагогических воздействий;
-творческий характер образовательного процесса;
-создание благоприятных психологических условий и обеспечение комфортного микроклимата.
Особенно велика в процессе здоровьесбережения роль учителя -предметника. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников. То есть создавать условия для физического, психического, социального и духовного комфорта обучающихся. В арсенале каждого учителя должны быть такие средства и методики, которые позволяют параллельно с главной задачей – качественным обучением – решать проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся, сберечь нервную систему ребенка, снять стрессы и напряжение, пагубно влияющие на здоровье учащихся. Если для участников учебного процесса будут созданы оптимальные условия: гуманизация содержания урока, целесообразные формы организации учебного процесса, эффективные методы обучения, разнообразные виды поддержки ученика, право свободного выбора, комфортная пространственная среда, то это будет способствовать адаптации участников образовательного процесса на уроке. Учитель специальной (коррекционной) школы, готовясь к уроку, определяет уровень и длительность усилий, необходимых ему для выполнения той или иной работы всему классу и отдельными учащимися, продумывает индивидуальный и дифференцированный подход, а также механизм восстановления и активации работоспособности на разных этапах занятий (игровые моменты, переключения, обязательные физкульминутки).
Одним из главных направлений здоровьесбережения является создание здорового психологического климата на уроках. За время ведения моей педагогической деятельности я стараюсь включать на уроках приемы здоровьесберегающих технологий и учитывать возрастные и физиологические особенности детей:
-учет возрастных и физиологических особенностей ребенка на занятиях (посадка детей в соответствии с ростом, поправление осанки на уроке в случае необходимости, количество видов деятельности на уроках, их продуктивность);
- проведение физкультурных пауз на уроках;
-эмоциональные разрядки на уроках;
-использование релаксационных упражнений;
-дозировка домашнего задания и т.д.
Физкультминутки на уроках благотворно влияют на восстановление умственной работоспособности детей, препятствуют нарастанию утомления, повышают настроение воспитанников, снимают статистические мышечные нагрузки.
Я стараюсь проводить их с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.
Время начала физкультминутки выбираю сама, когда значительная часть детей начинает утомляться. В течение урока проводится одна - две физкультминутки.
Проведение физкультминуток решает следующие задачи:
1.Уменьшение утомления и снижение отрицательного влияния однообразной рабочей позы.
2.Активизация внимания детей и повышения способности к восприятию учебного материала.
3.Эмоциональную «встряску» обучающихся, возможность «сбросить» накопившийся груз отрицательных эмоций и переживаний.
Упражнения должны дать нагрузку неиспользованным мышцам, а также способствовать расслаблению мышц, выполняющих значительную нагрузку. Физкультминутки проводят в светлом, чистом, хорошо проветренном помещении. Учитель произносит команды четким, громким голосом. Упражнения, которые выполняются впервые, показывает учитель. Обязателен положительный эмоциональный фон.
На своих уроках географии я использую как традиционные физкультминутки, так и физпаузы, которые так или иначе связаны с предметом «География» или конкретной темой урока. Я сама обязательно выполняю все предлагаемые детям упражнения.
Упражнения для активизации внимания и снятия напряжения.
1.Массаж ушных раковин для мобилизации сил и возможностей организма, повышения общего тонуса нервной системы, устранения утомления.
Например, в своей работе я очень люблю использовать физпаузу в форме массажа ушей «Стороны горизонта».
Словесное сопровождение учителем: «Чтобы настроить себя, заставить наши мысли быть активными, сделаем массаж ушей. Поднесите руки к вашим ушам. Давайте погладим их, пощиплем ушки, чтобы они стали разогрелись. А теперь потянем их в стороны: на север, на юг, на запад, на восток. Закончили массаж. Руки положили перед собой».
2. Релаксирующая пауза для снятия психического напряжения.
Также в арсенале моей профессиональной деятельности есть релаксационные паузы. Например пауза «Шум моря» (обязательно музыкальное сопровождение)
Словесное сопровождение учителем: «А сейчас я предлагаю отдохнуть. Соедините ладони перед собой и закройте глаза. Представьте, что у вас в ладонях находится земной шар. А вы стоите на палубе корабля, который плывет по огромному водному пространству вокруг Земли. Океан споен и ласков. Крики птиц, легкий шум волны. Ласковый ветерок освежает лицо. Солнечный луч нежно касается щеки. Давайте прогоним прочь тревоги и заботы. Откройте глаза. Наберите в легкие побольше воздуха и подуйте на шар в ваших ладонях. Улетайте невзгоды. Живи, Земля!»
Также в на уроках можно использовать гимнастику для глаз, которую можно проводить с помощью учителя, так и с помощью интерактивной доски. (например, я включаю видеофрагмент «Гимнастика для глаз Айкера, где под комментарии автора глаза выполняют конкретные упражнения)
Также детям очень нравятся двигательные упражнения во время закрепления изученного материала: Руки вниз – южная сторона горизонта; Руки вверх – север; Правая рука в сторону – восток; Левая рука в сторону под прямым углом – запад.
Необходимо отметить и о том, что во время урока без прибегания к физминутке тоже можно снять напряжение с глазных мышц. Достигается это за счёт максимального удаления от глаз ребёнка учебного дидактического материала. Предъявляемый дидактический материал может быть маленьких размеров. Дети всматриваются вдаль и тем самым снимают напряжение с глазных мышц.
В целом, моя система работы по формированию здоровьесберегающих технологий на уроках география в коррекционной школе, заключается в следующем:
позитивная психологическая поддержки ученика (обязательно проведение урока с улыбкой, доброжелательно по отношению к ученику, даже если твое внутреннее состояние оставляет желать лучшего).
Урок это зона психологического комфорта. В результате введения в урок видов деятельности, поддерживающих положительное отношение ребенка к себе, уверенность в себе, в своих силах и доброжелательное отношение к окружающим, изменяется микроклимат на уроке. Атмосфера на уроках становится более благоприятной для обучения и для межличностного общения. С этой целью использую методы эмоциональной раскачки, релаксационные упражнения, упражнения на рефлексию, визуализацию и релаксацию. Одним из важных средств создания благоприятного микроклимата является, на мой взгляд, похвала ученика. Невербальные методы поощрения: улыбка, жесты, мимика, аплодисменты и т.д. Похвалу учителя можно выразить в раздаточных жетонах, карточках. Оценивание в виде солнышка, где лучики выдаются в виде бонуса за удачный ответ. Побеждает тот, чье солнышко ярче. На своих уроках я достаточно широко практикую самооценивание и взаимооценку. Рациональное чередование видов деятельности помогает избежать снижения внимания, усталости. Разнообразие типов взаимодействия на уроке обеспечивает активный стереотип поведения учащихся на уроке и снимает усталость, делает урок более эмоциональным. Я считаю одной из самых важных задач педагогов школы, чтобы наши дети были здоровыми, жизнерадостными, а значит успешными. Тогда они с удовольствием каждый день будут приходить в школу, где их ждут.
2) формирование дифференцированных групп по способу мотивации в изучении географии (имеющие повышенную или пониженную мотивацию в изучении географии);
3) создание оптимального тематического и поурочного планирования с целью достижения продуктивности в реализации учебных целей;
4) разработка различных форм проведения учебных занятий: урок-викторина, урок-путешествие, урок-экскурсия, урок-интервью, урок-квест и т.д.
Также постепенно вводятся элементы проектной деятельности. Планируется создание веб-квеста «Школьный сад-двор детства» и группового долгосрочного проекта «Чистая планета-здоровая нация» (1 год).
В моей практике существуют проведения уроков на свежем воздухе на территории школы. Например, тема «Овраги» (6 кл.). Урок проводился на улице, где ученикам было даны задания:
1. Найти на территории школы овраг (здесь можно включить игру «Кто быстрее?»)
2. Найти у данного оврага дно, крутой склон, пологий склон, подошву и обозначить их (у каждого ученика в руках находилось название составляющих оврага «ДНО», «ПОДОШВА», «КРУТОЙ СКЛОН», «ПОЛОГИЙ СКЛОН»).
Можно использовать активные тематические игры на улице, кроссворды (например, тема «Животные лесной зоны»), рисование песочных часов и изучение времени в зависимости от нахождения Солнца над Землей.
5) внеклассные мероприятия экологической направленности (посещение парков, озер с обязательным выполнение каких-либо заданий)
6) использование компьютерных технологий для проведения физпауз или без них;
7) разработка форм рефлексии урока;
8) формирование дифференцированных групп при выполнении заданий на географии
При изучении курса географии особенно эффективны игровые технологии, в том числе и технология ролевой игры. Положительным моментом данной технологии является то, что игра посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказывается порой более важным, чем знание предмета. Школьникам очень нравится экологическое лото «Животные и растения лесной зоны». В 2016/2017 уч.г. планируется проведение кулинарно-географической игры «Кухни народов мира» (игра в лото с приготовлением здоровой пищи нескольких стран мира).
Атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий создают комфортную обстановку на уроках и способствуют преодолению стрессовых ситуаций, связанных с классно – урочной системой.
Подростков 12 – 14 лет увлекают путешествия. Для них я провожу уроки – экспедиции, уроки – путешествия. Например, в 6 классе «Путешествие капельки», «Восхождение на вулкан». Курс «География материков и океанов» в 7 классе предоставляет огромные возможности для применения игровых технологий. Вместе с семиклассниками мы путешествуем по океанам и материкам во время обобщения изученного материала: «Тайна четырех океанов» (обобщение по теме Мировой океан) «По следам Фернана Магеллана» и т.д.
Таким образом, на уроках я стараюсь проводить разнообразные формы работ, различные физкультминутки, строгое нормирование домашних заданий по предметам цикла для недопущения перегрузок, обращаю особое внимание на объем и сложность материала, задаваемого на дом. Основные пункты задания разбираются на уроке, а на дом остается повторение.
Все учителя сталкиваются с одной проблемой: отвлеченность от урока учеником посредством игры на мобильном телефоне. Помимо данной проблемы здесь присутствует еще одна – постоянное излучение на организм подрастающего человека. Я на своих уроках постаралась решить эту проблему. В этом учебном году мной была создана специальная коробка с ячейками для электронных средств (сотовые, плееры, планшеты) и каждый обучающийся вначале урока помещает свое электронное устройство в любую понравившуюся ячейку.
Это вызывает интерес у подростков. В случае нежелания поместить телефон в коробку ученику предлагается на выбор: убрать средство общения в портфель или спецкоробку. В конце урока дети забирают свои электронные устройства. Хотя бы 40 минут излучение не воздействует на детские организмы и мотивация к выполнению заданий становится выше.
Применение здоровьесберегающих технологий дает возможность создавать на уроке атмосферу доверия и взаимопонимания для развития личности ребенка и, в конечном счете, снижают риск школьных стрессов, которые отрицательно влияют не только на психическое, но и физическое здоровье школьников.
Применение здоровьесберегающих технологий снижает утомляющее воздействие урока на организм школьника, активизирует резервные возможности личности с помощью рациональной организации учебного процесса, средств обучения, а также коррекции психоэмоционального состояния учащихся на уроке.
Все это, на мой взгляд, способствует повышению мотивации, творческой активности и вместе с этим укреплению здоровья учащихся.