Здоровьесбережение Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества обучения.

Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества обучения.

Новое качество образования может быть достигнуто лишь при создании определенных условий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся. Это требует от учителя особых подходов в образовании и воспитании. Знание здоровьесберегающих технологий – важная составляющая профессиональной технологии компетентности современного учителя. Учитель, использующий эти технологии, разрешает проблему перегрузки и переутомления учащихся на уроках. У них развивается внимание, память, творческое воображение, формируется мышление, свобода суждений.
Создать здоровьесберегающее образовательное пространство в начальной школе помогут методические рекомендации доктора В.Ф. Базарного.
Обучение учащихся в режиме динамических поз. Для этого используется специальная ростомерная мебель с наклонной поверхностью парты и конторки. Часть урока дети стоят за конторкой, другую часть сидят за партой, тем самым сохраняя вертикаль позвоночника, укрепляя осанку. В 1-ом классе дети меняют позу через 5 минут, во 2- 4–ом через 12 – 15 минут. Работа, стоя за конторкой, способствует формированию координации и равновесия, профилактике нарушения опорно-двигательного аппарата, сердечно – сосудистой системы, близорукости. Уставшие от учебы могут выйти из-за стола, сесть или прилечь на диван.
Проведение уроков в режиме движения наглядного материала за счет максимального удаления от глаз детей учебно-дидактического материала. Для этого используются подвижные «сенсорные кресты»: деревянные планки, подвешенные к люстре в углах класса, на которых располагаются дидактические материалы, карточки с заданиями и ответами, разнообразные по форме, цвету, размеру, которые раскладываются в любой точке класса. Дети всматриваются вдаль и тем самым снимают напряжение с глазных мышц. Карточки с дидактическими заданиями располагаются в классе везде: на книжных полках, на окне и даже за выключателем.
Методика сенсорно-координаторных тренажей «Четыре угла». Все упражнения выполняются в свободной позе: дети делают движения головой, глазами, туловищем в течение 1-2 минут. В четырех углах кабинета фиксируются яркие изображения: картинки, схемы, слова, формулы, числа, фигуры, правила, сюжеты из сказок, пейзажи и т.д . Здесь присутствует важный эмоционально-мотивационный фактор, который повышает физическую и психическую активность детей на уроке.
Методика зрительно-кординационных тренажей. Схема-тренажер находится на потолке. Незамысловатые круги и восьмерки – схемы-траектории – используют для разминки и укрепления мышц глаз. Глаза детей отдыхают, пробегая несколько раз по разноцветным линиям. Одновременно дети делают непроизвольные движения головой, шеей, туловищем. По мнению доктора В.Ф. Базарного, регулярное использование этого тренажера восстанавливает зрение ребенка за один учебный год, и он может отказаться от очков.
Для расширения зрительных горизонтов и развития воображения применяются экологические панно (2х3 м). На панно изображается уходящий в бесконечность сельский пейзаж (река, береза, село). С помощью специальных манекенов и карточек разворачиваются сюжеты урока. Экологическая стенка меняется с приходом нового времени года. Из манекенов кукол и движущихся предметов создаются самые разные сюжеты, связанные с темой урока.
Обязательным учебным предметом доктора В.Ф. Базарного является детское хоровое пение (музыкально-драматическая студия).
Пение является мощным средством балансировки нервной системы и психики, профилактика заболеваний голосового аппарата, органов дыхания. Познание мира детьми осуществляется на основе зрительно-образного моделирования в режиме одухотворенной перспективы.
Прежде, чем начать работу по методике В.Ф.Базарного, необходимо изучить соответствующую литературу по валеологии, ознакомиться с опытом использования здоровьесберегающих принципов обучения и воспитания в школах. Невозможно представить учителя с авторитарным подходом к учебному процессу в классе, где внедряется подвижный способ обучения. Учителю необходимо постоянно перемещаться по классу, быть активным, чтобы дети следили за ним. Для восстановления связи между зрением и общим мышечным чувством весь урок строится в режиме «динамических поз».
Технология В.Ф. Базарного помогает учителю стать раскрепощенным, повысить творческий потенциал, значимость и престиж профессии в обществе.

15